КРУЖОК"Занимательные эксперименты"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Душаева Ирина Александровна

Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnye_eksperimenty.docx69.28 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

«Занимательные эксперименты»

Возраст обучающихся 6-7 лет

Срок реализации 1 год

 Автор составитель

Воспитатель

Душаева.И.А

г. Петровск

2022г.

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного воспитания и обучения говориться о том, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: познавательное развитие ребенка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности, формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем.

   Считается, что познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знаний об окружающем мире в процессе деятельности. Такие ученые как, В.А. Запорожец, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьяков, считают дошкольное детство наиболее сенситивным периодом для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.

   Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

   Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно – манипуляторная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка под целенаправленным педагогическим воздействии переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.

   К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, которая находит выражение в форме исследовательской активности, направленной на обнаружение нового через экспериментальную деятельность в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества с взрослым.

Авторские  права при разработке программы использовались: инновационная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.

  Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность.

  Актуальность

На современном этапе развития дошкольного образования развитие познавательного интереса и активности - одна из актуальных проблем детского воспитания.

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

  Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.  Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

  В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

  Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Новизна данной темы заключается

  • внедрение в образовательный процесс ДОУ по опытно-экспериментальной деятельности STEM технологий на муниципальном содержании.
  • в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
  • в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

Педагогическая целесообразность

Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 6-7 лет. В её основе лежит методика А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольников»

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Отличительными особенностями данной программы от других заключается в том, что первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в предметно-развивающую среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении детская экспериментальная деятельность должна отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления и процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос: «Как я это делаю?», но и на вопросы: «Почему я это делаю именно так, а не иначе?», «Зачем я это делаю, что я хочу узнать, что получить в результате».

Усвоение системы научных понятий, приобретение «исследовательских, экспериментальных способов позволит ребенку научиться учиться, что является одним из важнейших аспектов подготовки к школе. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.д. Так эксперимент складывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.

Данная рабочая программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком:

 вместе

 на равных

 как партнеров

создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.

Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включение детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.

Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.

Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей).

 Возрастные особенности развития детей 6-7 лет.

Старший дошкольный возраст является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я».

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

В этом возрасте ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной.

Объем и срок усвоения программы: 1 год- 36 недели

Форма обучения: очная

Формы организации программы - кружковая

Формы проведения занятий: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.

Режим, продолжительность и периодичность занятий.

         Организация образовательного процесса регламентируется годовым расписанием проведения занятий в порядке оказания дополнительных образовательных услуг в 2021 – 2022 учебном году.

1.2. Режим и продолжительность оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в соответствии с :

  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020г.№32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»
  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. №2 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 Об утверждении санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей молодежи»

1.2.1. Занятия проводятся во вторую половину дня, после дневного сна, продолжительностью –    по 30 мин с проведением физкультминуток и музыкальных пауз.

1.3. В качестве форм организации образовательного процесса применяются:

  • индивидуальные занятия   парах 6-7л.
  • открытые занятия для родителей.

Основными видами фронтальных занятий являются занятия:

  • Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.
  • «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
  • Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
  • Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
  • Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.

Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности:

  • учебно-игровую;
  • коммуникативно-диалоговую;
  • экспериментально-исследовательскую

п/п

Кол-вочасов в год

(академические)

Кол-во НОД

Количествочасов НОД

(астрономические)

Время

проведения

кружка

Кружок по экспериментальной деятельности

«Занимательные эксперименты»

36

неделя

месяц

год

30 минут

16.00

-16.30

 (6-7л)

1

4

36

Цель и задачи создание условий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
  2. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  3. Включить детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  4. Способствовать накоплению конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  5. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности.
  6. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
  7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов - помощников (увеличительное стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т.д.).
  8. Формировать основы логического мышления.

Работа по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность строится на основании следующих принципов:

Принципнаучности:

  • подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
  • содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принципдоступности:

  • построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
  • решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принципсистематичности и последовательности:

  • обеспечение единства воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
  • повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
  • формирование у детей динамических стереотипов в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

  • реализация идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
  • обеспечение психологической защищенности ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип целостности:

  • комплексный принцип построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
  • решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип активного обучения:

  • организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
  • использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип   креативности:

  • предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принци результативности:

  • получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Содержание программы

Учебный план по оказанию дополнительных образовательных услуг разработан с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 №1155 с изменениями и дополнениями на 21 января 2019г
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". (Зарегистрирован 29.11.2018 № 52831).
  • Устав МБДОУ д/с №16 «Радуга» 

Учебный план

Тема

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1.

