Познавательно-исследовательский проект «Удивительный мир вокруг нас»
проект (старшая группа)

Сапунова Елена Владимировна

На современном этапе возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей для успешного обучения в школе.

Формирование основ естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста – одна из центральных задач дошкольного образования. Естественнонаучные представления закладывают у дошкольников основу миропонимания, способствуют успешной социализации, дальнейшему образованию и самообразованию.

С явлениями, происходящими в живой и неживой природе, ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако самостоятельно обобщить, сделать выводы и установить простейшие закономерности ребенок пока еще не может. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность определена как сквозной механизм развития ребенка (п. 3.2.5. ФГОС ДО), как создание условий для его свободного выбора различных видов деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).

Исследовательская активность и исследовательская инициативность, как универсальные компоненты человеческой деятельности, познавательные действия выполняют важнейшие функции в развитии познавательных процессов, социализации личности и становлении ее субъектной позиции.

Это подчеркивает важность и значимость данного вида деятельности в дошкольном возрасте, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Стремление к исследованию окружающего мира – естественная потребность ребенка. Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности начинается уже в младшем возрасте, где идет познание мира в целом. В среднем и старшем возрасте начинается исследовательская деятельность, а в подготовительном возрасте исследования приобретают более углубленное изучение явлений, где выводы делают сами дети.

Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок совершает первые самостоятельные открытия, переживает радость познания, что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия.

Причины интеллектуальной пассивности отдельных детей часто лежат в ограничении их интеллектуальных впечатлений и интересов, в отсутствии опыта успешного экспериментирования. Это во многом обусловлено просчетами в организации исследовательской деятельности дошкольников и неэффективным взаимодействием педагога с детьми.

Все это актуализирует проблему педагогического сопровождения развития исследовательской активности дошкольников и выдвигает на первый план важную задачу для нашего учреждения – создать такое образовательное пространство, где дети имели бы возможность погрузиться в атмосферу, требующую думать, рассуждать, т. е. могли бы применять имеющиеся у них знания на практике. В дальнейшем эти знания будут способствовать возникновению и реализации детских познавательных и исследовательских инициатив,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_udivitelnyy_mir_vokrug_-_kopiya.doc305.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Яйский детский сад «Солнышко»

Познавательно-исследовательский проект

«Удивительный мир вокруг нас»

Воспитатели:

Богачева И. А.

Сапунова Е.В.

Яя

2022

Структура

Содержание

Тема инновационного проекта

Познавательно-исследовательский проект «Удивительный мир вокруг нас», направленный на развитие познавательной активности в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Разработчики

инновационного

проекта

Богачева Ирина Александровна

Сапунова Елена Владимировна

База реализации инновационного проекта

МБДОУ «Яйский детский сад «Солнышко»

Участники инновационного проекта

Педагоги, дети, родители

Цели и задачи инновационного проекта

Создание условий для развития познавательной активности, самостоятельной поисковой деятельности.

Задачи:

- Учить устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы;

- Пополнить оборудованием  и материалами  мини –лабораторию в группе;

- Повысить профессиональную компетенцию педагогов;

- Привлечь родителей к совместной поисково-исследовательской деятельности;

Этапы реализации

инновационного

проекта

Этапы (шаги) реализации проекта:

I этап – подготовительный

(октябрь 2022г. – декабрь 2022г.)

- изучение методической литературы

- разработка комплекта проекта по организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей возрастной группе;

- подбор диагностического материала. Анкетирование родителей. Выявление проблем, изучение затруднений родителей в данном вопросе. Методическое сопровождение родителей;

- определение критериев и показателей оценки сформированности познавательных действий детей старшего дошкольного возраста;

- разработка модели предметно-развивающей среды в старшей группе, способствующей развитию у детей познавательной активности;

- распространение педагогического опыта по организации познавательно-исследовательской  деятельности в ДОО (проведение открытых мероприятий).

II. Практический этап

(январь 2023г. – май 2024г.)

- разработка и реализация проекта «Удивительный мир вокруг нас» познавательно-исследовательской деятельности в старшей в возрастной группе;

- сотрудничество с семьями воспитанников и социумом;

- формирование банка методических материалов  по развития познавательной активности дошкольников;

- функционирование центра экспериментирования или лаборатории;

- транслирование опыта педагогов в аспекте создания организационно-педагогических условий для развития познавательной активности дошкольников в разных условиях.

III. Обобщающий этап

(июнь 2024г. – сентябрь 2024г.)

- педагогическая диагностика;

- формирование кейсов методических разработок «Удивительный мир вокруг нас» ( оснащение центров по познавательно-исследовательской деятельности; картотека опытов «Домашняя лаборатория»;

- анкетирование родителей;

- обобщение и распространение результатов проекта «Удивительный мир вокруг нас» педагогическому сообществу на разном уровне;

- Разработан кейс творческих продуктов воспитанников, родителей и педагогов;


Пояснительная записка

Исходные теоретические положения инновационного проекта.

На современном этапе возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей для успешного обучения в школе.

Формирование основ естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста – одна из центральных задач дошкольного образования. Естественнонаучные представления закладывают у дошкольников основу миропонимания, способствуют успешной социализации, дальнейшему образованию и самообразованию.

С явлениями, происходящими в живой и неживой природе, ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако самостоятельно обобщить, сделать выводы и установить простейшие закономерности ребенок пока еще не может. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность определена как сквозной механизм развития ребенка (п. 3.2.5. ФГОС ДО), как создание условий для его свободного выбора различных видов деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).

Исследовательская активность и исследовательская инициативность, как универсальные компоненты человеческой деятельности, познавательные действия выполняют важнейшие функции в развитии познавательных процессов, социализации личности и становлении ее субъектной позиции.

Это подчеркивает важность и значимость данного вида деятельности в дошкольном возрасте, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Стремление к исследованию окружающего мира – естественная потребность ребенка. Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности начинается уже в младшем возрасте, где идет познание мира в целом. В среднем и старшем возрасте начинается исследовательская деятельность, а в подготовительном возрасте исследования приобретают более углубленное изучение явлений, где выводы делают сами дети.

Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок совершает первые самостоятельные открытия, переживает радость познания, что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия.

