Кружок "Занимательная математика"
методическая разработка по математике на тему

Гурова Елена Дмитриевна

Материал содержит перспективный план работы кружка по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_intdokument_microsoft_word_2.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка»

городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области

Кружок

«Занимательная математика»

2013-2014 уч. год

Воспитатель

Гурова Е. Д.


Кружок «Занимательная математика»

Цель: развитие математических способностей детей с                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

              помощью различных видов деятельности                                                                                                                      

Задачи кружковой работы:

1. Закреплять знания детей о математических понятиях.

2. Создавать максимально  благоприятные условия для развития интересов, склонностей и способностей ребенка.

3. Способствовать развитию логического мышления, воображения, памяти посредством игровой деятельности и проблемного обучения.

Занятия проводятся 2 раза в месяц


Перспективный план

работы кружка

месяц

Тематика

Задачи

Формы работы

с детьми

сентябрь

1. Что такое математика?

2. Геометрические фигуры

  Дать детям понятие о математике как о науке; познакомить с основными математическими понятиями; учить отгадывать загадки.

   Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить отгадывать фигуру по описанию (загадке); учить рисовать зеркальное отражение фигуры; упражнять в выделении фигуры из общего рисунка.

Загадка о математике

Рассказ воспитателя о математике

Д/и «Чудесный мешочек»

Рассматривание книги «Медвежонок Мишка»

Д/и «Собери картинку»

Д/и «Назови фигуру»

Д/упр. «Отгадай фигуру по описанию»

Д/и «Какой фигуры не стало?»

Д/и «Дорисуй рисунок»

Д/упр. «Сколько всего?»

октябрь

1. Геометрические формы

2. Число

  Учить детей устанавливать связь между геометрической фигурой и формой предмета; упражнять в узнавании предмета по описанию (загадке); находить предметы заданной формы в окружающей обстановке

  Закреплять счет в пределах 5; упражнять в счете с помощью различных анализаторов; учить выбирать ведущего с помощью считалки.

Д/упр. «На что похоже?»

Загадки о предметах разной формы

Д/и «Найди лишний предмет»

Д/упр. «Залатай коврик»

«Строим улицу»

Загадки о числах

«Счет до 10» (передача мяча)

Д/упр. «Какое число пропало?»

П/и «Ловишка с ленточкой»

Д/упр. «Повтори столько же раз»

ноябрь

1.Цифра

2. Знакомимся  с тетрадью

 

 Продолжать знакомить детей с цифрами; учить соотносить число и цифру; учить изготавливать образы цифр способом обрывания

Познакомить детей с тетрадью по математике; учить ориентироваться на листе, выполнять простейшие задания.

 

Д/упр. Заполни числовую карточку»

Д/упр. «Найди столько же»

Д/упр. «Покажи соседей числа»

«Цифры-самоделки»

Рассматривание тетради

Д/упр. «Положи кружок, куда скажу»

Д/ упр. «Нарисуй дорожку»

Д/упр. «Нарисуй забор»


Месяц

Тематика

Задачи

Формы работы

с детьми

декабрь

1. Цифра  

2. Многоугольники

  Продолжать знакомить детей с цифрами; учить соотносить число и цифру; учить изготавливать образы цифр способом обрывания.

Познакомить детей с многоугольником; учить называть многоугольники по количеству углов, видеть в многоугольнике другие геометрические фигуры

Д/ упр. «Покажи сколько»

Игра «Магазин»

Д/и «Вставь пропущенное число»

«Цифры-самоделки»

Д/и «Путаница»

Загадки о многоугольниках

Определение и называние многоугольника

Составление многоугольника из палочек

Составление многоугольника из геометрических фигур

январь

 1. Работа в тетради

2. Логические задачи

    Продолжать учить детей ориентироваться в тетради, выполнять простейшие задания.

 

Учить детей находить общий признак в предложенных предметах и дополнять логический ряд по данному признаку.

Д/упр. «Обведи клеточку»

«Нарисуй лучики у солнышка»

 «Соедини точки»

Работа по образцу

Д/и «Как расположены фигуры?»

Игра с обручем

Д/упр. «Закончи ряд»

Д/и «Четвертый лишний»

февраль

1. Геометрические фигуры

2. Ориентировка в     пространстве

  Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять изображение из геометрических фигур, видеть (отгадывать) недостающую фигуру

 

Учить детей ориентироваться в пространстве относительно себя и других предметов: слева, справа, спереди, сзади; двигаться в заданном направлении

Загадки

Д/и «Узнай на ощупь»

Д/и «Найди похожий предмет»

«Девочки и мальчики»

Д/и «Починим коврик»

Игра «Магазин»

Д/и «Угадай, кто где стоит»

Игра «Горячо – холодно»

Д/и «Найди, что спрятано»


Месяц

Тематика

Задачи

Формы работы

с детьми

март

1. Измерение различных предметов

2. Величина

Познакомить детей с разными способами измерения массы предметов: жидких, сыпучих, твердых

Учить детей соотносить по величине 5-7 предметов, выкладывать предметы по мере увеличения или уменьшения размеров (высота, ширина, длина), правильно называть общий признак предмета

Игра «Магазин»

Д/упр. Напои кукол водой»

Д/упр. «Варим кашу»

Д/упр. «Что тяжелее?»

