Игра- как средство познания пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ с использованием вербальных и невербальных средств в общении.
методическая разработка (старшая группа)

Пространство является базисной категорией в познании ребенком окружающего его мира. Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных и пространственно-временных представлений. Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. Пространственные представления − это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_vospitatel_atapkova_a.v._gr._13.docx35.47 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение

социального обслуживания «Дом-интернат для детства с отклонениями в умственном  развитии №2»

 

Игра- как средство познания пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ с использованием вербальных и невербальных средств в общении.

Сообщение

на методическом объединении воспитателей Специального структурного подразделения основного дошкольного и дополнительного общеразвивающего образования детей с ОВЗ.

Киселева  А.В.

Воспитатель

Санкт-Петербург

2020-2021 уч. год

Содержание

  1. Значение развития пространственных представлений у детей с ОВЗ
  2. Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ в игровой деятельности.
  1. Этапы формирования пространственных представлений.
  2. Принципы.
  3. Игра в воспитании и обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ,
  4. Дидактические игры и упражнения направленные на формирование пространственных представлений, с использованием вербальных и невербальных средств общения
  1. Важность формирования пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ

  1. Значение развития пространственных представлений у детей с ОВЗ

Пространство является базисной категорией в познании ребенком окружающего его мира. Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных и пространственно-временных представлений. Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. Пространственные представления − это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. У детей с ОВЗ наблюдаются трудности формирования пространственных представлений, а также трудности их языкового оформления. И без специальной помощи эти представления не будут дифференцироваться и обогащаться. Все это отразится на личностном и социальном развитии детей. Очевидно, что работа по формированию пространственных представлений у детей с ОВЗ должна вестись планомерно и целенаправленно. Дети с ОВЗ лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к обучению воспитанники нуждаются в психологической поддержке и помощи.

  1. Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ в игровой деятельности.

Своевременное формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий повышения его достижений. Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом).

Существует несколько этапов формирования пространственных представлений. Это:

• Освоение телесного пространства

• Освоение внешнего пространства

• Пространственные схемы и диктанты

• Конструирование и копирование

В коррекционно-педагогической работе учитываются следующие принципы:

1) Построение обучения с учетом ведущей деятельности. Общепризнано, что наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных играх-занятиях, в дидактических играх и в упражнениях. Дидактическая игра – одна из наиболее значимых форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время, игра – основной вид деятельности детей. А дидактические игры позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразить учебную деятельность, внести занимательность.

2) Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к детям с учетом уровня сформированности пространственных представлений и практических ориентировок, особенностей их познавательного и речевого развития.

3) Учет закономерностей развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

4) Системность, последовательность в усложнение материала.

5) Создание ситуации успеха каждого ребенка, эмоциональная включенность ребенка в игровой процесс.

В настоящее время  появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика,  которая рассматривает игру как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возрастов.  Согласно этой концепции, опора на игровую деятельность, игровые формы, приемы – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных  условий жизнедеятельности.

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, стремление к творчеству, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.

Некоторые примеры дидактических игр и упражнений:

1. Ориентировка «на себе»; освоение «схемы собственного тела»

Как правило,  дети с ОВЗ неплохо ориентируются в схеме собственного тела по вертикальной и фронтальной оси, но не ориентируются в правой и левой частях тела. Поэтому особенное внимание следует уделить формированию понятий «левая сторона», «правая сторона» применительно к собственному телу ребенка. Сначала закрепляется «правая сторона», при этом название «левой» дается позже.

Здесь чаще используются задания на поднятие правой или левой руки, показа правого уха правой рукой, левой – левого и т.д. Постепенно задания усложняются.

Игра «Обезьянки». Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.

Игра «Путаница». Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т.д.

Следует отметить, что для дошкольников с ОВЗ эти задания при кажущейся простоте вызывают трудности, особенно выделение правой и левой сторон. Некоторым детям требуется многократное повторение, возможно, в течение всего учебного года. Использование заданий типа «Покажи, где…» не требует много времени и специальной организации. Использование соревновательного момента «Кто больше покажет…» позволяет активизировать детей.

2. Ориентирование в окружающем пространстве

1) Игры на формировании ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета «от себя»:

В игре «Что где находится?» ребенок показывает правую руку и называет или показать жестами, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз, предлагают открыть глаза, и опять просят показать правую руку, назвать или показать жестами то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

Игра: «Что стоит внизу, наверху, (Кто стоит)». Цель: знакомство с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов «на», «под», «рядом» или жестами.

Игра «Колокольчик». Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий (воспитатель) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать или показать при помощи жестов – откуда слышен звон. Если называет (показывает) верно, то становится ведущим.

Игра «Заводная кукла». Воспитатель предлагает детям представить, что они игрушки на пульте управления, которые умеют точно выполнять команды своего инструктора. Воспитатель подает команды: «Игрушки, сделайте два шага вперед, поворот налево. Руки за спину, один шаг назад. Руку правую вверх, три шага вперед и т.д.»

Игра «Магазин». Ребенок получает «покупку», точно назвав (указав) местоположение предмета.

2) Игры на формирование ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета «от другого» и «от объекта».

Игра «Что изменилось?» Цель: знакомство с тем, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху (слева), сможет оказаться внизу (справа), и наоборот.