Юные лаборанты

1

1

0

Наблюдение

2.

Живая природа

3

1

2

Живая природа : характерные особенности сезонов разных природно- климатических зон,

опрос

3.

Неживая природа

11

5

6

Неживая природа, свойства воды, свойства воздуха, знакомство с понятием почва.

опрос

4.

Физические явления

10

5

5

Физические явления: магниты, звук, свет, электричество, теплопередача

Наблюдение

5.

Человек

3

1

2

Человек: функционирование организма, Человек – часть природы и состоит из клеток. Функционирование организма. Органы чувств человека. Органы чувств- наши помощники в познании мира.

Наблюдение

6.

Материалы и их свойства

8

4

4

Бумага. Свойства бумаги.

Ткань. Знакомство со свойствами ткани.

Пластмасса и ее свойства.

Стекло. Свойства стекла.

Металл. Свойства металла.

Дерево и его свойства.

опрос

Итого

36

17

19

Перспективные планы составлены, с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:

1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;

2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.

3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.

4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижение предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям от занятий, закрепление пройденного материала.

Планируемые результаты

В процессе реализации Программы, обучающиеся   6-7 лет будут знать и уметь:

  1. Дети выведены на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности.
  2. У детей сформирована уверенность в себе посредством развития
  3. мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,
  4. развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.
  5. Расширены представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
  6. Сформировано умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
  7. Развиты навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
  8. Сформировано умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
  9. Развиты навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств,  при нагревании, охлаждении и механических воздействии)
  10. Сформированы коммуникативные навыки.

А.И. Савенков в качестве показателей результативности познавательно-исследовательской деятельности выделяет умения: видеть проблему, умение формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, а также самостоятельно действовать в процессе исследования.

В опытно-экспериментальной работе опирались на показатели познавательно-исследовательской деятельности определенные А.И. Савенковым, дополнив критериями и уровнями исследовательской деятельности у старших дошкольников, определяя тем самым степень сформированной познавательной активности в исследовательской деятельности. К критериям сформированой познавательной активности в исследовательской деятельности отнесли: знаниевый, оценочный и деятельностный.

Уровни

Критерии

Знаниевый

Оценочный

Деятельностный

высокий

Познавательный интерес стабилен. Видит и формулирует проблемы, предлагает пути решения, знает как осуществить поиск истины, приводит факты, аргументы.

Определяет известное и что нужно найти, достигли предполагаемого результата и отвечает ли он решению проблемы, причинно-следственные связи, отбирает необходимый материал для поиска истины, для решения проблемы,

Проявляет инициативу и творчество, самостоятельно планирует деятельность, применяет на практике, определяя правильность выбранного пути решения проблемы, поясняет свои действия и доводит дело до конца

средний

Познавательный интерес ситуативен, подвержен настроениям ребенка. Не всегда удается увидеть проблему, и не всегда делает правильные предположения о решении поставленной проблеме, не всегда может аргументировать и пояснить свои предложения по решению проблемы.

Иногда возникают сложности с определением сути проблемы, и того, что уже известно и что необходимо найти. Не всегда может сопоставить полученный результат с сутью проблемы, а также раскрыть причинно-следственные связи, отбор материала для поиска истины не всегда безошибочен.

инициативу и самостоятельность проявляет не всегда, но планирует деятельность, использует на практике отобранный материал, возникают сложности в пояснении своих действий, иногда не доводит начатый опыт до конца

низкий

Познавательный интерес слабо выражен. Не всегда понимает проблему, не активен в выдвижении идей по решению возникшей проблемы, затрудняется осуществлять поиск истины, не может привести факты, аргументы.

Затрудняется определять известное и что нужно найти, причинно-следственные связи, допускает ошибки в выборе материла для проведения опыта, не вникает в суть проблемы.

Самостоятельность не проявляет, делает только тогда, когда говорят, использует примитивные способы решения проблем, что не приводит к необходимым результатам.

Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Мониторинг позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую.

Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

Календарный учебный график на 2021-2022уч.г.

 

Месяц

Число

Время

Проведения

занятия

Форма

занятия

Количество

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

10

7

16.00

-16.30

Беседа

1

«Юные лаборанты»

Экологическая комната

Наблюдение опрос

2

10

14

16.00

-16.30

Беседа

1

«Земля дает жизнь»

Экологическая комната

Наблюдение опрос

3

10

21

16.00

-16.30

Беседа

1

«В мире растений»

Экологическая комната

Наблюдение опрос

4

10

28

16.00

-16.30

Беседа

1

Важная культура

Экологическая комната

Наблюдение опрос

5

11

4

16.00

-16.30

Беседа

1

Почему осенью листья желтеют

Экологическая комната

Наблюдение опрос

6

11

11

16.00

-16.30

Беседа

1

«В гостях у Капельки»

Экологическая комната

Наблюдение опрос

7

11

18

16.00

-16.30

Беседа

1

«Волшебница – вода»

Экологическая комната

Наблюдение опрос

8

11

25

16.00

-16.30

Беседа

1

Откуда берутся облака?

Экологическая комната

Наблюдение опрос

9

12

2

16.00

-16.30

Беседа

1

Очищение воды

Экологическая комната

Наблюдение опрос

10

12

9

16.00

-16.30

Беседа

1

«Невидимка - воздух»

Экологическая комната

Наблюдение опрос

11

12

16

16.00

-16.30

Беседа

1

Ветер и его подружка - ветряная вертушка

Экологическая комната

Наблюдение опрос

12

12

23

16.00

-16.30

Беседа

1

Песчаное путешествие

Экологическая комната

Наблюдение опрос

13

1

13

16.00

-16.30

Беседа

1

«В царстве камней»

Экологическая комната

Наблюдение опрос

14

1

20

16.00

-16.30

Беседа

1

«Вулкан»

Экологическая комната

Наблюдение опрос

15

1

27

16.00

-16.30

Беседа

1

«Солнечные зайчики»

Экологическая комната

Наблюдение опрос

16

2

3

16.00

-16.30

Беседа

1

«Живые тени»

(проводится на прогулке)

Экологическая комната

Наблюдение опрос

17

2

10

16.00

-16.30

Беседа

1

Игра цветов

Экологическая комната

Наблюдение опрос

18

2

17

16.00

-16.30

Беседа

1

«Как получить радугу?»

Экологическая комната

Наблюдение опрос

19

2

24

16.00

-16.30

Беседа

1

Волшебная сила магнита

Экологическая комната

Наблюдение опрос

20

3

3

16.00

-16.30

Беседа

1

Термометр

Экологическая комната

Наблюдение опрос

21

3

10

16.00

-16.30

Беседа

1

Незнайка и мороженое

Экологическая комната

Наблюдение опрос

22

3

17

16.00

-16.30

Беседа

1

«Электричество вокруг нас»

Экологическая комната

Наблюдение опрос

23

3

24

16.00

-16.30

Беседа

1

«Почему горит фонарик»

Экологическая комната

Наблюдение опрос

24

3

31

16.00

-16.30

Беседа

1

Термометр

Экологическая комната

Наблюдение опрос

25

4

7

16.00

-16.30

Беседа

1

«Волшебные бутылочки»

Экологическая комната

Наблюдение опрос

26

4

14

16.00

-16.30

Беседа

1

В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

Экологическая комната

Наблюдение опрос

27

4

21

16.00

-16.30

Беседа

1

«Бумажная Фея»

Экологическая комната

Наблюдение опрос

28

4

28

16.00

-16.30

Беседа

1

«Тайна хрустальной туфельки»

Экологическая комната

Наблюдение опрос

30

5

5

16.00

-16.30

Беседа

1

«Легкая пластмасса»

Экологическая комната

Наблюдение опрос

31

5

12

16.00

-16.30

Беседа

1

«В гостях у Золушки»

Экологическая комната

Наблюдение опрос

32

5

19

16.00

-16.30

Беседа

1

«Волшебная соль»

Экологическая комната

Наблюдение опрос

33

5

26

16.00

-16.30

Беседа

1

Удивительные свойства мыльных пузырей

Экологическая комната

Наблюдение опрос

Содержание и темы занятий спланированы по блокам. Блоки программы можно варьировать.

