Мастер-класс для родителей и педагогов
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая группа)

Филатова Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Мастер-класс

Познавательное развитие

«Волшебница соль»

Воспитатель: Филатова Н.А.

         Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Узнать, как можно больше о соли и её свойствах.  Доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.

Задачи:

– повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-  исследовательскую деятельность;

– представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

– сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность еще не сформирован и характеризуется неопределенностью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется. Детей обычно интересует, откуда все берется. Взрослых – куда все девается. Опыты - как раз та область знания, где можно получить ответы на эти оба вопроса. Опыты и эксперименты всегда были и остаются самым таинственным и завораживающим видом деятельности.

Главное достоинство метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

– дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания;

– идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

– развивается речь у ребенка, т.к. дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

– происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

– формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

– развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Ребенок приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Основная задача педагога поддержать и развить в ребенке интерес к экспериментированию, создавать необходимые для этого условия.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Материал и оборудование:

Одноразовые пластиковые тарелки, емкости для воды, поваренная соль, ложка, влажные салфетки, цветные мелки для асфальта, нитки шерстяные, палочка или карандаш, растительное масло, пищевой краситель, кубики льда, акварельные краски, кисточка.

Актуальность:

Наука познаёт новое, пытается заглянуть за пределы Вселенной, а мы стали искать необычное рядом. Есть продукт, без которого нельзя приготовить ни одного блюда. Каждый день мы сталкиваемся с самыми обычными и в то же время удивительными и волшебными по своим свойствам веществами. К таким веществам относится самая обыкновенная соль, та, что у нас на столах.

Соль - одно из наиболее загадочных веществ в природе. С незапамятных времён соль всегда рядом с человеком, так как без соли жизнь невозможна. В современном мире использование соли практически повсеместно. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого. И даже сегодня люди не смогли бы обойтись без нее. Популярные споры о вреде и пользе соли для здоровья человека, развернувшиеся не только на страницах печатных изданий, но и в сети Интернет, продолжаются и до наших дней. Одни предпочитают есть поменьше соли, а другие любят все подсолить. Но, пожалуй, в наши дни нет ни одного человека, полностью отказавшегося от употребления и применения в быту соли. Соль — единственное минеральное вещество, которое мы с вами едим в чистом виде, и которое ничем нельзя заменить.

- Что же такого удивительного и необычного в соли? Я решила пополнить знания о ней и познакомить своих воспитанников с интересными фактами о соли. Это стало темой экспериментальной исследовательской работы «Волшебница Соль».

         Практическая часть.

         Организационный момент

- Здравствуйте, уважаемые родители и дети !

Любознательные дети все желают знать на свете.

Почему на небе тучи? Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает до ладошки долетая?

Почему ползут барханы? Почему висят туманы?

Почему земля и море целый век друг с другом в споре?

Почему звезда упала? Почему я знаю мало?

Что и как? Почему и зачем? Как ответить успеть детям всем?

Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

Тема мастер-класса: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира. Волшебница соль».

А о чем сегодня пойдет речь вы узнаете, отгадав загадку:

На столе стоит всегда.

Внешне белая она.

И на вкус не вкусна,

Но в пищу каждому нужна.

Правильно, это соль. И я приглашаю Вас в нашу мини-лабораторию, чтобы познакомиться с различными свойствами соли. Добро пожаловать!

Перед нами вещество белого цвета – соль. Как вы думаете, можно ли соль окрашивать? Давайте проверим.

Опыт1. Чтобы окрасить соль нам понадобятся цветные мелки для рисования на асфальте. Насыпаем соль на тарелку и начинаем рисовать мелком голубого цвета. Мы видим, что соль окрашивается в голубой цвет. У меня уже окрашена соль в разные цвета. Можно высыпать соль с помощью воронки в прозрачный сосуд и у нас получится разноцветная ваза, в которую поставим цветы. Получается прекрасный элемент декора. Соль можно окрашивать пищевыми красителями, а также гуашью.

Вывод: Соль при взаимодействии с красителями меняет цвет.

Опыт 2. Продолжаем наше знакомство с солью.

Нальем в емкость 2/3 объема воды. Добавим пищевой краситель и ложку соли. Все хорошо перемешаем. Берем столько же по объему растительного масла. Раствор из первой емкости переливаем в емкость большого объема, еще раз перемешиваем. Аккуратно под наклоном через конус переливаем масло, чтобы масло стекало по стенке емкости. Что у нас получилось? На что это похоже? Можно ли сделать лавовую лампу? Давайте добавим шипучую таблетку. Наша лампа ожила.

