Консультация для педагогов на тему "ИКТ в детском саду"
консультация

Волобуева Татьяна В.

Информационно-коммуникационные технологии и их использование в образовательном процессе в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_detskom_sadu.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Информационно-коммуникационные технологии

и их использование в образовательном процессе

в современных условиях»

   

Воспитатель: Волобуева Т.В.

                                                         

 Цель: расширение знаний педагогов в информационно-коммуникационных технологиях и их использование в образовательном процессе

в современных условиях:

 Задачи:

  • познакомить педагогов с основными средствами ИКТ, которые используют в детском саду;
  • формировать представления, о том, как ИКТ помогает современному педагогу в его работе;
  • рассказать про опосредованное и непосредственное использование компьютера;
  • познакомить педагогов из личного опыта работы с ИКТ.

Ход консультации:

  1. Организационный момент

 Сегодня дети растут в мире, в котором не только присутствуют информационно-коммуникационные технологии, но который во многом сформирован ими. Исследователи, изучающие влияние ИКТ на развитие дошкольников, распространение ИКТ, сделали выводы:

  • новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь детей;
  • родители порой не осознают, в какой степени их дети уже живут в мире ИКТ и какой материал доходит до них через ИКТ;
  • многие дети дома имеют гораздо больший доступ к ИКТ, чем в образовательных учреждениях;
  • педагоги зачастую недостаточно осведомлены в вопросах ИКТ и неуверенно пользуются ими;
  • уровень обеспечения ДОУ инструментами ИКТ различен и зачастую весьма низок;
  • общение родителей и педагогов по вопросам использования ИКТ детьми чаще всего отсутствует.

Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях, как носителях культуры и знания, необходимо внедрять информационно-коммуникационные технологии для повышения эффективности образовательного процесса, обеспечения достижения дошкольниками

высокого уровня интеллектуального развития, необходимого для успешной учёбы в школе, для профессионального роста педагогов.      

 Организованная деятельность в детском саду имеет свою специфику, она должны быть эмоциональна, яркой, с привлечение большого иллюстративного материала, с использованием игр. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.  При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

  1. Основная часть.

1. Средства ИКТ в детском саду.

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Аудио и видеомагнитофон
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера
  • Интерактивная доска

Как ИКТ помогает современному педагогу в его работе?

  • подбор иллюстративного материала к организованной деятельности  и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация);
  • подбор дополнительного познавательного материала к организованной деятельности, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
  • обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
  • оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
  • создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

2. Опосредованное и непосредственное использование

 компьютера.

 Использование компьютера для формирование различных умений детей дошкольного возраста можно условно разделить: опосредованное и непосредственное.

  • Опосредованное формирование различных умений.

а) Использование глобальной связи Интернет.

     Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решать ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

  • дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.
  • разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).
  • наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

     Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно ёмким, зрелищным, комфортным.

     Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к организованной деятельности, например для изучения новых методик.

          Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения детей и любые фотографии и иллюстрации для организованной деятельности.

б) Использование компьютера для ведения документации.

 Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и специалистам ДОУ:

  • подбор иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов, буклетов;
  • знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
  • обмен опытом;
  • знакомство с периодикой;
  • использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;
  • использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных;
  • создание электронной почты, ведение сайта;
  • создание презентаций в программе Power Point.

 Непосредственное обучение.

    а) Использование развивающих компьютерных программ (если есть кабинет с компьютерами)

 Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудио восприятие на визуальное. Анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

     Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей: исследовательский характер; лёгкость для самостоятельных занятий ребёнка; развитие широкого  спектра навыков и представлений; высокий технический уровень; возрастное соответствие; занимательность.

     Обучающие программы можно классифицировать следующим образом:

  • Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
  • «Говорящие» словари с хорошей анимацией.
  • АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
  • Игры-путешествия, «бродилки».
  • Простейшие программы по обучению чтения, математике и др.

Из их числа необходимо выбрать компьютерные программы, которые должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия.

     В работе с дошкольниками предлагается использовать в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры.

     Среди игр для детей младшего возраста следует выделить игры-раскраски, игры по принципу «нажми на кнопку», обучающие программы («угадай букву»), задания на развитие логики («убери лишний предмет»).

 Среди развивающих игр можно выделить игры:

  • на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»;
  • на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»;
  • для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского».
  • направлена на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель».
  • художественно-творческого развития детей: «Мышка Мия», «Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения».

б) Использование мультимедийных презентаций.

Подача материала в виде мультимедийной презентации позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей.

     Можно выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда), то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку.

Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать организационную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений.

 В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальным является использование в условиях ДОУ интерактивной доски. Это позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. На всех мероприятиях с использование доски дети разного возраста с удовольствием выполняют игровые задания, рисуют, смотрят презентации и мультипликационные фильмы.

Личный опыт.

Я считаю, что использовать мультимедийные технологии на  каждой организованной деятельности нет необходимости, так как у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Компьютер в совокупности с телевизором имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений природы с помощью разных средств изображения. Я использую следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:

 1.Звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.;

2.Экранные материалы – это слайды, то есть серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.

3. Мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

4. Медиазанятия - различные звуки природы: шум моря, ветра, дождя и т.д.

В группе имеется фотоаппарат, телевизор, DVD, с помощью которых традиционные формы работы с родителями, такие как родительские собрания, беседы, групповые мероприятия становятся интереснее. Используя ИКТ, родители могут посмотреть, как их ребенок растет и развивается в ДОУ.

Фотографирую детей во время организованной, игровой деятельности, на прогулке,  и собранный материал демонстрируется на родительских собраниях, что позволяет ближе познакомить родителей с работой, проводимой в детском саду.

  1. Рефлексия.

Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические и информационные технологии - все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.

Хотелось бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.

Список использованных источников

  1. Николаева С.Н. «Юный эколог». «Экологическое воспитание дошкольников»
  2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
  3. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.
  4. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008
  5. Гирш И.С. «Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» (статья из Интернета).
  6. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput24.htm
  7. Образование и XXI век; Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование в практике детского сада элементов ритмической гимнастики"

Ритмическая гимнастика в детском саду представляет собой систему физических упражнений, выполняемых  под музыку. Она способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грац...

Консультация для педагогов «Cовременый дизайн в детском саду"

В данной консультации педагогам предлагается обустроить каждый уголок в своей группе и в коридоре так, чтобы дети приходили в детский сад с радостью, с удовольствием и им было уютно и тепло....

Консультация для педагогов "Оздоровительная работа в детском саду"

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:Охрана и укрепление здоровья детейФормирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответстви...

Консультация для педагогов "Совместная коррекционная работа детского сада и семьи в формировании речевой готовности детей к школе"

В данном материале показаны направления работы дошкольного учреждения и семьи в речевом развитии ребёнка....

Консультация для педагогов "Использование мнемотехники в детском саду"

Эдним из эффективных приемов развития детской речи является использование мнемотехники....

Консультация для педагогов "Нетрадиционное рисование в детском саду"

Предлагаю краткое описание основных техник нетрадиционного рисования. Этот материал будет особенно полезен молодым педагогам....