Организация работы по изобразительной деятельности
план-конспект занятия (старшая группа)

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_po_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по изобразительной деятельности 
с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования

МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Изобразительная деятельность – один из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста. Рисование, лепка, аппликация и конструирование – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.

Формируя у воспитанников основы эстетической культуры, педагогические работники руководствуются учебной программой дошкольного образования.

Направление - «Эстетическое развитие».

Образовательная область - «Изобразительное искусство» включает в себя следующие виды изобразительной деятельности:

  • Рисование
  • Лепка
  • Аппликация
  • Конструирование

А также  

  • Восприятие произведений изобразительного искусства

В соответствии с типовым учебным планом, занятия по изобра-зительной деятельности проводятся 2 раза в неделю во всех возрастных группах.

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Композиция легче усваивается в аппликации.
Движения – в лепке.
Форма – в рисовании, в аппликации.        

Расписание занятий составляется с учётом того, что прежде, чем нарисовать предмет, его нужно обследовать, что легче сделать при лепке и аппликации.
Если тема «Грибы», то дети сначала лепят грибок, потом вырезают и наклеивают, и только потом рисуют.

Формы организации изобразительной деятельности в дошкольном учреждении – занятия и художественная деятельность вне занятий.

Занятие - это специально организованная деятельность педагога по формированию у воспитанников представлений и умений.

Виды занятий:

- по характеру выбранной темы - на тему, предложенную воспитателем и свободную тему (по замыслу);

- по содержанию изображения – предметное, сюжетное, декоративное;

по способу изображения - по представлению, по памяти, с натуры;

по источнику тем замыслов - занятия на литературные темы, на музыкальные, окружающей действительности.

При планировании занятий с детьми младшего возраста учитывается занятия по характеру выбранной темы и по содержанию изображения. 

Планирование по характеру выбранной темы  (типам занятий).

Занятия на тему, предложенную воспитателем, подразделяются на занятия:
а) по изучению нового программного материала. На таких занятиях мало внимания уделяется творческим задачам, преимущественно решаются учебные задачи (н-р, учим рисовать дом. В данном случае дети должны рисовать не сказочный дом или дом, в котором они живут, а просто дом).
б) повторение пройденного материала. Цель таких занятий – закрепление знаний, умений, навыков. Даётся много упражнений (на одном занятии бублики, на втором – мяч, на третьем – шары) и много задач творческого характера (дети сами выбирают цвет, размер, расположение и количество).
 Воспитатель должен помнить, что каждое новое умение усваивается в течение определённого времени, на нескольких занятиях.
 Во всех возрастных группах обязательно проводят занятия по замыслу детей. Такие занятия планируются по всем видам ИЗО-деятельности. Занятия по замыслу направлены на развитие творчества на основе имеющихся у детей навыков. Инициативу и самостоятельность детей направляют прежде всего на выбор содержания работы, способы её выполнения. Например, детьми уже освоен навык рисования круга - рисовали бублик, мяч, шар; предлагается нарисовать что-нибудь кругленькое.

Планирование по содержанию изображения 

Изображения могут быть:
- предметные
- сюжетные
- декоративные.

Предметное изображение – способ создания изображения предметов, при котором усваивается форма предметов.
Сюжетное изображение – изображение явления, событий в динамике. Усваивается композиция.
Декоративные виды ИЗО-деятельности направлены на освоение детьми декоративно-прикладного искусства, цвета, колорита, ритма.

Правила построения конспекта.
При составлении конспекта занятия нужно учитывать следующее:

  • Всегда ориентироваться на группу (возраст детей).
  • Помнить о соответствии занятия времени года, т.к. мышление ребёнка конкретно.
  • Определить тип занятия (по замыслу или на тему, предложенную воспитателем) и подвид занятия (предметное, сюжетное, декоративное).
  • Указать название занятия. Следует избегать однословных названий, н-р, не просто «Кукла», а «Кукла в длинном платье», не «Ежи», а «Как ёжик к зиме готовится».
    Указываются:
  • Задачи
  • Материалы и оборудование
  • Предварительная работа
  • Индивидуальная работа

Ход занятия или методические приёмы.


