Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в детском саду
учебно-методический материал

Молчанова Наталья Александровна

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_razvitie.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила. «Вася – такой хороший мальчик», - хором говорят воспитатели. Что они имеют в виду? Наверное, то, что Вася целый день спокойно играет в группе или на прогулке, с ним не возникает проблем, он всё делает «правильно». Эти характеристики отличаются от тех, которыми его награждали родители год назад. Должно быть, за время пребывания в детском саду ребёнок понял, что "хорошо" и что "плохо" в представлении взрослых и детей из его социального окружения. Кроме того, Вася за этот год сделал и собственные выводы, у него сформировалась собственная стратегия поведения, которая позволила ему, не ущемляя интересов других следовать своим представлением. Что же происходило в группе и так сильно и так сильно повлияло на мальчика? Например, вначале Вася хотел привлечь к себе как можно больше внимания воспитателей и детей. Он норовил "захватить" себе более интересные игрушки, часто даже отнимал их у других. На занятиях не ног усидеть на одном месте, отвлекал других детей, мешал воспитателю. "А я! А у меня!" — чаще всего заявлял он. Постепенно дети стали сторонится Васи, а воспитатели - игнорировать его мелкие шалости. Вася достаточно быстро понял: воспитатели хвалят тех детей, которые помогают другим, делятся игрушками, следуют определённым правилам поведения. Да и ребята охотнее играют с более покладистыми детьми. Вася постепенно стал корректировать своё поведение: на занятиях по рисованию сам предложил соседке свой карандаш взамен её, сломанного. Это не прошло незамеченным: наградой мальчику стали улыбка и похвала воспитателя.

Это, конечно, только начало, первые ростки нужд другого человека, которое стало формироваться у Васи. В статье нет возможности описать весь процесс усвоения им правил и норм поведения, принятых в группе, изменения его поведения в с тарану социально приемлемых форм Взрослых часто беспокоит неконструктивное поведение детей, хотя детей интересуют их отношение друг с другом и постепенно они учатся взаимодействовать социально приемлемыми способами. Дети не меняются сразу и вдруг. Общаясь с окружающими, они постепенно усваивают, что остальные могут чувствовать и думать по-другому. Социализируясь, ребёнок начинает осознавать, что его собственные действия могут, так, или иначе, повлиять на окружающих. Он учится таким способам поведения, которые не приносят другим вреда или огорчений. Дети должны понять: важно, чтобы окружающие чувствовали себя хорошо. А для этого необходимо, помогать и сотрудничать. Если Оля упала и ушиблась, Петя скорее поможет ей подняться и пожалеет её, если попытается поставить себя на её место и представить, как ей больно. Если он поможет Оле, хорошо себя почувствуют оба.

ЧТО ВЛИЯЕТ НА СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА?

Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Наиболее важными факторами, влияющими на социальное развитие ребёнка, являются атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребёнка с родителями, позиция ребёнка в структуре семьи, стиль воспитания. То как происходит общение родителей с детьми, во многом зависит от стиля воспитания, который в вою очередь определяется ценностями, которые приняты в семье и которые родители стремятся передать своим детям. Например, в одних семьях ценится комфортное «приспособленное» поведение, в других – самостоятельность ребёнка.

Зарубежные психологи, основываясь на изучении социальных характеристик дошкольников из семей с различными стилями воспитания, группируют их следующим образом: стили авторитарный, разрешительно попустительский и построенный на авторитете родителей.

АВТОРИТАРНЫЕ РОДИТЕЛИ используют послушание, силовые методы воздействия, подчинение, ограничение свободы и автономии. Они во всём контролируют ребёнка, используют суровые дисциплинарные меры. Дети таких родителей, как правило, чувствуют себя отверженными, испытывают тревогу и страх. Они практически лишены независимости, не умеют отстаивать свои интересы, подвержены быстрой смене настроения, часто агрессивны.

