Доклад по инновационной теме за 2021 - 2022
методическая разработка (подготовительная группа)

Ельцова Ирина Владимировна

Цель. Формировать умения находить противоречия и формулировать проблему, решать ее и определять идеальное решение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eltsova_doklad_podg_gr_dlya_pedagogov.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад мастер-класса для педагогов, выступление.

Тема «Развитие связной речи детей 6 - 7 лет через освоение решения проблем литературных героев с помощью ТРИЗ – ОТСМ»

Ельцова Ирина Владимировна

Воспитатель

Уважаемые коллеги!

   Хочу Вам представить - Работу с применением ТРИЗ – технологии «Развитие связной речи детей 6 - 7 лет через освоение решения проблем литературных героев с помощью ТРИЗ – ОТСМ».

   Цель. Формировать умения находить противоречия и формулировать проблему, решать ее и определять идеальное решение.

   Основными целями ТРИЗ – образования дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование творческой личности.

Работа с применением ТРИЗ одними из действенных методов развития творческого мышления детей является разрешение проблемных ситуаций. В проблемной ситуации всегда присутствует противоречие, которое дети должны решить, а решив его. они тем самым решают и творческие задачи.

   В ТРИЗ, как и в диалектике, понятие ПРОТИВОРЕЧИЕ является одним из важнейших. Кроме того, этот термин имеет несколько значений, поэтому поговорим о противоречиях подробнее, без четкого понимания противоречия невозможно освоить «тризовское мышление противоречиями».

   Определение термина "ПРОТИВОРЕЧИЕ" в ТРИЗ

   ПРОТИВОРЕЧИЕ - это борьба противоположных интересов, желаний или требований, когда одно из них исключает другое. 

    Создатель ТРИЗ - Г.С. Альтшуллер дает такое определение противоречия в технических системах: «Техническим противоречием называют ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (заметьте – «взаимодействие») в системе, состоящее, например, в том, что полезное действие вызывает ОДНОВРЕМЕННО и вредное действие».

Например, холодильник создает холод, и это ХОРОШО, но одновременно потребляет электроэнергию, занимает место, шумит, требует периодического размораживания, чистки... и это ПЛОХО. Или: кто-то сделал полезную покупку, но одновременно лишился денег и сделал невозможной другую покупку.

   Противоречие и проблемная ситуация 

   ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - это несоответствие между потребностями и реальными возможностями, как о них судит тот, кто выдвигает требования. Дело изобретателя - путем анализа из проблемной ситуации выделить задачу (задачи), найти противоречие и его разрешить.

Сейчас я представлю систему игровых заданий и упражнений по развитию у детей  дошкольного возраста представлений о противоречиях окружающего мира.

   1. Словесные игры по формированию у детей представлений о противоречивых свойствах предметов и явлений окружающего мира.

   1.1. Игра «Хорошо – плохо»

   а) выявление положительных и отрицательных свойств, качеств, функций предметов или явлений, не вызывающих у детей стойких ассоциаций;
 б) выявление положительных и отрицательных свойств, качеств, функций предметов и явлений в целом (полная характеристика);
   в) выявление положительных и отрицательных свойств, качеств, функций предметов и
 явлений, вызывающих у детей стойкую ассоциацию.

   1.2. Игра “Наоборот”:

   а) использование слов – антонимов;
  б) использование стихов и пословиц с обратным значением;
  в) использование противоположной функции предметов или явлений.

   1.3. Игры типа “Полезно – вредно”, “Нравится – не нравится”.

   Приступая к работе по использованию в своей работе ТРИЗ технологии, я проводила игровые задания, целью которых, было понимание детьми противоположных свойств окружающего мира.

    Детям предлагалось ответить на вопросы, поиграть в игру «Хорошо – плохо» «Дождь – это хорошо, потому что…», «Дождь – это плохо, потому что…»; «Гулять много–это хорошо, потому что…», «Гулять много–это плохо, потому что…» (например такие ответы: «Дождь – это хорошо, потому что у меня новые сапожки и зонтик, всем покажу, что мне мама купила»; «Дождь – это плохо, потому что на улице много дождевых червяков на асфальте, а все торопятся, на них наступают и давят, мне их жалко»; «Гулять много – это хорошо, потому что можно и с друзьями на велосипеде покататься и с дедушкой на речку сходить, хорошо, когда никто домой не зовёт есть …»; «Гулять много – это плохо, потому что вот кончатся у тебя силы и упадёшь прямо на улице, а мне на танцы надо идти …».

Далее мы перешли к следующему этапу системы работы по развитию представлений о противоречивости окружающего мира – знакомство со сказочными задачами.

   Основными задачами были: разрешение противоречий и проблемных ситуаций в мире сказки.

   Цель этого вида работ – работе с проблемами, поиск ресурсов, выход на идеальный результат. В конечном итоге, у ребенка формируется позиция по решению проблемы сказочного героя, т.е. «как бы я лучше решил проблему»

   Анализ литературных произведений, построенных на ОТСМ – ТРИЗ – технологии является основой формирования готовности к разрешению проблем, информационной и коммуникативной компетентности дошкольников, так как у детей наилучшем образом формируется готовность к разрешению собственных проблем, умение делать выводы из полученной информации, оценка проблем социальных привычек.

   Анализ литературных произведений не следует сводить к пересказу, обсуждению главных героев и их поступков, а рассматривать произведение с точки зрения проблем, с которыми сталкиваются герои. Следует заметить, что не во всех литературных произведениях герои сталкиваются с проблемами. Например, в произведениях описательного плана проблемных ситуаций, как правило, нет.

   Работа велась по следующему алгоритму.

Алгоритм анализа литературного произведения:

При разборе проблемных ситуаций в произведениях необходимо выделить объект (героя).

Далее надо выяснить у детей, что хотел герой? Что ему мешало? Что делал?

На вопрос «Кто или что помогло решить проблему» в случае, если герой не решил свою проблему, можно задать вопрос «Решил ли герой свою проблему?». При решении проблем герои литературных произведений используют ресурсы самого себя или окружения. Считается, что если герой использует собственные ресурсы (чаще всего сообразительность), то проблема решена хорошо. Если герой просит помощи у других, то за это надо расплачиваться.

Жизненное правило формулируется, если герой решил свою проблему не в ущерб кого-либо, если нет, или решил недостойным образом (за что, как правило, пострадал), то дается совет герою.

После анализа литературных произведениях побуждать детей находить аналоги ситуаций в личном опыте (просмотренном фильме, наблюдаемой жизни взрослых, общении детей между собой и т.д.).

В литературных произведениях, особенно в сказках, герои сталкиваются с жизненными проблемами, которые рано или поздно придется решать каждому человеку. И если вооружить ребенка алгоритмом решения творческих задач, то решенные им «нетиповые» творческие задачи перейдут в разряд «типовых», то есть появится опыт решения проблем данной группы.

Приемы разрешения противоречий, которые могут использоваться при решении проблемных ситуаций. Мы изучили схемы и их значения.

Во времени.

В подсистеме (одно значение признака в части объекта, другое во всем объекте).

В смене агрегатного состояния.

На микроуровне (изменение структур ведет к тому, что проявляется разные значения одного признака).

По сравнению.

Антисистема (когда предмет начнет выполнять антифункцию, или наделяться антисвойством).

Объединение с другими системами (одно значение признака в системе, другое - в других объектах).

Замена объекта моделью (противоположное значение признака находиться в модели объекта).

В пространстве (противоположное значение одного признака разносятся в пространстве).

Работу над решением сказочных проблемных ситуаций вели по алгоритму.

Выделяли объект (героя), определяли его действия до того, которое привело к проблеме.

Сформировали противоречие по схеме:

Если делать так-то, то

но

Если не делать так-то то,

но

Как сделать так, чтобы….

   Поиск ресурсов. Для облегчения последующего анализа, во время решения противоречия детьми, схематизировали их ответы.

  Выбирали лучшее решение с точки зрения использования РВС (ресурсов, размера, времени, стоимости) и близости к НКР (идеальному конечному результату, когда решение дешево, небольшое по размеру и не требует для создания много времени).

Таким образом, использование игр, сказочных задач позволяет заложить основы для формирования представлений детей дошкольного возраста о противоречиях окружающего мира.

Решение проблемы (сказка «Лисичка со скалочкой»)

Предварительная работа.

Противоречие – это взаимодействие противоположных систем, интересов, желаний. Это предъявление противоположных требований к одному и тому же объекту, к сложившейся ситуации.

А для чего нам надо выявлять ресурсы?

Ответы детей. Ресурсы можно для чего – применить.

Воспитатель. Правильно, ресурсы можно применить для того, чтобы выйти из трудной ситуации, или придумать что – то новенькое, т.е. решить изобретательское задачу.

Сформировали противоречие по схеме:

Если делать так – то, то

но

Если не делать так – то, то

но

Как сделать так, чтобы…

Поиск ресурсов. Для облегчения последующего анализа , во время решения противоречия детьми , схематизировали их ответы.

Задание.

Ребята давайте решим проблему в сказке «Лисичка со скалочкой»

Воспитатель. Назовите проблему в сказке «Лисичка со скалочкой» у Лисы

Дети. Лиса взяла обменом курочку, уточку, чтобы поесть, из – за этого, была потрепана собаками.

Сформулируем противоречие по схеме.

Если возьмет обманом, то «+» поест

                                              «-» ей попадет от собак

Если не обманет, то «-» не поест, будет голодная

                                    «+» не будет потрепана собаками.

Закончите формулировку противоречия.

Противоречие. Как сделать так, чтобы лиса поела и не была потрепана собаками?

Ресурсы лисы. Может предложить свою помощь по дому: убрать сготовить, понянчится с детьми, поиграть.

Великолепно.

Вывод. Мы сейчас с вами сформулировали противоречие для Лисы в сказке «Лисичка со скалочкой» и выявили ресурсы лисы.

Спасибо за внимание!

Готова ответить на все ваши вопросы.

Буду рада ответить на ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по инновационной теме на 2021-2022г.

Выступление по теме ИПМ «Рифмовка признаков объекта для формирования описательной деятельности детей старшего дошкольного возраста».Каждый ребёнок по - своему талантлив и неповторим. У каж...

Доклад по инновационной теме 2020-2021

Тема моего инновационного маршрута.«Использование ТПФ в развитии связной речи у детей младшего дошкольного возраста».Цель: Развитие связной речи у детей 3-7 лет с использованием ТПФ....

Доклад по инновационной теме 2021-2022

Тема моего инновационного маршрута.«Развитие логического мышления через использование типовых приемов фантазирования у детей среднего дошкольного возраста».Цель: Формирование у детей логич...

Доклад по инновационной теме на 2021-2022 г.

Предлагаю вашему вниманию свое выступление по теме ИПМ «Рифмовка признаков объекта для формирования описательной деятельности детей старшего дошкольного возраста».Для реализации ИПМ ...

Доклад по инновационной теме на 2021-2022 г.

ТРИЗ родителям (типовые приемы фантазирования)...

Доклад по инновационной теме за 2021-2022гг

Игры с пуговицами в домашних условиях...

Доклад по инновационной теме на 2021 - 2022 г. «Развитие связной речи детей 6 - 7 лет через освоение решения проблем литературных героев с помощью ТРИЗ – ОТСМ».

Данная работа представлена родителям с применением ТРИЗ – технологии по теме «Развитие связной речи детей 6 - 7 лет через освоение решения проблем литературных героев с помощью ТРИЗ &ndash...