Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ
проект

Баздрева Римма Валентиновна

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Возовский детский сад «Светлячок» Поныровского района   Курской области

Материал для районного семинара

по теме:

«Организация работы по     нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ»

                                         

                                             Подготовила воспитатель: Баздрева Р. В.

                                                   

                                             2022 г.      

Слайд 1.  Тема представленной презентации –

 «Организация работы по нравственно - патриотическому воспитанию

детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».

Слайд 2.  Свое выступление я хочу начать со слов Дмитрия Сергеевича Лихочёва.  «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Слайд 3.  Актуальность. В настоящее время в системе отечественного образования все больше внимания уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения.

Обращение в образовании к нравственно – патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса и уважения у современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества, представления о русской культуре часто отрывочны и поверхностны.

Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе в нынешних обстоятельствах, в которых находится наша страна, ведя специальную военную операцию на Донбассе, когда многие деятели культуры, бизнеса и некоторые политики убежали за границу. Это говорит о том, что Родина им не к чему, она была только средством обогащения для них, а где хранятся их миллионы, там у них и счастье.

Я считаю, как и другие присутствующие здесь, что в нынешних обстоятельствах нужно повышать патриотическое направление среди молодежи, начиная с детей дошкольного возраста.

Первые годы жизни ребенка имеют решающие значение в становлении основ его личности, потому что этом возрасте можно лепить все: и хорошее, и плохое. И чтобы последнее не произошло, важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности, рассказывать об истории нашей страны, о подвигах нашего народа о том, что происходит сейчас с нашей страной.

Слайд 4.  Целью данной темы является воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Слайд 5.  Для достижения этой цели в нашем ДОУ решаются следующие задачи. Это:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, к своему дому, детскому саду, улице, поселку, городу.
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
  • Развитие интереса к русским традициям и обычаям.
  • Знакомство детей с символами государства (флаг, герб, гимн).
  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
  • Формирование знаний о правах человека.
  • Воспитание уважения к защитникам Родины, их подвигам во имя России.
  • Расширение представлений о стране, воспитание уважения и гордости за свою страну.

Слайд 6. Патриотические праздники, экскурсии, НОД, участие в конкурсах, детские проекты, спортивные праздники, досуги, театрализованные представления, выставки детских работ – это все формы работы, которые помогают нам решать поставленные задачи.

 

Слайд 7. Реализация этих задач возможна через средства нравственно – патриотического воспитания. Сюда входит художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, собственная деятельность ребенка, которая включает в себя все виды деятельности: игровую, трудовую, творческую, коммуникативную, а также наблюдения за живой и неживой природой.

Слайд 8. Требования ФГОС ДО. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

В.В. Путин высказал своё мнение о нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, которое заключается в следующем: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». 

 

Слайд 9.  Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность гражданина и патриота. Наш детский сад ведет систематически работу по этому направлению. Проводятся занятия с использованием народного фольклора, знакомим детей с народными промыслами и росписями, народными инструментами. Дети и вне занятий рассматривают иллюстрации с изображением старинной одежды, посуды.  Был организован досуг «Веселая ярмарка» с народными песнями, прибаутками и танцами. Дети с большим желанием участвуют в ежегодном празднике «Масленица» после, которого организуется чаепитие со сладостями, изготовленными руками мам.

Слайд 10. В своей работе по нравственно - патриотическому воспитанию мы используем знакомство детей с русскими народными сказками.

 Использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственно – патриотических качеств детей дошкольного возраста, а игра – драматизация является хорошей школой морали в действии.

 Инсценирование сказки способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Малышам нравится принимать участие в спектаклях.

 Л. Н. Толстой говорил: «Сказки позволяют малышу впервые испытывать стойкость, храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру».

Слайд 11. Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку. Мы в саду с детьми часто совершаем экскурсии, проводим наблюдения, подкармливаем в зимнее время птиц.

Слайд 12. На занятиях рассказываем детям о том, какая страна наша красивая, как жилось нашей стране во все времена. Почему 4 ноября называется День народного единства, а 9 мая – День Победы. Почему нужно беречь и любить свою Родину, защищать ее, если потребуется. В каждой семье есть свой герой. Дети приносят фотографии своих прадедов и рассказывают о них то, что услышали от своих бабушек и дедушек. Ребята с удовольствием слушают, задают вопросы и в это время видно по глазам детей, что они пропускают увиденное и услышанное через себя, потому что их взгляд становится очень серьезным и внимательным. Образы, которые рисуются в этот момент в их голове очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 

Ведь патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. 

 

Слайд 13.  Чаще всего воспитатели реализуют патриотическое воспитание через тематические мероприятия, приуроченные к праздничным датам, таким как День Победы, День защитника Отечества, День народного единства.