Второй тип родителей (РАЗРЕШИТЕЛЬСКО-ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ) характеризуется тем, что они не сдерживают своих детей ни в каких проявлениях и действиях, не пытаются ограничивать их поведение.

Некоторые родители, относящиеся к этой группе, очень любят своих детей и именно поэтому ни в чём не могут им отказать. Другие позволяют детям делать всё что угодно, тем самым снимая с себя ответственность за них. Дети у таких родителей настоящие «разбойники», они избалованы, агрессивны, их поведение порой абсурдно. Минимум дисциплины в семье часто ведёт к социальной агрессии, что в свою очередь приводит к отвержению со сверстниками.

Стиль воспитания, построенный на АВТОРИТЕТЕ родителей, характеризуется тем, что родители направляют и контролируют деятельность своих детей в рациональной манере, используя обсуждения, убеждения и подкрепления. Они также используют жёсткие меры контроля в случае неповиновения или плохого поведения ребёнка. Тем не менее не слишком ограничивая его. Такие родители знают потребности и интересы ребёнка и включают их в собственную схему воспитания. Детей этих родителей можно назвать хорошо социально адаптированными. Они уверены в себе, могут контролировать своё поведение, социально компетентны.

В тех случаях, когда ребёнок большую часть времени проводит в детском саду, в процесс его социализации включаются воспитатели и другие сотрудники ДОУ. В одних случаях речь взрослых, в других – их пример оказывает влияние на формирование личности ребёнка, стиль его мышления и поведения.

Таким образом ребёнок приспосабливается к жизни в сообществе, усваивает навыки взаимодействия с другими людьми. Этот процесс происходит, с одной стороны, в форме прямых инструкций, которые взрослые дают детям, с другой – в форме контроля за их поведением, который они часто осуществляют с помощью запретов или наказаний. В дошкольном возрасте у детей ещё слабо развиты функции самоконтроля, поэтому для их социального развития большое значение имеет, какие средства и методы взрослые используют для контроля за поведением детей. Американские психологи предлагают классификацию тактик контроля за поведением ребёнка, осуществляемых взрослыми.

ВЛАСТНЫЙ, ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ тип характеризуется физическими наказаниями, запретами и угрозами. Суровые наказания приводят к развитию агрессивности у ребёнка, который моделирует жестокое поведение своих родителей.

КОМАНДНОМУ типу свойственны повелительные утверждения, приказы, которые впрочем, не сопровождаются физическими наказаниями или угрозами его применения. Успешность такой тактики определяется тем, насколько авторитетен близкий взрослый для ребёнка.

В целом, использование взрослыми негативных типов контроля в отношении с ребёнком приводит к увеличению его агрессивности и неудач при взаимодействиях со сверстниками.

Следующий тип контроля – это ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЁНКА Я-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПОБУЖДЕНИЙ. В этом случае взрослый с помощью различных доводов убеждает ребёнка в преимуществах, которые он ощутит в результате своего хорошего поведения. Такой контроль оказывает положительное влияние на детей, делает их популярными среди сверстников, а их поведение принимает более социальные нормы. Тактика, основанная на ориентации на других, включает этические, нравственные, религиозные доводы.

Применяется также КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ В ФОРМЕ СОВЕТА: каким образом ребёнок должен сделать то, что от него требуется. Однако успех этого метода зависит от того, насколько ребёнок уверен в правильности действий взрослого.

Вспомним пример, описанный в начале статьи. Можно предположить, что первоначальное поведение Васи определялось разрешительски-попустительским стилем воспитания, который присущ его родителям. Сложности возникают тогда, когда стили воспитания родителей и педагогов вступают в противоречия. В таких случаях воспитателям надо быть предельно внимательными, отдавать себе отчёт в том, что ребёнка или сурово наказывают за любую провинность, или, наоборот, поощряют его на силовое решение проблем. Однако ни в коем случае не следует ругать или осуждать его родителей.

