Технологическая карта по развитию речи для старшей группы "Осенний день"
план-конспект занятия (старшая группа)

Морару Светлана Викторовна

Конспект занятие по развитию речи для старшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Дата:   28. 09 2021 г.

Образовательная область Речевое развитие

Тема:  Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.

Возрастная группа: старшая.

Цель занятия:  Формировать умения  детей с помощью раздаточных карточек  самостоятельно создавать картину и составлять по ней небольшие  рассказы.

Задачи занятия:

обучающие:

Формировать умения  детей составлять рассказ по содержанию картинок, используя в речи повествовательные предложения.

Совершенствовать слуховое восприятие речи. 

Стимулировать,  развивать учебную мотивацию и познавательную активность.

Формировать представления   о временах года, пространственные представления.

Упражнять в целенаправленном рассматривании сюжетной картины, в ответ на вопросы по её содержанию.

Пополнять и активизировать словарь детей, используя художественную литературу;

Совершенствовать отчетливое произношение слов, различные словесные формы вежливости,

развивающие:

Развивать творческое мышление.

Вызывать у ребенка эмоциональный отклик на выполнение заданий. 

Развивать  внимание, мышление, речь, умение детей слушать и понимать речь,

Развивать умения детей поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.

Развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи.

воспитательные:

Воспитывать положительную установку на участие в занятии.

Развивать самостоятельность, саморегуляцию, самоконтроль.

Активизация словаря:  золотая осень

Материал и оборудование: Дидактические пособия;  картина – матрица «Осень» (основа), раздаточные картинки, маленькие предметные  картинки, большие  предметные картинки  «Времена года».

Техническое обеспечение – Телевизор, мольберт.

 Раздаточный: бумажные разноцветные самолетики.

Методические приемы:

Словесные: вопросы, рассказывание, беседа,

Наглядные: использование иллюстраций,

Игровые: путешествие в сказку, сюрпризный момент,

Практические: упражнения,  оборудование:

Демонстрационный: иллюстрации к сказке, цветок Речецветик, лепесток с символом, 

Раздаточный: игра "Собери цветок" на каждого ребенка.


: Планируемый результат: Дети должны называть признаки  осени, навыки составления простых предложений, уметь: составлять рассказ по содержанию картинок, используя в речи повествовательные  предложения.

Форма организации работы: индивидуально – групповая.

Структура ОД

1. Организационный момент, сообщение темы и плана ОД.

2. Проверка имеющихся у детей знаний и готовность к изучению новой темы.

3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

4. Физкультминутка.

5. Упражнения на освоение и закрепление знаний и умений по образцу, а так же в сходных ситуациях.

6. Заключительная часть – подведение итогов ОД формулирование выводов.

Предварительная работа:

 Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени, рассматривание альбомов, календарей книг об осени.

 А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,

 А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,

 А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,

 Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»

Этапы ОД

Содержание

Деятельность педагога

Действия детей

результат

  1. организационный момент

Воспитатель:

Организационный момент.

Приветствие:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. 

Сюрпризный момент, создание игровой ситуации, мотивация на предстоящую деятельность: педагог предлагает детям отправиться на прогулку, на полянку.  Согласны? 

Дети становятся в круг, держась за руки.

Дети  слушают.

Дети соглашаются.

2. основная часть

Воспитатель:

Ребята, я хочу вас пригласить на прогулку в лес. Давайте поедем на автобусе. Какие правила поведения в транспорте  должны знать.

Воспитатель:

Посмотрите, как красиво в лесу, что мы видим. 

Вот какая полянка красивая и сколько здесь картинки разбросал.

Посмотрите, что можно заметить?

Картинки одинаковые?

Ребята, какие картинки нам подходят для полянки?

Упражнение «Полянка «Времена года»

На полянке разложены предметные картинки: желтых, зеленых, красных, листьев; подснежники, снежинки, снеговик, санки, бумажный кораблик, коньки, лыжи,  туча с дождем.

Детям  предлагается разложить эти картинки по временам года (большие предметные картинки).

Воспитатель:

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.                                     

Н. Ивенсен.

Воспитатель: А каком  времени  года  говорится в стихотворении?

Ребята, вы правильно сказали, что сейчас осень. 

Это время года, когда меняется природа, погода, животные и птицы ведут себя по-другому. 

 (на интерактивной  доске картина (матрица) «Осень»  и маленькие картинки)

– Ребята, осень-художница  нарисовала картину  и отправила по интернету нам.

Как бы вы назвали эту картину?
Какое время года? и время суток
Кого изобразил художник?

 

 Верно, художник изобразил осенний день и точно так же назвал эту картину — «Осенний день». Но как вы догадались, что на картине день?.)
А почему вы решили, что день осенний?

.А как называется явление когда опадают листья?

Когда листья пожелтели, покраснели то наступает золотая осень

Что нарисовано на картине?

