самообразование "Воспитание доброжелательных отношений у дошкольников"
материал (подготовительная группа)

Горохова Ольга Юрьевна

«Воспитание доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 48 Калининского района Санкт-Петербурга

Портфолио

по самообразованию

Гороховой Ольги Юрьевны

воспитатель

Санкт-Петербург


Личный листок

Горохова Ольга Юрьевна

15.03.1984 г.

Стаж работы в должности (на 1 сентября данного учебного года):

Образование: ЧОУ ДПО "Институт новых технологий в образований", воспитатель дошкольного образования (дошкольная педагогика и психология);

год окончания: 2015

Высшая квалификационная категория, год присвоения 2021

Курсы повышения квалификации за последние три года:

"Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста", ООО "Центр развития педагогики", 28.04.2020.

"Воспитание дошкольников на основе ценностей традиционной культуры в условиях реализации профстандарта",  СПбАППО, 16.04.2021.

"Методы и технологии работы с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО", ООО "Центр развития педагогики", 03.10.2022. "Компетентность педагога в области ИКТ: использование современных цифровых технологий в условиях реализации обновлённых ФГОС", ИМЦ Калининского района, 30.12.2022.

Участие в конкурсах: IX межрегиональный (с международным участием) фестиваль инновационных педагогических идей «Стратегия будущего», направление: «Развитие дошкольного образования», Тема: Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Страна финансов», 2022г, участник.

Награждения: 

Индивидуальный план работы педагога по теме самообразования

на 2022 / 2023 учебный год

Горохова Ольга Юрьевна

Тема: «Воспитание доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста»

Актуальность темы: Особую актуальность воспитание дружеских отношений приобретает на ступени дошкольного детства, так как именно в этот период жизни происходит первичная социализация ребенка, вхождение в мир культуры, усвоение ценностных ориентаций.

Однако, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники в этой области испытывают серьезные трудности, что выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой совместной деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к членам группового коллектива. Все это приводит к конфликтам и непониманию собеседниками друг друга. Поэтому воспитание культуры взаимопонимания в общении дошкольников со сверстниками имеет огромное значение для развития ребенка.

Цель: Развитие умения общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения; адекватно реагировать и выражать свою симпатию к членам группового коллектива, а также сосуществовать с товарищами в условиях группового коллектива.

Задачи:

Обучающие:

Расширять представление о понятиях «добро» и «зло»; Формировать представление о честности, справедливости, доброте; Формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение друг к другу;

Развивающие:

Развивать способность к эмоциональному сопереживанию, стремление к проявлению сочувствия и сопереживания к тем, кто в них нуждается; Развивать речевую активность детей, культуру речи; Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; Воспитывать гуманные чувства; Приобщать детей к духовным ценностям.

Предполагаемый результат: 

- Сформированы представления детей о людях, их положительных и отрицательных нравственных   качествах, нормах и правилах общения, о способах сотрудничества.

- Дети проявляют  добрые  чувства,  отзывчивость,  различают настроения и эмоциональное состояние окружающих людей,   учитывают это в своем поведении.

- Обращают внимание на  проблемы сверстников и помогают в их устранении, радуются успехам других. 

- Учитывают интересы сверстника как партнера по совместной деятельности,  согласовывают действия, проявляют внимание друг к другу, взаимопонимание.                             

Форма предоставления результата: Фотоотчет о проделанной работе.

Дата заполнения «      »                     20       г.

Теоретический этап

  1. Подбор и изучение методической литературы (Коротаева Т.Л. «Формирование у детей доброжелательного отношения к сверстникам; Буре Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников 3-7 лет; Петрова В.И.»Этические беседы с детьми 4-7 лет»).
  2. Ознакомление с материалами сети интернет
  3. Обобщение материала

Практический этап

Оснащение РППС

IX

  1. Подбор бесед по социально-личностному развитию дошкольников + демонстрационный материал к ним.
  2. Создание картотек: «Уроки доброты», «Мирилки».
  3.  «Уголок настроения»

Цель: формировать у детей экспрессивные эталоны, способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

X

  1. «Уголок приветствия»

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочение детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия; умения замечать положительные качества в людях и говорить об этом.

  1. Пирог «Наши именинники»

Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива (дети самостоятельно или с помощью воспитателя могут посмотреть когда у его друга день рождения и заранее подготовить подарок, поздравление или открытку).

  1. Пополнение демонстрационного материала к беседам по социально-личностному развитию дошкольников.

XI

  1. Различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний,  картотека портретов с различной мимикой и выдержками из разных стихов к ним.
  2. Изготовление игрушек для вывода эмоций:

«Варежка дружбы» - надев такую варежку дети уже не поссорятся. 

«Мешочек для крика» - если ребенок дерётся, кричит, то можно дать ему мешочек, предложить отойти в сторонку и громко покричать в мешок. Затем волшебный мешочек завязывается и убирается вместе с плохим настроением.

Работа с родителями

IX

Консультация для родителей

«Воспитание нравственности у дошкольников».

X

Чтение В. Бианки «Мышонок Пик»

Цель: Вызвать интерес к произведению, достоверно отражающему специфику природных явлений. Формировать умение быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему живому.

XI

Совместное с детьми изготовление кормушек для птиц

Цель: воспитание чувства доброты, сострадания, желания помочь.

XII

Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев»

Цель: Учить детей понимать эмоциональное и физическое состояние других людей.

I

Памятка для родителей

«Посеять в детских душах доброту и отзывчивость»

II

Заучивание стихотворения «Мой папа»

Цель: Способствовать формированию выдержки, спокойствия, доброжелательного отношения. Воспитывать уважение к родителям.

III

Консультация для родителей

«Выстраиваем дружеские взаимоотношения между старшими и младшими детьми в семье».

IV

Разучивание пословиц и поговорок о дружбе

Цель: Воспитывать и развивать взаимно доброжелательные отношения с ровесниками.

Работа с детьми

Традиции дня

Утренний сбор

Вечерний сбор

Каждое утро

Каждый вечер

Традиции месяца

Дни  рождения детей

Выставки коллективные и индивидуальные

ежемесячно

1 р. в месяц

IX

  1. Беседа «Зачем нужны правила?»

Цель: развивать у детей понимание необходимости законов (правил) общения, желание их узнавать и выполнять.

  1. Упражнение «Расскажи о своем настроении»

Цель: Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; учить понимать настроение другого человека.

Игра «Угадай настроение по рисунку»

Цель: развивать умение понимать свое настроение и настроение

других людей.

  1. «Украсим группу, детский сад красивыми цветами»

Цель: воспитывать желание создавать радость для окружающих.

  1. Коммуникативная игра: «Комплимент»

Цель: способствовать формированию у детей положительного эмоционального опыта. Развивать умение замечать положительные качества других людей. Развивать речь.

X

  1. Беседа «Относись к своей планете правильно + просмотр мультфильма «Моя планета».

Цель: познакомить детей с экологическими проблемами, воспитывать любовь к окружающему миру.

  1. Упражнение дискуссия «Почему грустит котенок?»

Цель: продолжать учить различать эмоциональные переживания на примере животных, развивать потребность в проявлении доброты, чуткости.

  1. Беседа «Я среди людей»

Цель: развить представление о ходе развития человека, показать взаимосвязь отношений.

  1. Беседа «Где живет моя семья»

Цель: закрепить знания домашнего адреса. Формировать позитивное отношение к родителям, осознание родственных чувств.

XI

  1. Беседа «Самый дорогой на свете человек» +  проигрывание проблемной ситуации «Моя мама устала»

Цель: Развивать способности к эмоциональному сопереживанию, воспитывать любовь и заботливое отношение к родным и близким.

  1. Обсуждение и проигрывание ситуации «Старенькая бабушка»

Цель: воспитывать уважительное отношение к пожилым людям. Побуждать к проявлению сочувствия, заботливого отношения к ним.

