Программа "Растим патриотов России"
методическая разработка (старшая группа)
Решение проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие - самое точное, а детские впечатления - самые яркие. Сегодня растет новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас. Взрослых. Воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Поэтому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Радуга»
Программа
по патриотическому воспитанию
«Растим патриотов России»
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Воспитатель: Рыжкова Т.В.
2019 – 2021 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» предназначена для детей дошкольного возраста (5-7 лет). Данная программа разработана на основе общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Программа направлена на воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице городу, Родине, на развитие интереса к русским традициям.
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний. В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации.
Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.
Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста, на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие - самое точное, а детские впечатления - самые яркие. Сегодня растет новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас. Взрослых. Воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Поэтому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.
Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения- со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами.
Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Актуальность.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию - это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям к матери, отцу, бабушке, дедушке - это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Планирование данной рабочей программы составлено на основе пособия Зеленовой Н.Г., Осиповой Л.Е. «Мы живём в России». Гражданско-патриотическое воспитание.
Законодательно-нормативное обеспечение программы.
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013г);
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-215 гг.»;
- Федеральный Закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ, 2014 г. № 413-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», с изменениями и дополнениями от 1 декабря 2014.;
- Федеральный Закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», с изменениями от 1 января 2005 г.;
- Федеральный Закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 03.11.2006 № 179-ФЗ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751 «Национальная доктрина образования в РФ»; - Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки №1155 от 17. 10. 2013 г..
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014;
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы.
Срок реализации программы: 2 года. Программа «Растим патриотов» предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов расширения представлений о себе, о своей семье, родном крае, природе, Родине, воспитании любви к Родине, толерантности и чувство гордости за достижения страны. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с родителями в ходе разработки Программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать необходимые условия для формирования патриотических чувств у детей. Работа в ходе реализации программы может быть специально организована, а также включена в обычные формы работы педагога с воспитанниками. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на НОД, режимных моментах, играх, в труде и т.п., так как они воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Ожидаемые результаты:
-наличие у детей знаний об истории своей родной страны, её природных богатствах; социально-экономической значимости;
- возникновение стойкого интереса к русской народной культуре, традициям и обычаям русского народа. Осознанное употребление в активной речи русского фольклора (пословиц, поговорок, поговорок, потешек, закличек);
- воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Итоговая работа по выявлению уровня освоения детьми содержания программы проводится в виде викторины с комплексом вопросов и заданий по данной тематике
Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, мы большое внимание уделяем комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно-патриотического воспитания.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующими тематическими блоками:
- «Вместе дружная семья»;
- «Детский сад»;
- «Этот День Победы»;
- «Город, в котором я живу»;
- «Наша Родина - Россия»;
- «Родная культура».
Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:
- специально организованные занятия;
- беседы;
- наблюдение;
- чтение художественной литературы;
- сюжетно-ролевые игры;
- театрализованные игры;
- дидактические игры;
- тематические праздники;
- целевые прогулки;
- взаимодействие с социумом.
Целевое назначение программы.
Цели программы.
- Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
- Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
- Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
- Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- Формировать представление о России как о Родной стране, о Москве как о столице России;
- Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средством эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.
Принципы реализации программы
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
- принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна и другие.
- принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды зданий, стремиться к достижению результата;
- принцип преемственности. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе.
Интеграция образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с другими образовательными областями.
- «Речевое развитие». Развитие речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений о себе, обществе, государстве, мире.
- «Речевое развитие». Чтение художественной литературы. Использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений о себе, семье и окружающем мире.
- «Познавательное развитие». Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, государстве, мире. Формирование представлений о труде, людях труда, желании трудиться, устанавливать взаимоотношения с взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.
- «Физическое развитие». Приобщение к ценностям физической культуры, формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях.
- «Художественно-эстетическое развитие». Музыка. Развитие музыкальной культуры дошкольников, накопление опыта взаимодействия с музыкальными произведениями.
Содержание тематического планирования материала.
«Вместе дружная семья». Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
«Родной город». Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе), об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелей культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
«Родная природа». Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старших группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире.
«Родная культура». Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.
«Наша Родина - Россия». На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн.
Расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России. Формируется представление, что Россия – многонациональная страна.
«Этот День Победы». Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро ветеранов не останется совсем. Поэтому очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те страшные годы, и донести это до наших детей. Формировать представление о героизме. Воспитывать патриотические чувства.
Перспективный план
по патриотическому воспитанию детей.
Старшая группа.
Месяц | Название раздела Тема |
| Связь с другими видами деятельности | Используемая литература |
СЕНТЯБРЬ | 3-я неделя «Дружная семья» | Формировать представление о мире семьи. Обобщить эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений. | Ознакомление с художественной литературой и | Зеленова Н.Г. |
4-я неделя Беседа «На кого я похож» | Формировать интерес к своей семье. Желание узнать больше о своих родственниках. | Рассматривание фотоальбомов. Беседа о профессиях своих родных. Игра «Найди свою семью» | ||
ОКТЯБРЬ | 1-я неделя «Я и моё имя» | Закреплять знания детей об имени, отечестве, фамилии родственников. | Игра «Давайте познакомимся»
Составление | Кондрыкинская Л.А. |
2-я неделя «Мои друзья» | Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым. Воспитание доброжелательных отношений между детьми. | Просмотр фрагментов мультфильма «Крокодил Гена». Сюжетно ролевая игра «Путешествие на теплоходе»
| Масалова Л.Л. «Я и мир» | |
3-я неделя Проект «Все профессии важны, все профессии нужны» | Уточнить и расширить знания детей о том, где и кем работают взрослые, воспитание чувства уважения к труду взрослых.
| Чтение произведения С..Михалкова «Все профессии важны все профессии нужны». Встреча с интересными людьми. Рисование «Кем я хочу стать» Лото «Профессии» Сюжетные игры. | Арапова-Пискарева Н.А. «Мой родной дом» | |
4-я неделя Осенняя ярмарка | Закрепление знаний детей о характерных для октября явлениях природы. Воспитывать бережное отношение к родной природе города. | Использование пословиц и поговорок об октябре. Исполнение детьми попевки «Восенушка-осень». | Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры | |
НОЯБРЬ | 1- я неделя «Золотая осень» | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте; | Занятие-беседа об осенних приметах, И.Соколов-Микитов «С какого дерева лист», | «Планирование занятий по экологии» |
2-я неделя Экскурсия-занятие красивым местам | Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. | Коллективные наблюдения за признаками осени. | Хабарова Т.В. «Планирование занятий по экологии»; | |
3-я неделя «Животные и птицы нашего края» | Расширять представления детей о животном мире родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения | Беседы о животных родного края. Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением животных, птиц, насекомых. Загадывание загадок. Дидактические игры. Совместно с родителями создание коллекции «Наши любимые животные» | ||
4-я неделя «Лес в жизни человека» | Дать представления о значении леса для человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. | Экскурсия на выставку «Лес в жизни человека». | ||
ДЕКАБРЬ | 1-я неделя «История возникновения родного города» | Познакомить с историей возникновения города. Подвести детей к пониманию того, что все мы живём в одном городе. | Экскурсия по городу, Жердевка Экскурсия в краеведческий музей г. Жердевка | |
2-я неделя «Зачем нужно село?» | Познакомить детей с особенностями жизни людей в селе, характером их занятий, формировать у детей интерес и любовь к своей малой родине. | Беседы о жизни людей в селе. Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворений и произведений о жизни в селе, красоте русской природы. Дидактические игры. Рисование «Мое село» | ||
3-я неделя «Мой город самый красивый» | Закрепить представление о городе в котором мы живем, дать понятие «жердевцы», указывающее на принадлежность человека к городу. У каждого есть родной дом и город, в котором он родился и живет. | Показ слайд шоу Чтение стихотворений Волчихина Рисование «Мой любимый уголок» Оформление альбома «Природа моего края». | ||
4-я неделя «Новый год у ворот» | Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско – патриотическое чувство. Пополнять словарь названиями стран. | Рассказ о разных национальностей живущих в нашем городе. Рассматривание иллюстраций с празднованием Нового года. Чтение стихотворений про Новый год, о зиме. Рисование «Новый год» Конкурс поделок на лучшую новогоднюю игрушку. (совместная деятельность с родителями) | ||
ЯНВАРЬ | 2-я неделя Развлечение «Рождест - | Знакомить детей с историей возникновения и Воспитывать желание дарить подарки своим близким. | Пение русских народных песен, частушек, колядок. Изготовление открытки | Гаврилова И.Г. |
3-я неделя «Как велика моя земля, как широки ее просторы» | Закрепить знания детей о названии страны, о ее природе. Воспитывать чувство гордости за свою страну. | Использование иллюстраций с изображением лесов, рек, морей, гор. | Смирнова Т.В. | |
4-я неделя «Наша Родина-Россия!» | Расширять знания детей | Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. | Смирнова Т.В. | |
ФЕВРАЛЬ | 1-я неделя «Государственные | Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России | Использование макетов герба и флага России. | Зеленова Н.Г., |
2-я неделя «Герб города Жердевка» | Продолжить знакомить детей с историей родного города. | . Использование фотографий города. Рассматривание герба г. Жердевка | ||
3-я неделя «Защитники отечества» | Формировать чувство уважения к защитникам Отечества. Развивать патриотические чувства | Беседа «Что такое героизм?» | Зеленова Н.Г., | |
4-я неделя «Выдающие защитники Родины» | Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими Россию. | Рассказ воспитателя. | Антонов Ю.Е. | |
МАРТ | 1-я неделя
«Широкая Масленица» | Познакомить детей с русским народным фольклором: песнями и хороводами. | Беседа о значении Солнца в жизни славянских народов | Гаврилова И.Г. |
2-я неделя «Мама- первое слово» | Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой мамы, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства. | Развлечение с мамами. Разучивание стихотворений, рисование портретов мамы, чтение произведений о маме. Дидактические игры. | ||
3-я неделя «Дорогая моя столица! Золотая моя Москва!» | Закрепить знание детей о Москве (символика, расположение на карте страны). | Просмотр видеофильма «Москва-столица России». | Смирнова Т.В. | |
4-я неделя «Хозяйкины помощники» | Познакомить детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской и пр. | Посещение детьми уголка «Русская изба». Исполнение русских народных песен | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | |
АПРЕЛЬ | 1-я неделя «Шутку шутить – людей насмешить» | Познакомить детей с потешным фольклором. | Составление детьми потешного рассказа. | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
2-я неделя «Праздник Весна красна цветами», посвященный Дню земли» | Повторение песен, закличек, пословиц о весне. | Использование пословиц и поговорок, загадок. | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | |
3-я неделя «Ордена и медали» | Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны. | Использование фотографий орденов и медалей. | ||
4-я неделя «Этот День Победы» | Формировать чувство уважения к защитникам | Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. | Антонов Ю.Е. | |
Итоговое НОД Викторина «Мы –Россияне» | Обобщить и систематизировать знания детей о России; формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; народов, населяющих РФ; названия народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства. | атрибуты для проведения викторины, изображения гербов и флагов, бумага, маркеры, разрезные картинки, кроссворд, экран, проектор, магнитофон; сундучок | 1.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живем в России. 2.Запесочная Е.А. Мы живем в России. – М.: Дрофа, 2013. – 32 с.: - ил. – (Вокруг есть мир!) Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ 3.«Моя Родина - Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Методические рекомендации. Издательство «Школьная Пресса». – 2014 |
Перспективный план
по патриотическому воспитанию.
Подготовительная к школе группа.
