программа по речевому развитию
методическая разработка (старшая группа)

Рахматалиева Хамида Айткалеевна

программа разработана для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rr_starshaya_22-23_.docx69.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка» муниципального образования «Город Саратов»

410520 г. Саратов, с. Рыбушка, ул. Парковая, дом 4 А тел.: (845-2) 97-98-65 эл.почта: rubdou@mail.ru   ИНН 6432003994   КПП 645101001  ОГРН 1036403201592

ПРИНЯТА  на

Педагогическом совете

Протокол № 1

от 28 августа 2022 года

СОГЛАСОВАНО:

Старший воспитатель

МДОУ Светлячок» с. Рыбушка ____________ Моисейкина О.В.

29 августа 2022года

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОУ

«Светлячок» с. Рыбушка _____________ Краснова И.В.

30 августа 2022года

Приказ № ____

Программа по речевому развитию

для детей старшей группы «Смешарики»

2022г. - 2023г.

Разработчики:

воспитатели

                                                                                                                   Рахматалиева Х.А.

                                                                                                            Бессчастнова А.Н.

                                                                                                           

2022г.

СОДЕРЖАНИЕ.

Наименование раздела

Стр

I

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

2

1.2

Актуальность и новизна

2

1.3

Цели программы

2

1.4

Задачи программы

2

1.5

Блоки программы

2

1.6

Принципы и подходы к формированию рабочей программы

2

1.7

Предполагаемые результаты

4

1.8

Описание разделов программы

4

II

Содержательный раздел

2.1

Содержание образовательной деятельности

2.2

Учебный план

5

2.3

Календарно - тематическое планирование

5

III

Организационный раздел

3.1

Особенности организации образовательной деятельности

6

3.2

Формы, способы, методы и средства реализации программы

6

3.3

Приемы, используемые для реализации программы

6

3.4

Формы реализации программы

7

3.5

Средства реализации программы

7

3.6

Список литературы

7

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка.

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом         становлении ребенка. Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

1.2 Актуальность данной программы состоит в том, что она помогает гармоничному развитию личности ребенка, развитию его мышления и интеллекта; подготавливает ребенка к школьному обучению, решает проблемы коммуникативного характера при общении со сверстниками.

Новизна программы заключается в построении занятий в игровой форме, с использованием различных методик по развитию речи, способствующих предупреждению и устранению задержки речевого развития у ребенка.

1.3 Цель программы: 

  • формировать навыки владения речью как средством общения и культуры;
  • обогащать активный словарь;

культуры;

  • способствовать  развитию  связной,  грамматически  правильной  диалогической и монологической речи;

диалогической  и монологической речи; 

  • способствовать развитию речевого творчества;
  • развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
  • знакомить с книжной культурой, детской литературой;
  • формировать понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; 

1.4 Задачи:

  • способствовать использованию речи для инициирования общения, регуляции проведения в игровом взаимодействии со сверстниками;
  • учить понимать и правильно использовать в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния;
  • учить использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования;
  • формировать навыки правильного произношения всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков);
  • учить строить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога;
  • учить устанавливать причинные связи в сюжете, правильно оценивать поступки персонажей.
  1.  Блоки программы:
  • Теоретическая часть (беседы, сообщения): времена года (осень, зима, весна, лето), лес, продукты питания, мое село, профессии, школа, транспорт.
  • Практическая часть (групповые и индивидуальные игры и упражнения по развитию речи, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения).
  • Подведение итогов (проведение итогового мониторинга, тестирования уровня развития основных речевых знаний и умений).
  1. Принципы и подходы к формированию рабочей программы        

Процесс развития речи детей дошкольного возраста строится с учетом обще дидактических и методических принципов, поскольку именно они являются руководящей идеей организации речевого развития детей:

  • принцип активности предполагает сообщение воспитанникам целей обучения, творческое выполнение ими заданий, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности, систематическую работу над языком; данный принцип характеризуется  развитием активной мыслительной        деятельности, что достигается речевой основой обучения, мотивации и интереса, развитием навыков и умений самостоятельной работы по созданию продукта речевой деятельности;

  • принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку; данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности); подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения родному языку;
  • принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;
  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира;  работу по развитию речи нельзя отрывать от работы направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов; данный принцип подразумевает активное использование методов и приемов, способствующих развитию всех познавательных процессов;
  • принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации; данный принцип подразумевает развитие речи как средства общения и познания, указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку, меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания;
  • принцип развития языкового чутья («чувства языка») подразумевает развитие неосознанного владения закономерностями языка; многократное восприятие речи и использование в собственных высказываниях сходных форм формирует у ребенка аналогии, а затем он усваивает и закономерности языка;
  • принцип формирования элементарного осознания явлений языка основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка; данный принцип предусматривает создание внутренней системы правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторить, но и создавать новые высказывания;
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования предусматривает освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи: освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи; в центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком;
  • принцип обогащения мотивации речевой деятельности основывается на том, что от мотива зависит качество речи и мера успешного обучения; обогащение мотивов речевой деятельности детей должно учитывать возрастные        особенности детей, использование разнообразных приемов,        стимулирующих        речевую        активность        и способствующих развитию творческих речевых умений детей;
  • принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики; речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи; данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности;

Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют содержание обучения, методы - выбор форм организации обучения.

Достижению целей и задач рабочей программы способствуют культурологический, познавательно-коммуникативный, информационный и деятельностный подходы, в русле которых проводится отбор содержания материала, его структурирование.

  1. Предполагаемые результаты:
  •  повышение уровня познавательной активности детей, формирование умения самостоятельно планировать практические и мыслительные действия;
  • обогащение качественного словаря детей грамматическими категориями;
  • способен самостоятельно строить связное высказывание;
  • способен пользуется разнообразными формулами речевого этикета;
  • способен осмысленно работать над собственным звукопроизношением и выразительностью речи.
  • способен устанавливать причинные связи в сюжете, правильно оценивать поступки персонажей;

Данная программа рассчитана на один год и реализуется на базе МАДОУ «Светлячок» с. Рыбушка»

К концу курса занятий дети должны уметь:

  • участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на них.
  • различать понятия: звук, буква, слог, предложение, текст.
  • различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов); умеет изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.
  • пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.
  • осознанно составлять рассказ по серии картинок.
  • рассказывать сказки, загадывать загадки, выразительно в собственной манере прочесть стихотворение.
  • составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-суждение.
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Содержание образовательной деятельности

Воспитание звуковой культуры речи

• Учить дифференцировать пары звуков: с–з, с–ц, ш–ж, ч–щ, с–ш, з–ж, ц–ч, л–р, различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие звуки — изолированные, в словах, во фразовой речи.

• Учить называть слова с названным звуком, определять позицию звука в слове (в начале — в середине — в конце).

• Отрабатывать дикцию, силу голоса, темп речи с использованием скороговорок, чистоговрок, загадок, потешек, стихов.

            • Развивать интонационную выразительность.

Словарная работа

• Продолжать обогащение, уточнение и активизацию словаря (существительных, прилагательных, глаголов, наречий).

• Развивать умение детей обобщать, сравнивать, противопоставлять.

• В словарь детей вводить слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло).

• Формировать умение отгадывать загадки на описание предметов, их свойств, качеств и действий.

• Проводить работу над смысловой стороной слова.

• Расширять запас синонимов и антонимов, многозначных слов.

            • Формировать умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

• Формировать оценочную лексику (умный — рассудительный; робкий — трусливый).

Формирование грамматического строя речи

• Продолжать обучение тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у детей трудности: согласование прилагательных, числительных, существительных в роде, числе, падеже, образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении), индивидуальные упражнения.

• Дать ориентировку в типичных способах изменения слов и словообразования (образование однокоренных слов: дом — домик — домишко — домашний; глаголов с приставками: ехал — заехал — переехал — уехал).

• Развивать умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка.

• Учить строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов.

• Знакомить со словесным составом предложения, подводить детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение — из слов, слова — из слогов и звуков, то есть вырабатывать осознанное отношение к речи.

• Воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку и его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Развитие связной речи

• Совершенствовать диалогическую форму речи, умение вступать в беседу, поддерживать ее, высказывать свою точку зрения, соглашаться или возражать, спрашивать и отвечать, доказывать, рассуждать.

• Формировать элементарные знания о структуре повествования и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.

     • В пересказывании литературных произведений (сказок или рассказов) учить связно, последова     тельно и выразительно воспроизводить готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалоги действующих лиц и давая характеристику персонажам.

• Учить самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины с указанием места и времени действия, с придумыванием событий, предшествующих изображенному и следующих за ним.

• Обучать рассказыванию по серии сюжетных картин, формировать у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

• В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) учить составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительно излагая текст, давая характеристику и описание персонажей.

• Продолжать обучение рассказыванию из личного опыта.

• Обучать творческому рассказыванию.

  1. Учебно-тематический план

Вид организованной образовательной деятельности

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в неделю

Длительность образовательных ситуаций

Форма организации образовательного процесса

Развитие речи

36

1

20

подгрупповая

  1. Календарно – тематическое планирование

Месяц

Неделя

Тема

Кол-во занятий

Сентябрь

1

Диагностика. Выявление уровня знаний и умений детей.

1

2

Осень

1

3

Что нам осень принесла?

1

4

У медведя во бору грибы, ягоды беру….

1

Октябрь

1

Хлеб. Урожай.

1

2

Азбука безопасности

1

3

Я - человек

1

4

Подводное царство

1

Ноябрь

1

Бытовая техника и приборы

1

2

Одежда, обувь и головные уборы

1

3

Моя семья

1

4

Народная культура и традиции

1

Декабрь

1

Зима

1

2

Зимовье зверей

1

3

Зимние виды спорта

1

4

К нам приходит Новый год

1

   Январь

1

Игрушки

1

2

Рождественское чудо

1

3

Домашние животные

1

4

Мир полон сказок и чудес

1

  Февраль

1

Техника

1

2

День Защитника Отечества

1

3

Моя страна

1

4

Мир профессий

1

    Март

1

Международный женский день

1

2

Первоцветы, комнатные растения

1

3

Птицы прилетели – весну принесли

1

4

Весна

1

Апрель

1

Космос

1

2

Мебель

1

3

Предметы быта

1

4

Посуда

1

Май

1

День Победы

1

2

Если хочешь быть здоров.

1

3

Насекомые

1

4

Диагностика. Выявление уровня знаний и умений детей.

1

                                                                         ВСЕГО

36

   III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.        

   3.1.Особенности организации образовательной деятельности

         Структура образовательного процесса включает следующие компоненты: непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН);

  • образовательная деятельность в режимных моментах;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • образовательная деятельность в семье.

При организации партнерской деятельности взрослого с детьми следует опираться на тезисы Н.А. Коротковой:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе). Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе познавательно-исследовательской деятельности, ее интеграцию с другими видами детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, а также чтения художественной литературы).

      Игра является основным видом детской деятельности, и формой организации совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и ребенка.

     Коммуникативная деятельность является средством взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе познавательной деятельности.

Продуктивная деятельность удовлетворяет потребности детей в самовыражении по впечатлениям организованной совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и детей и реализуется через рисование, лепку, аппликацию.

Чтение детям художественной литературы направлено на решение следующих задач: создание целостной картины мира, расширение кругозора детей.

    3.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы:

  • наглядные;
  • словесные;
  • практические;
  • непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии).
  • опосредованное  наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
  • чтение и рассказывание художественных произведений;
  • заучивание наизусть;
  • пересказ;
  • обобщающая беседа;
  • рассказывание без опоры на наглядный материал;
  • дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

3.3. Приемы, используемые для реализации программы:

  • словесные;
  • речевой образец;
  • повторное проговаривание;
  • объяснение;
  • указание;
  • оценка детской речи;
  • вопрос;
  • показ иллюстративного материала;
  • показ        положения        органов        артикуляции        при        обучении        правильному звукопроизношению;
  • игровые;
  • игровое сюжетно-событийное развертывание;
  • игровые проблемно-практические ситуации;
  • игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание;
  • имитационно-моделирующие игры;
  • ролевые обучающие игры.