  1. Игра «Ласковое слово»

Цель: формировать у детей ласковое отношение друг к другу и взрослым.

          Игра «Пирамида любви»

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям, развивать коммуникативные способности.

  1. Заучивание стихотворения «Добрые слова» О. Дриз

Цель: формировать у детей представления о нормах поведения. Побуждать детей использовать в речи «добрые слова». Воспитывать любовь к окружающим людям.

XII

  1. Беседа «Друг в беде не бросит»

Цель: расширить и углубить представление детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям; раскрыть значимость моральной поддержки товарищам.

Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Цель: Воспитывать и развивать взаимно доброжелательные отношения с ровесниками. Формировать понятие о дружбе, друзьях.

Разучивание песни «Улыбка + пословицы и поговорки о дружбе.

  1. Игра «Клеевой ручеек» (Слепой и поводырь)

Цель: развивать умение действовать совместно и осуществлять само и взаимоконтроль за деятельностью, учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

  1. «Украсим группу, детский сад к празднику Новый год»

Цель: Воспитывать желание создавать радость для окружающих.

  1. Игра «Подарок на всех»

Цель: развивать умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

I

  1. Рассматривание иллюстраций к сказке «Снежная королева»

Цель: побуждать детей высказывать свое мнение о характере героев. На примере персонажей произведения, формировать представление о настоящей дружбе.

  1. Игра «Волшебники»

Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять заботу и внимание.

  1. Тема: «Учимся понимать боль другого человека»

Цель: учить различать эмоциональное состояние на примере сказочных персонажей; способствовать формированию эмпатии, умению оценить ситуацию и поведение окружающих.

  1. Разучивание стихотворения «Рукавички я забыла» А.Барто

Цель: Учить анализировать поступки, формировать правильную модель поведения.

Игра «Хорошо-плохо»

Цель: учить детей анализировать свое поведение и поступки других.

II

  1. Рассматривание иллюстрации «Спор»

Цель: Учить различать хорошие и плохие поступки друзей. Побуждать анализировать поведение. Упражнять в составлении рассказа по картинке.

Чтение стихотворения «Бараны» С. Михалкова

Подвижная игра «Два барана»

Цель: формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

  1. Чтение стихотворений «Вовка добрая душа» А. Барто

Цель: учить детей анализировать поступки и делать выводы. Побуждать детей помогать другим людям.

Игра «Этикет»

Цель: формировать умение называть вежливые слова и отвечать в каких случаях они произносятся, правильно анализировать правильно чужие поступки, воспитывать чувство товарищества, взаимной поддержки.

  1. Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива. Развивать умение работать в коллективе.

  1. Беседа «Учимся понимать переживания родных и близких нам людей».

Цель: формировать осознанное отношение к соблюдению требований взрослых (родителей). Побуждать к проявлению сопереживания детям и родителям, переживаемых трудные ситуации.

III

  1. Изготовление подарков для мам и бабушек.

Цель: Развивать внимательное отношение к родным и близким людям. Воспитывать желание создавать для них радостное настроение.

  1. Беседа «Учимся беседовать о героях сказок»

Цель: научить понимать чувства героев, их настроение. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Научить подбирать слова, определяющие состояние и качества характера.

  1. Игра «Сказка наоборот»

Цель: познакомить детей с правилами доброжелательного поведения.

  1. Игра «Царевна – Несмеяна»

Цель: способствовать сплочению коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

IV

  1. Беседа «Друг в радости и в горе – всегда рядом»

Цель: формировать представление о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих.

  1. Игра «Сиамские близнецы»

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.

  1. Беседа «Поссорились – помирились»

Цель: научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения, развивать чувство юмора. Развивать ответственность, самоконтроль.

  1. Словесная игра «Закончи предложение»

Цель: Развивать умение анализировать свои поступки. Воспитывать понимание необходимости выполнения правил поведения.

V

  1. Чтение Цветик – семицветик» В. Катаева.

Цель: Способствовать развитию нравственных чувств, высших душевных качеств, нравственно-ценностного миропонимания.

Игра «Цветик – семицветик»

Цель: продолжать знакомить с понятиями «добро» и «зло»

  1. Упражнение «Помоги волшебнику»

Цель: обобщить представление детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки.

  1. Беседа «Учусь прощать»

Цель: научить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать. Подвести к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый».

  1. Игра «Менялки»

Цель: развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.

Открытые мероприятия в ДОУ (выставки, занятия, игра, развлечение и т.д.)

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII-VIII

Посещение открытых мероприятий коллег, семинаров,

мастер-классов, обучение на КПК, участие в конференциях и пр.

Дата

Место проведения

Тема занятия (мероприятия)

Анализ, отзыв

19.01.23

ГБДОУ д/с 44 Калининского района

Занятие с детьми первой младшей группы «Играем с Зайчиком и Лисичкой» при участии воспитанников подготовительной группы.

Наставническая модель «Ребенок-ребенок»

16.03.23

ГБДОУ д/с 45

Калининского района

Занятие с детьми 6-7 лет Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».

(Взаимодействие детей параллельных по возрасту групп)

Оценочный этап. Анализ работы над темой самообразования.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Воспитание нравственности у дошкольников».

               Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему с определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное гармоничное развитие чувств.

               Дети очень рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников. И очень чутко реагирует на различные проявления недоброжелательности к ним. Для воспитания чувств ребенка, его нормального развития, важное значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему. Это основа доброжелательного отношения к людям, готовность к общению. Дети дошкольного возраста способны испытывать чувства привязанности в ответ на заботу и ласку. Задача воспитания у детей нравственных чувств, решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее справедливее они относятся к детям. Но, конечно, нежное доброе отношение к ребенку совсем не означает отсутствия требовательности. Только разумное сочетание любви и требовательности. Дает желательный результат. У детей  возрастает стремление вести себя лучше и по отношению к взрослым и к своим товарищам. Ребята отзываются на все доброе, прекрасное, выражают сочувствие, приходят на помощь попавшему в беду, грустят, радуются. Но гуманные чувства детей надо воспитывать. Нельзя забывать о духовной подготовке – развитие сознательного отношения к делу, воспитанию чувства ответственности и уважения  к окружающим, твердости благородных убеждений, человечности, мужества. Чувства детей  наиболее активного формируются и развиваются в деятельности особенно повсеместно, во взаимоотношениях друг с другом, со взрослыми. Большое влияние по воспитанию чувств оказывает искусство, литература, живопись, музыка. 

               Большое преимущество, как средство воспитания гуманных чувств в эмоциональной оценке действительности. При чтении книги или рассматривании картины ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образно переживает описываемые события и чем сильнее его переживания, тем богаче и чувства и представления о действительности. Художественная литература должна чаще использоваться как, средство развития человечности, гуманности, качеств личности, добра и справедливого чувства гражданственности.

              Для чтения вне занятий по воспитанию гуманных чувств, формирование представлений о добре и зле используется художественная литература, как русских классиков так и зарубежных.

             Это сказка о «Царе Салтане», о «Золотом петушке» А.С.Пушкина, Ш.Перро «Золошка», Аксаков «Аленький цветочек» и многие другие произведения. Воспитывать гуманное отношение нужно не только к людям, но и к живому миру природы: животным, растениям. Очень много написано в этом плане художественных произведений: Куприн «Белый пудель», Горький «Воробышко», Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», рассказы Чарушина, Пришвина. Часто приходится видеть, как дети дошкольного, а чаще школьного возраста, порой не задумываясь, плохо относятся к животным, растениям. Им ничего не стоит вырвать с корнем цветок, оторвать у насекомых ножки, обидеть собаку, кошку. Побить своего же товарища, обидеть того, кто слабее его. Ни в коем случае взрослые не должны попустительствовать этому. С самого раннего детства важно формировать такие способы поведения, которые бы положили начало дальнейшему совершенствованию личности, содействовать общему развитию воспитанности. Что же  именно следует  иметь ввиду. Прежде всего, не забывать о воспитании у ребенка сдержанного поведения, умения вести себя в общественных местах, не привлекая внимания окружающих, считаться с удобствами старших. Ведь он будет жить не один на свете, а среди людей и обязан с ними строить отношения соответственно общепринятым нормам. Нужно учить ребенка культуре человеческого общения, проявлять к взрослым вежливость, предупредительность, внимание.