Блок 1. Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно- климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде, растительный мир.

Данный раздел представлен небольшим количеством тем, так как наблюдения за природой, опыты и эксперименты экологического содержания в основном изучаются в разделе «Ознакомление с природой», образовательной области «Познание» основной образовательной программы.

Блок 2. Неживая природа: вода, воздух, почва, песок, глина,

Раздел 1.Вода. Свойства воды: не имеет вкуса, цвета, запаха, жидкость, поэтому не имеет формы, текучая, приобретает форму сосуда, в котором находится, имеет вес, в ней растворяются некоторые вещества, вода приобретает цвет и запах растворившихся веществ. Три состояния воды: жидкое, твердое и газообразное. Очищающее свойство воды.

Раздел 2.Воздух. Свойства воздуха: воздух невидим, он не ощущаем руками, заполняет собой все пространство, находится в пористых предметах, предметах с отверстиями, в воде он выходит в виде пузырьков.

Воздух не имеет запаха, но он «умеет» переносить ароматы. Ветер-это движение воздуха. Как помогает ветер? Как вредит?

Раздел 3.Почва.  Знакомство с понятием «почва». Для чего нужна почва, состав почвы, ее основное назначение.

Блок 3. Физические явления: магниты, звук, свет, электричество, теплопередача

Тема 1. Магнит - металл, тяжелый, твердый, плотный, его нельзя разбить, согнуть, сломать.  Свойство магнитов притягивать металлические предметы и даже сквозь воду.  Размер магнита влияет на его силу.

Тема 2. Звук - колебание, движение воздуха. Звуковые волны. Эхо-это отраженный звук, который сталкивается с преградой и возвращается назад.

Тема 3. Свет. Свойства света: солнечный свет отражается в зеркале (солнечный зайчик). Естественные и искусственные источники света. Темное помещение можно осветить с помощью фонарика. Что такое тень? Радуга- световые волны разной длины и разного цвета.

Тема 4. Электричество

Тема 5. Теплопередача

Блок 4. Человек: функционирование организма.

Тема 1. Человек – часть природы и состоит из клеток. Функционирование организма.

Тема 2. Органы чувств человека. Органы чувств- наши помощники в познании мира.

Блок 4. Материалы и их свойства.

Тема 1. Бумага. Свойства бумаги: легко мнется, теряет первоначальную форму, быстро намокает, горит, использование в жизни человека.

Тема 2. Ткань. Знакомство со свойствами ткани. Ткань состоит из множества ниток, бывает разных видов- тонкая и более плотная, тонет в воде, намокает. Использование различных тканей.

Тема 3. Пластмасса и ее свойства: теплый, гладкий, легкий материал, не тонет в воде, не ломается, не бьется.

Тема 4. Стекло. Свойства стекла: прозрачное, хрупкое, водонепроницаемое. Использование стекла в жизни человека.

Тема 5. Металл. Свойства металла: тяжелый, прочный, холодный, тонет в воде. Использование металла на производстве, в быту.

Тема 6. Дерево и его свойства. Древесина твердая и прочная, горит, сохраняет тепло, не тонет в воде. Использование дерева в жизни человека.

Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности.

Месяц

Тема

Программныезадачи

Материал

Сентябрь

1

«Юные лаборанты»

Дать представление о детской лаборатории. Познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), о способе познания мира – эксперименте (опыте).

Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.

2

«Земля дает жизнь»

Закрепить знания детей о почве; показать взаимосвязь всего живого на Земле. Развивать речь, умение делать выводы. Воспитывать любовь к природе родного края, к его обитателям.

Образцы почвы, две банки с чистой и грязной водой, картинки сизображениям и почвенных обитателей.

3

«В мире растений»

Дать детям обобщенное представление о знакомых растениях (живое существо, у которого есть корни, чтобы держаться, питаться; стебель, чтобы доставать питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать; для роста и развития нужны почва, влага, свет, тепло). Вызвать у детей познавательный интерес к проведению опытов с растениями, желание наблюдать за изменениями растений в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта.

комнатные растения, карточки с частями растений, халаты на всех детей, пособия необходимые для демонстрации опытов.