Программное содержание включает в себя 3 группы задач.

1 гр. Изобразительные (обучающие) - Что мы будем изображать.
Например, формировать умение изображать фигуру человека. Далее перечисляются те признаки, которые надо передать: форма, величина, пропорции, расположение в пространстве (пропорции 1 к 5, располагать на середине листа).
творческие задачи: продумывание содержания, дополнения к основной части деталей (украшения на платье, мимика лица – весёлая, грустная девочка и т.д.)
2 гр. Технические задачи (обучающие) -  Чем и как рисовать.
(Чем?) Закрепить умение рисование красками. Учить пользоваться акварельными красками.
(Как?) – тычком кисти или всей кисточкой
Творческие задачи: самостоятельно продумывать способы рисования в зависимости от содержания. Н-р, самостоятельно выбирать способ изображения человека, разные способы закрашивания.
3 гр. Развивающие, воспитывающие, творческие: интерес к изобрази-тельной деятельности, желание заниматься ею; желание участвовать в совместной творческой деятельности со взрослым; активность, аккуратность, воображение и т.д.

   Кроме того, всегда планируется анализ детских работ и оценка.  В младшем возрасте для ребёнка важна положительная эмоциональная оценка его деятельности, стараний и выполнения действий, желания заниматься. Следовательно, педагог (или игровой герой занятия) выражает детям восхищение, одобрение, похвалу. Давать оценку результату труда нельзя. 

Анализ.  Вопросы к анализу всегда соотносятся с программным содержанием. Н-р, мы учим детей рисовать пушистого зайца тычком кисти. Здесь будут иметь место такие вопросы: Какой заяц самый пушистый и почему? Какой самый весёлый и почему? Какой самый  маленький и почему? Т.е. вопросы для анализа исходят из содержания.

Восприятие произведений изобразительного искусства

Задачи:
Развивать 
умения совместно со взрослым рассматривать произведения искусства (цветная иллюстрация, народная игрушка), эмоционально откликаться на содержание образа, его художественные особенности (цвет, форма, основные части и детали).

Формировать: интерес к народной игрушке и желание играть с ней; умения узнавать героев иллюстраций, понимать связь иллюстрации с текстом.

Детей раннего возраста знакомим с графикой в виде иллюстраций в детской книге.

Иллюстрация — вид книжной графики, её основа. Рисунки в книге — иллюстрации — являются одним из первых произведений искусства, с которыми встречаются дети в дошкольном возрасте, а также важным средством эстетического воспитания и эмоционального развития. Иллюстрация не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Она первая формирует эстетический вкус ребёнка, учит ассоциативному мышлению, восприятию образа, цвета, пропорций, фактуры. Процесс рассматривания книги можно определить как интеллектуальную игру, как игру с образами, созданными с помощью специфических средств книжной графики.

Рассматривание книжных иллюстраций — широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности.

Рассматривая иллюстрации к произведениям малого фольклора Ю. Васнецова, В. Сутеева к его сказкам, Е. Чарушина и других, обращаем внимание на то, как художники изображают персонажей: цыплята жёлтые, пушистые, цыплёнок бежит, клюёт (что делает?), курица с метлой, в украшенных сапожках, фартучек и т. п.

Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений.

При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой приём, развивающий наблюдательность и речь: путём вопросов вовлекаем детей в соревнование - «Кто больше увидит на картинке?», побуждая их к наблюдательности и высказываниям. Поддерживаем разговор, учим детей правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.

Детей младшего возраста знакомим с народной игрушкой, игрушкой- забавой из дерева, свистулькой (пирамидки, матрёшки, образные игрушки), даём малышам возможность действовать с ними (рассматривать, разбирать, складывать).

