Отчет о кружковой работе
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Отчет о кружковой работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_kruzhkovoy_rabote.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Отчет

По кружковой деятельности социально-личностной направленности

«Экономическое воспитание старших дошкольников»

 

 

В течении 2022-2023 учебного года мы осуществляли кружковую работу по данной теме.

 Цель: влияние экономического воспитания на процесс социальной адаптации ребенка.

    Задачи:

1.Осуществить анализ литературы по проблеме кружковой работы, конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура».

2.Определить содержание и средства экономического воспитания.

3.Разработать технологию экономического воспитания детей дошкольного возраста.

4.Разработать систему экономического просвещения родителей

           Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.

Объектом нашей кружковой работы является процесс усвоения детьми экономических представлений.

Гипотезой нашей кружковой работы являлось следующее: если в систему педагогической работы включать раннее разумное экономическое воспитание, то это послужит организацией эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него реальное экономическое мышление.

           На первом этапе работы мы  сделали   анализ литературы по проблеме работы, конкретизировали содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура». Разработали план реализации   экономического воспитания детей дошкольного возраста

Особое внимание уделили проблеме  исследования   игр (сюжетно- ролевых), сказок (народных, авторских),  как средству формирования начал экономического мышления у дошкольников.                             

Мы убедились, что в  сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.                        

Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Поэтому  педагоги ДОУ разработали цикл   проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий.

Это ситуации, в которых устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, в которой речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство. Это такие ситуации как «Разговор продавца и покупателя», «Разговор с мамой о покупке игрушки», «Что мне  крайне необходимо купить» и др.

Дети с удовольствием играют в ролевые  игры «Супермаркет», «Сберкасса», «Ателье», «Прачечная», «Кафе».

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).

           Мы подобрали некоторые сказки, позволяющие вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности. Это народные сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые, в которых используются такие «экономические» качества личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др. 

Мы выделили  несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

•        сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их
удовлетворения;

• сказки, отражающие труд людей; 

• сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

• сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д.;

• сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

            Большое внимание уделяли двум блокам программы — «Труд — продукт — стоимость» и «Деньги».

          На занятиях, в беседе с детьми подчеркивали, что стоимость товара зависит от материала, из которого он сделан, времени, потраченного на его изготовление, трудовых усилий человека и качества работы. Каков товар, такова и цена. Дети сравнивали одинаковые по назначению, но разные по качеству предметы (ложка хохломская ручной работы, штампованная и простая деревянная; чашка — авторская, со штампованным узором и простой бокал; книги — в мягкой и твердой обложке, на газетной и мелованной бумаге, с блеклыми и красочными иллюстрациями), учили определять цену товара и его сорт (высший сорт, первый сорт, брак).

Чтобы воспитать у детей уважение к человеку труда, стремление сделать что-то своими руками и качественно, во всех случаях сравнения для образца высшего качества (сорта), самой высокой цены выбирались изделия с элементами авторской работы и ручного труда.

           Все, что планировалась сделать на этом этапе работы, мы выполнили. Но мы еще не познакомили детей с   новыми  профессиями: рекламный агент, менеджер.

Традиционные сюжетно-ролевые игры  с детьми проводились, но  они недостаточно отработаны, требуют коррекции.  Мы хотим  издать методическое пособие с планами проведения сюжетно-ролевых игр для  воспитателей ДОУ.  

             Полезен игровой опыт зарабатывания денег: мы предполагаем провести  совместно с родителями ярмарку-продажу детских поделок, и подарить  детям радость прикосновения к самостоятельно заработанным деньгам. Обсудим, как лучше их потратить. Далее мы предполагаем создать  «мастерскую» по изготовлению игрушек из природного, бросового материала, бумаги  и также устраивать ярмарки по их продаже.

Мы планируем создать с детьми собственные  сказки о потребностях и возможностях, например «Жадный  котенок» или «Сказка о том, как я нашел клад» или «Сказка о деньгах».

Мы еще не выработали   некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников, хотя цикл консультаций, бесед  провели, приглашали родителей на занятия экономического содержания.

Мы предполагаем создание  семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей. В ходе его работы мы будем знакомить родителей и детей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.

Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие — комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Ведь семья — это «реальная экономика», и в ней «...дети не учатся жить, а живут...» (Е. А. Аркин.) 

Эта глобальная социальная проблема может быть решена только сообща родителями и педагогическими коллективами,  уже начиная с дошкольного учреждения; наконец, эти усилия помогут расширить понятия нравственного воспитания в экономике.

 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по кружковой работе за 2011- 2012 год(старшая группа)

Отчет о работе кружка  "Топчумба - научумба" за 2011- 2012 учебный год. Занятия кружка включали в себя психогимнастические игры, игры и упражнения по развитию познавательных процессов, задания, н...

Отчет по кружковой работе

Отчет по кружковой работе...

Отчет по кружковой работе

Начинается обучение с воспитания устойчивого интереса к языку. Ведь то, что интересно усваивается лучше, прочнее и глубже. Я считаю, что этому способствует игра, создание игровых ситуаций. Учитывая, ч...

Отчет по кружковой работе "Умелые ручки"

Творческий отчёт работы руководителя кружка «Умелые ручки»Кулемина Ю.Ю.за 2014-2015 учебный год.По ФГОС одной из целей является развитие творческих способностей  воспитанников.Занятия кружка «Уме...

отчет о кружковой работе

творческая работа кружка "Любознайка"...

Отчет по кружковой работе «Умелые ручки»

Всегда найдется дело для умелых рук,Если хорошенько посмотреть вокруг.Мы чудо сотворить сумеем самиВот этими умелыми руками...

Отчет по кружковой работе

Программа по развитию интеллектуальных способностей посредством дидактической игры  "Познай себя"...