3.4. Формы реализации программы:

  • фронтальные;
  • индивидуальные;
  • подгрупповые.

3.5. Средства реализации программы:

  • общение взрослых и детей;
  • культурная языковая среда;
  • обучение родной речи на занятиях;
  • художественная литература.

3.6. Список литературы:

1. Кузнецова, Е. В., Тихонова, И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий. / Е. В. Кузнецова [и др. ] – М.:ТЦ СФЕРА, 2004.

2. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. / Л. Н. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3 Теремкова, Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет. Ч 1. / Н. Э. Теремкова. – М.: «Гном и Д», 2006.

4. Яцель, О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. / О. С. Яцель. – М.: Гном и Д, 2005.

5.Столярова, А. А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.

6. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5 - 7 лет. Программа. Конспекты занятий: методические рекомендации;

7. Колесникова Е.В. От звука к букве.

Приложение 1

Мониторинг речевого развития детей старшей группы

№ п/п

ФИ

 ребенка

1. Делится своими впечатлениями с воспитателями и родителями; в случае необходимости может обратиться к взрослому за помощью

2. Участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения, высказывает своё мнение, задаёт вопросы, использует различные формулировки; отвечает на вопросы развёрнутой фразой

3. Умеет отражать в речи необходимую для решения задачи последовательность действий (что нужно сделать сначала, а что потом), а также описывать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что потом (позже)

4. Владеет соответствующем возрасту словарным запасом; способен употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, способен строить грамматические согласованные сложные предложения разных типов.

5. Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать текст, а также составляет описательный или повествовательный рассказ по содержанию картин, передаёт события из личного и коллективного опыта.

6. Умеет договариваться со сверстниками, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве, роли в игре, стремится конструктивно с помощью речи решать спорные вопросы

7. Уточняет значения новых слов, интересуется играми со словом, проявляет «словотворчество», способен к элементарному сочинительству по аналогии с услышанным, стремится участвовать в диалогах.

8. Интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами и явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения

9. Умеет находить сходство и отличия художественных произведений; понимает причины и следствия поступков героев, правильно их оценивает.

10. Имеет эмоционально окрашенную эмоциональную выразительную речь, использует не речевые средства выразительности (жесты, мимику)

1. Делится своими впечатлениями с воспитателями и родителями; в случае необходимости может обратиться к взрослому за помощью

2 балла - самостоятельно, по собственной инициативе делится своими впечатлениями со взрослыми, не испытывает затруднений при обращении за помощью к взрослому.

1 балл – может поделиться своими впечатлениями со взрослыми только при помощи направленных вопросов; принимает помощь, если она инициирована взрослым.

0 баллов – не может выразить свои впечатления, на направленные вопросы взрослого отвечает односложно «да»/»нет»; к общению не стремится.

2. Участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения, высказывает своё мнение, задаёт вопросы, использует различные формулировки; отвечает на вопросы развёрнутой фразой

2 балла - по собственной инициативе делится впечатлениями по поводу прочитанного услышанного, использует различные речевые средства.

1 балл - выражает своё мнение преимущественно по просьбе взрослого, при формулировании собственных вопросов и ответов необходима помощь.

0 баллов  – не проявляет какого – либо интереса и собственной инициативы при обсуждениях произведений;  прямом обращении отвечает односложно «да»/ «нет».

3. Умеет отражать в речи необходимую для решения задачи последовательность действий (что нужно сделать сначала, а что потом), а также описывать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что потом (позже)

2 балла – правильно отражает в речи последовательность необходимых для достижения результата действий, самостоятельно описывать последовательность событий.

1 балл – при описании событий и перечислении необходимой для решения задачи последовательности действий необходима помощь взрослого.

0 баллов – не может отразить в речи последовательность событий или действий.

4. Владеет соответствующем возрасту словарным запасом; способен употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, способен строить грамматические согласованные сложные предложения разных типов.

2 балла – речь ребёнка богата и согласованна.

1 балл – речь ребёнка достаточно богата и согласованна, но присутствуют отдельные погрешности и неточности, которые после замечания взрослого ребёнок исправляет.