При проведении бесед-интервью необходимо учитывать реальную ситуацию в семье ребёнка. Не следует, зная о том, что ребёнок живёт только с мамой, травмировать его вопросами об отце. Такие вопросы необходимо трансформировать в приемлемую для данного ребёнка форму. Обратите внимание на то, как ребёнок ответит на вопрос, с кем он живёт. Кого поставит на первое место, кого вообще не упомянет? Он может включить в состав семьи и того, кто в семье не живёт. Это говорит о потребности в общении с этим близким взрослым, о недостатке внимания и любви со стороны других родственников. Если ребёнок с удовольствием рассказывает о своих играх с отцом, который не живёт в семье, не препятствуйте, дайте возможность ребёнку выговориться. В этом случае необходимо отдавать себе отчёт, где кончается реальность и начинается вымысел.

Получив ответы на вопросы, воспитатель может только в общих чертах определить, какой стиль воспитания присущ данной семье. Ведь анкета даёт лишь ориентировочное представление о стилях воспитания и тактиках контроля за поведение ребёнка в семье. Ежедневные наблюдения педагога за тем, как приводят или забирают ребёнка, как с ним прощаются, помогают ли одеться или раздеться и т. д., могут дать воспитателю гораздо больше информации. Необходимо обращать внимание, с каким настроением пришёл ребёнок в группу, капризничает он или доброжелателен, идёт на контакт или отмалчивается. Если ребёнку страшно дома, если его ругают за сломанную игрушку или разбитую чашку, если его отправляют спать, не пожелав спокойной ночи, это, как правило, авторитарный стиль воспитания.

Следует очень внимательно и осторожно взаимодействовать с тем ребёнком, у кого не всё благополучно дома. Не рекомендуется говорить с ним слишком строго, необходимо ориентироваться в основном на положительное подкрепление: похвала, улыбка, поощрение. Когда же по ответам ребёнка вы чувствуете, что в семье разрешено всё и он агрессивно добивается своего, возможны более строгие действия со стороны педагога. Нужно чётко и ясно дать ребёнку понять, что можно, а чего нельзя делать в группе.

Не стоит все трудности, которые возникают у педагога с таким ребёнком, объяснять ситуацией в его семье. Целесообразно проанализировать и свою тактику взаимодействия и способы контроля за поведением ребёнка. Педагог может, как усугубить негативные тенденции в его социальном развитии, так и в значительной степени компенсировать неблагоприятное влияние семьи.

В отечественных работах приводятся отличительные особенности общения с детьми воспитателей с авторитарными и демократическими тенденциям. Различия проявляются в формах предъявления требований, в моральности оценок.

Педагоги авторитарного типа склонны к использованию приказов, распоряжений, категорических указаний; у них негативные оценки преобладают над позитивными. Воспитатели демократического типа чаще прибегают к мягким формам руководства (совет, предложение, «опосредованное требование», просьбы, у них большее число позитивных оценок.

У воспитателей авторитарного типа значительный акцент делается на организационно-деловой (обучающей и дисциплинирующей) стороне педагогического процесса.

«Демократические» педагоги больше внимания уделяют организационно-воспитательскому аспекту своей деятельности: их обращения к детям направлены не только на результативность процесса обучения, на подержание должного порядка и дисциплины, но и на воспитание при этом у детей определённых нравственных качеств и черт характера.

Результаты исследований показывают: в группах «демократических» педагогов создаются оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата группы. «Авторитарные» воспитатели способствуют конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для социального и нравственного развития дошкольников, формирования гуманных взаимоотношений.

Таким образом, усвоение социального опыта происходит через взаимодействие ребёнок – взрослый, в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. Ребёнок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребёнка, чем словесные инструкции и поучения. В дошкольном возрасте моделирование происходит в виде сюжетно-ролевой игры. В ней через роль взрослого, которую берёт на себя ребёнок, происходит освоение отношений между людьми. Коллективная игра невозможна без общения детей друг с другом. Контактируя со сверстниками в процессе игры, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются согласовывать свои действия для достижения общей цели.

Развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками – одна из основных составляющих социального развития ребёнка. От рождения до семи лет взаимодействие со сверстниками проходит несколько стадий, которые различаются мотивами и формами общения, местом в системе общей жизнедеятельности, а также значением в психическом развитии ребёнка.

С четырёх лет дошкольник предпочитает общаться со сверстником. Ведущей деятельностью детей этого возраста является сюжетно-ролевая игра, которая становится развёрнутой, с чётким сюжетом. Это коллективная игра, в которой общение происходит по двум направлениям: общение персонажей и общение исполнителей. Внутри первого направления происходит разыгрывание и моделирование отношений, ситуаций взрослого мира, освоение типов поведения. Внутри второго складываются реальные отношения между детьми в группе.

Ребёнку необходимо внимание и сотрудничество ровесников, признание его успехов. Сотрудничество характеризуется тем, что у детей появляется общая цель, ради достижения которой они стараются согласовывать свои действия. Дети обращаются друг к другу по поводу предметов и действий в конкретных ситуациях игры, занятий или режимных моментов. Такое общение психологи называют ситуативно-деловым. Оно способствует развитию самосознания, инициативы, любознательности, творческого начала, социальной сферы ребёнка, неблагополучие в коммуникативной сфере может привести к негативным эмоциональным состояниям: дети становятся пассивными, замкнутыми или, наоборот, агрессивными. И в том и в другом случае те, кого «не принимают» в игру, тяжело переживают свою отверженность, так как не могут реализовать основную потребность, характерную для данного возрастного этапа, - потребность в совместной игре со сверстниками. К шести-семи годам у некоторых детей складывается внеситуативно-деловая форма общения. Ребёнок также испытывает потребность в сотрудничестве, которое развивается на фоне совместной игровой деятельности. Однако игра из развёрнутых сюжетно-ролевых форм трансформируется в игры с правилами. Игры с правилами способствуют осознанию детьми своих обязанностей, пониманию нор морали, требований справедливости, формированию чувства долга и т. п. несмотря на то, что дети контактируют в игре, обращаются друг к другу по деловым поводам, уменьшается ситуативность их общения. Общаясь, старшие дошкольники начинают устанавливать дружеские отношения, у них возникают довольно устойчивые симпатии и антипатии. «Дети-ровесники создают ребёнку возможность усвоить преподанные старшими образцы человеческих действий и поступков, поупражняться в их воспроизведении, поглядеть со стороны, как выучил тот или иной урок другой ребёнок. Основная магистраль формирования товарищеских связей с ровесниками – становление субъективного отношения к ним, т. е. умения видеть в них равную себе личность, человека с теми же чувствами мыслями, и постоянная готовность действовать на благо товарища, задумываясь о своих собственных интересах только во вторую очередь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада.

создание условий для свободного и эффективного развития способностей каждого ребенка....

Статья «Эмоциональные состояния детей дошкольников и их педагогическая оценка в условиях детского сада» (подготовительная группа)

Эмоциональное благополучие влияет практически на все сферы психического развития детей....

Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада.

Создание условий для свободного и эффективного развития способностей ребенка в детском саду....

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Море эмоций, хорошее настроение, бодрый заряд, активное проявление себя, общение  со сверстниками и взрослыми, и, как итог, активные занятия физической культурой и спортом взрослых и детей....

Конспект НОД по социальному развитию дошкольников в средней группе «Что такое детский сад?»

НОД составлен с учётом программы "Детство" с использованием конспектов комплексно - тематических занятий под ред. Н.С. Голицыной....

Презентация. Эмоциональные состояния ребенка – дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада

Эмоциональные состояния ребенка – дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада...

«Эмоциональные состояния ребенка – дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада»

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку  приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять о...