Вывод: Многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта мы определили: отдельные материалы смешиваются хорошо (это вода с красителем и солью), а некоторые не смешиваются совсем (вода и масло).

Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. При добавлении шипучей таблетки происходит насыщение воды капельками масла. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется – эмульсия.

Опыт 3. Хотите отправиться на «ледяную рыбалку»?

Наливаем в неглубокую емкость холодной воды и помещаем туда кубики льда. Они всплывают на поверхность воды. Возьмем нить и смочим в воде. Разложим ее поверх кубиков, оставив «хвостики» за которые можно взяться в воде. Посыпаем кубики льда солью, чтобы она попала на нить и ждем 30 секунд. Берем за края и поднимаем.

Вывод: Лед примерз к нити и крепко держится на ней.

Опыт 4.  Соль и вода – всего два простых ингредиента, с помощью которых можно сделать волшебство- вырастить кристаллы.

Для этого наливаем воду в емкость, добавляем соль и перемешиваем. Повторяем это до тех пор, пока соль перестанет растворяться и станет оседать на дно. Помещаем в раствор шерстяную ниточку, прикрепленную к палочке так, чтобы она не касалась стенок емкости и оставляем для наблюдения. Первые результаты будут уже через три дня. Кристаллы растут. Вот какие кристаллы вырастили наши ребята!

Вывод: При благоприятных условиях поваренная соль способна кристаллизироваться.

Опыт 5. Соль продолжает удивлять нас своими чудесными свойствами.

Возьмем два кубика льда из формочек, положим их на тарелку. Посыпаем сверху солью. Кусочки льда начинают таять. Соль как бы «проедает» дырочки. Можно проявить творчество и раскрасить один из кубиков красками. Когда мы дотрагиваемся до соленой поверхности, на ней остаются очень красивые подтеки.

А еще зимой на улице во время гололеда для безопасности человека посыпают лед специальной солевой смесью.

Вывод: Соль растворяет лед, потому что ее кристаллы впитывают в себя влагу.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, мы поняли, что знаем о ней мало. В ходе исследовательской работы мы научились работать с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди. Мы поняли, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.

Закончить мастер – класс я хочу притчей «Счастье».

«Бог слепил человека из глины, и у него остался неиспользованный кусочек. «Что еще слепить тебе?» - спросил Бог. «Слепи мне счастье», - попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».

Не сложно понять суть этой притчи, все в наших руках. Удачи Вам во всех начинаниях, лепите свое счастье сами!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

Мастер класс для родителей

по теме:

«Елочная игрушка своими руками»

Подготовила: Филатова Н.А.

г. Советский 2022г.

Мастер-класс для родителей по изготовлению ёлочных игрушек из втулок.

Участники: дети, родители, педагог группы.

Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

Задачи:

  1. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми дошкольного возраста через работу с бумагой.
  2. Поддержать и развивать креативность, творческого самовыражения участников.
  3. Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.
  4. Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.

Инструменты и материалы:

- Втулки от бумажных полотенец или туалетной бумаги,

- клей,

- ножницы,

- кисточка,

- гуашь,

- крашеная соль,

- блестки,

- ниточка.

Ход мероприятия.

Вступительная часть.

Воспитатель:

Уважаемые родители! Вам выбирать, чем наполнять душу ребенка.

Совместное времяпровождение – это лучшие моменты в нашей жизни. Это игры, шутки, забавы, создание игрушек своими руками и многое другое, что можно назвать одним словом – творчество.

Детское творчество-это форма самовыражения, форма общения с собой и окружающим миром.

Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества.

Художественная деятельность позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к ним.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.

Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные полоски, салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки.

Работа с бумагой способствует воспитанию характера: усидчивости, умению планировать свою деятельность, что позволяет подготавливать детей к обучению в школе, развивать мелкую моторику рук, отражать свое впечатление в графо-пластической форме, приносить радость себе и близким плодами своего творчества.

Работа с бумагой позволяет использовать разнообразные техники. Это аппликация, бумагопластика, квиллинг, силуетное вырезывание и т.п. сегодня мне бы хотелось познакомить Вас с наиболее доступной для дошкольников техникой – «бумагопластика». Данная техника предусматривает разнообразные приемы изготовления поделок.

Сегодня вместе со своими детьми вы поучаствуете в творческом процессе.

Практическая часть.

Воспитатель:

(обращается к детям)

Вот скоро зимний праздник,

Его мы ждали год!

Он сказочный, веселый праздник — ….. (Новый год)!

— Почему вам нравится новогодний праздник?

(ответы детей)

Воспитатель: отгадайте еще одну новогоднюю загадку.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная. (елка)

— Чем обычно украшают елку?