Игра «Контролер»: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры – пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади «контролера» с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. «Пассажиры» с красными билетами направляются «контролером» в левый автобус, а с зелеными в правый.

Игра «Где я сяду». Цель – формирование умения занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).

3) Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве)

Игра «Назови (покажи) соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить: - что изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п. (не говорящие дети рисуют стрелки в нужном направлении).

Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся: - в правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т.п.

Игра «Лабиринт». Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.

Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.

Игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А4) и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, из центра листа машинка поехала в правый нижний угол, затем вдоль правой стороны в правый верхний угол, затем в левый нижний угол, к середине правой стороны и т.д.

Игра «Укрась ёлку». Цель – найти местоположение игрушки по инструкции педагога.

4) Игры на восприятие пространственных отношений между предметами

Игра «Что где стоит?» Цель – установление пространственных отношений между предметами. («Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»). Не говорящие дети показывают карточки (пиктограммы) с соответствующими предметами.

Игра «Давай меняться». Цель – формирование умения определять свое местоположение по заданным ориентирам. Воспитатель даёт инструкции: например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.

Игра «Волшебное дерево». Цель – формирование умения отражать пространственные отношения между предметами в речи. Дети называют, не говорящие – показывают жестами местоположение яблок, гусениц, облака по отношению к дереву.

Игра «Найди магнит». Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети (или воспитатель) дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.

Игра «Новоселье». Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д.

Планирование игр осуществляется с учетом закономерностей развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Несомненно, ориентировка в схеме собственного тела является исходной, а на основе этого у детей формируются пространственные представления и ориентировки в пространстве, на плоскости, происходит овладение пространственными наречиями и предлогами. Важно отметить, что работа по всем направления ведется не изолированно друг от друга, не в линейной последовательности. Одни и те же игры могут быть использованы при изучении разных лексических тем. Так, игру «Я еду на машине», изменив лишь предмет, с которым действует ребенок, можно превратить в игры «Я играю в футбол», «Хоккеисты», «Муха летает» и т.д. Также в игре «Магазин» материалом служат предметные картинки по разным лексическим темам (игрушки, овощи, фрукты, животные…).

Важно учитывать индивидуальный уровень развития детей, и в соответствии с возможностями ребенка подбирать дидактические игры разной сложности. Необходимо так же отметить, что в работу по развитию пространственного восприятия и формированию пространственных представлений нужно включать упражнения и игры по конструированию картинок, разрезанных на части, фигур из палочек, кубиков Никитина. Данные упражнения развивают способность   перцептивного моделирования, основанного на анализе и синтезе пространственного взаиморасположения частей целого изображения, способность соотносить части и целое.

  1. Важность формирования пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ

Исходя из вышеизложенного, важность формирования пространственных представлений у дошкольников с нарушениями в развитии не вызывает сомнений. Однако в ходе текущей учебной и воспитательной деятельности, как показывает практика, пространственные представления данной категории у воспитанников формируются крайне медленно. Дети  путают правую и левую стороны, недостаточно ориентируются в окружающем пространстве, на плоскости, в «схеме собственного тела». Поэтому необходимы специальные занятия по коррекции и развитию пространственных представлений.

Необходимо отметить, что работа по формированию пространственных представлений тесно переплетается с работой логопеда по совершенствованию грамматического строя речи, а также профилактике нарушений звукобуквенного анализа. Задачи развития ориентировки в пространстве также решают физкультурный и музыкальный руководители.

Благодаря последовательной и систематической работе по развитию пространственных ориентировок у детей с общим недоразвитием речи, тесной взаимосвязи в работе логопеда с воспитателем, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре и родителями, дети на 90% усвоили пространственные отношения.

Данная система работы, направленная на формирование пространственных представлений, еще недостаточно разработана. В перспективе она имеет потенциальные возможности для дальнейшего развития и применения в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ.


Список литературы

  1. Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М.: Айрис-пресс, 2005. (Библиотека психолога образования) http://psy.1september.ru/article.php?ID=200003411
  2. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие

- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с. - (Коррекционная педагогика).  http://pedlib.ru/Books/5/0269/5_0269-89.shtml#book_page_top

  1. http://festival.1september.ru/articles/572274/
  2. http://festival.1september.ru/articles/568015/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры-средство развития пространственных представлений у дошкольников

О развитии пространственных представлений у дошкольников...

Вербальные и невербальные средства общения

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения....

Дидактические игры, динамические паузы и мини-этюды по формированию чувствительности у детей к вербальным и невербальным средствам общения.

Педагогам ДОУ следует;чаще использовать на занятиях и прогулках игры -этюды, помогающие развивать восприимчивость детей к вербальным и невербальным средствам общения. В этих играх дети общаются с помо...

Семинар – практикум на тему: «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»

В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочет...

Игра как метод развития пространственных представлений у дошкольников

Методическая консультация по использованию дидактических игр в процессе формирования и развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста...

Использование коммуникативных игр в развитии вербальных и невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста.

Аннотация: В статье представлены результаты теоретического изучения использования невербальных и вербальных средств общения детьми старшего дошкольного возраста в диалоге. Представлен вид и характер и...

Формирование пространственных представлений у дошкольников с ТНР через использование сказок

Использование различных сказок в коррекционной работе логопеда имеет очень много положительных моментов:- повышается речевая активность,- развивается просодическая сторона речи;- совершенствуется лекс...