Программа дополнительного образования "Ступеньки творчества" для детей подготовительной группы
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа дополнительного образования "Ступеньки творчества" для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.19 КБ |
![]() | 28.05 КБ |
![]() | 435.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Старший воспитатель
И.А. Томчук
« »_________2021г
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе дополнительного образования
«Ступеньки творчества» для детей 6-7 лет
на 2021-2022 учебный год
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска
2021 - 2022
Полное название программы | «Рабочая программа дополнительного образования «Ступеньки творчества» для детей 6-7 лет на 2020-2021 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска» |
ФИО разработчика (автора) программы | Радговская Елена Николаевна |
Объединение, в котором реализуется программа | «Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска» на 2021-2022 учебный год |
Направленность программы | Социально-педагогическая (авторская) |
Год разработки программы | 2021 |
Срок реализации программы | 1 год |
Цель программы | Овладение детьми на элементарном уровне приемами логического мышления с использованием палочек Кюизенера, формирование элементарных математических представлений. |
Задачи программы | Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям; развивать представление о множестве, операциями над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование); формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания); учить ориентироваться на листе бумаги; устанавливать соотношение части и целого, размера частей; учить понимать связи и отношения в натуральном ряде чисел; развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать; воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику. |
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность | Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. |
Возраст детей | 6-7 лет |
Организация учебного процесса | Сроки реализации программы: октябрь-май 2021-2022 г. Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Режим занятий: 1 занятие в неделю. Длительность занятия: 30-35 минут. Программа реализуется - воспитателем. Срок реализации – 1 год. Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного демонстрационного и раздаточного материала. Контроль за усвоением материала программы проводится в конце учебного года. Общее количество учебных занятий в год обучения – 36 занятий |
Ожидаемые результаты реализации программы | Овладение детьми старшего дошкольного возраста приёмами логического мышления, решения задач, решения операций с множествами, развитие элементарных математических представлений. |
Формы подведения итогов программы | Доклад |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» Протокол №____от « »___2021г | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» В.А.Кузнецова Приказ №_____от « » ___ 2021г |
Рабочая программа по дополнительному образованию
«Ступеньки творчества»
(с использованием палочек Кюизенера, игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет)
Руководитель: Радговская Е.Н.
2021-2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по дополнительному образованию кружка «Ступеньки творчества» (для детей 6-7лет). Продолжение рабочей программы «Развивайка»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Математика по праву занимает большое место в системе образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и игровых действий.
-Познакомить с понятием числа (различать по цвету, классифицировать по цвету)
-Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины; осваивать отношения по объему, по массе (найти палочку (легче, больше желтой);
-Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
-Осваивать прямой и обратный счет;
-Познакомить составом числа (из единиц двух меньших чисел);
-Усвоить отношения между числами (больше - меньше, больше – меньше на …, столько же), пользоваться знаками >,<;
-Практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления;
-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
-Научить делить целое на части и измерить объекты;
-Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже, левее, вдоль и др., осваивать понятия «между», «каждый», «одна из…», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и т. д.)
-Развивать логическое мышление, память, внимание;
-Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей и задач.
Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенною популярностью у педагогов пользуются палочки Кюизенера.
Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. Плоский вариант палочек можно изготовить самостоятельно из двустороннего цветного картона.
Размер, см | цвет | Условное обозначение |
2*2 | Белая | 1 |
2*4 | Розовая | 2 |
2*6 | Голубая | 3 |
2*8 | Красная | 4 |
2*10 | Желтая | 5 |
2*12 | Фиолетовая | 6 |
2*14 | Черная | 7 |
2*16 | Бордовая | 8 |
2*18 | Синяя | 9 |
2*20 | Оранжевая | 10 |
На каждого ребёнка необходимо столько палочек, сколько указано в пункте «Оборудование» каждой из игр.
Цветные полоски просты и удобны в работе. В отличие от палочек, они крупнее, изготовление их не требует особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Демонстрационный набор полосок для работы на фланелеграфе педагог может изготовить крупнее.
Палочки дают возможность выполнять различные упражнения на столе, в то время как полоски можно размещать как на столе (в горизонтальной плоскости), так и на фланелеграфе (в вертикальной плоскости). С палочками и полосками можно играть и на полу. Возможны разные варианты использования их в работе: применение только полосок или только палочек, введение сначала полосок с последующей заменой их палочками, чередование того и другого набора и, наконец, предоставление возможности ребёнку выбрать (по желанию) дидактическое средство, учитывая характер задания.
Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. Выделение цвета и длины палочек (полосок) поможет дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
От элементарной игры с полосками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно – количественных характеристик, которые осваиваются в совместной деятельности ребенка со взрослым. Важно не ограничиваться показом готовых построек. Нужно дать возможность выбирать действия ребенка самому, тогда игра станет радостным открытием нового. Дети быстро учатся переводить игру красок в числовые отношения.
Прежде чем начать заниматься с детьми, надо дать им возможность рассмотреть палочки (полоски). Тщательно понаблюдать за тем, как дети играют с палочками (полосками): выкладывают узоры, конструируют, разворачивают сюжетно – ролевую или самостоятельную игру и т.д. Возможно, уже в ходе этих игр детям удастся сделать собственные открытия (взрослые при необходимости помогут их сформулировать):
- полосок много, но они разного цветов (ребенок перечисляет те цвета, которые знает);
- есть полоски одинакового цвета, есть – разного;
- одни полоски длиннее, одни - короче.
Наблюдение за деятельностью детей позволит педагогу получить информацию:
- о направленности интересов каждого ребенка;
- о том насколько самостоятельно и как долго он решает предложенную ему задачу, каким образом это делает;
- о том, какие задачи ставит сам, насколько инициативен при этом;
- об уровне развития того или иного ребенка.