Правильно, осень.
Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой
, 

а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень.

Что происходит с природой?

Что осенью делают звери и птицы?

Мы с вами вспомнили приметы осени, поговорили о природе. 

Теперь вы можете сами составить свой рассказ об этом времени года.

Но сначала давайте немного отдохнем.

Педагог приглашает всех, на весёлую зарядку.

Физминутка: « Листики осенние»

Листики осенние (покачиваем руками над головой)

На ветках мы сидим

Дунул ветер- полетели.

Мы летели, мы летели (легкий бег)

И на землю тихо сели. (присели)

Ветер снова набежал (наклоны)

И листочки все поднял

Закружились полетели (закружились)

И на землю снова сели. (присели)

Подумайте, кто как начал бы свой рассказ —
описание картины

Заслушиваются рассказы  детей и анализируются

В заключение свой образец рассказа: — На дворе теплый осенний день. Синее небо и легкое кружево золотистой листвы радуют глаз, манят на улицу.
Не спеша дети гуляют в парке и собирают букеты из осенних листьев. Как красива природа осенью.

Дидактическая игра:

Игра «Что лишнее»

Цель: учить детей исключать лишнее

А у наших у ворот Чудо-дерево растет
Сколько разных овощей на нем растет
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть капуста и салат –
Наше дерево ну просто клад.
Если слушал ты внимательно
Запомнил обязательно.
Дай-ка срочно ответ: в жизни так или нет?

Дети соглашаются, отвечают, называют правила поведения в общественном транспорте.

Дети отвечают.

Дети рассматривают картинки и берут по одной.

Ответы детей.

Дети: осенние.

Дети выполняют задание, определяя, к какому времени года относится каждая картинка, оформляет свои ответы в расширенном речевом плане (это бывает, это случается, это растет, это происходит…)  

Дети слушают.

 

 

Дети отвечают:- Осень. 

 

Дети  рассматривают картину и отвечают на вопросы.

Осенний день

осень

Детей в парке

На улице светло ,дети гуляют

Листья на деревьях пожелтели, покраснели, и опали

Листопад

Ответы детей

Повторяют .

Ответы детей

Дети слушают внимательно инструкцию педагога  

и выполняют  задания. 

Дети выполняют 

повороты головы влево, вправо.

Дети берут в руки листочки.

Дети приседают.

Дети улыбаются.

Дети бегут по кругу.

Дети  кружатся.

Дети  приседают.

Дети  ходят на месте.

Дети слушают внимательно и присаживаются на стулья. 

Дети выполняют задание и отвечают (начнем с описания времени года)

(закончим рассказ описанием настроения у детей)

Дети по очереди самостоятельно составляют небольшой  рассказ у интерактивной доски, используя при необходимости помощь педагога.

Находят лишнее убирают дают объяснение

3. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята вам понравилось в лесу? Но пришла пора нам возвращаться в детский сад. Мы возьмем с собой картинки и нашу картину, чтобы смотреть на нее в группе. У нас есть раскраски,  мы сейчас с вами попробуем нарисовать  красивые картины осени.

Ответы детей.

Дети берут раскраски и садятся за столы, чтобы порисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по развитию речи для детей старшей возрастной группы «Широкая масленица»

Цели знакомить детей с традициями и обычаями русского народа, сформировать знания детей о русском народном празднике «Масленица»ЗадачиОбразовательные:- Расширять знания детей о народн...

Технологическая карта НОД "Развитие речи" "На весенней прогулке" (старшая группа)

Технологическая картанепосредственно образовательной деятельностиОбразовательная область "Развитие речи"Реализация инновационного педагогического маршрутав группе старшего возраста №3Тема: ...

Конспект (Технологическая карта) по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

В данном конспекте дети учатся составлять звуковой анализ слова «дом» и «дым». Осваивают действия звукового анализа слов, сравнивают слова по звуковому составу. А также знакомя...

Технологическая карта по развитию речи в старшей группе: "Рассматривание сюжетной картины «Транспорт на нашей улице"

Технологическая карта по развитию речи в старшей группе: "Рассматривание сюжетной картины: "Транспорт на нашей улице"...

технологическая карта по Развитию речи в старшей группе на тему "Воздушный транспорт"

технологическая карта по развитию речи в старшей группе на тему "Воздушный транспорт"...

Технологическая карта по развитию речи в старшем дошкольном возрасте «Цветик -Семицветик»

Технологическая карта по развитию речи в старшем дошкольном возрасте«Цветик -Семицветик»      Воспитатель: Мингалимова Т.В...

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе "День Победы"

Технологическая карта занятия по развитию речи Ф.И.О: Адилова Дарья НиколаевнаТема занятий: «День Победы»Образовательные области: речевое развитиеВозрастная группа: старшая группаЦель...