4

Важнаякультура

Познакомить с историей возникновения картофеля на Руси; познакомить с основными компонентами в составе картофеля, расширить кругозор детей о пользе картофеля для человека

Клубни картофеля, тёрки и тарелки по количеству детей, прозрачные ёмкости, мелкое сито, микроскоп, йод, пипетки

Октябрь

1

Почемуосеньюлистьяжелтеют

Расширить знания о явлениях живой и неживой природы, учить устанавливать причинно-следственные связи, исследовать природное явление – листопад, строение листа, опытным путём сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях, развивать любознательность.

опавшие листья, зеленые листья, салфетки, лупа, кубики.

2

«В гостях у Капельки»

Уточнить представления детей о свойствах воды. Развивать умение действовать по алгоритму. Выявить вещества, которые растворяются в воде. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

пластиковые стаканчики, емкости разной формы, ёмкость с водой палочки для размешивания, соль, сахар, мука, шампунь, растительное масло, пищевой краситель, песок, глина, стиральный порошок, картограф для зарисовки результатов

3

«Волшебница – вода»

Закрепить знания детей о различных агрегатных состояниях воды: твёрдом, жидком и газообразном.

наборы картинок «Вода в природе», электрический чайник, ёмкость с водой, стекло, клеёнка, ёмкости различной формы (по кол.детей)

4

Откудаберутсяоблака?

Познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя. Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор. Развиватьнаблюдательность, творческоевоображение, познавательныйинтерес к окружающемумиру

картинки с изображением разных видов облаков и дождя, трёхлитровая банка, кубики льда, кипяток, чёрный картон.

Ноябрь

1

Очищениеводы

учить детей выделять существующие признаки предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения; познакомить детей с разными способами очистки воды, совершать действия по преобразованию объекта - «загрязнённой воды»

воронки, стаканчики прозрачные, магниты, сачки, вата, бинт (ткань, бумага)

2

«Невидимка - воздух»

Вызвать желание экспериментировать и получать удовольствие от совместного эксперимента. Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства с возможностью воздуха двигать предметы. Продолжатьразвиватьумениеанализировать и сравнивать, обобщатьполученныезнания.

Посылка с воздушным шаром, салфетка, книга, бумажные веера, деревянный кубик, губка, прозрачные стаканы с водой

3

Ветер и его подружка - ветряная вертушка

Познакомить детей с

таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать у детейлюбознательность, наблюдательность, активизироватьмыслительныепроцессы.

Вентилятор, веер, вода в посуде, сухие листья, картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, вертушки,

4

Песчаноепутешествие

Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, цветом, структурой. Учить установить свойства песка. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.

Ёмкости с сухим песком, прозрачные стаканчики, дощечки, лупа, сито, песочные часы.

Декабрь

1

Удивительнаяглина

Учить выявлять и называть свойство глины – пластичность в сравнении с другими материалами (песок, камень). Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с дневниками наблюдений, фиксировать собственные наблюдения.

песок, глина, тарелки, лупы, стакан воды, миска с водой, по 2 баночки, палочка салфетки, слепленные шарики из глины и из песка, халаты, фен.

2

«В царствекамней»

Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Шапка ученого, набор камней на каждого ребенка, лупы, стакан с водой, ложка, большие подносы, маленькие и большие салфетки, коробка с ячейками

3

«Вулкан»

Познакомить детей с природным явлением - вулканом.

Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.

Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность

Макет вулкана (стеклянная банка, покрытая слоем пластилина), поднос, сода, уксус, гуашь красного цвета.

4

«Солнечныезайчики»

Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные - солнце, луна, костер и искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).Формировать представления о свойствах солнечных лучей. Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. Поддерживать познавательную активность в процессе работы с предложенными материалами и предметами.

маленькие зеркала, листы бумаги, схема многократного отражения солнечного луча, CD диски, цветные карандаши на каждого ребенка,

Январь

1

«Живые тени»

(проводится на прогулке)

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Помочь понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Развиватьтворческоевоображение. Воспитыватьнаблюдательность.

2

Играцветов

Закрепить знания об основных цветах, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира, развивать воображение. Формировать умение и навыки экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов с материалами, для работы в различных нетрадиционных техниках.

банки с водой и баночки с краской гуашь (белого, красного, синего, желтого цвета, кисти, цветные карточки на магнитной доске, волчки, круги из белой бумаги с отверстием посередине, цветные мелки).