              Понаблюдайте за своими детьми, умеют ли они по собственной инициативе предложить вам помощь, например:  поднести покупку, успокоить плачущего малыша, помочь помыть посуду или вытереть ее, открыть и придержать дверь, пропустить взрослого вперед и т.д.

             Если в  подобных случаях ваш ребенок «слеп и нем» - значит, допущен урон в его воспитании, значит надо перевоспитывать его. К сожалению, случается, что родители допускают ошибку в оценке детского поведения. Некоторые родители считают чуть ли не естественным, что их 5-ти летний  ребенок не умеют вести себя сдержанно, скромно. Например: снисходительно относятся к тому, что ребенок шумит, нарушает покой соседей, истошно кричит, бегает, стучит. Родителям даже невдомек, что развязность, бесцеремонность, проявляемая ребенком, укореняется – может стать чертой характера и что в первую очередь именно им самим придется пожинать плоды невоспитанности собственного чада. Важно в детях воспитывать положительные привычки, быть вежливыми, предупредительными, опрятными, общительными, деликатными, всегда прийти на помощь нуждающимся.

             Ваш сегодняшний малыш – будущий школьник – студент – член трудового коллектива.

            Очень важно, чтобы наши дети умели общаться в красивых человеческих формах, знали правила этикета, обязательные для культурного человека.

Как научить детей заботиться об экологии? | Материнство - беременность,  роды, питание, воспитание



Предварительный просмотр:

Есть такое высказывание: «Детство первого ребенка заканчивается тогда, когда появляется второй». 

Родителям, планирующим появление второго ребенка или уже имеющим не одного ребёнка, необходимо помнить, что рождение второго ребёнка для первенца событие скорее драматичное, чем радостное. Ведь роль старшего в такой ситуации резко меняется и требования к нему возрастают. Младший же лишен «травмирующего» опыта – он находится в центре внимания, им умиляются, ему многое и чаще прощается по сравнению со старшим. 

Самой распространенная проблема, которую приходится разрешать матерям и отцам, – это ревность старших к младшим (или наоборот), появление конфликтов, ссор и даже драк. 

http://maminiskazki.ru/wp-content/uploads/2015/02/1318942207_3.jpg

    

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №48 Калининского района СПБ

Информационный буклет:

«Выстраиваем дружеские взаимоотношения между старшими и младшими детьми в семье»

 

https://documents.infourok.ru/1dd47e22-0850-482c-807d-f4932399caaa/0/image001.png

 

Санкт-Петербург 2022 г

Почему появляются проблемы в  выстраивании взаимоотношений между старшими и младшими детьми в семье?

 1.Результаты исследований психологов однозначно доказали, что проявление в отношениях детей заботы друг о друге или вражды зависит, прежде всего, от родителей, степени их участия в воспитании и отношения к каждому конкретному ребенку.

 Некоторые специалисты высказывают мнение, что конкуренция и соперничество проявляются намного мягче среди детей в случаях существенной (7–10 лет) разницы в возрасте между ними, а также, если дети разного пола.

 2.Однако, дети любого возраста, ощущающие себя в некоторой степени беззащитными, могут преодолеть это состояние, только добиваясь любви родителей. Поэтому соперничество между ними в борьбе за эту любовь неизбежно.

3.Усилить постоянно присутствующую напряженность во взаимоотношениях братьев и сестер могут частые болезни одного из детей. Родители, озабоченные постоянным недомоганием ребенка, проявляют к нему повышенное внимание и, следовательно, меньшее к остальным.

 4.Способствуют возникновению конфликтов и ситуации, когда мама и/или отец автоматически «записывают» во взрослые старшего ребенка, постоянно требуют от него понимания и помощи или сравнивают «хорошего» маленького с «плохим» старшим. 

 

 

Рекомендации для родителей, как выстраивать позитивные взаимоотношения между старшими и младшими детьми в семье.

  • говорить детям как можно больше теплых слов: «мне хорошо с тобой», «я рад тебя видеть», «хорошо, что ты пришел», «мне нравится, как ты …», «как хорошо, что ты у нас есть»;
  • не забывать обнимать ребенка, прикасаться к нему (не менее 4 раз в день, а лучше 8).
  • психологи также предлагают, с рождением второго ребенка первому уделять даже больше внимания, чем до появления брата или сестрички.
  •  также необходимо общаться с детьми персонально, обязательно гуляя по отдельности с каждым ребенком хотя бы раз в неделю, разговаривая о его делах, держа его за руку.
  • всегда помнить, что старший ребенок – это не бесплатная нянька для младшего и не домработница.

Привлекать его к домашним делам, учить заботиться о малыше необходимо постепенно, в виде игры. Оба ребенка только выиграют, если просить у первенца умеренной помощи в присмотре за младшими. Ибо в таких ситуациях у старших появляется чувство гордости. Ощущение старшими своей необходимости придает им уверенности в своих силах, а доверие родителей способствует формированию ответственности.

  • не стоит взрослить старшего раньше времени, например, отдавая его в школу или ужесточая требования.
  • также необходимо активно привлекать старших и младших к совместной деятельности, к примеру, играм и развлечениям, выполнению домашних обязанностей.

Но что делать, если какие-то моменты во взаимоотношениях с детьми не были учтены и среди них появился ярко выраженный ревнивец, который активно или исподтишка дестабилизирует микроклимат в семье?

 

В таком случае нужно объективно проанализировать свои отношения с каждым из детей и со всеми вместе, определить, кому достается больше реального внимания и душевного тепла, а кому меньше, попытаться уравновесить отношение к детям внутри себя. И, наконец, внимательно следить за внешними проявлениями своих чувств. Не исключено, что на некоторое время внимание к ярко выраженному ревнивцу может быть даже повышенным.

 

И даже если конфликты возникают постоянно между детьми, то самый основной совет специалистов – не поддаваться панике. Спокойно оцените ситуацию и при необходимости обратитесь к специалистам!

Сказка про ребенка, который не хочет ходить в детский сад. Читать и слушать



Предварительный просмотр:

Конспекты

непосредственно образовательной деятельности

по социально – личностному развитию дошкольников

Беседа «Зачем нужны правила?»

Цель: развить у детей понимание необходимости законов (правил) общения, желание их узнавать и выполнять. Словарь: самооценка, правила.

Ход занятия:

      Педагог: Вы все помните игру «Светофор»? Какие в ней правила? Зачем они нужны? А если играть без правил?

Зачем нужны правила за столом? Если человек не знает правил, он сможет есть красиво? А выглядеть как при этом будет?

Где еще люди соблюдают правила? (В транспорте.) Зачем? (При знакомстве.) Зачем? (На улице.)

       Давайте посмотрим, что происходит, если нарушается правило.

(Показывает макет: дорогу, тротуар, машины, человечков. Проигрывает ситуацию порядка, затем нарушение правила поведения на дороге.)

      Кто придумал правила? Люди.

Например, когда людей собирается много, они разговаривают по очереди, чтобы было слышно каждого.

      Послушайте, я сейчас произнесу слова: «правильно», «правила», «править». Чем они похожи?

Когда говорим «правильно», что имеем в виду?

Готов к школе, если знаешь много правил — легче привыкнуть, легче с учениками и учителями.

      Люди по-разному поступают и действуют. Мы должны уметь оценить поступки других, но можем оценить и себя. Например, «я поступил хорошо, когда уступил место» — это и будет самооценка (сам себя оценил). «Я сделал правильно» (т.е. по правилам).

      Вспомните случаи, когда вы сами понимали, что так делать нельзя. Когда и что нельзя? Почему?