Причины интеллектуальной пассивности отдельных детей часто лежат в ограничении их интеллектуальных впечатлений и интересов, в отсутствии опыта успешного экспериментирования. Это во многом обусловлено просчетами в организации исследовательской деятельности дошкольников и неэффективным взаимодействием педагога с детьми.

Все это актуализирует проблему педагогического сопровождения развития исследовательской активности дошкольников и выдвигает на первый план важную задачу для нашего учреждения – создать такое образовательное пространство, где дети имели бы возможность погрузиться в атмосферу, требующую думать, рассуждать, т. е. могли бы применять имеющиеся у них знания на практике. В дальнейшем эти знания будут способствовать возникновению и реализации детских познавательных и исследовательских инициатив,

Успехи в школьном обучении во многом зависят от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, сформированных в дошкольном детстве.

В данном проекте мы предлагаем создать организационно-педагогические условия для развития познавательной активности дошкольников, как основы формирования естественнонаучной грамотности.

  • поддержка исследовательской активности детей, снятие у детей боязни «неправильных действий», формирование ощущения уверенности, предоставление возможности свободного выбора разных вариантов решения проблемы;
  • создание широкого исследовательского пространства в группе, побуждающего экспериментирование и поисковую активность детей в разных видах деятельности;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности;
  • насыщение образовательного процесса разнообразными проблемными ситуациями, требующими от детей активного участия в поиске их решения;
  • осуществление образовательной деятельности на основе потребностей и мотивов самого ребенка, связанных с актуальными для данного возраста интересами;
  • взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнёрами как одно из условий непрерывности исследовательской деятельности детей.

Новизна инновационного проекта заключается в создание комплекса условий по развитию познавательно–исследовательской деятельности у детей  дошкольного возраста посредством реализации проектов.

Одним из важных направлений государственной политики в сфере образования является поддержка и развитие детского познавательно – исследовательского и научно-технического творчества, что соответствует актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное отношение к миру, интересующейся наукой.

Разработанная нами модель образовательного процесса включает в себя реализацию компетентного подхода к организации познавательно–исследовательского образовательного пространства через применение информационных технологий в аспекте формирования познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Данная модель решает множество основных задач дошкольного воспитания, одна из которых организация качественно новой современной образовательной среды, закладывающей первоосновы личности уже в дошкольном возрасте, личности проявляющей активное отношение к миру, интересующейся наукой.

Принципиальное отличие и новизна предложенной модели организации образовательного процесса заключается в разработке и внедрении педагогических проектов по познавательно-исследовательскому направлению. Деятельность, объединенная рамками педагогического проекта, будет способствовать созданию условий для повышения уровня мотивации к познавательно–исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Таким образом, создание организационно-педагогических условий будет способствовать формированию первичных представлений об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и явлений, развитию любознательности, познавательной мотивации, что будет способствовать формированию предпосылок естественнонаучной грамотности.

Цель проекта:

Создание условий для развития познавательной активности, самостоятельной поисковой деятельности.


Задачи:

- Учить устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы;

- Создать мини –лаборатории в группе;

- Повысить профессиональную компетенцию педагогов;

- Привлечь родителей к совместной поисково-исследовательской деятельности;

Принципы инновационного проекта.

Проект предусматривает реализацию идеи экспериментирования, опираясь на следующие принципы:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
  • принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» образовательного  процесса от простого к сложному);
  • учёт возрастных особенностей детей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста);
  • принцип наглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих образовательный процесс более эффективным);
  • принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);
  • принцип индивидуальности проекта (учитывать индивидуальные особенности воспитанников);
  • принцип результативности (в проекте должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок);
  • принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
  • принцип межпредметности (предполагает максимальную приближённость содержания программы с областями деятельности);
  • принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.


Компоненты образовательной среды по развитию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников

Цель, задачи центра

Виды детской деятельности

Участники

образовательные технологии

1.Центр науки и природы

Цель: развитие познавательной

активности дошкольников через детское экспериментирование. Задачи:

1.Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.

2.Знакомить с различными свойствами веществ: (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

3.Развивать умение детей следовать определённой структуре проведения эксперимента: постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи), выдвижение предположений, отбор способов проверки предложений, выдвинутых детьми; проверка гипотез; подведение итогов, выводы, фиксация результатов.

4.Развивать у детей умение пользоваться приборами- помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.)

5.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

6.Развивать у детей умственные способности,    мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, установление причинно - следственных связей.

Дети наблюдают за комнатными растениями, проводят эксперименты с огородом на окне.

Педагоги

ДОУ,

воспитанники,  родители

Технология

исследовательской деятельности,

Игровая технология, Личностно – ориентированные технологии,

Здоровьесберегающие технологии.

2.Мини-лаборатории в группах (центры науки)

Цель и задачи те же, что и в пункте 1.

Дети учатся простейшим опытам и экспериментам. Место для постоянной выставки, где дети размещают музеи, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы.

Педагоги ДОУ,

воспитанники, родители

Технология исследовательск ой деятельности, Игровая технология, Личностно –

Ориентированные технологии, Технология проектной

деятельности,

Здоровьесберега ющие технологии.

3.Центр «Познавайки»

Цель и задачи те же, что и в пункте 1.

Проводятся плановые опыты и опыты  с использованием необходимого оборудования: лупы, компасы, глобусы, микроскопы и др.

Педагоги ДОУ,

воспитанники, родители

Технология исследовательской деятельности, Игровая технология, Личностно – ориентированные технологии,

Здоровьесберега ющие технологии.

4.Миниогород

Цель:

Развитие экологического сознания детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
  2. Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
  3. Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
  4. Создать зоны фитонцидных растений и тропы здоровья.

Дети добывают знания самостоятельно не только научные знания, но и этические нормы поведения в природе.

Дошкольник наглядно знакомиться с разнообразным и процессами, происходящими в природе.

Педагоги ДОУ,

воспитанники, родители, соц.партнеры.

Технология исследовательской деятельности, Игровая технология, Личностно – ориентированные технологии,

Здоровьесберегающие технологии.

5.Домашняя лаборатория

Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс.

Задачи:

  1. Привлечь внимание родителей к познавательно– исследовательской деятельности.
  2. Создать условия по развитию познавательно–исследовательской Деятельности в домашних условиях.

Совместная опытно –

экспериментальная деятельность в домашних условиях.