«Гирлянда»

«По порядку стройся!»

Д/упр. «Подбери пару»

Игра с обручем

апрель

 1. Работа в тетради

2. Знакомимся со схемами

Продолжать учить детей ориентироваться в тетради, выполнять задания по образцу и под диктовку воспитателя

Познакомить детей с различными видами схем; с некоторыми условными обозначениями; учить ориентироваться на схеме

Работа по образцу

Д/упр. «Делай, как я «

Работа под диктовку

Рассказ воспитателя о кладоискателях

Рассматривание схем

Знакомство с условными обозначениями

Д/и «Лабиринт»

май

1. Дни недели

2. Веселый счет

 

Закреплять с детьми название дней недели; учить называть дни по порядку; закреплять понятия вчера, сегодня, завтра

 

Упражнять детей в счете в пределах 10 с помощью различных анализаторов; называть пропущенное число; закрепить порядковый счет

 

Рассказ воспитателя о днях недели

Называние дней недели по порядку

Д/упр. «Что сначала, что потом»

Д/и «По порядку стройся»

Загадки о днях недели

Д/упр. «Сосчитай на ощупь»

Д/и «Угадай, какое число загадала»

Д/упр. «Что пропустили?»

Д/упр. «По порядку рассчитайся»


Анализ работы кружка

«Занимательная математика»

Целью кружка «Занимательная математика» было развитие математических способностей детей с помощью различных видов деятельности.

Проведя диагностику в начале учебного года, я отметила, что большинство детей имеют низкий и средний показатели по основным разделам математических представлений, данных в программе «От рождения до школы». Но работа только начиналась, а диагностика помогла составить перспективный план, направленный на совершенствование знаний детей.

 Особое внимание я уделила знакомству с цифрами (д/и «Заполни числовую карточку», «Покажи соседей числа», «Магазин», «Путаница»), закреплению знаний о геометрических фигурах (д/и «Узнай на ощупь», «Найди похожий предмет», «Починим коврик», «Составь многоугольник из геометрических фигур»), умению ориентироваться в пространстве и на листе бумаги («Поселим куклу в домик», «Найди, что спрятано», «Горячо – холодно»). Знания и умения детей закреплялись в различной форме: счет с помощью разных анализаторов, изготовление цифр способом обрывания, составление изображений с помощью геометрических фигур.

 В течение года дети также познакомились со школьной тетрадью, учились выполнять в ней свои первые задания: «Нарисуй дорожку и забор», «Обведи клеточку», «Нарисуй лучики у солнышка», «Соедини точки»). Здесь проявилось умение быть внимательными, сосредоточенными, усидчивыми. Работа в тетради способствовала развитию мелкой моторики, координации движений.

Большой интерес у детей вызвало знакомство с мерой измерения различных предметов (жидких, твердых, сыпучих). Дети выдвигали множество гипотез, как напоить кукол необходимым количеством воды, сколько крупы надо насыпать в кастрюлю, чтобы сварить кашу, что тяжелее: шарик или мяч и как это узнать. Такие задания способствовали развитию мыслительных процессов, воображения, умения предвидеть итоговый результат.

Занятия кружка, в основном, проходили в виде дидактических игр и упражнений. Они отличались от ООД непосредственностью, свободной формой организации, местом проведения (в кругу за столом, в игровом уголке, перемещением по всей группе).

Итоговым мероприятием было проведение викторины «Полет в космос» между двумя старшими группами. Детям были предложены задания на закрепление знаний о цифрах («Обозначь цифрой количество предметов», «Нарисуй кружки согласно цифре», «Вставь недостающую цифру в числовую цепочку»), на знание геометрических фигур («Сделай ракету из геометрических фигур», «Составь портрет марсианина», «Выложи путь ракеты»), на умение подбирать предметы по двум признакам: ширине и цвету («Подобрать ремешки к часам»), на умение ориентироваться на листе бумаги («Посели марсианина в домик»).

Диагностика в конце года показала, что все дети улучшили свои показатели. Более половины членов кружка имеют высокий уровень. Большинство детей свободно оперируют с цифрами, числами, геометрические формы не вызывают никаких затруднений. Дети стали более активными, внимательными, у них улучшилась память, активизировались мыслительные процессы. Но еще следует уделить больше внимания умению детей ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Не все дети правильно называют дни недели, вызывают затруднения понятия вчера, завтра.

Работа кружка будет продолжена в следующем учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»

Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

конспект по математике " Юный математик"

Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.

Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам  "Королевы математики"...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...