Парциальная программа "Лунтик"
рабочая программа (старшая группа)

Колесникова Оксана Николаевна

Наш театр не простой – он креативный.

Креативность личности ребенка дошкольного возраста характеризуется активной позицией, готовностью  к спонтанным решениям, способностью к речевому комментированию процесса и результата своей деятельность, стойкой мотивацией достижений, развитым воображением. Ребенок способен создать творческий образ, отличающийся оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

         Направленность программы – программа направлена на развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

           Актуальность – программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности. Родители и педагоги основной упор делают на то, чтобы научить ребёнка быстрее читать, писать, считать, а не развивать способность чувствовать, думать, сопереживать, вместе творить. Именно в театрализованной деятельности у ребёнка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребёнка к обучению в школе.

Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Мы предполагаем, что эта программа будет отражать деятельность нашего коллектива и работа по ней способна обогатить общие представления о возможностях воспитания ребёнка как творческой личности.

 Новизна – в программе систематизированы средства и методы театрально игровой деятельности, обосновано распределение средств и методов в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_luntik.docx53.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Утверждено

                                                                                         Решение педагогического

                                                                     совета МАДОУ № 38

                                                                              №____           от_________

                                                                            Председатель пед. совета

___________Н.П. Тюльпинова

Парциальная  программа

Театральной студии

«Лунтик»

 

2016 год.

Содержание программы

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.Пояснительная записка

2.Цели и задачи Парциальной программы

3.Принципы и подходы к формированию Парциальной программы

4.Значимые для реализации Парциальной программы характеристики

5.Планируемые результаты освоения Парциальной программы

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.Содержание психолого-педагогической работы по реализации   Парциальной программы

2.Проектирование воспитательно-образовательной работы по реализации Парциальной программы

3.Взаимодействие детского сада с семьей

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1. Материально – техническое обеспечение Парциальной программы

2. Развивающая предметно-пространственная среда – необходимая для реализации Парциальной программы

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.

Чуткость, восприимчивость красоте

в детские годы несравненно глубже,

чем в поздние периоды развития личности.

Потребность в красивом утверждает

моральную красоту, рождая

непримиримость ко всему пошлому,

уродливому.

В.А.Сухомлинский.

 

  Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда-то он был нашим миром, но мы ушли оттуда, и назад пути нет.

  Но нам всем очень хочется вернуться туда, но к сожалению это не возможно. Уважаемые взрослые давайте дадим возможность нашим детям находиться в этом мире как можно дольше.

  Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть дверь в мир заветного детского сознания помогает игра. Игра связывает между собой взрослых и детей, в единое целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать воображать.

  В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, но и учится жить, строить свои отношения.

  Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.  Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в детском саду на протяжении восьми лет действует театральный кружок «Лунтик».

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы наших малышей.

Наш театр не простой – он креативный.

Креативность личности ребенка дошкольного возраста характеризуется активной позицией, готовностью  к спонтанным решениям, способностью к речевому комментированию процесса и результата своей деятельность, стойкой мотивацией достижений, развитым воображением. Ребенок способен создать творческий образ, отличающийся оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

         Направленность программы – программа направлена на развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

           Актуальность – программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности. Родители и педагоги основной упор делают на то, чтобы научить ребёнка быстрее читать, писать, считать, а не развивать способность чувствовать, думать, сопереживать, вместе творить. Именно в театрализованной деятельности у ребёнка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребёнка к обучению в школе.

Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Мы предполагаем, что эта программа будет отражать деятельность нашего коллектива и работа по ней способна обогатить общие представления о возможностях воспитания ребёнка как творческой личности.

 Новизна – в программе систематизированы средства и методы театрально игровой деятельности, обосновано распределение средств и методов в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Составление программы основывалось на предположении о том, что театральная деятельность, как процесс развития творческих способностей ребёнка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребёнка, его способность к созданию новых образов. В процессе работы развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения. Формируются высшие произвольные психические функции.

  1.  Цели и задачи Парциальной программы

Цель программы формирование у детей позитивного отношения к своему «я», сверстникам и другим людям посредством театрализованной деятельности.

Задачи: 

1. Образовательные: Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др). Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене. Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок          

 2. Развивающие: Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях; Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски; Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность; Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации. Развивать желание выступать перед родителями. Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.

3. Воспитательные: Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества. Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала; Воспитание аккуратности, старательности. Воспитание коммуникативных способностей детей

3.Принципы и подходы к формированию Парциальной программы

Вся деятельность педагогического коллектива студии направлена на развитие созидательной, творческой личности ребёнка. Организуя эту работу, мы исходим из следующих концептуальных принципов.

Принцип уникальности. Взгляд на ребёнка как на уникальную личность, способную к самораскрытию и творчеству в соответствии со своими особенностями. В связи с этим предполагается индивидуальный темп продвижения по образовательной программе студии.

 Принцип успеха. Каждый ребёнок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности, признании себя как уникальной, яркой личности. В связи с этим каждый детский успех должен быть отмечен педагогом.

           Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.

          Принцип гуманности. В судьбе ребёнка педагог должен быть искренне заинтересован, глубоко уверен в процессе формировании его личности. Своеобразной формой уважения к личности ребёнка является разумная требовательность к нему.

        Принцип доступности. Обучение и воспитание в студии строится с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

 Принцип наглядности. Привлекать к обучению все органы чувств, мы используем в учебном процессе разнообразные иллюстрации, учебные плакаты, видеокассеты, аудиокассеты, CD – диски. Всегда помним и о том, что педагог тоже является наглядным примером, так как дети внимательно наблюдают за стилем поведения, внешним обликом, одеждой педагога.

        Принцип системности и последовательности. Системность и последовательность осуществляются как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе самих студийцев. Этот принцип позволяет за меньшее время достичь больших результатов.

            Принцип научности и творчества. Приёмы и методы педагогики базируются на материалах научных исследований и разработок. Смысл его заключается в нахождении средств и решений задач на основе постоянного совместного или индивидуального поиска ребёнка и педагога.

4.Значимые для реализации Парциальной программы характеристики

Занятие в кружке «Лунтик» организованы для детей старшего дошкольного  возраста, желающих заниматься театрализованной деятельностью. Занятие проходит один раз в неделю во второй половине дня по  30    минут в специально оборудованном помещении – в музыкальном зале.

Программа рассчитана на  учебный год (сентябрь - май) и составляет 68 занятий в год. В месяц по 8 занятий, в январе 4 занятия.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в:

  • Формировании творческого мировосприятия жизни.
  • Художественном образовании и воспитании детей.
  • Формировании эстетического вкуса.
  • Развитие коммуникативных качеств личности (обучение вербальным невербальным видам общения).

Содержание занятий - включает в себя следующие аспекты:

- ознакомление с произведениями и беседа по ним;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения;

- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Структурная схема занятий.

1. Ритуал встречи.

2. Установка на достижение результата.

3.Игровая деятельность и самовыражение.

4.Анализ или самоанализ деятельности дошкольников.

5. Ритуал прощания.

Необходимое оборудование:  Зеркальный уголок для работы над мимикой и артикуляционным аппаратом, костюмы маски, элементы грима; декорации; театральный уголок в группе; куклы для разных видов театров, мультимедийное оборудование, магнитофон

5.Планируемые результаты освоения Парциальной программы

   Ожидаемые результаты - психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующие развитие духовного потенциала и творческой активности. Сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния. Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика. Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность). Развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции.

   К концу реализации программы предполагается овладение детьми следующими знаниями, умениями и навыками:

Ребенок должен знать:  назначение театра;  деятельность работников театра; виды театров; знать и  5—8 артикуляционных упражнений.

 Ребенок должен уметь:  передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;  воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать деятельность других детей;  контролировать внимание;  понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;  выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.  принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя; изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием; уметь составлять предложения с заданными словами.

Ребенок должен иметь представление: о сценическом движении; о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;  об оформлении спектакля (декорации, костюмы).

Ребенок должен владеть навыками: культурного поведения в театре; определения состояния персонажа по схематическим рисункам;  подбора собственных выразительных жестов; психологического настроя на выполнение предстоящего действия;  произнесения небольших монологов;  произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1.Содержание психолого-педагогической работы по реализации   Парциальной программы

В своей работе педагог хочет помочь детям легче пройти социализацию. Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека. Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте. Считается, что ребёнок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастит более устойчивым ко многим стрессам и разочарованиям. Именно поэтому, почти как воздух,  необходимы детям театрализованные занятия,   развлечения,  праздники.

В данной программе по театрализованной деятельности педагог по дополнительному образованию разработала на основе программы Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», используя креативный принцип – максимальной ориентации на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощения личности.

Методы работы:

  • Метод драматизации, который позволяет решать воспитательные задачи через воплощение в художественный образ.
  • Метод активного восприятия, который позволяет детям накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.