Данная программа предполагает ряд игр и упражнений, на основе которых проводятся занятия по обучению детей математике, логике. Задания предлагаются в определенном порядке. Важно не спешить, не приступать к следующей задаче или игре, если ребенок плохо усвоил материал.
Этапы работы кружка «Ступеньки творчества»
- Игры подготовительного этапа – Что какого цвета?
- Построение лестницы
- Составление ковриков
- Изучаем понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий»
- Развитие количественных представлений
- Считаем ступеньки
- Измерение с помощью палочек (полосок) Кюизенера
- Математические действия с палочками (полосками) Кюизенера
- Логические задачи с палочками (полосками) Кюизенера
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут в подготовительной к школе группе (в год 32 занятия), во вторую половину дня, согласно расписанию.
Работа с родителями: родители помогают в приобретении и изготовление дидактических пособий; с ними проводятся консультации о проводимой работе, о значении математических игр на умственное, интеллектуальное развитие ребенка; играх, которые можно проводить в домашних условиях.
Самостоятельная деятельность детей: игры со строительными материалами по моделям, игры с конструкторами по моделям, выкладывание мозаики по образцам, самостоятельно придумывая узоры.
Ожидаемые результаты освоения рабочей программы кружка «Ступеньки творчества:
Дети будут знать:
- о цвете, размере;
- о дочисловых математических представлениях;
- о количественных изменениях, о составе числа, о числовой прямой;
Уметь:
- совершать математические действия с палочками Кюизенера;
- решать логические задачи с палочками Кюизенера.
Содержание рабочей программы кружка «Ступеньки творчества «для детей подготовительной к школе группы
(6-7 лет)
месяц | Этап работы, № занятий | № упражнений | Тема занятия | Литература |
Сентябрь | Повторение Занятия с 1-4 | 5, 10, 16, 22, | Что какого цвета? Построение лестницы Составление ковриков | Л.Д.Комарова стр. 13, 18, 25, 33 |
Октябрь | Развитие у детей количественных представлений Занятия с 5-8 | 24-26 | «Цвет и число» «Число и цвет» «Путешествие на поезде» | Л.Д.Комарова стр. 35-37 |
Ноябрь | Развитие у детей количественных представлений Занятия с 9-12 | 27-28 | «Путешествие на поезде» «Как разговаривают числа» «О чем говорят числа» | Л.Д.Комарова стр.37- 39 |
Декабрь | Считаем ступеньки Занятия с 13-16 | 29-31 | «Какие лесенки умеет строить незнайка» «Состав чисел из единиц» «Как растут дома из чисел» | Л.Д.Комарова стр. 40-43 |
Январь | Считаем ступеньки Занятия с 17-18 | 32-34 | «Кто в домике живет» (Оживлялки) «Как узнать номера домов на новой улице?» | Л.Д.Комарова стр. 44-48 |
февраль | Считаем ступеньки Занятия с 19-22 | 35-37 | «Как Белочка и Ежик играли числами» (Оживлялки) «Сломанная лесенка» «Чет-нечет» | Л.Д.Комарова стр. 49-51 |
март | Измерение с помощью палочек (полосок) Кюизенера Занятия с 23-26 | 38-40 | «Измерить дорожки шагами» «Узнай длину ленты» «Измеряем разными мерками» | Л.Д.Комарова стр.52-55 |
апрель | Математические действия с палочками (полосками) Кюизенера Занятия с 27-28 | 41-43 | «Палочки можно складывать» «Палочки можно вычитать» Палочки можно делить» «Палочки можно умножать» | Л.Д.Комарова стр. 56-59 |
май | Логические задачки с палочками (полосками) Кюизенера | 45- | «Логические задачи на цветовую последовательность» «Детская железная дорога» | Л.Д.Комарова стр. 60-62 |
Используемая литература:
- «Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет» Л.Д. Комарова. М., Издательство ГНОМ, 2012
- «Разноцветные полоски» сост. Л.М.Кларина, З.А.Михайлова
- «Дом с колокольчиком» автор Б.Б.Финкельштейн, Санкт-Петербург, ООО «Корвет», 2013
- «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет), авторы В.П.Новикова, Л.А.Тихонова, М, Издательство Мозаика-Синтез, 2012
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/07/picture-376189-1389072517.jpg)
Программа дополнительного образования для детей подготовительной группы (6-7 лет) "Умные пальчики"
Данная программа предназначена воспитателям в работе с детьми 6-7 лет по развитию мелкой моторики, графических умений...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/04/picture-698769-1662320295.jpg)
Программа дополнительного образования для дошкольников подготовительной группы на основе футбола, физкультурно-спортивной направленности «Юный футболист» для детей 6-7 лет срок реализации программы 1 год
Данная программа разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/08/picture-1071849-1578480016.jpg)
Программа дополнительного образования для детей подготовительной к школе группы "Читайка"
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/17/picture-997301-1516207858.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа речевой направленности для детей подготовительной группы "Звукобуквенные прятки"
Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развит...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/11/picture-1149685-1605121859.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы для детей подготовительной группы по развитию мелкой моторики рук «Весёлые прописи»
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы для детейподготовительной группыпо развитию мелкой моторики рук....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-606447-1426097900.jpg)
Эколого-краеведческая программа дополнительного образования для детей подготовительной группы.
В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к вопросам краеведения и его роли в нравственно - патриотическом воспитании, формировании основ экологической...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный экспериментатор" для детей подготовительной группы
Способствовать формированию и развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через опытно- экспериментальную деятельность....