Проект "Играем пальчиками развиваем речь"
проект

Тарасова Татьяна Валерьевна

Целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_palchiki.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Играем пальчиками и развиваем речь»

Подготовила: Тарасова Татьяна Валерьевна

Вид проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный (февраль-март) 2021 год

По количеству участников: группа детей 20 человек

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников

Актуальность:

Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Ведь именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка

Это определило тему моей дальнейшей работы «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: 

1. использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста;

2.формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности 

3. укрепление физического и психического здоровья детей;

4. развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;

5. повышение уровня речевого развития детей;

6. воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

7. воспитание и развитие художественного вкуса;

8. привлечь родителей к участию в реализации проекта;

I этап – подготовительный 

1. Составление перспективного плана мероприятий проекта.

2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.

3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.

4. Консультация для родителей “Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста”.

5. Пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста.

II этап - практический 

1. Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей второй младшей группы:

- Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей 

в домашних условиях»

- Оформление наглядно- информационного и консультативного материала для родителей

- Памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем! » 

3. Открытое занятие, с демонстрацией внедрения пальчиковых игр в ход занятия

4.Мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей второй младшей группы.

III этап – заключительный 

1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями. 

2. Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста 

3.Творческая презентация на педсовете по успешности реализации проекта

4. Выставка детских работ с использованием нетрадиционных методов

рисования и аппликации.

Ожидаемые результаты:

- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;

- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;

- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;

- родители получат необходимые знания по данной теме;

- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;

- формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями

- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.

Итог проекта:

Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует: 

- увеличению словарного запаса детей, речь детей становится более эмоциональной и выразительной;

- кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений; 

- сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.

Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. 

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Осуществляя тренировку тонких движений пальцев рук, я активно использовала не только создаваемые конструкции из пальцев рук. В соответствии с предлагаемым стихотворным текстом, но и различные игры и занятия с предметами (Природным материалом, бумагой, пластилином, бусами, шнуровками, счётными палочками, спичками). А также использовала различные виды театров (теневого, пальчикового, настольного, перчаточных кукол). Такие занятия, также способствуют взаимодействию мелкой моторики пальцев рук с такими высшими психическими процессами, как память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.

С учётом развивающей функции предметной среды, требующей для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, обеспечивающих преемственность развития деятельности от простых её форм к более сложным, в группе оборудован «Центр развития мелкой моторики». 

Для привлечения родителей к участию в реализации проекта, мной был подобран и оформлен наглядно – информационный и консультативный материал для родителей, проведено родительское собрание с участием психолога. На родительском собрании был проведен мастер-класс по развитию мелкой моторики рук. Благодаря этому, родители приняли активное участие в изготовлении практического материала и в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.

Благодаря применению наработанного материала на практике, по результатам диагностического обследования, у воспитанников наблюдается совершенствование речевых навыков, повысился уровень изобразительных навыков. А также, у многих детей заметно повысилась самооценка.

В качестве обобщения проделанной работы, на педагогическом совете была представлена презентация по теме: «Развитие речи через пальчиковые игры».

Планирование

1 неделя

Понедельник 15.02.

Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»

Игры с конструктором

Вторник 16.02.

Пальчиковая игра «Козочка»

Игры с мозаикой

Среда 17.02.

Пальчиковая игра «Мы варили суп»

"Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги". 

Четверг 18.02.

Пальчиковая игра «Кораблик»

Работа с раскрасками - штриховка

Пятница 19.02.

Пальчиковая игра « Два веселых гуся»

Лепка из глины и пластилина

Суббота 20.02.

Пальчиковая игра «Банька»

Спрячь платочек

2 неделя

Среда 24.02.

Пальчиковая игра «Семья»

Ищем маленькие игрушки в миске с крышками

Четверг 25.02.

Пальчиковая игра «Ой мороз, мороз…»

Игры с прищепками

Пятница 26.02.

Пальчиковая игра «Апельсин»

Игра с клубочками

3 неделя

Понедельник 29.02.

Пальчиковая игра «Я пеку, пеку, пеку…»

Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков

Вторник 01.03.

Пальчиковая игра «Пальчиковые загадки»

Собери «пазлы»

Среда 02.03.

Пальчиковая игра «Дом»

Разрывание бумаги

Четверг 03.03.

Пальчиковая игра «Маланья»

«Бусы для мамы» нанизывание

Пятница 04.03.

Пальчиковая игра «Лакомка»

Рисование нетрадиционным методом (ватными палочками)

4 неделя

Среда 09.03.

Пальчиковая игра «Постираем белье»

Работа с пластилином

Четверг 10.03.

Пальчиковая игра «На постой»

Пальчиковая гимнастика- шнуровка

Пятница 11.03.

Пальчиковая игра «Снег, снег»

Массаж ладоней и пальцев рук

Конспект  Тема «В гости к Лисичке».

Цель: развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: закреплять представление о диких животных (медведь, лиса, заяц, еж, белка), учить соотносить слова стихотворения с движениями, имитировать игру на различных инструментах, подражать их звукам. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе. Продолжать учить правильно, держать карандаш, не напрягая мышц пальцев,  добиваться проведения линии, карандашом не отрывая от бумаги, по середине дорожки. 

Развивать внимание, память детей, развивать мелкую моторику рук. Учить детей захватывать ладошками мелкие предметы и переносить их в другое место.

Материал: мягкие игрушки, ёлки, орешки, миски. Корзинки, макароны, разрезные картинки, карандаши, листы бумаги с дорогой. Угощение конфеты.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми заходят в группу, здороваются. 

Воспитатель: Дети, посмотрите, куда мы с вами попали?

Дети: В лес!

Под ёлочкой сидит зайчик и плачет. Дети спрашивают, « Почему зайчик плачет?»