      Очень важно на вопрос «почему я так делаю» отвечать: «Я это делаю потому, что...» или «Я не делаю, потому что...»

Вы бы что выбрали: жить по правилам? Жить без правил? Почему?

(Предлагает детям еще раз назвать правила, какие они знают.)

Беседа с детьми "Относись к своей планете правильно"

Данная разработка рассчитана на детей 5-9 лет. Проблемы экологии остро стоят в наше время и мы с раннего возраста должны рассказывать детям об этих проблемах, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Цели и задачи: познакомить детей с экологическими проблемами; воспитывать любовь к окружающему миру.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята и гости. Сегодня мы с вами поговорим об экологии. Как вы понимаете слово "экология".

Ответы детей.

Правильно слово экология происходит от древне-греческих слов "экос" — обиталище, жилище, дом, имущество и "логос" — понятие,  наука, то есть это наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с окружающей средой.

В последнее время наша планета все чаще и чаще подвергается загрязнению. Как вы думаете, кто или что загрязняет нашу планету? А как этого можно избежать?

Послушайте, пожалуйста, небольшое обращение к людям, к жителям нашей планеты.

"Обращение к Человеку".

Человек, оглянись вокруг себя, посмотри на небо, землю. Что ты видишь? Яркое солнце, белые облака, голубые реки. Все это ты видишь каждый день и даже не замечаешь этой красоты. А ведь природа создавала эту красоту тысячи, миллионы лет.

А задумывался ли ты когда-нибудь о том, всегда ли будет тебя окружать эта красота? Ведь ты вырубаешь леса, добываешь полезные ископаемые, засоряешь водоемы, загрязняешь воздух.

Знаешь ли ты, что каждый час люди вырубают на планете 24 квадратных километров леса. А ведь лес-это дом для многих животных и птиц.

Знаешь ли ты, что добыча полезных ископаемых тяжело сказывается на состоянии и плодородии почвы. А ведь плодородная почва дает тебе прекрасную пищу.

Знаешь ли ты, что засорение водоемов приводит к воде вредных веществ. А ведь ты не можешь без чистой воды, которая нужна тебе в первую очередь для питья и приготовления пищи.

Знаешь ли ты, что загрязнение воздуха приводит к глобальному потеплению. А ведь ты не можешь жить без чистого воздуха, который необходим тебе для дыхания.

Так почему же ты так относишься к своей планете? Остановись!!! Это твой дом!!! А чтобы ты мог жить хорошо, счастливо в своем доме, все должно быть в порядке: вода и воздух должны быть чистыми, а деревья звери и птицы- здоровыми. А для этого ты сам должен заботится о своем доме. Ты и только ты несешь ответственность за него перед собой и своими детьми, которым оставишь после себя этот дом. Еще раз подумай, что ты им оставишь-ядовитую свалку или цветущий сад? Подумай и подними мусор, который ты бросил. Подумай и поставь кормушку для птиц. Подумай и посади дерево. Начни хотя бы с этого. Сделай это сегодня. Ведь завтра может быть уже поздно!

Воспитатель:

Что в поняли из этого рассказа?

Ответы детей.

Воспитатель:

В этом обращении затрагиваются почти все экологические проблемы- загрязнение воды и воздуха, осушение водоемов, вырубка лесов, истощение почвы.

И если мы не прекратим сегодня себя так вести, то что может произойти?

Ответы детей.

Воспитатель:

Молодцы, надеюсь наша беседа не прошла даром и я смогла достучаться до ваших маленьких сердец.

Упражнение-дискуссия «Почему грустит котенок?»

Ведущий берет в руки игрушку котенка и читает стихотворение:

Жил-был маленький котенок

И совсем еще ребенок.

Ну, и этот котя милый

Постоянно был унылый.

Почему? Никто не знал,

Котя это не сказал.

А. Блок

Передавая игрушку по кругу, ведущий просит  каждого сказать, почему котенок грустил, чего он боялся, чего ему не хватало, как ему помочь?

Беседа «Я среди людей»

Цель: развить представление о ходе развития человека, показать взаимозависимость отношений.

Задание: собрать фотографии из разрезанных шаблонов пиктограмм.

Ход занятия:

        Педагог. Я покажу вам картинки, а вы просмотрите их и догадайтесь, о чем пойдет речь. (Показывает изображения младенца, мальчика, который начал ходить, дошкольников, детей младшего и старшего школьного возраста, юноши, девушки, мужчины, женщины, пожилых людей.)

       Да, о человеке, о том, как меняется его возраст, его жизнь. Какая фотография говорит о начале человеческой жизни? Верно, младенец. А это — «Мадонна с младенцем» (показывает иллюстрацию). А почему чаще всего младенец изображен с матерью? Да, она ему в это время нужнее всех людей. Почему? (Кормит, пеленает, купает.)

Малыш гуляет с папой, а здесь (показывает картинку) — с бабушкой и дедушкой.

Вот и дошколята... Это ребенок какой группы? А это?

На кого из них вы похожи по возрасту?

Кто из взрослых нужен вам?

Это кто? (Показывает изображение школьника.) Как вы узнали? (По ранцу.) Может малыш сразу стать школьником?

Почему? Растут люди постепенно, после двух лет не наступает семь, нужно пройти три, четыре, пять, шесть.

Это школьники. В чем же разница этого и этого школьника? (Показывает фото младшего и старшего школьника.)

Можно после 1-го класса сразу оказаться в 10-м? Нет!

Эти люди называются уже не мальчик и девочка, а юноша и девушка. Они почти взрослые.

         Вот и совсем взрослые. Как вы думаете, школьники могут стать сразу взрослыми? А юноша и девушка могут превратиться в стариков? Значит, от младенца до старика человек живет долго, и в каждом возрасте что-то любит делать больше всего: дети до школы любят играть, школьники и студенты учиться, взрослые работать.

Могут ли взрослые играть?

А дети работать? (Могут помогать взрослым.)

Давайте в этой цепочке найдем ваше место (показывает табло из картинок).

Видите, вы еще будете жить долго-долго, учиться, работать, а пока чем будете заниматься? (Играть.)

Игра «Подбери подходящие вещи» (обувь, головные уборы)

Тема: «Самый дорогой на свете человек»

Цели:

1. Развивать способность к эмоциональному сопереживанию.

2. Учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей.

3. Учить давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений.

4. Воспитывать гуманное отношение к родным и близким людям.

5. Учить детей различать понятия «добро» и «зло».

6. Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.

7. Формировать осознание моральной стороны поступков.

Ход занятия

Занятие начинается с обращения к детям:

— Кто на свете для вас самый дорогой человек?

— Мама!

Чтение стихотворения о маме В. Руссу.

Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.

Только мама есть одна, всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я: это мамочка моя.

  Воспитатель предлагает рассказать детям о своей маме с помощью игрового упражнения: «Моя мама». Дети по очереди завершают суждение «Моя мама...», «Когда я вижу свою маму, то...».

       

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

      «Мама Сережи пришла уставшая с работы, увидев разбросанные по всей квартире игрушки, попросила их убрать. Сережа сделал вид, что не услышал просьбу. Мама приготовила ужин, после которого попросила сына помочь ей убрать посуду со стола, на что тот ответил: "Не хочу!". Мама обиделась».

Почему мама обиделась на сына?  Как должен был поступить Сережа?

         Во время проигрывания ситуации обращается внимание на передачу эмоционального состояния каждого героя с помощью мимики, пантомимики и интонации голоса.

        После проигрывания воспитатель обращается с вопросами к детям.

 Для чего нужна мама? (Диагностика детских представлений и суждений.)

Подвести к обобщению: «Мама дает жизнь каждому из нас, заботится, беспокоится о нас, в любую радостную и трудную минуту поддержит, поможет, защитит, поймет и простит».

А всегда ли мы понимаем и слушаем своих мам?

Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Я не плачу».