3

«Какполучитьрадугу?»

Познакомить детей с особенностями радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира. Формироватьнавыкиэкспериментальнойдеятельности в процессепроведенияпрактическихопытов.

картинка «Радуга», таз, ёмкость с водой прозрачный лак для ногтей, черный картон.

4

Волшебнаясиламагнита

Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества, способность притягивать к себе железные предметы помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов.

Магнитики, металлические предметы (скрепки, гвозди, болтики, шурупы, монетка), стакан с водой, дощечка бумага, картон, ткань, фанера, стекло, набор картинок к игре, компасы,

Февраль

1

Термометр

Познакомить детей с термометром. Формирование представлений о теплопередаче,

нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию.

Термометры, чайные ложки (желательно из нержавеющей стали), по два

стакана воды: горячей (40–50°) и холодной (из холодильника) (на каждого ребенка).

2

Незнайка и мороженое

Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитиеспособностей к преобразованию.

Два кусочка мороженого, два маленьких блюдечка, меховая варежка; картинки: мальчик в маечке и в трусиках; мальчик с зонтиком, в плаще, идет дождь; осенний

лес, опавшие листья; мальчик в зимней одежде.

3

«Электричествовокругнас»

Расширить знания детей об электричестве и электроприборах. Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.

Картинки для игры «Эволюция электрической лампочки», воздушные шары, кусочки шерстяной и шелковой ткани, пластмассовые линейки на каждого ребенка, тарелка со смесью перца и соли

4

«Почемугоритфонарик»

Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. Активизировать стремление у дошкольников к познавательной опытно-экспериментальной деятельности через практическое взаимодействие с окружающими предметами.

Будильник; пальчиковые, мизинчиковые батарейки, батарейки-таблетки; лимоны, медные проволочки, оцинкованные гвозди по количеству детей; соединительные провода, светодиодный фонарик.

Март

1

«Волшебныебутылочки»

Обобщить представлений детей о звуке (звук слышим с помощью уха);

дать понятие о распространении звука, высокие и низкие звуки, шумовые и музыкальные звуки;

развить первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение)

таз с водой, предметы, которые тонут, музыкальные инструменты, 7 одинаковых бутылочек, ёмкость с водой, пищевые красители

2

В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам.

3

«БумажнаяФея»

Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание); с использованием бумаги в жизни человека. Развиватьмышление, мелкуюмоторикукистейрук.

Воспитыватьлюбознательность, бережливость.

Кукла «Бумажная Фея», листочки бумаги различных видов, ѐмкость с водой, предметы изготовленные из бумаги.

4

«Тайнахрустальнойтуфельки»

Познакомить детей со свойствами стекла, его особенностях, изделиями из стекла; формировать умение устанавливать причины следственной связи на основе опытов; развивать познавательный интерес к предметному миру;

стаканы на каждого ребенка из стекла, стеклянная посуда, посылка, пуговицы, цветные стекла.

Апрель

1

«Легкаяпластмасса»

Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая). Развивать речь, логическое мышление. Воспитывать заботливое отношение к вещам, созданным руками человека.

Пластмассовые ёмкости, предметы из других материалов

2

«В гостях у Золушки»

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; познакомить детей со свойствами ткани и их видами. Закрепитьзнаниедетейободежде.

Различные лоскутки ткани (шелк, шерсть, лен). Нитки, вода, утюг.

3

«Волшебнаясоль»

Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки.

4

Удивительныесвойствамыльныхпузырей

Формировать представления детей о свойствах мыла. Пронаблюдать удивительные свойства мыльных пузырей на опытах. Развитьтворческоевоображение и мышление.

Набор каждому ребёнку: кусочек мыла, лупа, коктельная трубочка, губка, баночка для воды, игра “Мыльные пузыри”, жидкое мыло,

гуашьилиакварель.

Май

1

Лабораториямолока

формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека; обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

Конверт с письмом, баночки с молоком, листы белой бумаги, свечи, ватные палочки, лимон, пищевые красители , жидкость для мытья посуды ,пипетки ,лупы , кока-кола, йод,

2

«Невероятноепутешествиепоорганизму»

Уточнить представление детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов;
Объяснить, что внутри тела есть жизненно важные органы: сердце, лёгкие, желудок и т.д.; что организм надо укреплять и развивать (заниматься физкультурой, закаляться, соблюдать режим дня).
Воспитывать у детей понимать ценности здоровья, потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Поддерживать желание глубже узнать себя. Развивать наблюдательность, внимание, стремление прислушиваться к себе.