0 баллов – речь бедна, слова в предложениях часто не согласованны, указания и исправления взрослого не меняют ситуацию.

5. Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать текст, а также составляет описательный или повествовательный рассказ по содержанию картин, передаёт события из личного и коллективного опыта.

2 балла – самостоятельно, полно передаёт содержание, устанавливает и отражает в речи последовательность событий, ориентирован на слушателя (стремится быть понятным, разъясняет что – то.)

1 балл – при пересказе, описании событий необходима помощь, речь ситуативная.

0 баллов – не может составить описательный рассказ, передать события из личного опыта.

6. Умеет договариваться со сверстниками, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве, роли в игре, стремится конструктивно с помощью речи решать спорные вопросы        

2 балла – проявляет данные качества по собственной инициативе, без участия взрослого: использует считалки, предлагает компромиссы («сначала ты, потом я») и пр. Практически не конфликтует со сверстниками или конфликты решаются без вмешательства взрослого.

1 балл – конфликтные ситуации предпочитает разрешать с помощью взрослого.

0 баллов – часть конфликтует со сверстниками, в спорных ситуациях может проявлять агрессивное поведение.

7. Уточняет значения новых слов, интересуется играми со словом, проявляет «словотворчество», способен к элементарному сочинительству по аналогии с услышанным, стремится участвовать в диалогах.

2 балла- проявляет активный интерес при столкновении с речевым материалом, экспериментирует со словом, может комбинировать известные сюжеты, создавать новые образы, импровизирует со словом сам и вовлекает в импровизацию других

1 балл – не проявляет собственной активности при работе со словесным материалом, но с интересом узнает значение слов, отвечает на вопросы взрослого, умеет подобрать нужное слово в соответствии с данным условием

0 баллов – не проявляет выраженного интереса к словесному материалу.

8. Интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами и явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения

2 балла – является инициатором деятельности (чтения, слушания музыки, наблюдения), проявляет интерес и внимание в процессе чтения, слушания, задает вопросы о литературных, музыкальных произведениях, объектах природы

1 балл – проявляет пассивный интерес, включается в деятельность, только подражая сверстнику или по предложению воспитателя.

0 баллов – не проявляет выраженного интереса, не любит слушать чтение книг, музыку.

9. Умеет находить сходство и отличия художественных произведений; понимает причины и следствия поступков героев, правильно их оценивает.

2 балла – самостоятельно может элементарно охарактеризовать и сравнить художественные произведения, выносит правильные оценки поступкам героев, может объяснить, почему он так думает

1 балл – для сравнения художественных произведений и правильной оценки поступков их героев требуется помощь взрослого.

0 баллов – не может сравнивать произведения и вынести оценку поступкам героев.

10. Имеет эмоционально окрашенную эмоциональную выразительную речь, использует не речевые средства выразительности (жесты, мимику)

2 балла - в речи использует развёрнутые, эмоционально окрашенные предложения, сопровождающиеся соответствующими в речи жестами и мимикой.

1 балл - при выражении чувств, требуется помощь воспитателя, мимика ограниченная, не всегда подходящая к речевому содержанию.

0 баллов – речь односложная, невыразительная, жесты и мимика почти не используются или не совпадают с содержанием высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамика освоения адаптированной образовательной программы (ОО «Речевое развитие») по результатам диагностики речевого развития учителем-логопедом

Результативность работы учителя-логопеда в 2019-2020 уч.году (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)...

Программа по речевому развитию "Речевичок"

Данная модиффицированная  программа разработана по развитию связной речи с трехуровневым подходом....

Рабочая программа по речевому развитию для второй группы раннего развития

Цели            Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия ...

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».

Данная рабочая программа  описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...

Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализации 1 год)

Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована  на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализ...

Дополнительная образовательная программа по речевому развитию – образовательная область «Речевое развитие»- кружок « В мире сказки»

       Книги окружают человека с самого раннего детства. Вначале это книжки - картинки, потом весёлые стихи, потешки, сказки, шутки, а затем и детские журналы. Чаще это исто...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Говоруша» (речевое развитие) Возраст детей: 5-6 лет

Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 5-6лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий....