Проект "Русская изба"
проект (подготовительная группа)

Трохимчук Наталия Олеговна

Проект "Русская изба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_izba.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-проект «Русская изба»


Актуальность

Отмечено, что современные дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране. Необходимо отметить, что семьи воспитанников недостаточно информированы по данной теме и в связи с этим возникает необходимость формирования единого образовательного пространства, включающего семью и ДОУ. В процессе работы систематизируется опыт педагогов по патриотическому воспитанию, а также реализуются творческие способности как коллектива ДОУ, так и родителей, и детей.

Цель проекта: Содействовать гармоничному развитию детей. Знакомить детей с историей, с основами национальной культуры, с бытом и историей своих предков. Формирование у дошкольников патриотических чувств.

Задачи проекта:

  • Создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа.
  • Прививать интерес к духовной культуре русского народа, через обычаи, обряды, праздники народное творчество, искусство;
  • Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;
  • Формировать представление о Родине как месте, где человек родился, городе и стране, маленьким гражданином которой он является.
  • Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.
  • Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки. 

Вид проекта: познавательный, творческий, рассчитан на 1 месяца.

       Участниками проекта являются: педагоги, дети старшей группы, родители.

Формы реализации проекта:

  •  познавательно-игровые занятия;
  •  занятия-экскурсии;
  •  Беседы;
  • продуктивная деятельность.

Проект построен на основе методических принципов:

интеграции культур

- учет возрастных особенностей детей,

- доступность материала,

- постепенность его усложнения.

В создании данного музея принимали участия не только педагоги, но и родители, которые помогали в создании экспозиций музея, пополняя их материалами.

Отличительной особенностью нашего музея является: то, что если в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее детского сада не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции, переставлять экспонаты и рассматривать их, обыгрывать.

Родители оказывают помощь:

  • В пополнении мини-музея новыми экспонатами
  • Участвуют в мероприятиях МАДОУ: праздниках, посиделках, выставках, создании фотоальбомов
  • Помогают в приобретении и пошиве костюмов для посиделок, театрализованных представлений и праздников.

Структура проекта

I. Подготовительный этап. Он включал в себя:

- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

- Изучение литературы по музейной педагогике.

- Посещение городских музеев с детьми.

- Разработка модели мини-музея.

- Разработка «Паспорта музея старинного быта» в МАДОУ

II. Практический этап (этап реализации проекта).

1. Создание экспозиций в мини-музее.

В 2021 году, когда мы организовывали данный мини-музей, он «задумывался» как «Русская изба» (история русского быта).

В процессе работы мини-музей пополнялся новыми экспозициями.

       Главная идея музея - дети должны хорошо знать и уважать свое прошлое.
Экспонатами музея являются предметы крестьянского быта 19 - 20 в: домашняя утварь, орудия труда, одежда, самотканые скатерти и много другое. В музее дети являются не просто пассивными созерцателями, а становятся любопытными «почемучками».

2. Разработка плана работы мини-музея, назначение ответственных лиц за работу мини-музеем.

В мини-музее организуются:

- Тематические выставки, выставки экспонатов, предметов декоративно – прикладного творчества, русского быта, народных промыслов, фотографий, предметов быта, и т. д.;

- Игры - занятия проводятся 1 раз в неделю в соответствии с планом и расписанием работы, с учетом интересов и желание детей и их родителей. В группах занимаются дети 6 - 7 лет, продолжительность игр-занятий определяется действующими нормативами;

- Экскурсии в мини-музей, развлечения, посиделки, в соответствии с планом работы;

- Свободное посещение мини-музея детьми вместе с родителями;

3. Разработка содержания экскурсий в мини-музее.

- Оформлены материалы по описанию экспозиций (для педагогов) ;

- Оформлена подборка конспектов игр-занятий с детьми в мини-музее.

III. Заключительный этап (презентация результатов проекта)

1. Для родителей организуются открытые игры-занятия с детьми в мини-музее.

2. В течении учебного года приглашаются родители на организуемые развлечения, посиделки.

3. По итогам года (май) в мини-музее организуются выставки детских работ по экспозициям музея.

4.Проводиться диагностика усвоения детьми пройденного материала

Результат проектной деятельности

1. Формируются такие нравственные понятия как любовь к Родине, уважение к его истории и людям, которые в ней живут.

2. Развивается инициатива, сообразительность, потребность общаться, эстетический вкус.

3. Повышается интерес родителей к проекту, истории родного края.

4. Повышается профессионального мастерства педагогов.


ПЛАН

реализации проекта

неделя

содержание

задачи

участники

1

                               

Экскурсия в мини-музей. «Мир старинных вещей.»

Познакомить детей с историей русского быта, и историей своих предков;

Содействовать патриотическому воспитанию дошкольников

Воспитатели

Дети

Родители

Соц.партнеры:

«Центральная детская библиотека».

Занятие «В гостях у Хозяюшки.»

Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков;

расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах;

воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине;

Воспитатели

Дети

Рисование «Так мы раньше одевались».

Развивать мелкую моторику, цветовое восприятия, закрепить название одежды наших предков.

Воспитатели

Дети

 Создание альбома «Во дворе у бабушки»

развивать любовь к старшему поколению своей семьи.

Дети и родители

2

 Беседа «Мой любимый дом»

Учить описывать свой дом, называть его характерные признаки, подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта;

Воспитатели

Дети

 Чтение

Произведений

Русского

фольклора:

 Сказки, былины, небылицы:

«Зимовье зверей»; «Снегурочка»;

«Чудесные лапоточки»; «Солнце, Месяц и Ворог Воронович»; «Жихарка»; (и т.д.)

Продолжать формировать умение детей внимательно слушать произведения; помочь понять смысл; воспитывать желание поделиться с окружающими своими знаниями

Воспитатели

Дети

Родители

 Просмотр мультфильма: «Сказание о Богатырях земли русской».

3

Виртуальная экскурсия.

Музейный комплекс

«Музей русская изба».

Расширять представление о музейной культуре, помочь детям гармонично войти в разнообразный и уникальный мир музея.

Формировать представления детей о разнообразии матрешек.

Воспитывать познавательный интерес.

Воспитатели

Дети

Родители

Соц.партнеры:

МАУ «Регионалный историко культурный и экологический центр»

Дидактическая игра: «Собери избушку»

Упражнять детей в различении, сравнении величины

(больше-меньше, одинаковые), воспитывать внимание.

Воспитатель

Дети

Рисование. «Русская изба»

Учить передавать в рисунке –форму, цвет. Приобщать детей к истокам народной культуры

4

Развлечение «Народные игры, потешки, прибаутки»

Продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворения (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение жестом, мимикой, передавать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Мастер класс изготовление «Куклы Оберега»

Развитие интереса к народному творчеству

Дети,

Соц.партнеры:

МАУ «Регионалный историко культурный и экологический центр»

Чтение художественной литературы: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Продолжать формировать умение детей внимательно слушать произведения; помочь понять смысл рассказа; воспитывать желание поделиться с окружающими своими знаниями

Воспитатели

Дети

Просмотр мультфильма: «Три медведя».

Перспективный план работы с родителями

 

неделя

Содержание

Задачи

1

Привлечение родителей в подборе экспонатов для мини – музея «Русская изба»

Привлечь родителей к историческому и

культурному наследию России.

 Консультация

 «Народные традиции, их роль в

семейном воспитании».

Организация праздника «День пожилого человека»

Помочь родителям в воспитание у детей патриотических чувств и духовности, к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству.

                                                                       Проведение праздников, развлечений, досугов- одно из условий воспитания интереса, любви и уважения русской культуре

2

Конкурс рисунков.  «Самый лучший русский костюм».

 Консультация «Колыбельная песня в жизни ребенка»

 «Семейный досуг»

3

 Организация праздника «Осеннины»

Пополнение мини-музея экспонатами, изготовленными родителями.

4

 Мастер класс с родителями «Русская изба»

Научить детей и взрослых изготовлению деревянной игрушки- избы.

Создать теплую обстановку от совместного занятия творчеством детей и их родителей, приобщать к народному творчеству.

Оформление мини-музея «Русская изба».

- формировать у детей представления о музее.

Ожидаемые результаты:

 

- дети получат знание об истории крестьянского жилища - избы, о ее устройстве;

- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;

 - обогатится словарный запас названиями предметов русского быта; 

- дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;

 - будет создан мини-музей «Русская изба».

- воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.  Уметь использовать в речи пословицы, поговорки, загадки, играть словесные игры.

Должны владеть информацией по истории, культуре и быту человека прошлого века в соответствии со своим возрастом.

Использованная литература:

  1. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004.
  2.  Дмитриева Л. П. Создание экспозиции школьного музея. Методическое пособие, - Казань, 2000.
  3. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002.
  4.  Писарева А. Е. Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ.- М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"

Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...