Дети самостоятельно организуют знакомые опыты и эксперименты в домашних условиях.

Педагоги ДОУ,

воспитанники, родители

Технология исследовательской деятельности, Игровая технология, Личностно – ориентированные технологии,

Технология проектной деятельности.

Этапы (шаги) реализации проекта:

I этап – подготовительный

(октябрь 2022г. – декабрь 2022г.)

- изучение методической литературы

- разработка комплекта проекта по организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей возрастной группе;

- подбор диагностического материала. Анкетирование родителей. Выявление проблем, изучение затруднений родителей в данном вопросе. Методическое сопровождение родителей;

- определение критериев и показателей оценки сформированности познавательных действий детей старшего дошкольного возраста;

- разработка модели предметно-развивающей среды в старшей группе, способствующей развитию у детей познавательной активности;

- распространение педагогического опыта по организации познавательно-исследовательской  деятельности в ДОО (проведение открытых мероприятий).

II. Практический этап

(январь 2023г. – май 2024г.)

- разработка и реализация проекта «Удивительный мир вокруг нас» познавательно-исследовательской деятельности в старшей в возрастной группе;

- сотрудничество с семьями воспитанников и социумом;

- формирование банка методических материалов  по развития познавательной активности дошкольников;

- функционирование центра экспериментирования или лаборатории;

- транслирование опыта педагогов в аспекте создания организационно-педагогических условий для развития познавательной активности дошкольников в разных условиях.

III. Обобщающий этап

(июнь 2024г. – сентябрь 2024г.)

- педагогическая диагностика;

- формирование кейсов методических разработок «Удивительный мир вокруг нас» ( оснащение центров по познавательно-исследовательской деятельности; картотека опытов «Домашняя лаборатория»;

- анкетирование родителей;

- обобщение и распространение результатов проекта «Удивительный мир вокруг нас» педагогическому сообществу на разном уровне;

- Разработан кейс творческих продуктов воспитанников, родителей и педагогов;

Прогнозируемые результаты по проекту:

За время реализации проекта будут получены следующие результаты:

- Повышен уровень развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.

- Обогащена развивающая предметно-развивающая среда (Центр науки и природы, мини-лаборатории, центр «Познавай-ка», мини-огород, домашняя лаборатория).

- Создан банк детских проектов, картотека «Домашняя лаборатория».

- Увеличится доля родителей (законных представителей) воспитанников, принимающих активное участие в совместных мероприятиях с детьми в ДОУ и дома; а также удовлетворенность качеством предоставляемых услуг.

Список литературы

  1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.- 146с.
  2. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию. - М., 2005г. – 100с.
  3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005 г. – 280с.
  4. . Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005 г. – 255с.
  5. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников.
  6. - М.: Сфера, 2010г. – 35с.
  7. Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами М., 2006г. – 56с.
  8. Иванова А.И. Естественно–научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2005г. – 60с.
  9. Киселева А.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.:АРКТИ, 2004г. – 280с.
  10. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование.- Педагогическое общество России. – М., 2005г. – 50с.
  11. Костюченко М.П. Исследовательская деятельность на прогулках. 2006г. – 50с.
  12. Модель Н.А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности - М. ТЦ Сфера, 2016г. – 50с.
  13. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г. – 450с.
  14. Соловьева Е. Как организовать        поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. №1, 2005. – 65с.
  15. Чистякова А.Е., Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста. – 60с.
  16. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6. С.13-16. 65с.

Перспективный план работы с детьми

Месяц

Тема

Содержание работы

Сентябрь

Диагностика

Фиксация объема знаний и умений у детей.

Октябрь

«Воздух»

Игровая ситуация « Надувайся пузырь»

Ситуативный разговор «Невидимка-воздух».

Эксперименты: «Ветер в комнате», «Упрямый воздух»», «Подводная лодка».( Неизведанное рядом, с.84-86)

Проблемная ситуация «Почему дует ветер?»

Просмотр мультфильма «Воздух»

Ноябрь

«Теплота»

Беседа: «Не обожгись!»

Эксперименты: «Твердые-жидкие»(с 106), «Не обожгись!»

Проблемная ситуация «Как измерить тепло?»(с108)

Дидактическая игра «Горячо-холодно».

Просмотр презентации «Осторожно, горячо!».

Декабрь

«Звук»

Эксперименты: «Звук в воде», «Поющая струна».

Ситуация общения «О значении звука в жизни человека и животных».

Игра на прогулке «Кто что услышал?».

Проблемная ситуация «Как появляется песенка?», «Как сделать звук громче?», «Почему не слышно?» (с104)

Январь

«Магнит»

Ситуация общения «Волшебные» свойства магнита».

Эксперименты:

«Волшебная рукавичка», «Мы - фокусники», «Притягивание к магниту через предметы».

Проблемная ситуация «Собери металлические предметы»

Февраль

«Вес»

Опыты: «Что легче?», «Две пробки»(с 101)

Ситуация общения «Притяжение и вес»

Проблемная ситуация «Почему все падает на землю» (с101)

Март

«Электричество»

Показ презентации: «Электричество»

Эксперименты: «Почему лампочка светит?», «Волшебные шары» (взаимодействие наэлектризованных предметов), «Как увидеть молнию?».

Просмотр мультфильмов «Фиксики»,

«Смешарики»

Просмотр научно-познавательных передач

«Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука»

Опыт №1 «Что такое электричество?»

Опыт №2 «Картошка под напряжением»

Опыт №3 «Электромандарин»

Опыт №4 «Водное электричество»

Опыт №5 «Напряжение в земле»

Апрель

Май

«Свет и цвет»

Беседы-рассуждения с детьми: «Как получается свет? Эксперименты: «Разноцветные огоньки» (цвета солнечного луча), «Волшебный круг» (восприятие цвета человеком), «Разные отражения»

Прогулка. Наблюдение за солнцем.

Работа в экологическом дневнике , посадка рассады и наблюдение за ростом).

Диагностика

Содержание реализации проекта.

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

- Оптимизация условий центра экспериментально-поисковой деятельности «Юный исследователь».

- Совершенствование образовательного экспериментально-поискового пространства в группе.

- Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности.

- Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

Формы и методы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Проведение опытов и экспериментов.
  • Развлечения.
  • Наблюдения.
  • Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
  • Беседы по теме эксперимента.
  • Целевые прогулки.
  • Квест игра
  • Создание кейсов

- исследовательские: опыты, эксперименты, проблемные вопросы, наблюдения;

- наглядные;

- словесные: беседы, чтение литературы, указания, словесные инструкции, доклады;

- игровые;

-творческие (дневник опытов, выставки рисунков)

Участники проекта: воспитанники, родители, педагоги.

Предполагаемые результаты

  1. Дети проявляют интерес к предметам и явлениям природно – предметного мира. Задает вопросы «Почему?», «Зачем?», «Как?». Самостоятельно выполняют ряд последовательных действий (проводят опыт), используют схемы для исследования.
  2. Создали детские проекты.
  3. Создали лабораторию.
  4. Повысился уровень компетенции у родителей в рамках поисково-исследовательской деятельности с детьми в домашних условиях.


Содержание проекта

Этап

Мероприятие

Сроки

Задачи мероприятия

Ресурсы

Ответственный

Подготовительный

Изучение и анализ методической литературы по теме

сентябрь

Изучить и проанализировать литературу по данной теме

Литература, интернет- ресурсы

Воспитатели

Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта

сентябрь

Разработать проект по данной теме

Проект

Воспитатели

Подбор нового оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности

сентябрь

Подобрать материал и оборудование к проекту

Оборудование

Воспитатели

Практический

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности

Октябрь-май

Организовать опытно-экспериментальную деятельность с детьми

План проекта

Воспитатели

Вовлечение родителей в экспериментальную деятельность с детьми

Октябрь-май

Привлечь родителей в экспериментальную деятельность с детьми

План проекта

Воспитатели

Аналитический

Определение эффективности проведённой работы

Май

Определить эффективность проведенной работы

Мониторинг реализации проекта.

Воспитатели

Проведение анализа полученных результатов

Май

Проанализировать полученные результаты

Отчет о результатах мониторинга

Воспитатели


 



Работа с родителями.

Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.
1. Анкетирование родителей.

2. Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».

3. Ознакомление родителей с содержанием экспериментального уголка.

4. Обмен опытом в процессе организации онлайн-флешмоба «Домашняя лаборатория» .

Работа с воспитателями:

1.Консультация «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников».

2. Обмен опытом во время проведения организованной образовательной деятельности.

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шприцы. Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук,презентации.


Вывод:

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. В детском саду мы начали уделять много внимания детскому экспериментированию. Ведь эксперимент можно провести во время любой деятельности. И знания, добытые самостоятельно, всегда являются самыми прочными. Этот проект значим для всех участников проекта.

В результате организации детского экспериментирования, мы пришли к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

  • У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний.
  • Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое познавательное мышление дошкольника.
  • Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению.

Данный проект целесообразно использовать для развития познавательности, любознательности и мышления дошкольников.


Используемая литература:


Приложение 1

Мониторинг реализации проекта.

Диагностический инструментарий

Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к воспитанникам и родителям:

Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов

1. Вопросы для выявления знаний детей о воде:

  • Что ты знаешь о воде?
  • Какую форму, запах, цвет имеет вода?
  • Для чего нужна вода в жизни животных и растений?
  • Где используется вода человеком?

2. Серия вопросов о снеге:

  • Что ты знаешь о снеге?
  • Какую форму, запах, цвет имеет снег?
  • Откуда появляется снег, почему?
  • Какое значение имеет снег для жизни растений, животных?
  • Для чего нужен снег человеку?
  • Чем отличается вода от снега?
  • Что быстрее тает лед или снег?
  • Чем отличается вода ото льда, вода от снега?
  • Что общего у снега и льда? Воды и льда?

3. Серия вопросов о льде:

  • Что такое лед?
  • Для чего нужен лед?
  • Какую форму, запах, цвет имеет лед?
  • Что быстрее тает лед или снег?
  • Что общего у снега и льда? Воды и льда?

4. Вопросы на выявление знаний о газообразном состоянии воды:

  • Что такое пар?
  • Что ты знаешь о паре?
  • Имеет ли пар запах, форму, цвет?

5. Вторая группа вопросов на выявление связи между агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры:

  • Что происходит с водой на морозе? Почему?
  • Снег может во что-нибудь превращаться? От чего это зависит?
  • Что происходит со льдом в комнате? Почему?
  • Что происходит в комнате с водой, если ее нагреть?
  • Во что превращается вода при кипении?

6. Выяснить знания детей о свойствах глины.

  • Из чего состоит глина?
  • В каких местах можно обнаружить глину?
  • Можно ли глину назвать «сыпучей» Почему?
  • Что легче высыпать глину или песок?
  • Чем глина похожа на пластилин?
  • Могут ли кусочки глины двигаться быстро и легко?
  • Можно ли глину назвать «рыхлой? Почему?
  • Как глина впитывает воду?
  • Что можно сделать из мокрой глины?
  • Какие станут глиняные предметы после высыхания?

7. Выяснить у детей знания о свойствах магнита.

  • Какие предметы притягивают к себе магнит?
  • Каким свойством обладает магнит?
  • Почему магниты притягиваются друг к другу?
  • Когда магниты отталкиваются друг от друга?

8. Цель: Выяснить знания детей о свойствах песка.

  • Из чего состоит песок?
  • В каких местах можно обнаружить песок?
  • Почему говорят, что песок сыпучий?
  • Что легче высыпать песок или глину?
  • Как выглядят песчинки?
  • Чем песчинки похожи, а чем отличаются?
  • Что происходит с песчинками, когда дует ветер?
  • Почему песок рыхлый?
  • В какой песок палочка легче входит в сухой или мокрый?
  • Что можно сделать из влажного песка?
  • Вопросник для детей после проведения опытов с землей.
  • Есть ли в почве воздух? Как доказать?
  • Где больше воздуха в рыхлом или влажном комочке земли? Объясните.
  • В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?
  • Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинке, а всюду, где им захочется.
  • На газонах можно увидеть табличку, призывающую не ходить по ним, но люди часто не соблюдают эти призывы. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?


Приложение 2

КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 «Какая она вода?…» (старшая группа)

Цель: Формирование представлений детей о свойствах и составе воды.

