Доклад по инновационной теме 2021-2022
методическая разработка (средняя группа)

Власенко Светлана Вячеславовна

Тема моего инновационного маршрута.

«Развитие логического мышления через использование типовых приемов фантазирования у детей среднего дошкольного возраста».

Цель: Формирование у детей логического мышления при использовании ТПФ.

Задачи: 1. Изучить методическую литературу, материал по теме «Развитие логического мышления через использование типовых приемов фантазирования у детей среднего дошкольного возраста».

2. Развивать познавательную активность и логическое мышление у детей.

3. Просвещать родителей в применении нового метода для развития связной речи через ознакомление с волшебниками.

4. Формировать мотивационную готовность родителей к объединению усилий по развитию связной речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vlasenko_doklad_dlya_pedagogov.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моего инновационного маршрута.

«Развитие логического мышления через использование типовых приемов фантазирования у детей среднего дошкольного возраста».

Цель: Формирование у детей логического мышления при использовании ТПФ.

Задачи: 1. Изучить методическую литературу, материал по теме «Развитие логического мышления через использование типовых приемов фантазирования у детей среднего дошкольного возраста».

2. Развивать познавательную активность и логическое мышление у детей.

3. Просвещать родителей в применении нового метода для развития связной речи через ознакомление с волшебниками.

4. Формировать мотивационную готовность родителей к объединению усилий по развитию связной речи детей.

Логическое мышление — процесс очень сложный и крайне необходимый для нормального психического, физического и социального развития ребенка. Его роль в жизни детей колоссальна. Благодаря логике дети способны анализировать ситуации, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Логика является базой для важнейшего жизненного навыка — осмысления задачи и ее последующего эффективного решения.

Огромное значение для процесса формирования логики имеют специально разработанные упражнения и задачи. Представленные в форме игр и интерактивных заданий, они привлекают детское внимание и эффективно развивают навыки логического мышления у детей в возрасте 3−6 лет.

Разработано много методик, направленных на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Они учитывают возрастные особенности дошкольников, строятся на играх, загадках, заданиях. Основные приемы, которые помогают развитию логики дошкольника:

  1. Анализ. Исключение объекта или его свойств из группы аналогичных по заданному признаку.
  2. Синтез. Объединение разных свойств объектов в одно целое.
  3. Сравнение. Поиск общих или отличительных качеств или черт предметов, которые позволяют сопоставлять их с другими объектами.
  4. Обобщение. Поиск общих свойств у нескольких предметов. Дошкольник учится искать сходства у двух предметов, а затем у трех и более.
  5. Конкретизация. Выделение существенного признака, его отделение от несущественных.
  6. Классификация. Можно использовать картинки с изображением птиц или животных, которые ребенок должен разделить на домашних или диких, травоядных или плотоядных. К старшему дошкольному возрасту ребенок сам определяет классифицирующие признаки предметов, выделяя их в отдельные группы. В более раннем возрасте можно эти признаки озвучить.
  7. Смысловые соотнесения. Можно использовать игру «съедобное-несъедобное», которая научит соотносить слова с образами.
  8. Закономерности. В дошкольном возрасте для определения закономерностей применяют не цифры, а картинки с изображением фигур или предметов. Дошкольник определяет последовательность цветов или фигуру, глядя на предложенный пример.

Ребенок с развитым логическим мышлением заметно выделяется среди сверстников. Он анализирует, представляет последствия своих и чужих поступков, правильно рассуждает, находит необычные решения.

Для получения лучшего результата развития логического мышленияя в своей работе использую приемы ТПФ, ведь при взаимодействии с остальным содержимым «познавайкиного мира»: анализаторами, признаками, моделью мира(именно на наш возраст). В своей работе я использовала ряд дидактических игр, которые помогли не только развить логическое мышление у детей, но и помогли активизировать словарь, внимание. Такие игры, как: «Волшебные шнуры», «Оживляйка», «Потерянное волшебство», «Волшебники», «Волшебная матрешка», «Увеличь-ка» и т.д. С помощью данных игр дети научились фантазировать, активизировали словарь, стали более внимательными, развили мышление. Но я посчитала, что этих игр недостаточно.

Тогда я разработала и внедрила свою игру «Волшебство». При помощи этой игры дети стали понимать, размышлять, запоминать, мы стали составлять с детьми необычные объекты, таким образом, из обычного слона мог получиться необъяснимый миру объект, но все это фантазия детей.

Новшество мое именно в том, что присутствуют приемы ТПФ в развитии логического мышления. Логическое мышление можно развивать по разному, но я выбрала именно такой метод, так как этот прием дает каждому ребенку раскрыться индивидуально, т.е. у каждого безграничная фантазия, а тем более, если использовать наши волшебные анализаторы, признаки, модель мира. Т.е. при помощи волшебников мы можем превратить  кровать – в зайца(по действию). И глядя на каждого ребенка, я понимаю, что именно мой метод использования волшебников ТПФ самый лучший и эффективный, многие дети в моей группе при помощи использования этих волшебников придумывают своих необъяснимых этому миру героев, например сказок (поющая бабочка или ходящий гриб вместо зонта), а также начинают придумывать небольшие фрагменты сказок.

В дальнейшем планирую продолжать работу, используя технологию ОТСМ - ТРИЗ.

Представление авторской игры «Волшебство».

Уважаемые коллеги, благодарю за внимание. Я готова ответить на ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки об...

План работы инновационной площадки 2021-2022

План работы инновационной площадки 2021-2022...

Доклад по инновационной теме на 2021-2022 г.

Предлагаю вашему вниманию свое выступление по теме ИПМ «Рифмовка признаков объекта для формирования описательной деятельности детей старшего дошкольного возраста».Для реализации ИПМ ...

Доклад по инновационной теме на 2021-2022 г.

ТРИЗ родителям (типовые приемы фантазирования)...

Доклад по инновационной теме 2021-2022 гг

Игры с пуговицами являются одним из эффективных способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ....

Доклад по инновационной теме за 2021 - 2022

Цель. Формировать умения находить противоречия и формулировать проблему, решать ее и определять идеальное решение....

Доклад по инновационной теме на 2021 - 2022 г. «Развитие связной речи детей 6 - 7 лет через освоение решения проблем литературных героев с помощью ТРИЗ – ОТСМ».

Данная работа представлена родителям с применением ТРИЗ – технологии по теме «Развитие связной речи детей 6 - 7 лет через освоение решения проблем литературных героев с помощью ТРИЗ &ndash...