(ответы детей)

Воспитатель: а наша елка в группе еще стоит не украшенная. Мы сможем это исправить? Я вам предлагаю сегодня изготовить украшения для нашей елки.

Елочные украшения.

Воспитатель: используем технику «бумагопластика».

Берем две втулки от туалетной бумаги и расчерчиваем их на полоски одинаковой ширины.

snezhinka-iz-rulonov

После того как расчертили, берем в руки ножницы и разрезаем наши рулончики на полоски.

snezhinka-iz-rulonov

Пришло время включиться в работу по созданию снежинки из втулок от туалетной бумаги клей. Для этого мы смазываем один край нашей полоски клеем и к нему приклеиваем еще одну такую же полоску. И так по кругу.

snezhinka-iz-rulonov

Смотрите, что у вас должно получиться.

Дальше, мы берем такую же полоску и сгибаем ее пополам. Смазываем ее клеем с двух сторон, вот так.

snezhinka-iz-rulonov

Вставляем ее между лепестками снежинок.

snezhinka-iz-rulonov

Вторую такую же сложенную полоску, мы тоже смазываем с двух сторон клеем и помещаем в предыдущую вклеенную.

snezhinka-iz-rulonov

Такую работу я проделала по кругу и наша снежинка из рулонов от туалетной бумаги практически готова.

snezhinka-iz-rulonov

Теперь мы к работе подключаем кисть и белую гуашь. Гуашью мы красим срезы бумаги, которые смотрят вниз. Их можно смазать и обычным клеем ПВА. Я сделала это гуашью.

snezhinka-iz-rulonov

Теперь свою снежинку я должна обмазать в блестках, точнее те края, которые были разрисованы в белый цвет.

snezhinka-iz-rulonov

А теперь вот такой результат.

Снежинка из втулок практически готова, осталось совсем немного,  и она украсит новогоднее помещение или ель.

Как только блесточки закрепились, берем белую гуашь и подкрашиваем края снежинки. Этого можно и не делать, если ваша втулка белого цвета снаружи. У меня они серенькие, поэтому я их немного подбелила.

Привязываем веревочку нашей снежинке из втулок от туалетной бумаги и вешаем в понравившееся вам место.

Как вам такая снежинка из втулок от туалетной бумаги?

Мне интересно ваше мнение.

После выполнения работы воспитатель предлагает детям и родителям украсить елку.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

 

Мастер – класс

для родителей

«Нетрадиционные пальчиковые игры»

                               

  Материал подготовила :Филатова Н.А.

г. Советский, 2021 год.

Цели:

- повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

- объяснить  родителям необходимость выполнения  упражнений по развитию мелкой моторики рук;

- дать рекомендации к проведению нетрадиционных  пальчиковых игр;

- построить эмоционально-доверительные взаимоотношения, способствующих полноценному развитию детей и позитивной самореализации взрослых.

Оборудование:  памятки с рекомендациями для родителей по  развитию мелкой моторики рук,  пуговицы, подносы и мешочки с сыпучими материалами (горох, бобы, гречка, манная крупа), бельевые прищепки и геометрические фигуры, пробки от бутылок, контейнеры с бусинами и макаронами, «Волшебные коробки» со спичками, шишки, грецкие орехи, массажные мячики.

Родители  с детьми сидят за столами, на которых находятся разные предметы: пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, «сухие бассейны»- емкости, разносы с сыпучими материалами и т.д.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые родители, я рада видеть вас на мастер-классе.  Сегодня мы  поговорим о нетрадиционных пальчиковых играх.

 Вначале я хочу, спросить,  для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают (ответы).

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что центр развития речи активно взаимодействует с моторным центром мозга. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

 Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики рук и ног, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Рекомендации к пальчиковым играм:

- чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, и не забывать хвалить ребенка;

- главное требование в играх рукой, ее кистью, пальчиками мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки, вначале можно выполнять движения  каждой рукой отдельно, затем вместе;

- играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д.;

- некоторые  нетрадиционные пальчиковые  игры с детьми дошкольного возраста проводятся под контролем взрослых.

Предлагаем вашему вниманию нетрадиционные  игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома, как самыми маленькими детками, так и с детьми старшего дошкольного возраста.

Родители выполняют упражнения вместе с детьми.

 Игры с пуговицами.

1.Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок мячика, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д.

2.Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

3.Из пуговиц можно составлять буквы русского алфавита на занятиях по обучению грамоте.

Игры с сыпучими материалами.

1.Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.

