Доклад по инновационной теме 2021-2022 гг
учебно-методический материал

Гурина Людмила Валерьевна

Игры с пуговицами являются одним из эффективных способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_pedagogov_21-22.docx6.43 КБ

Предварительный просмотр:

        Мастер-класс для педагогов на тему:

«Формирование представлений о сенсорных эталонах через игры с пуговицами, как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»

Тема моей инновационной работы: «Формирование представлений о сенсорных эталонах через игры с пуговицами, как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»
Пуговицы экологичны в работе, не вызывают аллергии, ими нельзя порезаться или уколоться, их легко мыть. Этот бросовый материал можно широко использовать в декоративных и образовательных целях (изготовление игр и пособий для детей).

Цель работы: Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ через игры с пуговицами

Мария Монтесори, доказала пользу занятий с бытовыми предметами. По мнению Монтессори детям необходимо дать возможность самим познавать мир через ощущения и восприятия.

Для этого она выделяет несколько, «зон развития ребёнка»:

  • Зона практической жизни - одеваясь и обуваясь, ребёнок учится самостоятельности, организованности, терпению. Взаимодействуя с пуговками, развивает мелкую моторику.
  • Зона сенсорного развития –  ребёнок активизирует свои чувства, изучая окружающий мир. Для него становятся очевидными  различия в окружающих предметах и их свойствах: форма, цвет, размер, пространственное расположение, запах.
  • Зона умственного развития - когда ребёнок начинает играть с пуговицами, создаётся определённая цепочка: впечатление, воздействующее на органы чувств – ощущение-представление-ассоциация представлений-запоминание-анализ-мышление.

Поэтому, игры с пуговицами могут развивать мышление, мелкую моторику пальцев, зрительную память, внимание, координацию движений, готовят руку к письму.  Коррекционные и дидактические упражнения с пуговицами можно проводить как с подгруппой детей, так и индивидуально. Разнообразие пуговиц позволяет использовать их для работы психологу, дефектологу. Важное условие - играть вместе со взрослым.

В результате развивающих возможностей игр  с пуговицами решаются следующие задачи:

 1. Развивать координацию движений мелких мышц, управляющих лицом и руками с помощью игр с пуговицами;

2. Интегрировать различные виды детской деятельности в развитии познавательных и творческих способностей детей, используя пуговицы;

3. Расширять сферу социального ориентирования  детей через игры с пуговицами;

4. Повышать педагогическую компетентность родителей в развитии мелкой моторики детей с использованием пуговиц.

 На первом этапе своей работы, дети с УО по-своему рассматривали пуговицы, сравнивали им дали возможность всё потрогать, познать мир пуговиц. Чтобы дети не пытались брать их в рот сразу же пыталась заинтересовать их, показать действия с пуговицами.(взять двумя пальцами, спрятать в кулак, постучать, подвигать и т.п.) Первое время детям с УО нужно показывать, как и что делать, объяснять и корректировать. Дети пытались раскладывать пуговицы, считать их, их привлекала цветовая гамма, звук от раскладывания.

Затем, когда дети с УО освоили простейшие действия с пуговицами, я решила разработать комплекс игр с фетром. Это моя инновация.

Развивающие игры с фетром:

  • Игра «Цепочка из фетра»

Материал: цветные полоски из фетра шириной 4 см и длиной 20 см, пуговицы.

Цель: закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики, мышления, усидчивости.

Из фетра вырезать полоски нужной ширины и длины.. На одном краю полоски пришить пуговицу, на другом –прорезь или петлю. Предлагаем детям сделать длинную цепочку, пристёгивая детали цепочки. Для развития мыслительных операций можно составлять цепочку по образцу, чередуя определённые цвета.

  • «Шнуровка»

Цель: развитие мелкой моторики,  сенсорных представлений, формирование умения составлять своё имя из букв, закрепление понятий «большой-маленький», «много-один-ни одного».

Материал: ленточка диаметром 1 см, яблоки вырезанные из фетра диаметром 8 и 4 см, 2 маленькие пуговицы любого цвета.

Из фетра вырезаются яблоки большие и маленькие яблоки, диаметром 8 и 4 см, посередине яблок делают две прорези для ленточки. На яблоках между прорезями пишем буквы или цифры. Затем берут  ленточку по краям которой пришивают пуговицы маленькие пуговицы. Предлагаем ребёнку посчитать яблоки или выложить имя из букв.

  • «Домик для пуговиц»

Цель: формирование сенсорных эталонов, развитие речи, внимания, усидчивости.

Материал: пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где га дне ячеек кружки-ориентиры.

Взрослый предлагает детям разложить пуговицы в «домики» по цветам. Ребёнка просят назвать цвет выбранной пуговицы.

  • . «Лабиринты»

Материал: различные дорожки-лабиринты, пуговицы.

Цель: развитие устойчивости внимания, мелкой моторики, фонационного выдоха.

Взрослый просит помочь герою выйти из лабиринта. Ребёнок, прижимая пальцем пуговицу к фетру, помогает пройти весь путь. Для развития фонационного выдоха, мы предлагаем пропевать определённый гласный звук, одновременно ведя пуговицу по дорожке.

       5. «Воздушные шары»

Цель: формирование сенсорных эталонов, развития речи, внимания.

Материал: пуговицы, разноцветные ниточки без шаров, нарисованные на фетре.

Взрослый предлагает детям превратить пуговицы в воздушные шарики. Ребёнок должен прикрепить «шар», соответствующий цвету нитки.

С помощью этой игры можно учить детей говорить предлоги:  «над», «под», «между», «около»; понятия «много - мало»,  «больше-меньше».

6«Пальцеход» 

Материал: различные цветные дорожки из пуговиц

Цель: развитие устойчивости внимания, мелкой моторики, формирование сенсорного эталона (цвет), развитие речи, мыслительных операций, пространственного ориентирования.

Взрослый просит ребёнка погулять по пуговицам двумя пальцами, приэтом можно считать шаги, называть цвет, пропевать цвет пуговицы, или как вариант, предлагается найти такую же пуговицу на которой пальчик, также можно устроить соревнование, кто быстрее дойдёт до финиша.

Таким образом, я считаю, что игры с пуговицами являются эффективным средством для развития мелкой моторики детей с ОВЗ с УО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки об...

План работы инновационной площадки 2021-2022

План работы инновационной площадки 2021-2022...

Доклад по инновационной теме 2021-2022

Тема моего инновационного маршрута.«Развитие логического мышления через использование типовых приемов фантазирования у детей среднего дошкольного возраста».Цель: Формирование у детей логич...

Доклад по инновационной теме на 2021-2022 г.

Предлагаю вашему вниманию свое выступление по теме ИПМ «Рифмовка признаков объекта для формирования описательной деятельности детей старшего дошкольного возраста».Для реализации ИПМ ...

Доклад по инновационной теме на 2021-2022 г.

ТРИЗ родителям (типовые приемы фантазирования)...

Доклад по инновационной теме за 2021 - 2022

Цель. Формировать умения находить противоречия и формулировать проблему, решать ее и определять идеальное решение....

Доклад по инновационной теме на 2021 - 2022 г. «Развитие связной речи детей 6 - 7 лет через освоение решения проблем литературных героев с помощью ТРИЗ – ОТСМ».

Данная работа представлена родителям с применением ТРИЗ – технологии по теме «Развитие связной речи детей 6 - 7 лет через освоение решения проблем литературных героев с помощью ТРИЗ &ndash...