Зайчик: «У Лисички сегодня день рождения, я ей нёс подарки и потерял их.

Что же мне теперь делать? Как я пойду без подарков?»

Воспитатель: «Дети давайте поможем зайчику найти подарки для лисички».

На столе стоят миски с мелкими макаронами, в них спрятаны мелкие игрушки.

Дети находят игрушки и называют их:

- Я нашла куклу. И т. д.

Найденные игрушки отдают зайчику.

Воспитатель: Ребята! А вы хотите узнать, кто еще идет к Лисичке в гости на день рождения? Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.

Вместо шубки лишь иголки

Не страшны ему и волки,

Колкий шар не видно ножек

Звать его конечно ….(Ёжик)

Вот он Ёжик. 

Ребята, а наш Ёжик очень любит играть. А вы хотите с ним поиграть?

Пальчиковая игра «Ёжик»

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, кто еще идет к Лисичке в гости. У меня есть картинки, где нарисован наш герой. Ой, посмотрите, мои картинки разлетелись, вы поможете мне их собрать?

Дети подгруппами по 3 человека собирают разрезные картинки.

-Кто получился у вас на картинках? Правильно, Мишка.

В гости идет Мишка, но он заблудился и не знает по какой дорожке идти. Давайте поможем Мише найти дорогу. Для этого необходимо провести, карандашом не отрывая от бумаги по середине дорожки, прямо к Лисичке. (На листе изображены три дорожки, необходимо выбрать дорожку от Мишки до Лисички).

Воспитатель: Ребята, каких зверей мы с вами уже встретили?

Дети: Зайца, Ёжика, Медведя.

Воспитатель: Где все они живут? Правильно в лесу, и называются?

Дети: - Дикие животные.

Воспитатель: А кого из диких животных мы еще с вами знаем? Я вам подскажу:

По деревьям ловко скачет 

И в дупло орешки прячет?

Дети: Белочка.

Воспитатель: Белочка несет лисичке в подарок орешки. Тяжело ей нести орешков много, корзинки тяжелые. Давайте ей поможем.

Содержимое корзинок высыпается на 2 подноса. Дети делятся на 2 команды. По сигналу дети переносят орешки с подносов в корзинки.

Воспитатель: Собрались все звери в гостях у лисички и стали танцевать. 

Предлагает детям поиграть на музыкальных инструментах (воображаемых) и поплясать вместе со зверями.

Речь с движениями «Я на скрипочке играю...»

Я на скрипочке играю 

«Тили-ли, тили-ли» 

Скачут звери на полянке 

«Тили-ли, тили-ли» 

на гармошке я играю «Ры-ры-ры» 

Скачут звери на полянке

«Ры-ры-ры » 

Я на дудочке играю «Ду-ду-ду» 

Скачут звери на полянке

«Ду-ду-ду » 

А теперь на барабане

«Бум-бум-бум, трам-там-там» 

Все зверушки разбежались 

по кустам, по кустам.

Воспитатель: Ребята вам понравилось играть и веселиться вместе со зверями?  Вы были сегодня такие молодцы, помогли зверушкам придти к Лисичке на день рождения. Столько добрых дел сделали. А кто помнит, кому мы сегодня помогали? Лисичка очень вам благодарна, за помощь. Ей очень понравилось с вами играть и веселиться, и она хочет вас угостить вкусными конфетами.

Игры на развитие мелкой моторики:

«Катание по столу, между ладонями карандашей и шариков»

Цель: развивать мелкую моторику.

Детям дают граненые карандаши. Ребенок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

«Игры с пластилином»

Учить скатывать «шарики и колбаски» между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого. Формировать координацию движений, развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно ее держать, развивать воображение.

«Найди вторую половинку»- разрезные картинки

Учить выделять части предмета и соединять их в целое, развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику.

«Шнуровки»- учить вкладывать шнурок в дырочку

Учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу, развивать целенаправленность действий и мелкую моторику.

«Пазлы»

Это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков.

«Игры с бусинками»

Оборудование: бусины, ниточки.

Нанизываем бусинки на ниточки, изготавливая украшение для игры. Нанизываем бусины в определенном порядке, чередуя по форме, цвету, или величине.

«Работа с мозаикой»

Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.

Выложить несколько рядов из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

«Игры с конструктором»

Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.

«Игры-с-магнитами»

Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.) или друг к другу.

"Игры с прищепками"

Прикрепляем прищепки к различным предметам к пластмассовому ведерку, к деревянной палочке, к книжке, к картонным силуэтам (ежика, солнышка, цветочка, елочки)

«Игры с бумагой и салфетками»

Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.

Снежинки из бумаги: Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.

 «Пальчиковый бассейн»

Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается

отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

«Рисунок на крупе»

Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать  предметы (забор, дождик, волны, буквы).

«Спрячь платочек» 

Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.

Итог проекта: Родительский клуб «Особенности детей на кончиках пальцев». В работе клуба принимали активное участие родители, дети и воспитатель. На что обратить внимание для успешного развития детей. Родителям были предложены игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук (с карандашом, массажным шариком су-джок терапии). Разучили пальчиковые гимнастики, которые можно выполнять дома. А в заключение работы родительского клуба выполнили совместную работу «Веселых Капитошек». Безусловно, совместное творчество детей и родителей имеет массу плюсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"

В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....

Развивая пальчики развиваем речь

Взаимодействие с родителями...

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Развиваем пальчики - развиваем речь!

Если движение руки соответствует возрасту, то и развитие речи находится в пределах нормы. Представлены упражнения для развития мелкой моторики, которые можно применить дома....

"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести ...

Консультация для родителей "Развиваем пальчики- развиваем речь".

Движение рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию....