Беседы с детьми
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Лебедева Ольга Викторовна

Болезни грязных рук

Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа с воспитанниками на тему «Болезни грязных рук»

Задачи:

  • Продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни.
  • Воспитывать привычку, мыть руки с мылом перед едой, по мере      загрязнения, после пользования туалетом, умение устанавливать последовательность действий.
  • Разучить потешку.
  • Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.
  • Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
  • Подвести детей к понятию, что «Чистота – залог здоровья».

Воспитатель. Все болезни у ребят,

От микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть

Надо с мылом и водой дружить

Воспитатель. Каждый день, и группе и в школе, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же «Не забудь помыть руки!»

Воспитатель. Кто знает, зачем нужно постоянно мыть руки? Они же и так чистые!  Ответы детей.

Воспитатель. Правильно ребята. На руках, как и на всех окружающих предметах, содержится множество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать очень сильные заболевание.

Воспитатель. Давайте сейчас посмотрим на наши ручки (повернув их ладошками вверх) вы видите там микробов? Ответы детей.  

Воспитатель. Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом. Микробы живут везде - в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных, игрушках и других предметах.

Воспитатель. А что нам поможет избавиться от этих микробов?

Отгадайте!    Загадывание загадок:

1.Это наш хороший друг

Терпеть не может грязных рук.

На грязь оно сердится,

В руках оно вертится,

Запенится вода.

От страха грязь бледнеть начнет

И побежит, и потечет,

Исчезнет без следа.

А руки станут чистыми,

Душистыми, душистыми

Узнали без труда это…(мыло)

Воспитатель. Правильно, конечно, все микробы боятся мыла с водой. Вода и мыло - настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.

2.Что же детям пригодиться,

Чтобы начисто умыться?

Нам нужна водица.

Что с рук грязь смывает?

Мыло детям помогает.

Чисто-чисто умывались.

Чем же дети вытирались? (полотенцем)

Воспитатель. В умывальник мы идем,

Мыло и полотенце сейчас найдем!  

И запомним правила умывания.  

 Дети вместе с воспитателем проходят в туалетную комнату.

Воспитатель.

1.Закатай рукава.

2.Намочи руки.

3.Возьми мыло и намыль руки до появления пены.

4.Потри не только ладони, но тыльную их сторону.

5.Смой пену.

6.Проверь, хорошо ли ты вымыл руки.

7.Вытри руки.

Воспитатель. Проверь, сухо ли ты вытер руки - приложи тыльной стороной к щеке.

(Просит некоторых детей, а потом и всех продемонстрировать все стадии мытья и вытирания рук.)

Воспитатель. Ребята, давайте мы, прямо сейчас дадим торжественное обещание, о том, что всегда будем дружить с мылом и водицей.

                                               Торжественное обещание

Чтоб в грязнулю и неряху

Мне не превратиться,

Обещаю каждый день чисто-чисто… (мыться)

Быть хочу я очень чистой,

А не чёрной галкой,

Обещаю я дружить с мылом и… (мочалкой)

А ещё, два раза в сутки

Обещаю чистить …(зубки)

Обещаю всем кругом

Быть послушным малышом.

Ходить чистым и опрятным,

Очень, очень …(аккуратным).

Завершаю беседу предложением разучить потешку.

Мойся мыло не ленись

Не выскальзывай, не злись,

Ты зачем опять упало,

Буду мыть тебя сначала.



Предварительный просмотр:

«Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой»

То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой,

Край родной навек любимый,

Где найти ещё такой?

Антон Пришелец

Проблема экологического образования очень важна на сегодняшний день. «Экос» в переводе с греческого «дом». Значит, экология - это, по сути, наука о доме, нашем общем доме - планете Земля. От того, насколько хозяева этого дома грамотны, бережливы, зависит будущая судьба нашей планеты. Человек - часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности.

Научить чувствовать красоту родного края, красоту земли, и осознать, что каждый ребёнок является ответственным участником сохранения этой красоты - одна из главных задач педагогов. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, постепенно оживают для него. Игры в лесу, на лугу, на берегу озера и реки, сбор грибов, ягод, наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний.

От первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации - у него появляются любимые цветы, любимые деревья, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Всю жизнь человек хранит это воспоминания. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему родному краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

        Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей трудовой деятельности на блага родного края, Родины. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед воспитателем стоит ряд важнейших задач, решение которых и способствует формированию экологической грамотной личности.

