Особенности организации работы по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
консультация

Галимова Гузель Ниязовна

консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 9»

Консультация

« Особенности организации работы по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста  в соответствии с ФГОС ДО»

                                               

     Подготовила воспитатель первой

 квалификационной категории

 Галимова Гузель Ниязовна.

Нижнекамск 2018

 В настоящее время в системе дошкольного образования происходят очень серьезные преобразования. Согласно Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, дошкольное образование является первым уровнем общего образования и ключевым в развитии личности ребенка, раскрытии его потенциальных способностей .

Дошкольное детство — самый ответственный этап в общем развитии человека, так как в этот период формируются основные качества личности и социальные навыки. В ФГОС ДО  делается особый акцент на развитие личности ребенка и учет индивидуальных особенностей и потребностей. Определяющим является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважительное отношение к личности ребенка, создание условий для выявления и развития его индивидуальных возможностей и способностей, стремление к сотрудничеству. Поэтому, говоря о личностно-ориентированном подходе в воспитательно-образовательном процессе детского сада, мы, прежде всего, имеем ввиду отношение педагога к ребенку как к субъекту любого вида деятельности, что предполагает активную позицию воспитанников «в выборе содержания своего образования». Изменение формы общения с ребенком предполагает переход от командного стиля педагога к партнерству, ориентацию не на образовательные результаты, а на процессуальную деятельность. То есть обучение счету и письму не является целью дошкольного образования — это лишь продукты игровой деятельности, которая имеет статус ведущей в дошкольном возрасте. В настоящее время условиями эффективного развития дошкольников выступает изменение позиции педагога, осуществление системно-деятельностного и личностного подходов. Образовательный процесс в ДОО, в соответствии с ФГОС ДО, должен носить характер не прямого, а опосредованного обучения, и осуществляться в совместной деятельности ребёнка и взрослого, адекватной возможностям детей дошкольного возраста. Предполагается изменение организационных форм образовательного процесса: формы становятся более гибкими, вариативными, учитывающими возрастные особенности, индивидуальные возможности и потребности дошкольников. В образовательном процессе необходимо сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости, соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей. Принципиально важной стороной образовательного процесса в условиях современной ДОО является позиция ребенка, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Образовательный процесс должен строиться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником образовательного процесса. Образовательный процесс в условиях ДОО — это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, возможность самореализоваться . Целью образовательного процесса в ДОО является развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: − социально-коммуникативное развитие; − познавательное развитие; − речевое развитие; − художественно-эстетическое развитие; − физическое развитие. Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: для детей младшего дошкольного возраста: − предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; − экспериментирование с материалами и веществами; − общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; − самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями; − восприятие смысла музыки, сказок, стихов; − рассматривание картинок; − двигательная активность; для детей старшего дошкольного возраста: − ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; − коммуникативная; − познавательно-исследовательская; − восприятие художественной литературы и фольклора; − самообслуживание и элементарный бытовой труд; − конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация; − музыкальная; − двигательная . Важной особенностью организации образовательного процесса в ДОО на современном этапе является включение эффективных форм работы с детьми с использованием информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности, игровых и проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Одной из главных задач, стоящих перед педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций, является продумывание наиболее удачных форм и методов организации образовательного процесса, при которых дети могли бы, с одной стороны, работать индивидуально, с другой стороны, работать вместе, проявлять инициативу, советоваться друг с другом, помогать. Необходимо так проектировать деятельность детей, чтобы дошкольники не только бы приобретали и расширяли свои знания, но и становились более внимательными друг к другу, к детям другого возраста, умели бы высказывать свои мысли, слушать и уважать мнения других и т. д. Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется; занятием является специально организованная воспитателем специфическая интересная деятельность детей, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей в условиях реализации ФГОС ДО носит целенаправленный характер. Каждая ДОО имеет свои особенности, в силу которых и выстраивается работа, подбираются наиболее эффективные для данной организации формы взаимодействия с семьями воспитанников. Родители воспитанников участвуют в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка. Они являются активными участниками всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями: активно участвуют в мероприятиях, конкурсах и выставках совместного семейного творчества. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно использовать как традиционные формы — это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы: − информационно-аналитические (анкетирование; опрос; «почтовый ящик»); − наглядно-информационные (родительские клубы; мини-библиотека; информационные стенды; выпуск газеты «ЖЗД — жизнь замечательных детей); − познавательные родительские гостиные; нетрадиционные родительские собрания; устные журналы; экскурсии; − досуговые праздники; акции; участие родителей в конкурсах, выставках. Одним из средств общения родителей воспитанников и педагогических работников является сайт ДОО, на страницах которого отражена актуальная и полезная для родителей информация: сведения об организации, документы, тема недели, практические рекомендации и консультационный материал, отчеты о проведении мероприятий, достижениях детей и т. д. Таким образом, основными задачами, стоящими перед воспитателями при организации образовательного процесса с учётом требований ФГОС, являются следующие: Наполнить жизнь ребёнка интересным содержанием. Творчески подходить к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных форм, методов и приёмов. Шире включать в образовательный процесс разнообразные игры, игровые приёмы и игровые ситуации. Использовать принцип вариативности при отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие). Исключить формализм, шаблонность, излишний дидактизм.

 Литература:1  Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — Спб.: Питер, 2013. — 464 с.

2  Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учебно-методическое пособие. — Спб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. — 272 с.

3 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва.[Электронный ресурс]. URL:http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_13/m1155.pdf (дата обращения: 04.04.2016).

 4 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, Российская Федерация, детский сад, дошкольный возраст, различный вид деятельности, развитие личности ребенка, создание условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Цель данной работы заключается в  реализации комплексного подхода к развитию ребенка и осуществлении интеллектуального, социального, нравственного, физического развития дошкольников посредством о...

Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО

Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО...

Семинар «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»

Материал поможет воспитателям более глубоко раскрыть тему "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста", покажет, как можно воспитывать  у детей та...

Тематический педсовет с элементами деловой игры «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию....

доклад «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

laquo;Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»...

«Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

laquo;Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»...