Статья "С чего начинается Родина?"
статья (старшая группа)

Аникина Елена Викторовна

Проблемы и пути решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через реализацию проекта "С чего начинается Родина?" Целью которого, является осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание чувств любви и привязанности к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_patrioticheskoe_vospitanie.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Лазарева Лариса Николаевна,

Аникина Елена Викторовна

МАДОУ «Детский сад № 421»

Сормовский район, г. Нижний Новгород,

Воспитатели.

603003, ул. Ивана Чугурина, 9.

Lazlari.nn@gmail.com

920-259-92-18

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «С Чего начинается Родина» в старшей возрастной группе.

Актуальность. Родина, это сокровенное слово, в которое каждый вкладывает своё. У каждого человека она разная, но для всех является той отправной точкой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю, к Малой Родине. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной.  В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной задачей номер один. Современные исследователи в качестве основного фактора внедрения социальных и педагогических условий в патриотическое и гражданское воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. Рост научно-технического прогресса отодвинул на второй план духовные ценности. Проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы.  Но с введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли значительные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования по многим направлениям. Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования: обеспечить историческую преемственность поколений, сохранить, распространить  развить национальную культуры, воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России, воспитать патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.

Проблема. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми. Зачастую современные родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данному вопросу, считая его неважным. Все чаще наблюдется отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны.

 Целью данного проекта мы обозначили осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

Задачи, которые нам предстояло решить при реализации данного проекта: создать условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края, воспитать чувство любви к своей семье, развить интерес к истории семьи, семейным традициям, вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города, района, сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала, привлечь родителей к активному участию в реализации проекта, воспитать  чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

Принципы, которыми мы руководствовались на всех этапах реализации проекта были: принцип историзма реализовался  путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводился к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее, принцип гуманизации (мы старалась встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, видеть в ребёнке полноправного партнёра),   принцип дифференциации заключался в создании  оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний, принципа  интегративности придерживались в сотрудничестве с семьёй и другими социальными партнерами.

Ожидаемые  результаты на уровне ребенка: освоены детьми доступные знания об истории родного края, об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках, сформирована система понятий духовных семейных ценностей, сформирована система элементарных проектно-исследовательских умений и навыков. На уровне родителей: повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно-патриотического воспитания, активизирован интерес к себе как к педагогам-воспитателям, развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности, сформировано желание сотрудничества с ОУ, укреплена значимость семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка.  На уровне педагогов, наших коллег: повышена профессиональная компетентность в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников. На  уровне ОУ: обогащена  развивающая среда по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников, создан единый социум педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.

 Целевые участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), педагоги ОУ, родители воспитанников, социальные партнеры.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный. Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, социальных партнеров, регулярность и систематичность работы. Сроки реализации: 1 год.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром, физическая деятельность, трудовая деятельность.

Перспективный план работы по реализации проекта.

Сентябрь. Тема: «Летопись моей семьи, моя родословная». Задачи: сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи, привлечь родителей к установлению в семье правил. Формы проведения: беседа «Что я знаю о своей семье», выставка рисунков «Моя семья»; разучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, составление рассказов «Я расскажу вам о своей семье»,  семейные мини – проекты: «Моя родословная», «Правила моей семьи».

 Октябрь. Тема: «Герб нашей семьи», «Профессии моих родителей». Задачи: придумать герб своей семьи, побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, закрепить знания детей о профессиях родителях. Формы проведения: Семейный мини – проект «Герб семьи», выставка рисунков «Как мы отдыхаем», физкультурный досуг «Мама, папа, я – вместе дружная семья», участие в субботнике по уборке территории детского сада.

Ноябрь. Тема: «Природа района». Задачи: расширять знания детей о природе Сормовсккого района. Формы проведения: фотовыставка «Осень в Сормовском районе», конструирование «Улицы Сормова», выставка рисунков «Осенняя природа», семейный мини-проект «Любимые места в районе», « О чем говорят названия улиц?», конкурс рассказов «Моя улица», беседа «Что такое парки?», «На какой улице ты живешь?».

Декабрь. Тема: «Промышленность района», «Спорт, культура и отдых в Сормовском районе». Задачи: дать представления о промышленных объектах, их вреде и пользе, экологическая ситуация в городе, познакомить со спортивными и культурными учреждениями района: Сормовский Дом Культуры, Музей истории завода «Красное Сормово»,  музей «Назад в СССР», ФОКах Сормовского района. Формы проведения: презентация: «Достопримечательности Сормовского района. Культура и отдых», презентация: «Спорт в родном районе», спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух».

Январь. Тема: «Мой родной город Нижний Новгород». Задачи: познакомить детей с символикой нашего города, поддерживать интерес детей и взрослых к истории города, закрепить знания детей об архитектуре родного города. Формы проведения: видеофильм «Мой родной Нижний Новгород», «Откуда пошла Земля Нижегородская?», выставка фотографий исторических зданий города Нижнего Новгорода, фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?», выставка рисунков «Знай и люби свой город».

Февраль. Тема: «Люди, прославившие наш город». Задачи: воспитывать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, познакомить с именами тех, кто основал и прославил город, познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов города. Формы проведения: презентация «Экскурсия по памятным местам города», «Если бы я был мэром города, что бы я сделал для Нижнего Новгорода?», фото-выставка  «Герои земли Нижегородской».

 Март. Тема: «Сормовское погружение». Задачи: закреплять знания о Сормовской районе, его символике, названиях улиц, о достопримечательностях, народных промыслах и людях, живущих на Сормовской земле. Пробудить в детях интерес к истории завода «Красное Сормово», изучению военной продукции завода, продукции судостроения. Формы проведения: презентация «Наше Красное Сормово», разучивание стихов про завод, видео ролик «Сормовское погружение «Затейников».

Апрель. Тема: «Люди земли Нижегородской». Задачи: расширять представления о труде людей родного края, познакомить с профессиями и деятельностью тружеников области, познакомить  с известными людьми, прославившими родной край. Формы проведения: презентация: «Известные люди края Нижегородского», семейный проект: «Мы – таланты Нижегородской области», сюжетно-ролевые, дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?».

Май Тема: «Знаю. Помню. Горжусь». Задачи: расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков. Формы проведения: рассказ «Кто защищал мой родной край в годы войны»,  рассказ о детях-героях войны, конкурс рисунков: «Парад Победы», презентация «Никто не забыт», изготовление стенгазеты «Затейники» помня героев».

Литература: Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006, Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5,  Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3, Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6, Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4, Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1, Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014, Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005, Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

папка - передвижка: "С чего начинается воспитание"

Воспитание -это формирование личности с определённым мировоззрением, морально-этическими принципами, системой духовной и материальных ценностей и чёткими поведенческими навыками....

НОД «С чего начинается утро или слово «здравствуй»»

Цель:  ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.Образовательные задачи:продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия.Разви...

С чего начинать обучение ребёнка цветам?

Научить ребёнка отличать цвета – задача несложная, он непременно быстро всему научится, только родителям стоит немного потерпеть и не торопить ребенка....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

статья на тему: «Рисование для самых маленьких: с чего начинать?»

Первые детские рисунки – то, что каждая мама считает своим долгом хранить рядом с прядью волос всю жизнь. Первые попытки что-то нарисовать заканчиваются резкими линиями, потом идут множество кругов, к...