Методическая разработка "Спешите делать добрые дела"
методическая разработка (средняя группа)

Шаранова Ольга Николаевна

Методическая разработка в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, представляет собой беседу, сопровождаемую дополнительным дидактическим материалом, который можно использовать и в самостоятельной деятельности. Предполагает организацию детской деятельности в форме беседы, где дети в доступной им форме знакомятся с понятием «добро» и «милосердие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл speshite_delat_dobrye_dela.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку

 по духовно – нравственному воспитанию обучающихся

 

 

Номинация: методическая разработка беседы с детьми по духовно – нравственному воспитанию

Тема: «Спешите делать добрые дела»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской области.

Автор:  Шаранова Ольга Николаевна , воспитатель

 

Методическая разработка в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, представляет собой беседу, сопровождаемую дополнительным дидактическим материалом, который можно использовать и в самостоятельной деятельности. Предполагает организацию детской деятельности в форме беседы, где дети в доступной им форме знакомятся с понятием «добро» и «милосердие».

Данная разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).        

Методическая разработка будет полезна студентам педагогических колледжей и вузов, воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям.

Методическая разработка с интерактивной игрой и дидактическим материалом являются полностью авторскими.

 

 

 

 

 

 

 

 

2023

 

Введение

«Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Л. Н. Толстой.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых вопросов, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. К сожалению, это большая проблема для современного российского молодого поколения, характерными причинами которой явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью, резкое снижение физической подготовки молодежи и т. п.

Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: «Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании».

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.  Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно – нравственного воспитания дошкольников. Так как одной из задач стандарта является: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Поэтому, в дошкольном учреждении большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию и развитию детей.

Актуальность методической разработки определяется тем, что:

во – первых, общество нуждается в подготовке высоконравственных людей, обладающими не только знаниями, но прекрасными чертами личности;

во – вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников воздействия на него как позитивного, так и негативного характера сферу нравственности;

в– третьих, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм.

В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно- нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую актуальность разработки беседы по духовно- нравственному образованию и воспитанию детей!

Значимость этой разработки в том, что она содействуют сохранению духовного здоровья детей, формирует у ребенка чувства милосердия, воспитывает у него эмоционально-положительное отношение друг другу. С этой целью была разработана методическая разработка «Спешите делать добрые дела». Она направлена на формирование ориентации дошкольников на духовно – нравственные ценности, уважение к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания.

 

 

Одной из эффективных форм работы по духовно-нравственному воспитанию детей является беседа. Сущность беседы «….» состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов и ситуаций побудить детей к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседу  соединяем с чтением художественного произведения, показом иллюстративного материала, личного  опыта.

Таким образом с помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Цель: Формирование нравственных ценностей у воспитанников, представлений о добре, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.

 Задачи:

  • Раскрыть понятия: добро, милосердие, познакомить с произведениями литературы.
  • Сформировать нравственные категории и оценочные суждения, привить культуру ведения дискуссии.
  • Воспитать чувства товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела.

Возраст: беседа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Методики: Данное методическая разработка предполагает использование следующих  методик:

  • игровые: дидактические игры «Лети лепесток»,  «Собери добрый цветок»;
  • словесные: беседа, объяснение, поисковые вопросы, художественное слово;
  • наглядные: метод иллюстраций и метод демонстраций;
  • практические: проблемное изложение; обыгрывание проблемных ситуаций.

Технологии. При использовании методической разработки по духовно – нравственному воспитанию огромное внимание уделяется здоровьесберегающей технологии. Цель её — обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии в методической разработке применяются в различных видах деятельности и представлены как: технологии сохранения и стимулирования здоровья – динамические паузы, релаксация, смена деятельности;

  • В основе разработанной методической разработки лежит технология активного обучения (Л. С. Выготский, А. Вербитский, В.В. Давыдов). Идея технологии заключается в особой организации образовательного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ребёнок имеет определенное задание – выбрать любой предмет, лепесток с изображением иллюстрации к пословице и т. д., в котором он должен выполнить задачу и аргументировать свою точку зрения. Методическая разработка содержит такие активные методы как стимулирующие познавательную  деятельность детей, вовлекающие каждого участника в мыслительную активность: проблемность; коллективное взаимодействие - сотрудничество; вовлечение детей в постоянную активную деятельность: участие в беседе, анализ и оценка поступка героев в проблемной ситуации, и т. п.;
  • Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
  • При использовании данной разработки задействованы многие направления детской деятельности: совместная деятельность детей и воспитателя, самостоятельная деятельность детей, познавательная, игровая деятельность.
  • Предварительная работа: чтение книги В. Катаева «Цветик - семицветик», рассматривание иллюстраций, фотоматериалов о жизненных ситуациях; чтение рассказов духовно-нравственного характера, дидактическая игра «Оцени поступок»

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Поддержка детской инициативы

Планируемый результат

1 часть вводная - Цель: вызвать интерес, желание, потребность в предстоящей деятельности, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Волшебный клубочек»

Дети давайте встанем в круг и поиграем с клубочком. Тот  у кого он окажется в руках, должен обмотать ниточку вокруг пальца и прокатить клубочек сторону того ребенка, который вам нравится со словами: «Мне нравится (имя ребенка), потому, что…». Ребенок, получивший клубок, выслушав слова, обматывает нитью свой палец, передает дальше клубок и говорит добрые слова следующему участнику.