Задачи:

  1.   Познакомить детей  с составом воды.
  2.  Развивать познавательный интерес и умение сравнивать вещества, делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
  3.  Воспитывать у детей бережное отношение к воде.

Материалы: банки с водой (обычная, минеральная «Кука» и с источника «Алханай»), трубочки для сока на каждого ребёнка, 2 емкости с водой.

Предварительная работа: беседы о воде, наблюдения, игры, чтение стихотворений о воде, экспериментальная деятельность с замораживанием воды.

Методы и приёмы:
Игровой (сюрпризный момент);
Практический (опыты);

Наглядный (фотографии курорта «Куки» и источника «Алханай»)
Словесный (вопросы поискового характера).

Образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция областей: Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Психологическая установка:

Наши глаза внимательно смотрят.

Наши уши внимательно слушают.

Наши ноги нам не мешают.

Наши руки нам помогают.

Дети садятся на стульчики.

Организационный момент:

Раздается стук в дверь, но никто не заходит.

Воспитатель интересуется у детей: кто бы это мог быть (ответы детей обсуждаются).

Воспитатель открывает дверь, а там волшебный сундучок с письмом.

  - Дети, нам передали волшебный сундучок, но как нам его открыть? (высказывания детей обсуждаются)

Основная часть:

Воспитатель открывает конверт и читает: чтобы открылся волшебный сундучок, нужно отгадать загадку:

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды)

Воспитатель открывает сундучок и достает из него банки с водой. Спрашивает у детей: А что же мы должны делать? (ответы детей)

 Ребята, мы уже многое знаем о воде. Например,

Ответы детей: вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. Знаем свойства воды, что она безвкусная, бесцветная, не имеет запаха, не имеет формы, может менять цвет, может нагреваться и нагревать предметы.

Воспитатель: А, вот листочек с заданиями. Мы можем справиться с этими заданиями?

1 задание: как узнать, чистая или грязная?

А давайте мы с вами это сейчас проверим. Перед вами 2 банки с водой и трубочки для сока. Возьмите трубочку, опустите её в первую банку с водой. Вы видите трубочку в воде?( да). Значит это вода прозрачная и чистая. А теперь опустим трубочку во вторую банку. Что мы видим? Плохо видна трубочка.

Вывод: вода в первой банке чистая, а во второй – грязная.

Мы справились с первым заданием. Молодцы!

2 задание: узнать состав воды (обычной, минеральной и алханайской).

В этом задании я помогу вам. А вы послушайте внимательно и сделаем вывод (показ слайда).

 В обычной воде присутствуют:

• легкие металлы (литий, натрий, калий,магний, кальций), более тяжелые металлы (хром, марганец, железо, цинк, ртуть, свинец и многие другие)

  • неорганические вещества — соли, кислоты, щелочи (основания);
  • органические вещества, одни из них для нас относительно безвредны, другие нежелательны, а третьи — настоящий яд;

Так, что при выборе питьевой воды надо быть осторожным.

Минеральные воды – богатство, подаренное нам природой.

Минеральные воды – это воды, отличающиеся от пресной воды повышенным содержанием присутствующих в них минеральных веществ, а также рядом других свойств.

На курортах минеральные воды, применяются для лечения в качестве питья, купания, всевозможных душей, в виде очистительных клизм. Кроме того, делают ингаляции и полоскания при многих заболеваниях горла и дыхательных путей. Характерным для Куки является очень высокое содержание свободной углекислоты, которая вместе с газами бурно выделяется при выходе жидкости на поверхность. (кальций, магний, железо, натрий, гидрокарбонаты, сульфаты, хлориды).

Алханайская вода - ультрапресная, слаборадоновая, с повышенным содержанием йода, селена, серебра, а также фтора, меди, никеля, золота, молибдена и т.д. Йода содержится в ней в 40-50 раз больше, чем в других водостоках.

Ручей этот называется Сухой Убжогоё, и вода его обладает удивительной исцеляющей силой. Там, где вытекает он из ущелья, под самым подножием горы бьют три маленьких волшебных ключика. Они, хотя и расположены совсем рядом друг с другом, целительные свойства имеют разные. Вода первого помогает при болезнях печени и почек, второго — когда непорядок с сердцем, а водичкой третьего все желающие могут промыть глаза. Говорят, помогает лучше всякого лекарства.

Воспитатель: Какой же вывод мы можем сделать? (Ответы детей)

Вывод: все они имеют разный состав. Некоторые вещества одинаковы в обычной и минеральной водах. В алханайской воде совершенно другие полезные металлы, поэтому она целебна и чиста.

Воспитатель: А давайте теперь поиграем в игру «Через речку, через речку перейдем» (дети поочередно перепрыгивают через речку)

3 задание: узнать вкус этих вод.

На столе 3 емкости с водой.

Воспитатель показывает детям ёмкости:

- Угадайте, что в банках? ( Вода)

- Подержите ёмкости в руках. А как вы думаете, вода в них одинакова?

Чтобы узнать, мы должны попробовать их на вкус. Готовы?

Вывод: вода - безвкусная (обычная и алханайская), вода - кислая (Кука)

Физкультминутка: 

Делать опыт-  это работа непростая и требует много сил и ума. Поэтому ученым необходимо немного отвлекаться и отдыхать. Неплохо бы отдохнуть и нам. Давайте и мы немного поразминаемся.

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись (повороты в разные стороны)

Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо, влево)

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (приседание)

Напоследок всем известно, как всегда ходьба на месте.

От разминки польза есть ! Что ж, пора на место сесть.

Отдохнули, ребята! Тогда снова занимайте места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

4 задание: как замерзает вода? (обычная и алханайская)

Вы знаете, что вода умеет превращаться в лёд. Мы уже сделали опыт и знаем, какая вода быстрее замерзает?   Это - наша обычная питьевая вода. Мы предположили, что это из-за состава вод.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Можно нельзя»

Пить чистую воду (можно)

Заходить одному в речку или море (нельзя)

Мыть руки с мылом (можно)

Пить из лужи (нельзя)

Мыть фрукты (можно)

Ходить или бегать по лужам (нельзя)

Поливать цветы (можно)

Оставлять кран с водой открытым? (нельзя)

Лечиться водой? (можно).

Заключительная часть:

Воспитатель: Вот, молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Теперь мы можем убрать банки. Ой, а что же в этом пакете? (достает конфеты для детей). А это вам, дорогие дети!