Планируя работу по экологическому воспитанию детей, мы отталкивались от следующих задач:

•        понимание самоценности природы;

•        осознание ребенком себя как части природы;

•        воспитание у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

•        формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

•        понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

•        формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды

•        усвоение азов экологической безопасности;

•        усвоение первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;

•        формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается в соответствии с особенностями сезонных явлений и срокам их протекания.

Взаимодействие педагога с детьми происходит по нескольким направлениям:

  • познавательно игровая деятельность;
  • экскурсии на природу;
  • трудовая деятельность в центре природы, на участке;
  • чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок;
  • дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры;
  • опытная деятельность;
  • наблюдение за растительным и животным миром, за трудом взрослых.

Для решения поставленных задач используются следующие методы.

  • наглядные: наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов.
  • практические: игра; элементарные опыты; моделирование.
  • словесные: рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы.

Ведущим методом в экологическом воспитании является наблюдение. Наблюдение позволяет педагогу показать:

  • красоту, своеобразие, неповторимость данного организма, явления, предмета или целого пейзажа;
  • особенность строения;
  • циклические изменения, происходящие в природе: семя - растение - семя, детеныш - взрослое животное - детеныш; зима - весна - лето - осень - зима;
  • связь данного предмета, объекта с окружающим миром: растение - почка; растение - вода; растение - солнце; растение - животное; растение - человек и т.д.;
  • результат деятельности человека, как положительный, так и отрицательный.

Для достижения лучшего результата, наблюдения сопровождаются записями музыкальных произведений, звуков природы, чтением пословиц, поговорок, закличек, дразнилок, игр и многим другим.

В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе, могут выступать проявления познавательной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями), Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические (сезонные) наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

Самое главное - мы должны формировать у детей понятие бережного отношения ко всему окружающему, желание охранять природу, понимания того что природа, в которой все взаимосвязано, в которой нет ничего ненужного или лишнего, живет по своим законам.

Уровень экологического развития и грамотности детей зависит и от той обстановки, которая их окружает. Поэтому педагоги делают всё возможное, чтобы сама территория детского сада выступала обучающей площадкой в процессе формирования основ экологической культуры.

Цветники, клумбы, фрагмент хвойного леса, экологическая тропа, кормушки для птиц и многое другое - всё это результаты труда педагогов. Посильное участие детей и их заинтересованность - вот лучшая благодарность.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для развития творческих способностей. Необходимо заметить, что уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Родители активно и с удовольствием включаются в эту работу:

  • проведение экологических праздников;
  • изготовление поделок из природного материала;
  • изготовление кормушек и скворечников;
  • участие в мероприятиях фольклорного содержания: «Масленица», «Рождество», «Жаворонки прилетели» и т.д.

Своим примером родители способствуют формированию у детей ответственного и бережного отношения к природе.

В результате проводимой работы повышается познавательный интерес к природе (дети самостоятельно замечают изменения в природе) и желание отражать полученные знания в художественном творчестве (лепке, рисовании, аппликации).  

Богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Трудно представить себе творческое развитие детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.

Экологические знания способствуют формированию у ребенка патриотических чувств, определенной системы ценностей, представлений о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, будущих поколений, желание, умение действовать. Важно также воспитать у детей понимание необходимости разумного потребления, навыки экономного использования ресурсов. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умение удивляться, сопереживать.

В заключении хочется прочитать Вам стихотворение В. Орлова «Что нельзя купить?»

Если деньги накопить

Можно многое купить-

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы с детьми на тему: «Беседа о дне Победы»

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна

Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...

Методика организации обобщающей (итоговой) беседы с детьми. Виды бесед, их значение для познавательного и речевого развития детей.

Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов. В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которы...

Конспект беседы с детьми 6-7 лет по познавательному развитию Тема: «Беседа о дне Победы».

Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважения к ветеранам войны...

Беседа с детьми о Светлом празднике Пасхи. Цель беседы: познакомить детей с православным праздником Светлой Пасхи, с его историей. Воспитывать патриотический чувства к традициям русского народа.

БЕСЕДА С ДЕТЬМИо Светлом празднике Пасхи В каком возрасте лучше рассказать ребенку о Пасхе? Скорее всего лучшим моментом для подобного разговора будет возраст, когда ребенок впервые осознает...

Беседы с детьми по безопасности дорожного движения (Картотека бесед по ПДД для детей дошкольного возраста)

Беседы с воспитанниками, которые помогут им ориентироваться на дороге и быть послушными пешеходами....