2.Проектирование воспитательно-образовательной работы по реализации Парциальной программы

Театрализованная деятельность интегрирует в себе следующие образовательные области:

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ». 

Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.

2.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» 

Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

 Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.

4.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.

Занятия проводятся по следующей схеме:

 - введение в тему;

- создание эмоционального настроения;

-театрализованная деятельность (используются методы и приемы: чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, театрализованные игры, игры-импровизации, индивидуальные творческие задания, сочинение сказок, придумывание историй для постановки, подготовка этюдов и мини-сказок, драматизаций, с дальнейшим показом зрителям);

-изготовление костюмов, ремонт атрибутов и пособий к сценкам, драматизациям.

3.Взаимодействие детского сада с семьей.

Перспективный план работы с родителями театрального кружка «Лунтик». (2018-2019учебный год)

Формы работы с родителями

Задачи

Анкетирование «Нужны ли кружки в ДОУ для детей?»

Формирование и подкрепление у родителей установки на сотрудничество.

Памятка для родителей «Как организовать театр дома?»

Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности.

Показ театрализованного представления кружка «Лунтик».

Развивать интерес к театральной деятельности своих детей, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместному творчеству со своим ребёнком.

Оформление папки- передвижки «Ты детям сказку расскажи»,

Способствовать освоению активной позиции родителями в деятельности детского сада.

Папка – раскладушка «Театрализованная деятельность дошкольников».

Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности.

Изготовление костюмов для инсценировок.

Привлечение родителей в подготовке атрибутов для выступлений, детских костюмов.

Показ театрализованного представления кружка «Лунтик».

Развивать интерес к театральной деятельности своих детей, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместному творчеству со своим ребёнком.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1. Материально – техническое обеспечение Парциальной программы

- магнитофон, подборка сказок, песен, мелодий;

-мультимедийное оборудование;

-  различные виды кукол: пальчиковые, настольные, бибабо, ростовые.

-  театральная ширма;

-  декорации к спектаклям;

-  костюмы;

- подборка игр – импровизаций, этюдов;

-  разработки занятий;

-  сказки.

2.Развивающая предметно-пространственная среда – необходимая для реализации Парциальной программы

В детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда:

  • Изготовлены  уличные атрибуты для проведения сюжетных игр, игр – драматизаций, «уголки ряженья».
  • Оборудованы  театральные уголки во всех возрастных группах.
  • Приобретена художественная литература методических пособий по организации театрализованных представлений, сценариев сказок – инсценировок для  дошкольников.
  • Музыкальный зал оснащен необходимым оборудованием для выступлений детей.

ЛИТЕРАТУРА.

1.М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова  «Праздники и развлечения в детском саду». Методическое пособие для работы с детьми 3-7 лет., Издательство Мозаика – Синтез, Москва 2005г.

2.С.Д. Сажина «Составление рабочих и учебных программ ДОУ».

3.М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Практическое пособие особие для работников  дошкольных учреждений—— 208 с.,   Издательство: СфераГрад: 2001 г.

4.И. В. Картушина «Формирование креативных качеств личности в процессе театрально-игровой деятельности» УДОУ 2010 № 2.

5. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2003.  Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.

6. Ребенок в мире сказок. Составитель О.П.Власенко. издательство «Учитель», 2007г.

7. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. - М.: «АРКТИ», 2001. Сборник « театральные игры, этюды, сценки, пьесы». (По материалам интернета).  

8.  Чистякова М.И. Психогимнастика. Москва «Просвещение» 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Т.Н. ДЕВЯТОВОЙ

Обобщение опыта по внедрению парциальной программы Т.Н.Девятовой "Звук-волшебник"...

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи).

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи). Е.Н. Колесник....

Парциальные программы

  ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева) Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - вос...

Парциальная программа "Маленькие фантазеры"

Программа "Маленькие фантазеры" направлена на обучение старших дошкольников творческим описаниям....

Парциальная программа "ВОЙВЫВ ДЗОРИДЗЪЯС" по обучению русскоязычных детей коми языку

Последние годы характеризуются всплеском национального самосознания у всех народов. Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день - сохранение родного языка.Успех в возраждении коми языка зависи...

Парциальная программа "ВОЙВЫВ ДЗОРИДЗЪЯС" по обучению русскоязычных детей коми языку

Последние годы характеризуются всплеском национального самосознания у всех народов. Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день - сохранение родного языка.Успех в возраждении коми языка зависи...