Тема | Задачи | Формы работы |
«Мой любимый детский сад" | Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. Познакомить детей с историей детского сада | Беседы на темы: «Что такое детский сад?», «Труд взрослых в детском саду», «Праздники в детском саду», д/и «Что есть в нашей группе?». Связь с другими видами деятельности. |
«Родной город» | Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края. Расширять представления о растительном и животном мире. Познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, прославившими родной край. Формировать понимание выражения «малая родина». Воспитывать патриотические чувства. | Беседы на темы: «Я и мой город», «Улица, где я живу». Игра с мячом «Я живу на...этаже», «Знаменитые жердевцы» Связь с другими видами деятельности. Просмотр видеофильма «» |
«Вместе дружная семья» | Обогащать представления детей о семье, семейных традициях, родственных связях. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, начальные социально-ценностные ориентации. Продолжать обогащение опыта сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействий с взрослыми. Развивать в детях положительную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувство собственного достоинства, самоконтроля и ответственность за свои действия и поступки. Воспитывать любовь к близким людям и уважительное отношение к старшим. | Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. Чтение сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди». Беседа на тему: «Семейные традиции», «Гдё ты живёшь?», «Как зовут тех, кого ты любишь?» |
«Родная природа» | Формировать представления детей о природе Тамбовской области, об ее разнообразии, рассмотреть книги, иллюстрации, фотографии.. Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках. | Рассматривание репродукций с картин о родной природе. Беседы о животных и растениях родного края, просмотр презентации, посещение краеведческого музея, целевые прогулки. |
«Наша Родина – Россия» | Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране. Воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия». | Беседа «Москва-столица России», чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России. Беседы о государственных символах, рассматривание иллюстраций изображений государственных символов, прослушивание гимна, наблюдение в ходе прогулок и экскурсий, на каких зданиях можно увидеть государственные символы. |
«Родная культура». | Продолжить знакомить детей с народными обрядами и обычаями русских народных праздников. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству: колядкам, потешкам, закличкам. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русских людей и людей других национальностей. | Беседы: «Народные праздники на Руси», «Русское гостеприимство». Чтение русских народных сказок, потешек, закличек. Русские народные игры. |
«Этот День Победы» | Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников. Воспитывать патриотические чувства. | Беседы о подвигах людей в годы войны, чтение литературных произведений: С. Михалков «День Победы», А. Митяев «Землянка», очерки о детях-героях. Дидактические игры. Подвижные игры. Возложение цветов, беседы о подвигах людей в годы войны. Рисование «День Победы» |
Ожидаемый результат реализации программы.
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края.
Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
- Краткие сведения об истории города, округа.
- Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
- Знать герб, флаг Тамбовской области и своего города.
- Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о воинах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
- Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
- Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей.
Цели-ориентиры для родителей по патриотическому воспитанию.
Находить в условиях города (села) любую возможность замечать красоту родной природы и предъявлять ее сыну/дочери. Организовывать активный отдых семьи в природе, ориентировать ребенка на природу как ценность; формировать у сына/дочери навыки безопасного для здоровья поведения во время отдыха. Обращать внимание ребенка на следы положительного и отрицательного отношения людей к природе. Учить высказывать свои оценочные суждения по результатам таких наблюдений. Привлекать ребенка к обсуждению эколого-краеведческих проблем родного края, города, села, области; воспитывать чувство сопереживания происходящему в природе. Показывать примеры природоохранной деятельности.
Активно привлекать сына/дочь к труду в природе (в том числе и к труду всей семьей). Включаться в совместные с ребенком проекты по изучению природного наследия родного края; осуществлять поиск информации эколого-краеведческого содержания в районных, городских и областных библиотеках, Интернете; учить ребенка пользоваться энциклопедической литературой. Сотрудничать с педагогами в решении задач эколого-краеведческого воспитания, понимая необходимость данного взаимодействия. Принимать участие в природоохранных мероприятиях. Оказывать посильную помощь в экологизации предметно-развивающей среды детского сада.
Изучать историю и культуру края. Понимать значение развития общекультурных компетенций для решения задач развития у сына/дочери интереса к познанию культурного наследия родного края.
Знакомить ребенка с интересной и доступной информацией об истории и культуре родного города (села), способами ее получения. Поддерживать у сына/дочери интерес к истории и культуре родного края, воспитывать чувство гордости и привязанности к любимым местам, родному городу (селу). Показывать, как связана судьба семьи с судьбой родного края.
Вместе с ребенком совершать прогулки, экскурсии по родному городу (селу), путешествовать, показывая сыну/дочери пример познавательного отдыха, наполненного открытиями окружающего мира.
Помогать ребенку осуществлять поиск информации об основных культурных и исторических объектах города (села), знаменитых людях (в том числе используя ресурсы Интернета).
Участвовать в мероприятиях, проходящих в городе (селе), интересоваться происходящими событиями. Принимать участие в благоустройстве своего двора, района, приобщать к этому сына/дочь. Рассказывать о своей профессии, о ее значимости для города (села); гордиться своим предприятием. Предлагать ребенку отображать полученные впечатления в речевой и художественно-продуктивной деятельности. Воспитывать осознанное и бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края.