Приложение 3

ООД «Почему дует ветер?»

Цель: Создать условия для ознакомления с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.

Задачи:

  1. Развивать умение высказывать свои предположения, аргументировать свой ответ, делать выводы
  2. Закрепить знания детей о ветре.
  3. Развивать навыки проведения опытов.

  1. Уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.

Материалы: рисунок «Движение воздушных масс, схема изготовления вертушки, свеча.

Лаборатория Дедушки Зная

Музыка ветра.

Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и прислушаемся, что вы слышите?

 Дети(ответы детей).

Стук в дверь.

Воспитатель: Кто же это к нам пришел? Как вы думаете, дети?

Дед Знай: Здравствуйте, дети! Попробуйте отгадать загадку и узнаете о чем мы будем говорить.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним прохода не дает,

Других он подгоняет. (ветер)

Воспитатель: как вы догадались, что это ветер? А что такое ветер? Почему он дует?

Мы уже знаем, что ветер - это движение воздуха, он вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем живым существам. Ветер обладает силой. Он умеет двигать корабли, надувая паруса, вращать мельницы, сгибать деревья. А может ли ветер навредить человеку?

Показывает схему опыта.

Дед Знай: Я приготовил вам этот рисунок. Это небольшая подсказка для вас. Что вы видите? (Приоткрытое окно, зажженная свеча у верхней части окна и у нижней). Давайте попробуем провести этот опыт.

Воспитатель зажигает свечу, подносит к верхней части окна.

- Куда направлено пламя? (В сторону улицы).

- Что это значит? (Теплый воздух из комнаты идет на улицу).

Подносит свечу к нижней части окна.

- Куда направлено пламя свечи? (В сторону комнаты).

- Какой воздух поступает в комнату? (Холодный).

- К нам в комнату поступил холодный воздух, но мы не замерзли. Почему?

(Он нагрелся, в комнате тепло, работает отопление).

- Правильно, через некоторое время холодный воздух нагревается в помещении, поднимается вверх. И если мы снова откроем окно, он станет выходить на улицу, а на его место будет поступать холодный воздух. Именно так и возникает ветер в природе. Движение воздуха создает ветер.

Воспитатель показывает схему «Движение воздушных масс».

Дед Знай: Кто хочет объяснить по картинке, как это происходит?

Ответы детей.

Дед Знай: Как мы можем определить, есть ли на улице ветер? Какой бывает ветер?

Воспитатель: Правильно, дети. Мы можем определить ветер по деревьям, с помощью ленты или вертушки. Давайте мы попробуем сделать вертушки и проверим, есть ли на улице ветер.

Изготовление вертушки.

Материалы: квадраты тонкого картона размером 20*20 см с готовой разметкой, шило ,кнопки, бусинки, соломинки, куски пробки.

Описание:

  1. Воспитатель помогает сделать отверстие в центре и по углам.
  2. Сделать надрезы по линиям.
  3. Отогнуть углы в середину и совмести отверстия.
  4. Продеть через них кнопку.
  5. Надеть на нее бусинку.
  6. Проткнуть кнопкой плотную пластмассовую соломинку, бусинку и кусок пробки.

Воспитатель: Вот и готовы наши вертушки. Мы испытаем их, когда пойдем на прогулку.


Приложение 4

Консультация для педагогов.

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников»

Расскажи – и я забуду,

покажи – я запомню,

дай попробовать и я пойму»

(китайская пословица)

Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам.

Ральф У. Эмерсон

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, учитываются возрастные особенности детей, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеются в виду её формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя.

Пробы и ошибки являются обязательным и важным компонентом детского экспериментирования. Наличие их объясняется тем, что для достижения поставленной цели ребенок пытается опробовать старый способ действий, комбинирует и перестраивает их в случае неудачи. Таким образом, деятельность экспериментирования несет в себе моменты саморазвития ребенка.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, которая ведёт к развитию самостоятельности и творчества.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность, должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

В связи с этим, мы уделили особый интерес изучению детского экспериментирования — истинно детской деятельности, и активно внедряю его в практику работы. С этой целью, мы организовали в группе детского сада уголок экспериментирования.

В данном мини-центре имеются:

- приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, микроскопы, телескоп, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой и песком разного объёма и формы;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

-разные виды бумаги;

- красители: гуашь, акварельные краски;

- медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Опыты и эксперименты, которые мы проводим с детьми безопасны, удовлетворяют их любознательность, знакомят их с законами природы. Дети учатся размышлять, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, наблюдать, делать определенные выводы и обобщения.







Приложение 5

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.

А. П. Усова - доктор педагогических наук по дошкольному воспитанию отмечает, что поисково - исследовательская активность является ведущей деятельностью в период дошкольного детства, как никакой метод соответствует этим возрастным особенностям и позволит расширить кругозор детей, получить представления о различных сторонах изучаемого объекта, активизирует мыслительные процессы, стимулирует речевое развитие.

Китайская пословица гласит«Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму». Если ребенок слышит, видит и делает все сам, то усвоит все прочно и надолго.

Дошкольники по своей природе, любознательны, постоянно задают вопросы, им все хочется знать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Именно в этом возрасте создаются предпосылки для развития познавательных интересов, поэтому детей нужно включать в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогут обнаружить новые сведения, свойства предметов и явлений.

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования.

В процессе экспериментирования дети учатся:

- Видеть и выделять проблему.

- Принимать и ставить цели.

- Решать проблемы.

- Анализировать объект и явления.

- Выделять существенные признаки и связи.

- Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

- Осуществлять эксперимент.

- Выдвигать гипотезы, предположения.

- Делать выводы.

Основная задача педагога и родителей поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. В организации поисково– исследовательской деятельности для развития ребёнка решающее значение имеет не обилие знаний, а способ их усвоения. Исследовательскую деятельность можно осуществлять в любых ситуациях, не обязательно создавать какие – либо специальные условия.

Основные принципы экспериментальной деятельности.

- Принцип радостного обучения. Почувствовать радость познания от успешного самостоятельного решения поставленной задачи.

- Принцип общего проектирования. Помочь детям почувствовать жизненную необходимость в знаниях. Если задание содержит интересную для детей идею (для чего я это делаю, знания усваиваются легко и незаметно.