 Знакомство детей с игрушками проходит в виде игр, во время которых спрашиваем детей о том, что изображает тот или иной предмет. Детям предлагаем расставить игрушки в определённом порядке, построить для матрёшек дом, лесенку, мостик. Малышам нравятся яркие матрёшки и гладкие точёные игрушки, они с удовольствием включаются в игру: расставляют на столе, размещают на лесенке, сделанной из кубиков, водят по мостику. Одновременно дети получают задание сравнить игрушки по размеру, выделить основные, крупные части и мелкие детали, узнавать и называть форму частей.

Лепка 
это процесс создания изображения или предмета из  пластического мягкого материала. 
Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

Задачи:
формировать представление
 о свойствах материалов, приемах экспериментирования с ними (месить, прихлопывать, ставить отпечатки, отрывать и отщипывать кусочки, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубление пальчиком и др.);

Развивать умения лепить конструктивным способо предметы (блины, морковка, апельсин, пряники, конфеты, карандашики, грибок и т.д.); использовать элементы сюжетной лепки (большие и маленькие снеговики, курица с цыплятами и т.д.);

С помощью взрослого применять способы создания формы предметов

(цилиндр, шар), способы преобразования её для создания выразительного образа (шар сплющивается в диск, цилиндр – в пластину).

Прежде всего необходимо познакомить детей с материалом (глиной или пластилином). Наиболее целесообразно проводить знакомство детей с материалом в процессе выполнения элементарного действия, при помощи которого воспитанники могут сразу получить видимый результат. Воспитатель, показывая детям пластилин, говорит: «Это пластилин. От него можно отделить кусочек». Таким образом, знакомя детей с материалом, воспитатель обучает воспитанников первому приёму – отщипывание.  Для закрепления этого приема детям можно предложить темы: «Корм для птиц», «Зёрнышки», «Конфетки».

Затем нужно учить придавать комочку пластилина более определённую форму, раскатывая между ладонями, сначала прямыми движениями. Происходит обучение детей первому формообразующему движению – раскатыванию. Для закрепления детям предлагаются темы: «Палочки», «Колбаски», «Соломка», «Конфеты». Часто малыш, положив комочек пластилина между ладонями, не может придать ему нужную форму, т.к. не знает, что для того нужно слегка надавливать на него. Воспитатель должен, взяв ладошки ребенка в свои, показать, как надо сдавливать комок, чтобы ребенок почувствовал нужное движение и силу. Одновременно воспитатель обращает внимание на зрительный контроль, чтобы дети усвоили способ работы: надо раскатывать между ладонями.

После того как дети освоят формообразующее движение по созданию цилиндрической формы, следует научить их преобразованию цилиндра – сделать из палочки кольцо. Дети обязательно рассматривают готовое кольцо, а затем воспитатель последовательно показывает, как его лепить. При этом следует обратить внимание воспитанников на то, что сначала надо найти концы у палочки, а затем показать, как их соединить. Дети знакомятся со следующими приёмами – свертывание и соединение.

Далее воспитанников обучают изображению предметов округлой формы – скатыванию кругообразными движениями шара. Это наиболее сложный вид движения. Сначала целесообразно предложить детям покатать готовый шарик. Воспитателю желательно произвести это действие вместе с руками малыша. Только после овладения скатыванием можно перейти к изображению округлых предметов. Детям предлагаются следующие темы: «Мяч», «Яблоко», «Шарик», «Неваляшка».

И еще один прием, которым необходимо овладеть детям 2-3 лет – сплющивание (создание диска, пластины). Взрослый показывает, как нужно отделять кусок пластилина и сплющивать его пальцами. Темы для закрепления: «Блинчики», «Лепешки».

В первой младшей группе лепка носит предметный характерСпособы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный, ленточный, жгутиковый, гончарный, каркасный, рельефный.

Дети 2-3 лет лепят конструктивным способом - предмет создается из отдельных частей, работу начинают с основной, более крупной, мелкие детали лепят в последнюю очередь.