Обращаться к педагогам за помощью, поддержкой и советом по организации совместных прогулок с сыном/дочерью (знакомство с историческими и памятными местами). Принимать помощь педагогов и специалистов в познании истории и культуры города (села). Уважать и поддерживать авторитет педагога в семье, ценность его помощи.
Оказывать помощь детскому саду в организации мероприятий, посвященных историческим и культурным событиям города, села (музыкальные праздники, встречи, экскурсии.
Знакомиться с собраниями произведений изобразительного искусства местных мастеров, представленных в музеях, выставочных залах города (села). При поддержке педагогов и специалистов повышать свою художественно-культурную компетентность. Принимать их помощь в решении задач художественного образования ребенка.
Самостоятельно и по предложению педагогов организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи; знакомить сына/дочь с произведениями изобразительного искусства авторов края различных видов (живопись, графика, скульптура) и жанров (бытовой, батальный, исторический и пр.); беседовать с ребенком об искусстве. Отслеживать информацию о выставках, вернисажах (в том числе посещая сайты сети Интернет).
Побуждать ребенка в домашних условиях изображать доступными ему средствами выразительности то, что для него интересно и эмоционально значимо. Создавать условия для работы с различными материалами, приобщая дошкольников к ремеслу и рукоделию.
Устраивать семейные выставки, выставки работ ребенка, приглашая родных и знакомых оценить семейное (а также детское) творчество. Закреплять у ребенка позицию созидателя, способствовать развитию его самовыражения, формировать чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда.
Вместе с сыном/дочерью выполнять посвященные изобразительному искусству родного края задания, предложенные педагогами в семейных календарях (и/или в альбомах по изобразительной деятельности)
Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей.
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения нравственно-патриотическому воспитанию невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Формирование духовности, развития интереса к русским традициям, формирование бережного отношения к природе, привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улицы, городу, Родине особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной беседы родителей с детьми. Без поддержки и систематических бесед в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное формирование нравственно-патриотического воспитания.
Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В ней начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.
Блок «Вместе дружная семья» призван помочь понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без поддержки родителей. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, а это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. На конкретных фактах из жизни дедушек и бабушек необходимо привить детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «трудовой подвиг», «любовь к Отечеству».
При знакомстве с родным краем задача взрослых — собрать как можно больше интересной информации о том месте, где они живут. Во время поездок в другие города родителям предлагается обращать внимание на гербы, их своеобразие. Взрослые рассказывают, что в себя включает герб.
Без внимания не остаются тема «Этот День Победы», беседы о героическом прошлом нашей Родины, подвигах ее героев. В семье рассказываются истории о дедах и прадедах, родственниках, защищавших Родину от врагов. Многие семьи имеют реликвии, о которых необходимо рассказывать с восхищением, трепетом, чтобы дети понимали значимость слов «они защищали Родину». Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и воспитателей, т.е. взрослых, находящихся рядом с ним. Особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий региона, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ богат талантливыми людьми. В настоящее время такая работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, поскольку в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому мы должны подойти к этой проблеме вместе. И только общими усилиями мы добьемся определенного результата.
Информационное обеспечение.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Отрождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, 2015 г.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная работа) - М., Издательство Скрипторий 2003, 2015 г.
Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.
Под ред. Л.А.Кондрыкинской. С чего начинается Родина? – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Подрезова Т.И. Планирование и конспекты по развитию речи в ДОУ. Патриотическое воспитание. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Редактор-составитель Н.А.Арапова-Пискарева. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. – М., 2005.
Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриот России
Немного об известном патриоте и жителе нашего города...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/09/picture-120176-1349772391.jpg)
Воспитание маленького медновца - настоящего патриота России.
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/16/picture-40558-1516099776.png)
Среднесрочный образовательный проект "Растим патриотов России" образовательная область "Музыка" "
Основная цель проекта - привитие патриотических качеств, любви к родному Отечеству....
Рабочая программа по формированию социально-личностного развития у детей дошкольного возраста «Растим патриотов России»
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/30/picture-294618-1440961928.jpg)
Воспитываем патриота России
Воспитываем патриота России. Воспитание патриотизма - одна из актуальных задач на сегодняшний день. Но она же стоит, чуть ли не на первом месте по своей сложности. Разве может быть пр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/13/picture-947050-1505292133.jpg)
Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...