Мама сильно рассердилась,

Без меня ушла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

Но не плачу все равно.

Я за шалости наказан,

Справедливо, может быть,

Только я прощенья сразу

Не решился попросить.

А теперь сказал бы маме:

«Ну прости, в последний раз!..».

Я не плачу, слезы сами,

Сами катятся из глаз.

Почему рассердилась мама?

Кого вам жалко в этом стихотворении? Почему?

 Как можно помочь малышу в этой ситуации?

А какие добрые дела вы сделали для своих родителей? Выслушиваются ответы детей.

Детям предлагается послушать (или прочитать) стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине».

Мама спит, она устала...

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела;

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

Ничего, — шепнул он будто,

— Посидим и в тишине...

     Детям предлагается по очереди закончить предложение «Когда я вижу уставшую маму (папу), то...».  

Игровое упражнение «Мама устала»

     Дети становятся в круг, в центре которого ставится стул. Выбирается ребенок на роль матери и садится или становится в круг. Все дети получают задание: представить, что «мама» пришла уставшая с работы. Вы хотите ей помочь. Как вы это сделаете? С какими словами вы обратитесь к «маме»? Ребенок, выбранный на роль матери, должен выразить ее состояние с помощью, мимики и пантомимики. Если дети затрудняются, воспитатель предлагает возможные варианты помощи родителям: что-нибудь принести (тапочки, одежду), накрыть на стол, убрать со стола, помыть посуду и др.

Советы детям:

•        Будь ласков с родителями, с теми, кто заботится о тебе дома, помогай им, будь приветлив с ними.

•        Если ты вдруг обидел дорогого тебе человека, то нужно обязательно попросить прощения.

•        Подойди к маме, обними ее, нежно скажи: «Прости», Сделай маме что-нибудь приятное, она будет этому очень рада.

•        Когда родители приходят уставшие с работы, будьте внимательны к ним: спросите, чем ты им можешь помочь.

•        Оберегайте отдых близких тебе людей.

Игровая ситуация: «Волшебный фонарик»

 Педагог  дает в руки каждому волшебный фонарик, с помощью которого дети должны загадать желание для своих родителей.

        Далее детям раздаются сердечки, вырезанные из бумаги, цветные карандаши (фломастеры) и предлагается раскрасить сердечки в любимый мамин цвет. По окончании задания воспитатель предлагает подарить эти сердечки своим мамам, сделав им тем самым приятное.

«Старенькая бабушка» (2, с. 137).

Цель: Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям. Побуждать к проявлению сочувствия. Заботливого отношения к ним.

Описание: Перед игрой несколько детей (8 или 10) делятся на пары, в которых один берет на себя роль бабушки (дедушки), а другой − внука (внучки). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (можно завязать им глаза). Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого требуется перевести их через улицу с очень оживленным движением. Внуки и внучки должны перевести бабушек (дедушек) через дорогу так, чтобы их не сбила машина.

«Улицу» рисуют на полу мелом. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда. «Поводырям» нужно уберечь «старичков» от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести обратно по той же дороге домой.

Беседа «Друг в беде не бросит»

Цели:

1. Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

2. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии.

3. Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.

Ход занятия:

       Светлячок предлагает посмотреть фрагмент из мультфильма «Димка и Тимка» и спеть вместе с героями мультфильма его любимую песенку: «Настоящий друг», музыка Б. Савельева (из, мультфильма «Димка и Тимка»).

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит —

Вот что значит настоящий

Верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,

«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь —

Вот что значит настоящий

Верный друг.

            В конце песни педагог вместе со сказочным героем Светлячком отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!». Но в одной пословице говорится: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».

Предлагаю теперь послушать рассказ Л. Толстого «Два товарища».

«Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.

           Медведь подошел к нему и стал нюхать; он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

— Что произошло с мальчиками в лесу?

— Что чувствовал один из мальчиков, оставшись один на один с медведем?

— Что значит «быть плохим другом» ?

— Как бы вы поступили в этой ситуации?

            Беседа «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу». В начале беседы предложить детям послушать отрывок из стихотворения Г. Остер «Советы непослушным детям».

Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем и хватайся за живот. Пусть он видит, лежа в луже, ты ничуть не огорчен. Настоящий друг не любит огорчать своих друзей.

— Вам понравились советы настоящим друзьям? Почему?

— Как правильно нужно поступить в этой ситуации? Задание детям:

1.  Как можно переубедить героя стихотворения в его представлении о настоящей дружбе?

2. Как помочь стать добрее, внимательнее?

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

       «Кристина потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она была очень расстроена и готова заплакать. Заметив это, Максим подошел к ней, ласково попытался успокоить девочку и предложил вместе поискать потерявшуюся заколку».

       

Во время обсуждения данной проблемной ситуации педагог должен обратить внимание детей на моральную помощь своему товарищу, которая может быть выражена в сочувствии в связи с потерей игрушки, ушибом, несправедливым отношением кого-либо из детей.

Советы Светлячка:

        Другу всегда помогайте, друга всегда выручайте; не жди, когда тебя попросят о помощи, учитесь сами видеть, кому она нужна.

Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию.

Добрые дела всегда нужны и приятны людям.

Упражнение «Помоги другу»

        Светлячок рассказывает детям историю, которая произошла с одним мальчиком: «Дети раскрашивали закладки для книг. Когда работа подходила к концу, Ваня нечаянно пролил краски прямо на свою поделку. Он так расстроился, что готов был заплакать...».

— Вам жалко Ваню?

— Можно ли ему помочь?

— Каким образом?

Все варианты выслушиваются, и один наиболее эмпатийный, обыгрывается.

Беседа «Учимся понимать боль другого человека»

Цели:

1. Учить различать эмоциональные состояния на примере сказочных персонажей.

2. Способствовать формированию эмпатии, умению оценить ситуацию и поведение окружающих.

Ход занятия:           Светлячок загадывает детям загадку:

Злая, как волчица, Жжется, как горчица! Что это за диво? Это же... (крапива).

(Если дети затрудняются отгадать загадку, то можно показать картинку с изображением крапивы.) После того как дети отгадали, Светлячок предлагает послушать рассказ, в котором это растение причинило боль одному мальчику. Вот как это было...

Чтение рассказа Н. Калининой «Как Сашу обожгла крапива».

     «Вышли ребята гулять. Разбежались по двору. А во дворе тепло, солнечно!

Саша увидел у забора зеленую траву и всех позвал:

— Смотрите, какая трава выросла! А Вера Ивановна говорит:

—  Не трогайте, это крапива: обожжетесь. Не послушался Саша: разве трава — печка? Разве она жжется?

Схватил крапиву, да как закричит:

— Ой, больно!

Покраснела у Саши рука, пошли по ней белые волдыри. Пришлось Вере Ивановне его утешать. Хорошо, что волдыри от крапивы быстро проходят».

— Что произошло с мальчиком?

— От чего ему было больно?

— Кто в этом виноват?

— Вам жалко мальчика?

— Как бы вы утешили его?

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

      «Дети за завтраком пили молоко. Вера нечаянно пролила его на свое платье. Увидев это, ее сосед Рома сказал...»

— Что сказал Рома? Почему?

Ответы детей выслушиваются и выбирается модель желаемого поведения («Не огорчайся! Это может с каждым случиться. Давай, я тебе помогу вычистить платье»).

Игра «Эмпатии героев»

       Педагог читает детям сказку. Заранее выдаются маленькие карточки с изображениями, выражающими различные эмоциональные состояния.

В процессе чтения ребенок откладывает на столе несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен... Также можно предложить детям передать свое эмоциональное состояние во время прослушивания отрывка из сказки.

Варианты отрывков из сказок для чтения

1.  «Гуси-лебеди» (русская народная сказка) Вернулась Маша, глядь — братца нету! Ахнула она, кинулась туда, сюда — нигде Ванюшки не видно. Кликала она, кликала — братец не откликается. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.