Для успешного проведения занятия требуются определенные условия. Воспитатель занимается с подгруппой детей, учит детей лепить, сидя за столом, не разбрасывать материал. Детям для лепки следует подкладывать специальные доски, пластилин давать в виде колбаски длиной 5-6 см. Применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Воспитатель поясняет каждое действие. Для лучшего закрепления того или иного способа изображения педагог предлагает перед лепкой произвести необходимые движения в воздухе. Необходимым условием является введение игровых приёмов, обыгрывание тех предметов, которые дети будут лепить.

Подбирая предмет для изображения, нужно исходить из общих дидактических принципов и особенностей возраста. Предмет должен быть хорошо знаком детям, вызывать у ребенка положительное эмоциональное отношение, быть интересным для него, и, наконец, должен быть прост по форме и строению, состоять не более чем из двух частей.

Прежде, чем обучить малышей изображать предмет, надо научить их рассматривать его, обследовать, уметь выделить его основные свойства. Обучение следует вести через показ реального предмета или игрушки (не картинки).

Обследование предмета следует проводить, исходя из принципиально важной последовательности, а именно:

  1. восприятие целостного образа предмета,
  2. вычленение основных частей этого предмета,
  3. повторное целостное восприятие.

Эти принципы надо соблюдать всегда при обследовании предметов, которые выбираются для изображения.

Часть занятий можно проводить, демонстрируя процесс изображения знакомых детям предметов. Длительность таких занятий со всей группой —10 мин. Педагог лепит не более 2—3 предметов, чтобы детям не надоело наблюдать за работой. Занятие заканчивается чтением потешки.  

По мере приобретения навыков работы с глиной дети могут лепить и по собственному замыслу, но эти занятия сложны для малышей; поэтому подводить детей к лепке по собственному замыслу надо постепенно, активизируя их мыслительные процессы разнообразными методами и приемами обучения, скажем, с помощью наводящих вопросов.

Важный момент в проведении занятия — оценка деятельности детей. Педагог обязательно рассказывает детям, как они работали во время занятия и как выполняли правила лепки, в целом занятию дает положительную оценку (хвалит всех).

Рисование 
 Вид изодеятельности, при котором изображение       создается на плоскости. 

Задачи:
Развивать интерес к рисованию простых предметов и декоративных элементов.

Формировать представления:
о свойствах материалов (краски, карандаш, фломастер) и элементарных приемах их использования.

Умения:

  • Рисовать разные виды линий (вертикальная, горизонтальная, волнистая); замыкать их формы, создавая выразительные образы (цветы, листопад, елочка, ежик, утенок, зайка, платье, шарфик, неваляшка, флажки);
  • С помощью взрослого применять элементарную технику изображения, конструктивный способ изображения; художественные техники (рисование пальчиком, ладошкой, ватной палочкой, тычками);
  • Различать: способы изображения простых предметов и декоративных элементов; средства художественно-образной выразительности; линии; цвет; свойства материалов; техники их изображения
  • Применять способы создания изображений на основе доступных средств художественно-образной выразительности.

Методика обучения рисованию
Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.

Прежде всего сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему.
В дошкольном возрасте подражание выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей также последовательно усложняются.

Рекомендуется постепенное вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую им работу - проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т. п.

Положительным в этом приеме является то, что ребенок учится узнавать изображаемый предмет, анализировать уже нарисованные и недостающие части, упражняется в проведении линий (разного характера) и, наконец, получает радость и эмоциональное удовлетворение от результата своего труда.

Воспитатель может использовать показ приемов рисования и словесное объяснение, а дети будут сами выполнять задание без опорного рисунка. Здесь важно, чтобы процесс построения рисунка рукой педагога был хорошо согласован с ходом словесного изложения. Слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проанализировать виденное, осознать его, лучше запомнить задание.

Но у ребенка первой младшей группы еще недостаточно развита способность памяти длительное время сохранять воспринятое с достаточной четкостью (в данном случае - это объяснение педагога): он либо запоминает только часть указаний и выполняет задание неверно, либо ничего не может начать без повторного объяснения. Вот почему воспитатель должен еще раз объяснять задание каждому ребенку.