- Принцип партнерства. Обучение должно носить диалогический характер. Взрослые и дети выступают как партнеры.

- Принцип активного участия каждого. Находить посильное задание для каждого ребенка. Общий успех зависит от работы всего коллектива.

- Принцип активного привлечения семьи к воспитательно – образовательному процессу.

Немаловажную роль в развитии исследовательской деятельности детей играет семья. Многие родители воспринимают дошкольный возраст, как возраст подготовки ребёнка к школьному обучению. Поэтому на первом плане у родителей стоит  развитие познавательных ценностей.

Экспериментирование в домашних условиях не менее значимо. Спокойная атмосфера, доступность оборудования и родители – помощники, это те факторы, которые являются для детей очень значимыми. Создавая условия для исследований детей дома и на прогулках, родители открывают двери для самостоятельного изучения мира. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

Взаимодействию родителей с детьми необходимо учить. Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между ними, даёт возможность выработать новые формы и нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью. Добиться эффективных результатов в воспитании у детей познавательных интересов и любознательности можно только во взаимодействии с родителями. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Главные задачи во взаимодействии с родителями:

• установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

• создать атмосферу общности интересов;

• активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Вот несколько советов которые помогают в совместной работе родителей и педагога по развитию поисково-исследовательской активности детей.

Что нужно делать?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощрять ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывать необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учить ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавать ситуацию успешности.

9. С раннего детства побуждать детей доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.







Приложение 6

Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей.

Тема«Экспериментирование детей в семье»

Цель: Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

Задачи:

-Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

-Ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста.

-Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

-формировать умение общаться с детьми.

Материал и оборудование:

стаканы с водой;

три баночки с концентрированным раствором красок (красная, синяя, жёлтая);

-альбомные листы;

-клеёнки;

-акварель;

-губки;

-кисточки.

Организация родителей на собрании.

Родители сидят за столами, разделены на три группы.

ХОД СОБРАНИЯ:

В.: Здравствуйте дорогие родители! Мы всегда рады видеть вас здесь. Спасибо за то, что вы пришли на нашу встречу. Это родительское собрание я хочу открыть словами:

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский.

Прогресс развития человечества не стоит на месте и в связи с этим с каждым годом к нашим деткам предъявляются все новые и новые требования к полученным ими знаниями. Поэтому гораздо важнее получить любознательного ребенка-первооткрывателя, исследователя того мира, который его окружает. А средством познания дошкольником окружающего мира является - экспериментальная деятельность.

В.:- И я бы хотела спросить вас, родители, что такое экспериментирование?

(родители высказывают свои предположения)

В.: Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата.

В.: Кто может сказать, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?

(ответы родителей).

В.: Вы правильно сказали, что экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребенка. Перед ним стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Также экспериментирование способствует развитию любознательности и познавательного интереса, мелкой

моторики, воображения.

В.: Что на ваш взгляд необходимо сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?

(ответы родителей)

В.: Вы правильно подметили, что родителям необходимо:

Во-первых, самим быть любознательными.

Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.

В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.

В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.

В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.

Если вы захотели сами предложить ребенку тему для экспериментирования, то нужно придерживаться некоторых правил при выборе темы.

Правила при выборе темы:

1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, быть с элементами неожиданности и необычности.

2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).

3. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, учитывая особенность детей средней группы. Они еще не способны концентрировать свое внимание на одном объекте долговременно.

В нашей группе оборудован уголок опытно – экспериментальной деятельности. Он состоит из мини лаборатории.

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы.

При проведении экспериментально-исследовательской деятельности обязательно соблюдаются правила безопасности.

В.: Уважаемые родители, какие правила безопасности необходимо учитывать проводя эксперимент?

(ответы родителей)

В.: При организации работы с живым объектом следует соблюдать следующие правила:

1. Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомым объектом.

2. Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером и не является агрессивным. Чрезмерно возбудимым или, напротив, слишком заторможенным.

3. Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное и не позволять этого делать детям.

5. При переноске животного из одного места в другое необходимо дать ему время освоиться на новом месте.

6. Категорически запрещаются эксперименты с больными животными.

7. От взрослого требуется умение прогнозировать поведение животных, а в случае какой-либо опасности принять удар на себя и защитить детей.

8. Если во время проведения эксперимента животное начало нервничать, эксперимент следует прекратить, а животное изолировать от детей.

С детьми 5 лет экспериментирование ведется в нескольких направлениях:

-живая природа;

-неживая природа;

-физические явления;

-человек;

-рукотворный мир.

В.: Уважаемые родители, подумайте и предложите эксперименты, которые вы можете провести с детьми в домашних условиях. Первая подгруппа расскажет нам про эксперименты с неживой природой, вторая - с живой природой, а третья - «Я человек».

(родители совещаются и отвечают)

В.:А сейчас предлагаю вам превратиться в детей и немного поэкспериментировать.

(Родители по подгруппам выполняют задание)

«Волшебные краски» (Смешивание цветов)

В.:У вас на столах стоят несколько стаканов, наполненных чистой водой, три баночки с концентрированным раствором красок разного цвета – красной, желтой, синей.

В.: Ложкой добавьте в каждый стакан немного разной краски. Обратите внимание на то, какой цвет приобрела вода: в одном стакане стала розовой, в другом – желтой, в третьем – синей. Добавляем еще той же краски так, чтобы убедится: вода стала ярче и темнее.

В.: А теперь я предлагаю вам смешать две краски. Как вы думаете: «Если к синей добавить желтую, то какая краска получится (зеленая) А если вы в красную воду добавите синей краски, то какой цвет получите в результате? (фиолетовая)

Рисование на мокром листе

В.: Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку, пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

В,: Как известно, ни одну воспитательную, или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Признавайте за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.







Приложение 7

Анкета «Детское экспериментирование в семье»

  1. ФИО ребенка
  2. В чем проявляется исследовательская активность вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)
  • Любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)
  • Пробует создавать что-то из обычных предметов, веществ.
  1. С какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)
  2. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если «да», то как часто (часто, редко, всегда, никогда).
  3. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию? (нужное подчеркнуть)
  • Проявляю интерес, расспрашиваю
  • Оказываю эмоциональную поддержку
  • Сотрудничаю
  • Другое (что именно)
  1. Чем радует и удивляет вас ваш ребенок?
  2. Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир или при тесном взаимодействии с родителями?