2.  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка)

Козленочек опять начал вызывать сестрицу. Аленушка всплыла к верху и показалась над водой. Царь ухватил ее, сорвал с шеи камень и вытащил Аленушку на берег, да и спрашивает: как это сталося? Она ему все рассказала. Царь обрадовался, козленочек тоже — так и прыгает, в саду все зазеленело и расцвело.

3.  «Снегурочка» (русская народная сказка)

Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась.

— Что с тобой, дочка? — спрашивают старики. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?

Светлячок предлагает детям поиграть с его волшебным фонариком.

Игровое упражнение «Сотворение чуда» (Н. Кряжева)

       Дети берут «волшебный фонарик», идут навстречу друг другу, дотрагиваются до плеча и спрашивают: «Чем я могу тебе помочь? Что для тебя сделать? ». Ответы могут быть ситуативные: «Улыбнись», «Станцуй», «Спой» или перспективные — тогда дети договариваются о месте, времени «сотворения чуда».

Советы Светлячка:

        Если вы увидели, что кто-то обижен, огорчен, плачет, подойдите, расспросите, что случилось, и успокойте, утешьте, помогите, чем можете.

Всегда старайтесь сделать другому приятное: поделитесь лакомством, гостинцами, покажите свою игрушку, книжку; не просите вещь у товарища, если она необходима ему; если нечаянно огорчили товарища, причинили неприятность, извинитесь.

Игра «Ходим кругом»

          Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри круга. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:

Ходим кругом, друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Коля (Нина, Саша и т.д.) нам покажет,

Будем дружно повторять!

           Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает как лягушка, принимает смешную позу и т.п.). Все ребята должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из детей в кругу и кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.

Беседа «Учимся понимать переживания родных и близких нам людей»

Цели:

1. Формировать осознанное отношение к соблюдению требований взрослых (родителей).

2. Побуждать к проявлению сопереживания детям и родителям, переживаемых трудные ситуации.

Ход занятия

Светлячок предлагает детям, имеющим братьев и сестер, рассказать об их дружеских взаимоотношениях:

— Вы дружно живете со своими братьями и сестрами?

— Случаются ли ссоры? Почему?

— А как вы миритесь?

         В конце беседы Светлячок предлагает записать в книгу Доброты поступки, в которых дети проявляли доброжелательность к братьям и сестрам, старались их понять и помочь.

Далее от имени сказочного персонажа педагог предлагает послушать рассказ, в котором говорится об одном мальчике, попавшем в трудную ситуацию.

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».

«Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: "А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?" Все сказали: "Нет". Ваня покраснел как рак и сказал тоже: "Нет, я не ел".

Тогда отец сказал: "Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь".

Ваня побледнел и сказал: "Нет, я косточку бросил за окошко".

И все засмеялись, а Ваня заплакал».

— Почему заплакал мальчик?

— Вам его жалко?

— Как можно помочь мальчику?

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

«Вечером забирать из детского сада Лешу пришла мама. Мальчик привык, что это делал всегда папа, с которым они, не торопясь, могли еще прогуляться в парке. В присутствии воспитателя и сверстников Леша начал капризничать, требовать, чтобы за ним пришел отец».

— Правильно ли поступил мальчик?

— Что чувствовала в этой ситуации мама?

— Кого вам жалко в этой ситуации?

— Как бы вы поступили на месте мальчика?

Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики показать:

•   мальчик капризничает;

•   мальчик сердится;

•   мама успокаивает сына;

•   мама огорчается;

•   мальчик и мама радуются.

Упражнение «Закончи предложение».

«Папа рассердился, потому что я...»,

«Когда я вижу, что папа огорчен, то...».

Поведенческий тренинг «Мама заболела»

«Мама сегодня немного не здорова, давайте уложим ее в постель, приготовим ужин и маму накормим». Советы Светлячка:

Будьте особенно внимательны, если кто-то заболел: не шумите. Старайтесь сами оказать больному помощь.

Игра «Хорошо — плохо»

Хорошо, что у нас есть больная бабушка? А чем плохо?

Хорошо, что у нас есть (или будет) братик? А чем плохо?

Хорошо, что братик плачет? А чем плохо?

Упражнение «Сердце на память» (Н. Кряжева)

Детям предлагается найти свое сердце, положить на него руку и в тишине послушать, как оно бьется, почувствовать его тепло ладонью. Затем второй ладонью надо накрыть первую и, стараясь сохранить тепло в руке, сложить ладони в виде сердца. Дети подходят друг к другу и ведущему и прикасаются «сердцем» к груди друга, даря тепло своего сердца «на память».

Рисование на тему «Моя мама» (можно выполнять под музыку).

Беседа: «Учимся беседовать о героях сказок»

Цель: научить понимать чувства героев, их настроение; воспитать доброжелательное отношение друг к другу; научить подбирать слова, определяющие состояния и качества характера.

Ход занятия:

      Педагог. Дети, посмотрите, что у меня здесь? (Показывает тарелку с водой, лепестки, цветок, скорлупу ореха.) Здесь, наверное, кто-то был, какой-нибудь сказочный герой. Давайте подумаем, кто это мог быть? (Находит записку и читает.)

      «Вот вам подсказка; скорлупа грецкого ореха была ей колыбелькой, голубые фиалки — периной, а лепестки роз — одеялом. В скорлупе она спала ночью, а днем играла на столе.

       Здесь стояла тарелка с водой, а на краях тарелки лежали цветы, и длинные стебельки цветов купались в воде. Для этой девочки тарелка с водой была целым озером, и она плавала по этому озеру на лепестке тюльпана, как на лодочке...»

      О ком это? Дети, вспомните, кто написал сказку «Дюймовочка»?

Выключается свет, появляется волшебная шкатулка.

Что это за чудеса? Какая-то шкатулочка, наверное, волшебная. Давайте ее откроем. Здесь лежат какие-то вопросы, наверное, волшебник их положил. (Читает вопросы.)

•        Дети, вспомните и назовите героев сказки «Дюймовочка».

•        У кого в сказке был нежный голосок? Скажите так же, как говорила она.

•        А кто был мокрым и безобразным?

•        Кого можно назвать заботливой и трудолюбивой?

•        Кто любил сидеть высоко на дереве и кормиться сладким цветочным соком?

•        Кто жил в тепле и довольстве, хотя на улице была холодная зима?

•        Кто помог Дюймовочке убежать от полевой мыши?

Молодцы! Вы ответили на все вопросы, значит, хорошо знаете эту сказку.

А что здесь такое? Это, наверное, опять что-то волшебное? Надо посмотреть.

Фланелеграф закрыт скатертью, на нем кружки разного цвета. Розовый — Дюймовочка, зеленый — жаба, коричневый — жук, серый — мышь, черный — ласточка.

        Дети, наверное, за этими кружочками спрятались герои из сказки «Дюймовочка». Давайте подумаем, кто тут мог спрятаться? Например, на кого похож черный кружок, кто там спрятался, чтобы мы не нашли его?

       А теперь давайте подумаем, какие слова мы еще можем подобрать для Дюймовочки, как еще можно о ней сказать? (Ласковая, смелая, помощница и др.) А какие слова можно сказать о мыши? (Запасливая, хитрая.) О жабе? О ласточке? Молодцы! Для всех

придумали подходящие слова. Ну, раз вы знаете, какая Дюймовочка, то вы ее, наверное, узнаете. Вот посмотрите на картинки и скажите, на какой из них Дюймовочка? Почему?

        Дети, вы хорошо знаете эту сказку и, наверное, помните, как трудно было Дюймовочке, какие она прошла испытания, но она очень смелая девочка и поэтому все кончилось хорошо.

        Как вы думаете, о чем думала Дюймовочка, что она переживала, когда увидела, что находится на листе кувшинки, а куда ни посмотришь, кругом вода?

         Вам было жалко Дюймовочку, когда она дрожала от холода, завернувшись в сухой осенний лист? Почему?