Ребята у нас получилась «паутинка» дружбы. Натяните её, представьте, что через ниточку проходит тепло от рук ваших друзей. Посмотрите как она вас связала и объединила, что бы показать какими дружными вы должны быть сейчас и в будущем.

А что такое будущее?

А будущее наше может быть каким?

Я думаю, что все мы хотим, чтобы наше будущее было хорошим, светлым.

Дети встают в круг и играют в игру «Волшебный клубочек»

Высказывания детей

Создание в группе положительного психологического микроклимата

Включенность в игру

Организация и настрой детей на познавательную деятельность

Формирование внутренней мотивации на деятельность. 

Развитие коммуникативности, обогащение словаря.

А что бы наше будущее было хорошим, какими качествами каждому из нас нужно обладать? 

Что такое добро?

Каким словом можно назвать слово добро?

Честным, добрым, организованным, отзывчивым, смелым …

Предположение детей

Милосердие

Поддерживание стремления находить различные способы решения проблем

Формирование внутренней мотивации на деятельность.  Актуализация мыслительных операций

Что бы узнать нужно ли милосердие в наше время, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие Дорогою Добра.

И только тот, кто до конца пройдет все испытания, сможет наполнить свою жизнь безграничной добротою, милосердием, любовью и теплотой. Вы хотите стать такими людьми? 

 Кто «за», кто не испугался трудностей, поднимите руки!

Отлично! Тогда отправляемся в путь.

Да

Дети поднимают руки

Предоставление возможности обмениваться информацией

Актуализация мыслительных операций.

Развитие коммуникативности, веры в свои силы.

2 часть – основная Цель – развитие познавательной сферы детей.

Наше путешествие начнем с загадки.

Красивый и праздничный этот сосуд.
И если в квартиру цветы принесут,
То тут же обрежут и сразу
Поставят заботливо в …

Воспитатель показывает хрустальную вазу

Какая она?

Как вы думаете, как с ней нужно обращаться?

Воспитатель ставит вазу на полку

- Скажите, в каком произведении ваза все-таки разбилась?

- Да, верно, эту сказку написал В. Катаев. Как вы помните, в этой сказке главная героиня девочка Женя получила в подарок волшебный цветок «цветик-семицветик».

Воспитатель показывает иллюстрацию  к сказке.

Какая у него была волшебная сила?

- Какие из желаний, которые загадала Женя, показались пустыми, ненужными? Почему?

- А какой поступок Жени заслуживает внимания, похвалы?

- Скажите, а что бы вы почувствовали, если бы так же помогли мальчику?

- Какой поступок совершила Женя?

- Значит Женя какая девочка? А если человек добрый, значит он какой?

А как выдумаете, кроме предметов, к чему еще человек может относиться трепетно, бережно, боясь это потерять?

 

Ситуация 1. Представьте себе, что мальчик упал, ушибся и заплакал. Покажите, что бы вы сделали в этой ситуации? Покажите?

Ситуация 2.  Представьте, что вы увидели маленького щенка, который заблудился. Что бы вы сделали?

Что вы проявили к мальчику и щенку?

Физминутка

А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Не ошибись, пожалуйста»

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять его нужно только тогда, когда я назову «волшебное слово».

Встаньте, пожалуйста, кто хочет играть!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте!

Попрыгайте!

Попрыгайте, пожалуйста!

Руки вперед!

Присядьте, пожалуйста, три раза!

Тихо сядьте!

Пожалуйста, займите свои места!

Наше путешествие продолжается.

Воспитатель обращает внимание на поднос с предметами.

 Ребята, посмотрите на эти предметы: цветок, грязная чашка, сломанная игрушка, зернышки, конфеты.

С помощью этих предметов можно совершить добрый поступок. А какой мы сейчас узнаем, поиграв в игру «Лети лепесток».

«Волшебный лепесток» мы будем передавать по кругу со словами. У кого в руках окажется лепесток, тот должен будет выбрать предмет и рассказать о добром поступке, который можно совершить с этим предметом.

Слова для проговаривания:

Вот лепесток по кругу летит

О добрых делах подумать велит.

Воспитатель обращает внимание на стебелек, где прикреплена сердцевина от цветочка со словом «добро».

В руках у меня волшебные лепестки цветика – семицветика, которые растеряла Женя. Я их собрала и обнаружила, что на них иллюстрации про известные пословицы и поговорки. Возьмите каждый по лепестку и расскажите пословицу которая подходит к вашей иллюстрации. Игра «Собери «Добрый цветок»

Вот и мы с вами составим из лепестков «Добрый цветок».

Мы поставим его в нашу вазу, чтобы он напоминал, что мы должны делать только добрые поступки.

Наше путешествие подошло к концу. Я вижу, что все вы очень добрые и милосердные.