Макеты: человека, сердца, желудка, лёгких; 3 фонендоскопа, воздушные шарики по количеству детей, сахар, соль, кусок хлеба, стакан с водой, фонограмма.

3

"Путешествие по стране органов чувств"

Познакомить детей с органами чувств, их значением для человека.

Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности. Воспитыватьбережноеотношение к своемуздоровью

Контейнер с кусочками фруктов и овощей, одноразовые вилочки, лупа, телефон, платок, ароматизированные палочки

4

Секреты «Кока-колы»

Дать представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путем проведения опытов с «Кока-Колой»; закрепить знания детей о вредном влиянии некоторых продуктов на организм человека. Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формировать навыки исследовательской деятельности.

лупы, бутылки с «Кока-Колой», прозрачные пластиковые стаканчики и мисочки, пластиковые ложки, салфетки, ржавые и тусклые металлические предметы, чашка со следами от чая, конфеты «Ментос».

Материально-техническое обеспечение программы .

   Основное  оборудование:

  • Приборы - помощники (увеличительные стекла, весы, песочные  весы, компас, магниты, телескоп и др.);
  • разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
  • разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
  • технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);
  •  разные виды бумаги, красители (пищевые и непищевые);
  • медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
  • прочие материалы: (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительноеоборудование:

  • специальная  одежда (халаты, головные уборы);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы  проведенияэксперимента;
  • индивидуальныедневникиэкспериментов;
  • правилаработы с материалом.

Приборы и оборудование мини-лабораторий:

Наглядно-демонстрационныйматериал

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

Специальнаяпосуда

разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки)

Природныйматериал

камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т. п.)

Утилизированныйматериал

проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.

Приборы – помощники

лупы, зеркала, песочные часы, линейка.

Медицинскийматериал

шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки

Мирматериалов

виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы

Полезныеископаемые

песок, глина, торф, известняк

Техническийматериал

гвозди, шурупы, болты и т. д.

Материально-технические условия соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и нормам пожарной безопасности.

Кадровое обеспечение реализации программы

Реализацию программы осуществляет воспитатель, имеющая среднее специальное образование.

Кадровоеобеспечение

Воспитатель

 Белкова.Л.Н.,Душаева.И.А

Формыаттестации

Для определения результативности освоения программы, обучающиеся проходят итоговую аттестацию. Форму аттестации выбирает педагог (выставки, защита проекта) и разрабатывает критерии оценивания аттестации обучающихся.

Выставки творческих работ и защита проекта отражают уровень практических навыков, достижение целевых ориентиров направленных на выявление таких качеств как: самостоятельность; инициативность и творчество; осознание значимой деятельности; соблюдение культуры поведения; самооценка; стремление к совершенствованию.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. По итогам мониторинга педагогом создается аналитическая справка, результаты заносятся в таблицу, по окончании прохождения дополнительной общеразвивающей программы «Занимательные экперименты » курса 36 часов.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. В ходе освоения программы «Юные исследователи», обучающиеся защищают проект, участвуют в конкурсах различного уровня, олимпиадах. Обучающиеся применяют свои знания на практике и в жизни.

Оценочные материалы

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы дополнительного образования « Юные исследователи в ДОУ»:

- проведение мониторинга на каждом возрастном этапе, включающего в себя исследование творчества воспитанников;

- заинтересованность дошкольников в  экспериментальной деятельности, степень активности ребенка в ней;

- степень заинтересованности и участия родителей воспитанников в совместной  экспериментальной  деятельности;

- оснащенность центров позволит определить качество достигнутых результатов в  экспериментальной  деятельности, определить эффективность и результативность работы.

Критерии оценивания результатов освоения Программы.

Уровни

Отношение к эксперимен-тальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении  проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут или нет  результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способенустанавливатьразнообразныевременные, последовательные, причинныесвязи. Делаетвыводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляетнастойчивость в достижениирезультатов, помня о целиработы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес.