Дети, а как бы вы поступили, о чем бы вы подумали, если бы увидели замерзшую ласточку?

          С Дюймовочкой в сказке происходили не только страшные, неприятные приключения, у нее было и много хорошего. Помните, когда она дома играла с цветами, плавала на лодочке по своему «озеру»? Как вы думаете, какое у нее было настроение, о чем она думала?

          А когда оказалась вместе с ласточкой на берегу прекрасного озера в теплой стране, где кругом росли белые цветы?

Вот к нам пришли все герои этой сказки. Давайте их рассадим так, чтобы им приятно было сидеть вместе. С кем не страшно сидеть Дюймовочке?

            В волшебную шкатулку волшебник положил сердечки. Как вы думаете, когда люди дарят друг другу сердечки? У вас тоже есть свои любимые герои в этой сказке, те, кто вам нравится, кого вы полюбили? Я дам каждому из вас по сердечку, а вы подарите их своему любимому герою сказки, а потом мы посмотрим, у кого из этой сказки будет больше всего сердечек. (Дети обосновывают свой выбор.)

Тема: «Друг и в радости, и в горе всегда рядом»

Цели:

1.  Формировать представление о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих.

2. Диагностировать проявление эмпатии.

Ход занятия

        Светлячок открывает свою книгу с советами и читает детям поговорку: «Обидеть легко, да на душе каково?». Взрослый предлагает детям помочь Светлячку объяснить ее смысл.

— Почему так говорят?

— Приходилось ли вам кого-либо обижать?

— Что вы при этом чувствовали?

Чтение рассказа В. Сухомлинского «Как на свете жить?».

«У маленькой Кати большая радость — поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес.

Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

— Наш папа выздоровел!

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя пошла к девочкам, игравшим в "классы".

— Наш папа выздоровел, — сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

— Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок; дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу заплакала».

— Почему заплакала Катя?

— Что чувствовала девочка в этой ситуации?

— Как бы вы поступили на месте ее друзей?

— Как можно помочь ребятам исправить свою ошибку?

О настоящих товарищах написано много стихов и одно из них Светлячок предлагает детям послушать.

Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи».

Мальчик Миша мается

— Миша заикается.

Как другие — чисто, ясно

— Он не может говорить.

И просить его напрасно

То, что скажет, повторить.

Нелегко ему даются

Все слова на букву К,

Но ребята не смеются

— Дружба классная крепка:

Ты, Мишутка, не теряйся!

Ты с других пример бери!

Молча с духом собирайся

И смелее говори!

Советы Светлячка:

       Нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища.

       Настоящий друг должен уметь сочувствовать товарищу: радоваться его успехам и огорчаться неудачам.

       Нельзя проявлять равнодушие к обиженному, плачущему ребенку, допускать несправедливость по отношению к слабому.

       Не делай для людей того, чего сейчас себе ты не желаешь.

Проблемная ситуация для диагностики проявления эмпатии у детей.

 (Ситуация взята из учебно-методического пособия для детских дошкольных учреждений и начальной школы Л. Стрелковой «Войди в тридесятое царство».)

«...Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный — сразу видно, что не драчун, — и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

— Мальчик, как тебя зовут?

— Витя. А тебя как?

— Женя. Давай играть в салки?

— Не могу, я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве...»

Детям предлагается закончить изложение проблемной ситуации. Возможные варианты ответов детей, свидетельствующие о проявлении эмпатии:

«Ну, если ты не можешь играть в салки, давай посидим, посмотрим книжку, я сейчас принесу ее».

«Но если ты можешь играть в салки, то давай рисовать машинки, а когда ты выздоровеешь, поиграем в салки».

        Светлячок предлагает детям прикоснуться к своему волшебному фонарику и загадать желание для мальчика Вити. После того как прозвучат пожелания детей, Светлячок подводит детей к выводу: доброта детских сердец обязательно поможет мальчику выздороветь и он сможет так же весело играть, как и они.

Игра-шутка «Сиамские» близнецы (СЛ. Шмаков)

        Ребята становятся парами и привязываются спина к спине (ноги и руки свободные). Это как бы пары «наоборот». Они должны сплясать «барыню». Пробежать десять метров туда и обратно, как «сиамские» близнецы.

Тема: «Поссорились – помирились»

Цель: научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения, развить чувство юмора. Развить ответственность, самоконтроль, умение «читать» эмоциональное состояние по мимике, жестам.

 

Ход занятия:

Ссоры бывают у всех, согласны? Ссорятся многие, но по-разному. Совсем плохо - драка, война. Плохо - грубые слова, обзывательства.  Тихие ссоры - когда не дерутся, не грубят, но сердятся, не разговаривают, не играют вместе.

Кто из вас как ссорится? Какие чувства мы испытываем в момент ссоры: стыд, злость, вину, обиду?

Из-за чего бывают ссоры? Да, что-то не поделили, не уступили. А ведь можно было договориться мирно. Если приветливо смотришь в лицо, спокойно говоришь, вряд ли дойдет до ссоры.

Но если она случилась, как же помириться?

Вспомните, когда вам после ссоры хотелось (не хотелось) помириться. Почему?

Вы не знали как? Или не хотели?

Какой может быть выход из ссоры?

Какие способы примирения используете вы?

Проблемные ситуации

• Петя принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Bceм детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя ... Что сделал Петя? Почему?

• Саша потерял варежки, и на прогулке у него сильно замерзли руки. Тогда дети ... Что сделали дети? Почему?

Посоветуемся все вместе, как выйти из такого положения. Есть правила, которые помогают жить мирно. Хотите их узнать?

•        Соблюдай правила.

•        Не смейся над товарищами.

•        Не жадничай.

•        Уступай.

•        Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты (не завидуй). Кто в нашей группе умеет мирно жить?

Кто умеет мириться?; Кто умеет мирить других? Кто знает «мирилки»? (Повторяет с детьми.)

«Мирилка»: Давай мы не будем ссориться, никогда, никогда, Давай еще раз помиримся навсегда, навсегда.

Хорошие слова? Не забывайте их!

    Однажды в автобусе меня толкнула девочка и сразу же сказала: «Извините, пожалуйста, я нечаянно». «Ничего, Я тебя прощаю», - ответила я. Как вы думаете, мне было приятно, когда меня толкнули? Почему же я сказала: «Я тебя прощаю»?

    Сегодня на занятии я видела, как мальчик капнул краской на рисунок девочки-соседки, но не извинился. Она сердито, нарочно, капнула на его листок ... Разберитесь, кто прав, кто виноват? (Девочка дала сдачи.) Стоило ли в этом случае «давать сдачи»? Не лучше ли было сказать: «Ничего, ты же нечаянно», если даже мальчик не извинился.

        Значит, чтобы услышать «Я тебя прощаю», что надо уметь?

       Тому, кто просит? Тому, кто прощает?

        Как можно попросить прощения? Сказать: «Прости, пожалуйста, я нечаянно», «Извини, пожалуйста, я не хотел», «Извини, Я не подумал», «Извини, мне жаль, что я так сделал». А как можно пожалеть, утешить? Как вас жалеет мама? Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?

       Игровое упражнение:  Разделимся на пары и попробуем попросить прощения и ответить на извинения. А теперь поменяемся ролями.

          Посмотрите на мое лицо, когда я прошу прощения. Как я себя в это время чувствую? Неловко, неудобно, а бывает - и стыдно. Это хорошо или плохо? Конечно, хорошо, потому что человек переживает о сделанном, что-то не так.

          Человек, у которого просят прощения, видит, что другому неловко? Да, если искренне (честно) жалеешь, что сделал нехорошо, это видно в глазах, в наклоне головы и даже по рукам (сложены или теребят, перебирают одежду) - вот так (показывает).

 

          Расскажите, было ли с вами так? Видели ли вы другого человека, который просит прощения, а вам его было даже жалко? Почему? Потому что человек испытывает стыд, неловкость, ему плохо. А когда его простили - ему легче. А тому, кто простил? Тоже легко, светло, тепло на душе. Потому что ты поделился добротой.