 На обучение детей младшего дошкольного возраста положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций делает предмет изображения более близким, живым, интересным. В рисовании красками результатом деятельности для маленького ребенка является яркое пятно. Цвет - сильный эмоциональный раздражитель.

В соответствии с учебной программой дошкольного образования, целесообразно знакомить детей с такими художественными техниками, как рисование пальчиком, ладошкой, ватной палочкой, тычками. На первоначальном этапе детям младшего дошкольного возраста кисточку и карандаш держать сложно, а рисовать пальчиками приятно и увлекательно. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем мелки. Дети приходят в восторг, когда видят, как окрашенные пальчики оставляют на бумаге яркие следы, при этом краску они не только видят, но и чувствуют.

Материал, используемый в первой  младшей группе при проведении занятий по изодеятельности – это карандаши, восковые мелки, краски, кисти. При этом карандаши выбираем большие и мягкие, основного цвета. Кисточки большие, краска обязательно гуашь, разведенная до нужной консистенции (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный).

На первых занятиях по рисованию лучше дать всем детям краску одного цвета, чтобы сосредоточить их внимание на способах работы кисточки и пользования краской.
На следующем занятии цвет краски можно поменять, но снова дать всем детям краску одного цвета. Лишь тогда, когда малыши овладеют действиями с кистью и краской, можно ставить на разные столы краски разных цветов; к концу года на один стол нужно ставить краски двух-четырех цветов. При этом используем следующие приемы рисования красками:

- примакивания (листопад, следы): “топ-топ” - гуляет кисточка по бумаге;

- протягивание кисточки по листу – сверху-вниз – (красивая красная лента), слева-направо – (длинная дорога);

- сочетание горизонтальных и вертикальных движений кисточкой (красивый заборчик);

При рисовании карандашами - следующие приемы:

- штрихи короткие вертикальные -дождик, травка, заборчик,

-горизонтальные (дорожка, ленточки, усы у кота);

- кругообразные линии по спирали (дым из трубы, клубок ниток);

- кругообразные сомкнутые линии (баранки, мяч, шарики).

На первых занятиях знакомим детей с карандашами и красками. На занятие могут приходить король-Карандаш и принцесса -Кисточка, которые рассказывают о правилах работы с ними. В дальнейшем эти материалы чередуются на занятиях, но, чтобы закрепить навыки работы с ними, надо проводить несколько занятий рисования карандашом, затем несколько - красками.

Например: карандашом рисуем дождик: ритмом штрихов передаем капельки дождя, при этом учим держать карандаш правильно в правой руке, выделяем синий цвет среди других цветов;

Дорисовывали усы коту путем ритмичности проведения коротких горизонтальных линий на близком расстоянии друг от друга;

Рисовали разноцветные клубочки (красный, зеленый, синий) -учили круговыми движениями рисовать клубки ниток, закрепляли при этом цвета.

После двух-трех занятий, на которых содержание рисунка определяется педагогом, проводится занятие по замыслу детей. Конечно, назвать эти занятия в буквальном смысле слова занятиями “по замыслу” нельзя: малыши изображают то, что хотят, многие просто водят карандашом по бумаге или повторяют изображения, усвоенные ранее.

Аппликация

 Способ создания орнаментов и изображений   путем наклеивания или нашивания на ткань,     бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала.

Задачи:
Развивать 
интерес к аппликации

Формировать представления о свойствах материалов и элементарных приемах их использования, способах создания аппликационных работ (без наклеивания).

