Право ребенка на семью
проект

Баздрева Римма Валентиновна

Право ребенка на семью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova_k_prezentatsii_pravo_rebenka_na_semyu.docx33.33 КБ
PDF icon pravo_rebenka_na_semyu.pdf1.87 МБ

Предварительный просмотр:

 Слайд 1. Тема моей представленной работы «Право ребенка на семью».

Несомненно, правовое воспитание детей дошкольного возраста – это актуальная тема. Сегодняшние дети -  это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. А именно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Слайд 2. Я работаю в группе с детьми младшего дошкольного возраста от 1,5 – 4 лет. Поэтому я взяла эту тему, считая, что она близка моим малышам.  Дети мои еще маленькие, но знакомится со своими правами они уже должны начинать сейчас, чтобы в будущем было легче справляться с серьезными жизненными проблемами.

 Слайд 3. 24 июля 1998г был принят Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», где среди множества прав есть право ребенка иметь семью. Жизнеобеспечение детей и защита детства относятся к приоритетным стратегическим задачам экономической и социальной политики государства, решению которых в последнее время постоянно уделяется внимание.

 Слайд 4. Этот проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско – родительских отношений. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Проект познавательно – творческий, по продолжительности: долгосрочный. Участники: дети, родители, воспитатель.

 Слайд 5. Актуальность. В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи.

Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой семьи.

Слайд 6.  Цель. Приступая к работе по этой теме, я поставила перед собой цель: формирование у детей понятия «семья», воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

 Слайд 7. Достижение цели обеспечивалось постановкой и решением следующих задач, которые вы видите сейчас на экране.

Задачи.

1. Развивать у детей представления о семье.

2. Создавать условия для формирования любви и уважения к своим родным и близким людям (маме, папе, бабушке, дедушке, братьям, сестричкам и т. д.), учить проявлять заботу о родных.

3.Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.

4. Показать родителям ценность семьи, как важнейшего института воспитания и социализации детей.

5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

6. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.

7.С помощью родителей пополнить обеспечение предметно – пространственной среды.

 Слайд 8. Право ребенка на семью включает в себя ряд правомочий ребенка: право знать своих родителей, право на воспитание своими родителями, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства, право на особую заботу при утрате родительского попечения.

 Слайд 9. Какие формы работы проводились по теме вы видите на экране: НОД, беседа, чтение, игра, наблюдение, музыка, работа с родителями.

 Слайд 10.  С детьми велись беседы о традициях, рассматривались семейные фотографии. В каждой семье существуют свои традиции. Конечно, в младшем дошкольном возрасте дети еще не знают этого слова, но могли рассказать, например, как ездили в гости к дедушке и бабушке, украшали елку, проводили игры со всей семьей, вместе пекли пирог на праздник, посещали экскурсии, отмечали дни рождения.

По мнению психологов, семейные традиции имеют огромное значение, как для взрослых, так и для детей – с их помощью сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и детьми.

 Слайд11. С детьми в нашей группе систематически велись такие беседы, как: «Моя семья», «Самый добрый человек», «Я и мой папа», «Я и моя мама», «Очень бабушку свою – маму мамину люблю», «Наши добрые дела», «Расскажи о своей семье», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Как мы отдыхаем всей семьей» и др.  

 Слайд 12. В традиционной многопоколенной семье в воспитании детей принимает участие большое количество родственников. Старшее поколение, а в особенности бабушки и дедушки при этом занимают особое место. Они сохраняют и передают внукам семейные традиции, накопленный опыт, информацию о семейных корнях, ценностях.

Слайд 13. Обучение по правовому воспитанию, я проводила в виде игры, и обязательно с присутствием сказочного героя. Основной принцип – это дать детям возможность познать себя и окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах и поступках.

 Слайд 14. Немаловажную роль в этом направлении имела продуктивная деятельность, в которой дети принимали активное участие. Рисовали портрет «Моя семья». Цель: воспитание доброго отношения к маме, папе и себе.

Слайд 15. Делали аппликацию «Мыло пенится в корыте, я стираю! Посмотрите!». Цель: формирование желания помогать бабушке». Проводили конструирование «Бусы для мамы». Цель: забота о маме. Лепили «Угощение для папы». Цель: воспитание чувства привязанности и любви к отцу. А также подготовка подарков для своих мам и пап к праздникам доставляла детям большое удовольствие

Слайд16. Всем известно, что дети любят сказки. В работе с детьми по этой теме было прочитано и рассказано много русских народных сказок и сказок других народов, например, украинская сказка «Рукавичка», а также много стихов: Е. Благининой «Вот какая мама», С. Михалкова «А что у вас?», С, Я. Маршака «Где тут Петя, где Сережа», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Слайд 17. Рассказывала и читала детям пословицы о семье. Вы их видите на экране.

 Слайд 18. Эффективным является и наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», так как малыши в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Поведение детей, их действие, высказывания, экспрессия позволяет воспитателю сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.

 Слайд 19. Малыши любят играть в разные игры на эту тему, лишь бы это было весело и интересно. Например, в подвижные - «Курочка и цыплята», «Каравай», в пальчиковые - «Моя семья», «Колобок», «Репка», в дидактические - «Собери матрешку», «Варежки для бабушки», «Чей малыш?», «Моя семья».

Слайд 20 – 21. Семейная тема реализовалась и на музыкальных занятиях, и в подготовке к праздникам: «День матери», «8 марта», «23февраля», «День семьи». Дети пели песенки о маме, бабушке, папе. Исполняли танцы и сценки. Участие в музыкальных номерах всегда доставляет им большое удовольствие.

Слайд 22.  Работа с родителями.  Провели круглый стол по теме «Права детей». Говорили об одной из задач педагогов – вести правовое просвещение среди родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка. Для этого педагоги детского сада должны хорошо знать правовые документы по защите прав ребенка и уметь ими оперировать в работе с родителями

 Слайд 23.  Коротко познакомили родителей с основными международными документами и документами Российской Федерации, регулирующими права ребенка:

 Декларация прав ребенка (принятая ООН 20.11.1959 г.)   является первым международным документом, в котором взрослых призывают к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.

Конвенция о правах ребенка (принятая ООН 20.11.1989 г.) – это документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно – правовых нормах, на основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24. 07.1998 г.)

Семейный кодекс РФ (ст. 63) предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий.

Гражданский кодекс РФ (2006, 2012)

Конституция Российской Федерации (принятая 12. 12.1993 г.) закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства, утвердила основные гарантии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, возможность получения образования, право на жилье, право иметь семью и т. д.

Слайд 24.  Эти права вы сейчас видите на экране. Конечно, это не все права, а часть. Зачем надо знать эти права? Чем больше людей будут знать о правах ребенка и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятности, что права ребенка будут соблюдаться всеми людьми в нашей стране и во всем мире.

 Слайд 25. В своей работе по этой теме, я естественно, привлекала родителей, которые становятся нашими помощниками и активными участниками. Поэтому с помощью родителей были организованы фотовыставки по теме «Семейный досуг», «Мамочка, любимая моя», «Самый лучший папа- мой».

 Слайд 26-27. Родители откликнулись на предложение пополнить предметно – пространственную среду и в результате появились папки со сказками, стихами, пословицами, поговорками о семье, генеалогические древа семей, портфолио, дидактические игры, пальчиковый театр «Семья».

 Слайд 28. К концу проекта большая часть детей знала, что такое семья, кто из членов семьи чем занимается, как зовут родственников и научилась устанавливать родственные связи. Родители стали более серьезнее относиться к своим обязанностям, ведь обеспечение интересов детей является предметом основной заботы родителей. Благодаря родителям пополнилась предметно – пространственная среда.

 Слайд 29. Вывод. Я считаю, что правовое воспитание имеет огромное значение в воспитании подрастающего поколения. Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, потребностей личности. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование всех членов педагогического процесса. В правовых нормах четко формулируются правила: разрешение, требование, запрет, условия их применения, указываются на правомерный способ действия. Вследствие этого человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно, результативно.

Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.

 Слайд 30. Завершая презентацию, позвольте представить вам список литературы, которая была теоретической основой этого проекта.

Используемая литература.

 1.Доронова, Т.Н. Защита прав и достоинств маленького ребенка. – М.: Провинция, 2003. –С 61 -  107.

2. Дошкольное воспитание. -2004. -№6. –С 110-114.

3.Дошкольная педагогика. -2007. -№6. –С 14 – 20

4.Копытова, Н.Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: Творческий центр, 2007.

5. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.  – Ростов на Дону: Феникс, 2008.

6. Ребенок в детском саду. – 2005. - №6. – С 23 – 29.

7. Управление в ДОУ. – 2005. - № 6. – С 83 – 100.

8. Астахов П. «Я и моя семья»

31 Слайд. Мир и счастье вашей семье!

32 Слайд. Спасибо за внимание!

Разумеется, на этом тема «Семья» не заканчивается.  На протяжении следующих лет дети будут касаться этой темы периодически. Мы заложили фундамент этой темы, а стены и крышу предстоит строить следующим взрослым лицам, которые будут работать с нашими детьми.

Работу по правовому воспитанию детей по теме я планировала через интегративную систему в разных видах деятельности.

Знакомство и обучение основам правового воспитания, я провожу в виде игры, и обязательно с присутствием сказочного героя. Основной принцип – это дать детям возможность познать себя и окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах и поступках.

 В беседах, конкурсах, чтении художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей, я стараюсь дать новые знания, вызвать оценочное отношение к окружающему миру.

 Право ребенка на семью характеризуется особой социальной значимостью и важностью для государства, поэтому его можно отнести к разряду основных прав, признание, соблюдение и защита которых объявлена конституционной обязанностью государства (ст.2 Конституции Российской Федерации). Это право, как и другие основные права и свободы человека и гражданина определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления и обеспечивается правосудием.

 

 Самый первый опыт общения человек получает в семье. Семья, наши близкие и родные люди – это самое ценное, что есть у каждого из нас. Дети ещё не осознают этого. Они манипулируют общеизвестными словами «люблю», «забочусь», «берегу», «жалею», ещё не понимая истинных значений этих слов. Раскрыть эти понятия, помочь детям осознать свои чувства к близким людям, сформировать представления о семье, своей роли в семье, показать ценность семьи для каждого человека, прививать чувство привязанности к семье и дому, рассказать о правилах поведения в дружной семье – это первостепенная задача родителей и взрослых, которые окружают маленького человека. В детском саду это воспитатели.

 оценочное отношения к окружающему миру.

Я не предполагала, что такая близкая тема как «Семья» вызовет большие затруднения. Начав ее изучение, выяснилось, что трудно работать с детьми на опосредованном иллюстративном материале. Проведя небольшое тестирование, я определила, что не все дети знают о своей собственной семье: как зовут родителей (не разделяют понятия «мама» и «имя мамы»), кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает родственные связи, не понимают, кто, кому, кем приходится, кто старший в семье, кто младший.

                   

 Знают взрослые и дети,

                    Что важней всего на свете –

                    Мама, папа, ты и я –

                    Вместе дружная семья.

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья является общей человеческой ценностью на протяжении веков. В традициях разных культур семья занимает первое место, ею всегда было принято гордится, на семью надеялись в трудные минуты.

9 Слайд. Говорят, что «счастливые семьи – счастливы одинаково, а несчастные – по – разному». Вы видите на экране качества счастливой семьи. Об этих качествах я рассказывала детям в своих беседах, при рассматривании картинок о семье, приводили примеры из личного опыта детей. Ребенку, живущему в семье, которая имеет такие качества, живется свободно, он уравновешен, доброжелателен, открыт, общителен, воспринимает учебный материал легко. В такой счастливой семье он чувствует заботу, что его любят и всегда помогут в трудную минуту.

11 Слайд. Традиционно основную роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет семья. При этом каждый член семьи выполняет различные функции, которые дополняют друг друга. В традиционной многопоколенной семье в воспитании детей принимает участие большое количество родственников. Старшее поколение, а в особенности бабушки и дедушки при этом занимают особое место. Они сохраняют и передают внукам семейные традиции, накопленный опыт, информацию о семейных корнях, ценностях.

Работу по правовому воспитанию детей я планировала через интегративную систему в разных видах деятельности.

Конвенция – документ особого социально – нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, не допустимость его дискриминации. Она провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Это правовой документ высокого международного стандарта. В нем ребенок провозглашен полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права.

Сергеевых, портфолио семей Хохловых, Галигузовых, Беляевых, Вялых. Появились новые   дидактические игры. Например, «Варежки для бабушки» сделала семья Храпины, «Моя семья» - Болотины, пальчиковый театр «Семья» - Паньковы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика нарушений прав ребенка в семье

исследования показывают, что дети, права которых нарушаются в семье, обычно испытывают те или иные сложности....

"Права ребенка в семье" - консультация для родителей

Ребенок в семье имеет право:на общение и уединение;самовыражение;самоутверждение;уважение чести и достоинства;выбор друзей;выборе форм досуга;обсуждение и участие в решении семейных проблем...

Проект «Работа с родителями по защите прав ребенка в семье»

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.В ДОУ нужно вести правовое просвещение родителей, выявлять группы семей р...

«Соблюдение прав ребенка в семье»

Советы родителям о соблюдении прав ребенка в семье....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ" «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения ...

Права ребенка в семье

АКТУАЛЬНОСТЬАктуальность темы «Права ребенка в семье» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. обладая всеми основными правами, требуют по отношени...