2.Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку.  Затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

3.Насыпаем фасоль на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами как при сборе ягод, потом берем следующую горошину, потом еще и еще — так набираем,  целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4.На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпаем мелкую крупу. Проведем пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д.).

5.В «сухой бассейн» или мешочек помещаем горох или фасоль и игрушки от «Киндер-сюрпризов». Просим ребенка достать все игрушки.  Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только игрушку.  Задание можно усложнить, смешав горох и фасоль в небольшом количестве. Просим ребенка достать только фасоль.

6.В мешочек насыпаем крупу, зашиваем и даем ребенку потрогать, помять. Задание можно усложнить, попросив,  ребенка отгадать какая крупа находится в мешочке, при условии, что он с ними знаком.

Игры с пробками от бутылок.

1.Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«По свежему снегу,  мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

1.Возьмем  бельевую прищепку и проверим  на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой. Затем бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-малыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2.Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а  квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну, а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей мастерить солнышко,  «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и другое.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для  нас,  взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает  ребенка и, вместе с тем и развивает его.

Игры с бусинами, макаронами.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать  можно все,  что нанизывается: пуговицы, бусины, рожки и макароны, сушки. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры с палочками и  спичками.

1.Предложите ребенку собрать палочки (или счетные палочки) одними и   теми же пальцами разных рук: двумя указательными, двумя средними, двумя безымянными, двумя мизинцами.

2.Построим «дом» из спичек, чем выше и ровнее «дом», тем лучше (взрослый  показывает схему-образец).

Игры с шишками, игрецкими орехами и массажным мячиком.

1.Предлагаем ребенку покатать  грецкий орех, шишку или  массажный мячик между ладонями.

2.Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию речи. 

Список использованной и рекомендуемой литературы

1.Выгодская И.Г., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. М., 1999.

2.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.

3.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.

4.Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001.

5.Сайт http://www.maam.ru/detskijsad



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Радуга»

Мастер – класс для педагогов и родителей

 «Развиваем речь с помощью скороговорок»

Материал подготовила: Филатова Н.А.

г. Советский, 2022г.

Мастер – класс для педагогов и родителей

«Развиваем речь с помощью скороговорок»

Воспитатель:   Чем полезны скороговорки?

         Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная. Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.  Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания. Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника. 

Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

(Воспитатель раздает карточки со скороговорками. (Приложение №1).

Итак, проделывайте все пошагово:

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится. 

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. 

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

(Родители выполняют задание)

Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие! 

В конце мастер – класса воспитатель  вручает всем присутствующим родителям памятки «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками». (Приложение №2).

Приложение №1

Скороговорки.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Осип охрип, Архип осип.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Ехал Грека через реку,

          Видит Грека — в рeкe рак,

          Сунул Грека руку в pеку,

Рак за руку Гpеку цап.

Pыла свинья, тупopыла, белopыла,

Пoлдвopа рылом из-pыла,

Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.

На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.

Кукушка кукушoнку купила капюшoн.

 Надел кукушoнoк капюшoн,

 Как в капюшоне он смешон.

Бeлый снег. Бeлый мел.

Бeлый сахар тожe бел.

А вoт белка не бeла.

Бeлой даже нe была.

Карл у Клары украл кораллы, 

А Клара у Карла украла кларнет.

Расскажите про покупки 

Про какие, про покупки 

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Купили Валерику и Вареньке 

Варежки и валенки.

Юлька-Юленька-юла, 

Юлька юркая была, 

Усидеть на месте Юлька 

Ни минуты не могла.

Приложение №2

Памятка «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»

Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговариволочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».

В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!

Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.

Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.

Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по квиллингу "Букет" для педагогов и родителей.

Квиллинг – искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок из бумаги. Чтобы усвоить это искусство, достаточно освоить изготовление отдел...

презентация "Ниткография" мастер-класс для детей, родителей и педагогов

Ниткография  (ниткопись)— это художественные работы,  которые создаются с помощью ниток, уложенных на поверхность листа, определенным способом....

ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА «Презентация проекта по взаимодействию педагогов и родителей по повышению статуса отца в семье «Папа – мой лучший друг».

В соответствии с ФГОС ДО, действующим с 01 января 2014 года, одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, является  взаимодействие с родителями (законными предст...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер - класс для детей, родителей и педагогов. Открытка 9 Мая!

Мастер класс для детей, родителей и педагогов. Изготовление открытки для ветерана ВОВ 9 мая!Аппликация с пластилином.Автор идеи и реализации: Воспитатель Беляева Елена Владимировна.[[{"type":"media","...

Мастер - класс для дошкольников с участием педагогов и родителей "Вместе встанем мы на лыжи"

Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организм...