          Про человека, который умеет прощать, говорят «великодушный». Это значит - великая душа. Великая, большая - не по размеру, а по доброте. Если мама, папа вас прощают, они поступают великодушно, то есть у них в душе много доброты.

О ком в вашей группе можно сказать «великодушный»?

Игра «КОЛДУН» (заколдовал речь).

С помощью жестов и мимики дети извиняются - прощают. Потом меняются ролями.

Беседа «Учусь прощать»

Цель: научить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подвести к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый».

Словарь: миролюбивый, отзывчивый.

Ход занятия:

         Педагог рассказывает о первокласснике и его младшей сестричке, которая перевернула ранец, измяла тетради.

Педагог. Наказывать ли ее? Как?

Обидно, если тебе так навредили? Долго надо обижаться? (Показывает картинку, где сестричка сама обнимает брата.)

Простить ее? Почему? (Она не знает правил, не понимает, надо не ругать, а учить, а обижаться на нее — смешно.)

Старшие взяли вашу игрушку и выбросили (подарили).

Обидно? А как себя вести? Заплакать — нормально?

Что сказать? Надуться или молчать?

        Можно так сказать: «Я очень обиделся, я, может быть, сам бы отдал. Но нельзя же без моего разрешения — мне от этого плохо».

Ребенок бежал и вас толкнул. Вы упали и ударились...

Что делать? Его толкнуть? Ударить? Простить? В каком случае? (Если извинится.)

        Если вас чуть-чуть толкнули или ваш рисунок чуть-чуть подвинули, обижаться?

Кто это «чересчур обидчивый»? Какое настроение у того, кто долго обижается? А как он выглядит? Приятно?

А вот про Сашу и Иру говорят: «Какие миролюбивые дети». Миролюбивые — что это значит?

Кто из вас придумает правила миролюбия? (Не обижать тех, кто слабее, кто младше).  Долго не обижаться и прощать. Не обижаться по пустякам.)

Встаньте в круг, закройте глаза, скажите себе: «Хочу со всеми жить в мире».



Предварительный просмотр:

Меняемся пуговицами (с 5 лет)

Цель: побуждает детей договариваться друг с другом, сотрудничать.

Материал: 100 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.

Ход игры: ведущий перемешивает пуговицы и затем раздает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определенного цвета. Для этого ему придется обмениваться пуговицами с другими детьми

Мозаичные песни (с 5 лет)

Цели: развитие наблюдательности, умения действовать согласованно, сплочение группы.

Материал: почтовые открытки с картинками, ножницы, конверты, несколько музыкальных инструментов.

Ход игры: открытки разрезаются на части так, чтобы форма кусочков не была слишком сложной. Каждый

Ребенок получает один кусочек в конверте. По команде дети открывают конверты. Теперь игроки пытаются как можно скорее установить, с кем у них совпадают части открытки. Если группа детей правильно собрала свою мозаику, они договариваются и поют песню, сопровождая ее игрой на музыкальных инструментах. Хорошо, когда тема песенки как-то связана с изображением на картинке.

Путаница (с 6 лет)

Цель: формирование группового единства.

Ход игры: водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий входит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у детей

Зеркало наоборот (с 5 лет)

Цели: научить видеть сверстника, работать в паре.

Инструкция: дети делятся на пары: один "зеркало", второй – играющий. Играющий показывает "зеркалу" различные движения, а "зеркало повторяет их с точностью до наоборот. Например: если играющий поднял руку, то "зеркало" руку опускает. Затем дети меняются ролями.

Доверься ближнему (с 6 лет)

Цели: Эта командная игра помогает детям находить общий язык и доверять друг другу. Для участия в ней потребуется как можно больше ребят.

Ход игры: Выбирают судью, а остальные делятся на 2 команды, которые выстраиваются в 2 колонны. Назначаются капитаны команд. В 10 м перед игроками прочерчивается линия – это финиш.

Капитаны обеих команд должны провести по очереди каждого игрока из своей команды за руку до финишной линии. Сложность состоит в том, что все, кроме капитанов, должны идти с закрытыми глазами. Победит та команда, которая переберется за финишную черту первой.

Обязательное правило – глаза должны быть именно закрытыми, а не завязанными.

Эта игра помогает научиться коллективной ответственности, в которой один игрок отвечает за другого (капитан), а также научиться честным путем идти к победе

Кто успел, тот и сел (с 5 лет)

Цели: Эта игра поможет детям контролировать свои негативные эмоции. Для участия нужно около 10 ребят. За проведением этой игры должен следить кто-нибудь из взрослых, например учитель.

Ход игры: Ставятся по кругу стулья. Их должно быть на 1 меньше, чем участников. Включается веселая музыка. Дети должны быстро бегать вокруг стульев, пока она играет. Как только музыка замолкает, игроки присаживаются на рядом стоящий стул. Кто не успел занять место, выходит из игры. Перед началом второго тура убирается 1 стул, и повторяются те же самые действия. Так продолжается до тех пор, пока не останется 2 участника и 1 стул. Тот игрок, который займет его, становится победителем. Во время всего конкурса педагог должен следить за детьми и их реакцией, потому что во время игры игроки могут грубо сталкивать друг друга со стульев, чего быть не должно.

Смысл этой игры заключается в обучении детей контролировать свои отрицательные эмоции.

Я хочу с тобой подружиться (с 5 лет)

Цели: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Инструкция: из участников игры выбирается водящий, который произносит слова: "Я хочу дружить с…", а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.

Только вместе! (с 6 лет)

Цели: В ходе этой игры дети получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого им необходимо настроиться друг на друга. Очень хорошо, если у детей есть возможность поиграть в эту игру с разными партнерами.

Инструкция: Разбейтесь на пары и встаньте, пожалуйста, спина к спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь мне очень интересно, сможете ли вы точно также встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опираться на спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться.

Анализ упражнения:

— С кем тебе вставать и садиться было легче всего?

— Что было самым трудным в этом упражнении?

Все вместе! (с 6 лет)

Цели: Эта игра годится для детей любого возраста, она уместна и в разновозрастной группе. Вам надо нарисовать на полу круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Если вы захотите задачу усложнить, то можете попросить детей составить остров из газет, которые нельзя ни рвать, ни раздвигать.

Материалы: Мелки для рисования или листы газет.

Инструкция: Вы видите перед собой на полу небольшой остров (нарисованный или составленный из газет — в зависимости от Вашего выбора). Мне очень интересно, сколько человек может разместиться на этом островке. Это на самом деле получился совсем небольшой островок, но, может быть, вы сможете придумать, как разместиться на нем вам всем.

Передай настроение (с 6 лет)

Цели: научить распознавать эмоциональное состояние других людей по мимике, позе, жестам.

Инструкция: дети стоят в кругу. Ведущий, наклоняясь к рядом стоящему ребенку, шепотом говорит ему, какое настроение нужно передать (веселое, грустное, удивленное и т.п.). Первый участник с помощью мимики и жестов передает эмоции следующему, а тот по цепочке – дальше. Когда круг завершен, ведущий спрашивает у последнего игрока, какое настроение он "получил.

Это я, узнай меня! (с 5 лет)

Цели: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Инструкция: дети сидят на ковре. Водящий поворачивается спиной к остальным участникам игры. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: "Это я, узнай меня". Водящий должен отгадать, кто до него дотронулся. В роли водящего должен побывать каждый ребенок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия-игры по формированию доброжелательных отношений у дошкольников.

"Жизнь в лесу"Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей. Создает для детей  ситуацию:"Представьте что вы в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между соб...

Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками.

Отчет по самообразованию "Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками"...

Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников

Консультация для воспитатлей с примерами работы...

Формирование доброжелательных отношений у дошкольников

• Формировать    у    детей    понятия    дружбы    между    людьми    разных...