Приложение 8

Развлечение « Счастливый случай»

Под « Марш барабанщиков» входят в зал дети

Дети

Приветствуем сегодня всех

Мы рады встрече с вами.

И не случайно в этот зал

Всех вместе мы собрали

Детей и взрослых позвала

Игра «Счастливый случай!

И думаю, пройдет она

Активно и нескучно.

Подкова – символ старины,

Удачи в каждом деле.

Она вам счастье принесет,

И мы в удачу верим.

Звучит музыка.

Ведущий:

А теперь я попрошу

Вас загадку разгадать!

Про все на свете знает он,

Советы всем дает,

Детей он очень любит

И каждый день их ждет.

Живет в лаборатории

Мудрый старый дед.

Кто же это, дети?

Прошу вас дать ответ. (Дедушка Знай)

Звучит музыкальный отрывок из передачи «Счастливый случай». Появляется дед Знай.

Дед Знай:

Начинается игра!

Вы готовы, детвора?

Дети: Да!

Дед Знай: Первый гейм!

Предлагаю я командам

В этот конкурс поиграть.

На серьезные вопросы

Вам придется отвечать.

За одну минуту только

Вы должны свой дать ответ.

А жюри потом оценит,

Был он правильным иль нет.

Капитаны команд поочередно достают по три вопроса из бочонка. Если дети не смогут дать правильный ответ, то разрешается ответить группе поддержки – их родителям.

Вопросы к первому гейму:

  1. Почему зимой не бывает дождика, а все снег да снег?
  2. Почему под одеялом тепло?
  3. Почему звякает стакан, пищит комар?
  4. Почему в мороз лопнула за окном бутылка с лимонадом?
  5. Что такое эхо? Где оно прячется?
  6. Кто раскрасил радугу?

Дед Знай: Все отлично потрудились,

Поиграть пришла пора.

И у Капельки – подружки

Есть для вас одна игра.

Появляется Капелька и приносит четыре шарика, наполненные водой.

Игра «Капитошка» - участвуют все дети. Дети встают в круг, Капелька запускает по кругу четыре шарика, наполненные водой. Дети под музыку передают шарики друг другу. Тот, у кого шарик останется после остановки музыки, выбывает из игры.

Дед Знай: Прошу садиться, детвора!

Конкурс продолжать пора.

Второй гейм!

Команды отгадывают загадки.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

Чист и ясен, как алмаз,

Дорог не бывает.

Он от матери рожден,

Сам ее рождает. (лед)

Ты за ней, а она от тебя,

Ты от нее, а она за тобой. (тень)

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит. (эхо)

Дед Знай: А теперь мы отдохнем

И на остров попадем.

Всюду персики, бананы,

Ананасы, манго.

Догадались, что за остров?

Это Чунга-Чанга.

Дети исполняют танец «Чунга-Чанга».

Дед Знай: А теперь наше уважаемое жюри вынесет свой справедливый вердикт.

Жюри подводит итоги конкурсов.

Дед Знай: Следующий гейм

К нам шагает украдкой.

Мы назовем его

«Темной лошадкой».

Раздает громкий хлопок за кулисами. Появляется фокусник и под музыкальное сопровождение демонстрирует детям фокусы:

  1. Фокус с тканью (ткань не намокает)
  2. Волшебный грецкий орех (орех-магнит)

Фокусник: Теперь скажу вам по секрету,

Что никакой здесь тайны нету.

Здесь нет ни капли колдовства,

Но очень много мастерства.

Настроение прекрасно,

И не хочется скучать.

Я забавные картинки

Предлагаю рисовать.

И соломкой для коктейля

Прошу кляксы сделать вас,

Чтоб веселая картинка

По листочку расползлась.

Кляксы разные бывают.

Что они изображают?

Проводится конкурс «Забавные картинки». Командам даются лист бумаги и соломинки для коктейля. Взрослый ставит кляксу. Дети дуют в соломинку, чтобы клякса расползлась, делая какое-либо изображение, а родители придумывают название картине.

Жюри: Конкурс очень интересный,

Баллы заслужили честно.

Всем вам слава и почет,

Называем точный счет.

Фокусник: Праздник веселый удался на славу!

Я думаю, всем он пришелся по нраву!

К победе стремитесь, иначе нельзя.

Я жду новой встречи, прощайте, друзья!

Дед Знай: Гейм четвертый! Гонки за лидером!

Командам по очереди задается по четыре вопроса, отвечать надо сразу же – «да» или «нет».

Вопросы первой команде:

  1. Может ли вода быть твердой? (да)
  2. Вы видали верблюда, который летит, не касаясь земли? (нет)
  3. Летучая мышь «видит» ушами в полной тишине? (да)
  4. А цыпленка видали, который сумел из бульона удрать, не ощипан и цел? (нет)

Вопросы второй команде:

  1. Умеет ли ветер работать? (да)
  2. Вы видали у нас во дворе попугая, что летает под окнами, в мячик играя? (нет)
  3. Черепаха видит все только зеленым? (да)
  4. В нашем селе вы леопарда видали, что привык ночевать под скамьей ? (нет)

Жюри подводит итоги конкурса и всей игры.

Дед Знай: Вот и закончилась игра…

Но мы надеемся, что с ней

Вы стали чуточку умней.

Звучит музыкальная заставка телепередачи «Счастливый случай». Дети и родители исполняют общий танец.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект "Удивительная вода"

Знакомство младших дошкольниковсо свойствами воды. Развитие социально - эмоциональной сферы детей....

Познавательно-исследовательский проект «Удивительный мир насекомых»

Вид проекта:   познавательно - исследовательскийПродолжительность:  краткосрочный  (1-2 недели)Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.Актуальность проекта...

Статья по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ "Мир вокруг нас"

Статья посвящена  деятельности по познавательному развитию в ДОУ с использованием технологий исследовательской деятельности...

Познавательно-исследовательский проект "Почему планеты крутятся вокруг Солнца?"

Создание условий для обогащения знаний детей о нашей солнечной системе, о космосе....

Познавательно-исследовательский творческий проект "Удивительный мир насекомых"

Цель проекта.Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Удивительный мир насекомых», формировать элементарн...