Дети слушают и отгадывают загадку

Ваза

Хрупкая, прозрачная, хрустальная, сделана из хрусталя

Осторожно, бережно, аккуратно, нежно.

«Цветик-семицветик».

Выполняла любые желания

Игрушки, северный полюс. Она думала только о себе

Когда Женя помогла мальчику

Чувство радости, удовольствия.

Добрый, милосердный

Добрая. Заботливый, внимательный, добродушный

К людям, животным, природе…

Обыгрывание ситуации детьми

Обыгрывание ситуации детьми

Милосердие

Дети играют в игру «Не ошибись пожалуйста!»

Дети играют в игру «Лети лепесток» Цветок подарить, грязную чашку вымыть, зернышками накормить птиц, игрушку отремонтировать, конфету подарить другу.

Дети выбирают лепесток и вспоминают и рассказывают пословицы про добро

Доброе слове и кошке приятно.

Добрые дела красят человека.

Жизнь дана на добрые дела.

Не хвались серебром, а хвались добром

Доброму человеку чужая болезнь к сердцу.

Вражда не делает добра

Хоть зло сильно всему вредит, добро на свете победит

Предоставление возможности детям использовать воображаемые ситуации

Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов детей

Предоставление возможности детям использовать воображаемые ситуации

Создать условия для детской игровой деятельности (игра «Не ошибись, пожалуйста»)

Предоставление возможности обмениваться информацией

Создать условия для детской игровой деятельности (игра «Лети лепесток»)

Осознание себя как участника познавательного

интереса, Развитие  внимания, сосредоточенности, мышления, способности анализировать.

Развитие коммуникативности. Обогащение словаря.

Развитие  внимания, сосредоточенности, памяти, способности анализировать.

Развитие коммуникативности. Обогащение словаря.

Развитие внимания, сосредоточенности, памяти, способности анализировать.

Формирование умения находить выход из проблемных ситуаций

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Развитие коммуникативности. Обогащение словаря.

Развитие  внимания, сосредоточенности, памяти, способности анализировать

3 часть заключительная -  Цель – закрепление положительных эмоций от работы

Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Перед вами чистый лист ватмана. Давайте наполним его добрыми делами.

Сначала посадим деревья (приклеиваем на ватман).

Потом сделаем скворечники для птиц, о птицах надо заботиться.

Для малышей сделаем песочницу – пускай играют, и качели смастерим – вот детям забава.

За детьми будут смотреть мамы и бабушки – значит, надо сделать для них лавочки.

Поможем котёнку слезть с дерева: ведь он маленький.

Покормим голодного щенка.

Старушке-соседке поможем перейти дорогу.

Маме поможем нести тяжёлую сумку.

Не будем забывать писать письма родным и близким. Самолёт доставит почту в любой уголок Земли.

Звучит песня «Если добрый ты?»

Ребята, как мы назовём эту картину?

На чистый лист ватмана каждый учащийся наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Получается общая красивая аппликация

Предположения детей

Создать условия для художественного творчества (коллективная аппликация «Наши добрые дела»

Вовлечённость в самостоятельную деятельность детей

Формирование элементарных навыков самооценки. Удовлетворение от познания «нового».

Про какие чувства мы сегодня говорили?

А в наше время нужно милосердие?

У вас получилась прекрасная картина! Я уверена, что она подарит вашим близким частичку доброты, милосердия, душевности и любви!

Про добро, милосердие

Дети рассматривают картину

Фиксация успеха

Развитие коммуникативности. Обогащение словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Делаем добрые дела"

Проект направлен на формирование интереса к общественной жизни; бережного отношения к природе; познанию себя и себе подобных, воспитанию гуманных чувств....

"Мы поливаем и моем комнатные растения - делаем добрые дела"

Цель:   - закрепить название растения – фикус;           - закрепить знания детей о приёмах ухода за  растениями: протирать листья...

Спешите делать добрые дела!

Презентация к интегрированному занятию в подготовительной группее "Спешите делать добрые дела!"...

Сколько раз нужно делать добрые дела?

Конспект образовательной деятельностидля детей старшего дошкольного возрастана тему «Сколько раз нужно делать добрые дела?». Цель:Развитие логических представлений у детей старшего дошкольн...

Проект«Спешите делать добрые дела» под лозунгом «Твори добро».

За последние годы добро, доброта постепенно исчезают из повседневной жизни, превращаясь в категорию философскую.А доброта – качество, ценимое во все эпохи.Чем тяжелее времена...

Методическая разработка праздника «Доброе дело - делай смело!», посвящённая Году добровольца (волонтёра) в России на конкурс «Одна страна - одна Россия».

Сценарий методической разработки адресован музыкальным руководителям и воспитателям  ДОУ с целью формирования культуры волонтерства у старших дошкольников....

Календарь добрых дел. Цели: Научить делать добрые дела и вовлечь окружающих в социально-значимые дела по оказанию помощи окружающим.

Календарь добрых дел.Цели: Научить делать добрые дела и вовлечь окружающих в социально-значимые дела по оказанию помощи окружающим....