В нашем детском саду регулярно проводятся патриотические праздники, досуги. Дети читают стихи, поют песни, участвуют в танцах, посвящая их ветеранам и защитникам нашей страны.  Проводятся игры – эстафеты на патриотические темы, в которых каждый ребенок хочет участвовать. Папы на этих праздниках постоянные наши гости и одновременно участники, которым дети всегда очень рады.

Слайд 14. В процессе своей работы нам приходится общаться с семьями своих воспитанников. Так как традиционно основную роль в духовно - нравственном и патриотическом развитии ребенка играет семья. При этом каждый член семьи выполняет различные функции, которые дополняют друг друга. В традиционной многопоколенной семье в воспитании детей принимает участие большое количество родственников. Старшее поколение, а в особенности бабушки и дедушки при этом занимают особое место. Они сохраняют и передают внукам семейные традиции, накопленный опыт, информацию о семейных корнях, ценностях и установках, что оказывает сильное влияние на духовно - нравственное и патриотическое развитие ребенка.

Слайд 15. Экскурсии по родному поселку позволяют детям расширять знания о нем. Дети имеют представления о том, что в поселке есть библиотека, дом культуры, вокзал, магазины, школа, завод, улицы, которые надо переходить правильно.

 

Слайд 16. Этим летом в июне месяце мы с ребятами посетили дом культуры, они познакомились с экспонатами мини – музея «Русская изба», рассмотрели стенд с книгами по патриотическому воспитанию и фотографии ветеранов, которые проживали в свое время в нашем поселке Возы.

Слайд 17. С учетом возраста детей в нашем саду используются разнообразные средства и формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию. Организовывали экскурсию в Поныровский историко – краеведческий музей Курской битвы. Дети с большим интересом слушали экскурсовода и рассматривали экспонаты музея.

Слайд 18. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.  Не следует также забывать, что война является одним из более важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно это важно для мальчиков в период взросления.  На Поныровской земле находятся 80 памятников и памятных знаков, которые стоят как часовые памяти и не дают забыть о том, какой ценой завоеван мир для нашей страны и всех нас. Когда бывает возможность организовываем экскурсии к памятникам.

Слайд 19. Наш Поныровский район – земля боевой славы. Здесь шли ожесточенные бои. Слава о нашей земле известна далеко за границами нашего района. О Понырях написано много стихов, знаменитая поэма «Поныри» Евгения Ароновича Долматовского, есть картины, в которых художники Михаил Степанович Шорохов и Глеб Иванович Барабанщиков запечатлели бои под Понырями.  Детям читаем отрывки из некоторых произведений, рассматриваем иллюстрации картин, написанные художниками.

Слайд 20.  В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно прививать начальные знания о Родине, представления о нашей стране. В каждой группе есть патриотический уголок, где дети знакомятся с государственной символикой: флагом, гимном, гербом своей страны, с фотографией президента, с книгами и игрушками на нравственно-

патриотическую тему.

Слайд 21.  В беседах с детьми мы рассказываем о нашей Родине, о том какая она большая, красивая, могучая. Рассматриваем книги, фотографии о самом главном городе нашей страны – столице Москва.

 

Слайд 22. Взаимодействие с родителями.

Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями. Для этого используем в своей работе с ними разнообразные виды деятельности. Такие как:

- анкетирование, консультации;

- родительские собрания;

- беседы за круглым столом;

- наглядную информацию на стендах, папках-передвижках;

- участие родителей в мастер – классах, праздниках, экскурсиях, в конкурсах, в изготовлениях костюмов и поделок.  

Именно так и зарождается единение семьи каждого ребенка и семьи детского сада в целом.

Слайд 23. Вывод. Воспитать патриота своей Родины – это ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, совместные усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы. И как сказал В.В. Путин: «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя».

Слайд 24. Нашим детям есть чем гордиться!

Слайд 25.  Вашему вниманию представлены книги, которые использовались при подготовки по этой теме:

1.Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, Витохина А. Я., Дмитренко З.С., Изд., «Детство – Пресс», Санкт – Петербург, 2010 г.

2.Поныровский район. Страницы истории. Сост., З.И. Бабич, ООО «Катран +», Курск, 2011 г.

3.Поныровский район. Страницы истории. 70 – летию Курской битвы посвящается. Сост., З. И. Бабич, ООО «Катран +», Курск, 2013 г.

Слайд 26. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности

В материале рассмтриваются вопросы воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к традициям и быту кубанских казаков»

1.Литературный обзор состояния вопроса1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощн...

Семинар «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»

Материал поможет воспитателям более глубоко раскрыть тему "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста", покажет, как можно воспитывать  у детей та...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...