Не видит проблему  самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, но не учитывает их качества и свойства. Непроявляетнастойчивость в достижениирезультатов.

Не может сформулировать выводы самостоятельно только  по наводящим вопросам.

 Уровень требований, предъявляемых к ребенку по каждому из параметров, зависит от степени мастерства ребенка.

Высшее мастерство:3

Достаточное мастерство:2

Недостаточное мастерство:1

Методические материалы

Занятия проводятся в групповой комнате детского сада.

Кружковая работа проводятся с подгруппой детей (8-10 человек) старшего дошкольного возраста.

Длительность работы – 30 минут, в вечернее время.

Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т.д. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:

  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна, сюрприз;
  • мотивпомощи;
  • познавательныймотив (почемутак?);
  • ситуациявыбора.

Программапредполагаетширокоеиспользование

  • иллюстративного, демонстрационногоматериала;
  • использованиеметодическихпособий,
  • дидактическихигр,
  • мультимедийногооборудования,
  • информационныхстендовдляродителей.

Программа предполагает систематическую работу кружков, проводимых 1 раз в неделю.

Методы и приемы организации опытно - экспериментальной деятельности:

  • эвристическиебеседы, дискуссии;
  • наблюдениязаобъектом;
  • просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);
  • проведениеопытов и экспериментов;
  • фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
  • использованиехудожественногослова;
  • дидактическиеигры;
  • ситуациявыбора.
  • метод игрового проблемного обучения (проигрывание проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы).

мнемотехника (фиксирование и запоминание результатов эксперимента).

Алгоритм учебного занятия

1) Управление взаимосвязей (при установлении взаимосвязей дети как бы накладывают новые знания на те, которыми они уже владеют, расширяя таким образом свои познания).

2) Экспериментирование  дети стремятся  исследовать  окружающий мир (учебный материал лучше усваивается тогда, когда мозг и руки работают вместе).  

3) Рефлексия (Главным в познавательной  активности ребенка в процессе экспериментирования являются разногласия между знаниями, умениями и навыками, которые были усвоены в процессе достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, возникающими в результате постановке цели эксперимента и ее достижения.  В процессе детского эксперимента дети удовлетворяют свою любознательность, могут почувствовать себя маленькими учеными, исследователями и первооткрывателями )

Дидактические материалы

карточки-схемы  проведения эксперимента;

индивидуальные дневники экспериментов;

Литература для педагогов.

  1. А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном

образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.

  1. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.
  2. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.
  3. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. М., 1999.
  4. Н.Е. Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»// «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»; М., 2012
  5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  6. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
  7. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.
  8. О.В Дыбина « Из чего сделаны предметы» Сценарий игр – занятий дошкольников. М 2004.
  9. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
  10. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
  11. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

Литература для обучающихся и родителей.

  1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста»
  2. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста дома / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
  3. Рыжова Н. «Игры с водой и песком» «Занятия дома»
  4. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной» «Занятия дома»
  5. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет. Пособие для родителей.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Экспериментирование — однаизформразвития познавательно-исследовательскойдеятельности дошкольниковhttps://infourok. ru/eksperimentirovanie-odna-iz-form-razvitiya-poznavatelnoissledovatelskoy-deyatelnosti-doshkolnikov-827044.html
  2. Лаборатория в детском саду и дома / Линка - Пресс, 2009. — 176с.http://www. /file/1854770
  3. http://www. /kniga/kniga-detskaja/43098-dybina-ov-rahmanova-np-neizvedannoe-ryadom-zanimatelnye-opyty-i-eksperimenty-dlya-doshkolnikov. Html
  4.  Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. . – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития)  http://www. razym. ru/54576-dybina-ov-poddyakov-nn-rebenok-v-mire-poiska. html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Занимательная математика в сказках"

Кружковая работа на учебный год...

Кружок "Занимательная математика"

Материал содержит перспективный план работы кружка по математике...

Кружок «Занимательная математика» Старшая группа

Развитие математических способностей старших дошкольников...

Кружок "Занимательная математика"

Кружковая работа с детьми подготовительной группы....

Кружок «Занимательная математика»

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности  для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)...

Кружок "Занимательная математика"

ПРОГРАММА  КРУЖКА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ  3-6 ЛЕТ....

КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»...