Умения:
составлять образ конструктивным способом (из отдельных частей);

в сотворчестве со взрослым подбирать цветовое и композиционное решение предметной аппликации;

различать: способы создания аппликации, сочетание цвета деталей и цвета фона, материалы и инструменты для аппликационной деятельности, их свойства и способы использования.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий аппликацией у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

Виды аппликации: из бумаги, из ткани, из природных материалов (засушенных растений, из целых форм растений)

Оборудование и материалы для выполнения аппликации:

  1. Ножницы (должны быть небольшого размера, с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами, чтобы они легко поддавались движению пальцев ребенка. От этого будет зависеть правильность создаваемой формы).
  2. кисти для клея (по окончании работы кисти следует хорошо обмыть, вытереть, высушить и поставить в стакан ворсом вверх для сохранения структуры ворса).
  3. подставка для кисти (чтобы во время работы клей с кисточек не капал и не пачкал стол)
  4. баночка с клеем (баночку сразу же после работы следует мыть)
  5. Подносы и плоские коробки для обрезков
  6. Клеенку для намазывания форм клеем
  7. Тряпочку (для придавливания наклеиваемых изображений и снятия лишнего клея. Они должны быть всегда чистыми.)
  8. Вместо клея используется заваренный крахмал.

Занятия аппликацией начинают проводить с первой младшей группы, однако клей не используется, дети раскладывают формы в ряд, чередуя по цвету, составляя из них несложные предметы — домик, цветок и др.

Методика проведения:

  1. Готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку в специальном пакетике (тарелочке) после объяснения задания.
  2. После того как объяснение педагога выслушано и формы розданы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием.
  3. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов
  4. В процессе показа образца в первой младшей группе воспитатель отчетливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчеркивая ее особенности.
  5. Под детским конструированием 
      понимают разнообразные перестройки из строи   тельного материала, а также изготовление   поделок и игрушек из бумаги, природного и бросового материала.
  6. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
  7. Задачи:
    Р
    азвивать интерес к конструктивной деятельности
  8. Формировать умения:
  9. Самостоятельно, совместно со сверстниками конструировать несложные конструкции из строительного материала, деталей конструкторов (домик, башенка, гараж, скамейка и т.д.);
  10. Совместно со взрослыми различать свойства деталей для конструктивной деятельности;
  11. Различать конструкции из строительного материала, деталей конструкторов, детали (куб, призма, пластина, кирпичик); материалы для конструктивной деятельности.
  12. В первой младшей группе осуществляется конструирование из строительного материала (кубики, кирпичи) и природного (снег, песок). Сначала дети сооружают несложные постройки: башня, лестница, мост. Затем каждая постройка обыгрывается. Из строительного материала делают работы как в группе, так и на улице.
  13. В первой младшей группе задания по конструированию включают в себя элементарные действия. Прежде, чем начать обучение, необходимо познакомить детей с самим изображаемым предметом, как в целом, так и с частями, объясняя их фактическое назначение. Для этого важным является целенаправленное рассматривание предметов.
  14. Если планируется занятие по конструированию мебели, стоит заранее показать картинки, рассказать детям, как делали мебель раньше, как делают сейчас, какие материалы используются для изготовления мебели. Малышу предлагается поставить на кубик «крышу» - получится домик. Позже можно предложить построить двухэтажный домик, поставив один кубик на другой и накрыв всю конструкцию крышей. Из нескольких пластин можно построить дорогу, а из двух-трех кубиков — мебель для игрушек. Каждая постройка обязательно должна быть обыграна, так как игровые действия-ведущая деятельность. Желательно обыгрывать каждый момент занятия, использовать стишки, песенки, сказки, игрушки. Оценка работ также должна проводиться в игровой форме.
  15. Детей в возрасте 2–3 лет знакомят с разными строительными наборами и конструкторами и формируют умение работы с ними. Объясняют особенности элементов конструктора и способы применения их в постройках различного назначения (что такое кирпичик, пирамидка, конус, шар, пластина и т. д., как использовать их в строительстве моделей). Развивают способность творчески подходить к поставленной задаче. Учат малышей строить по готовому образцу, по изображению на картинке, поощряют желание соорудить что-то самостоятельно.
  16. В ходе занятий можно объяснить, для чего служит та или иная деталь конструктора, что можно сделать с её помощью. Рассказать, что если вы собираетесь построить лестницу из кубиков, то чем больше запланировано ступенек, тем больше понадобится кубиков. Для объяснения понятий ширины и высоты можно использовать маленькую и большую машинки и построить для них подходящие ворота.
  17. При изготовлении мебели также используйте различие величины: маленький мышонок спит на маленькой кроватке, а слоник — на большой. Научите делать детей скамеечки — высокие и низкие.
  18. Обязательно стройте дорожки — узкие, длинные, широкие, короткие. А затем пусть дети придумывают, как их использовать в игре. Можно коллективно придумать историю или сказку и разыграть её, используя небольшие игрушки.
  19. При строительстве заборчиков задания надо усложнять от занятия к занятию. Сначала дети строят заборчик из одинаковых деталей, потом используют детали разной величины, чередуя их, затем можно брать не только разновеликие детали, но и различающиеся по цвету. Строить заборчики можно по образцу, сделанному воспитателем, или по картинке.
  20. В первой младшей группе лучше не давать детям заданий разной сложности. Элемент соревновательности здесь также неуместен. Единственно, что можно применять — немного разные задания, но одной сложности при работе в группе. Например, воспитанники конструируют мебель для комнаты. Кто-то из детей делает кровать, кто-то — стул, кто-то — стол и т. д.
  21. После занятия необходимо показать, как разбирается постройка. Необходимо учить детей убирать детали в коробку.
  22. Для занятий по конструированию в младшей группе лучше всего использовать различные строительные конструкторы и наборы: пластмассовые кубики, деревянные наборы, разные конструкторы-собирайки.
  23. Все детали любых конструкторов для детей 2–3 лет должны быть большими. Это относится и к другим материалам — безопасность прежде всего!
  24.  Изобразительная деятельность детей вне занятий.
  25. Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. В основном это время отводится для игр. Но если кто-либо из детей захочет рисовать, лепить, не следует препятствовать этому. Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляются разнообразные умения детей.
  26. Изобразительная деятельность, возникающая в процессе игры, носит подчиненный характер. Ее цели и содержание определяются потребностями игры. Например, игра в «путешествие» вызывает необходимость построить транспорт, сделать для участников игры билеты, сумки. Часть детей занимается конструированием из бумаги этих предметов. Такая деятельность развивает инициативу, творческие способности и обогащает содержание игры. Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых помещениях в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться.
  27. В младших группах такой уголок ограничивается карандашами, бумагой и раскрасками, так как работа с краской и глиной сложна и требует постоянного контроля со стороны воспитателя.
  28. Изобразительная деятельность - прекрасное средство развития творческих талантов и всех прочих способностей ребёнка. А положительные эмоции? Радостные улыбки, появляющиеся на лицах детей, которым удалось нарисовать, слепить или построить очередной "шедевр", дорогого стоят!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

"Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"...

организация и проведение изобразительной деятельности в детском саду

Влияние иобразительной деятельности на умственное, сенсорное, нравственное и трудовое воспитание детей.Организация и структура занятий состоящая из трёх этапов....

Фрагмент плана работы по изобразительной деятельности для детей 4-5 лет в совместной деятельности с учетом гендерного подхода

Месяц№ п/пВиддеятельностиТематика Образовательные задачиМальчикиДевочкиОктябрь1.      Предметное рисование«Картинкидляшкафчиков мальчиков» «Картинкидляшкафчиков для ...

"Организация и проведение изобразительной деятельности в детском саду "

Презентация "Организация и проведение изобразительной деятельности в детском саду " для начинающих педагогов. В ней кратко вассказывается как организовать ИОЗО деятельность в детском саду....

Организация занятий по изобразительной деятельности.

Занятия по изобразительной деятельности обычно проводятся в первой половине дня. Процесс лепки, конструирования, рисования связан с фиксированной статичной позой и ограниченными движениями, что вызыва...

Выступление «Использование бросового материала в процессе организации работы по изобразительной деятельности».

Все дети любят мастерить.   Особенно, создавая новые вещи из того, что принято выбрасывать, давая вторую жизнь, казалось бы, ненужным предметам, используя разнообразные природные материалы. Подоб...