проект "В детский сад без слез"
проект (младшая группа)

Трубина Евгения Сергеевна

Актуальность Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Адаптация — это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В детский сад без слез30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «В детский сад без слез»

Автор проекта: воспитатель Скосырская Е.С.

Проект «В детский сад без слез!» направлен на то, чтобы избежать осложнений адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации.

Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы «Сказка»

Место реализации проекта: МДОУ детский сад «Жемчужинка» группа раннего возраста «Сказка»

Сроки проекта: 2  месяца.

На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость и т.д.

Проблема

  • .. Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте — умение проникнуть в духовный мир ребенка. Сухомлинский В. А.

Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям. Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»?Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой.Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В. А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

Актуальность Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Адаптация — это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.

Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Общая задача нас, педагогов и родителей, — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Цель:

  • создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

Задачи:

  • создать условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения; работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
  •  
  • формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
  • закладывать основы взаимодействия друг с другом, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
  • побуждать детей к эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности (окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка и т.д.).

Гипотеза: Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.

Ожидаемые результаты:

Дети:

  • Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;
  • Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.

Родители:

  • Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;
  • Стремление родителей к сотрудничеству.

Воспитатели:

  • Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;
  • Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

  1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
  2. постепенное заполнение группы;
  3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
  4. информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений;
  5. наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);
  6. протекание адаптации.

Формы работы с родителями:

  1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду
  3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
  4. Беседы индивидуально

Основные направления проекта:

  1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;
  4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.

Этапы проекта:

1. Подготовительный

  • Изучение методической литературы
  • Составление планов работы с детьми, родителями;
  • Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
  • Повышение педагогической компетенции родителей;
  • Прогноз вероятной степени адаптации детей.

2. Основной

  • Постепенное заполнение группы (прием 2—3 малышей в неделю);
  • Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
  • Учёт индивидуальных особенностей ребенка;
  • Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»);
  • Работа с детьми.

3. Заключительный

Анализ проведенной работы, определение степени адаптации ребёнка, подведение итогов адаптации на родительском собрании в виде презентации и отчета.

Совместная деятельность воспитателя и детей

Проведение проекта «Давай поиграем», «здравствуй сказка»

Коммуникативные игры: «Давайте познакомимся»«Шли – шли, что – то нашли»«Раздувайся пузырь»«Чудесный мешочек» , Игры с воздушными шарами, л «Поймай солнечных зайчиков» и т.д.

Подвижные игры: «Пузырь»«Карусель», Догонялки, «Мы топаем ногами»«Курочка и цыплята»Солнышко и дождик»  «Самолеты»«Поезд»«Гуси»«Птички летают.

Пальчиковые игры: «Сидели два медведя», «Здравствуй, солнце золотое!»«За работу»«Утята»«На работу»мы делили апельсин»,  «Ладушки, ладушки – где были?»«Я пеку, пеку, пеку…»«Буду маме помогать»,  «Мы капусту рубим, рубим…»«Пальчики здороваются»«Сидит белка на тележке»«Этот пальчик дедушка»«Сорока, сорока, кашку варила», «Один, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять» и т.д.

Фольклор, художественная литература: Потешка для новичков: «Кто из нас хороший», Потешка: «Водичка, водичка, умой мое личико», Чтение потешки «Ладушки, ладушки», Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол», « наша Таня громко плачет б Рассказывание сказки «Курочка Ряба», Чтение песенки-потешки «Вот и люди спят», Сказка «Почему плакал котенок», Рассказывание сказки «Теремок», Чтение песенки- потешки «Баю, баю за рекой», Потешка «Кран, откройся, нос, умойся», Рассказывание сказки «Репка» Потешка «Чики, чики чикалочки» и т.д.

Конструктивная деятельность: Сооружение загородки из кирпичиков,  , Постройка дорожки, Башенки из кубиков, Знакомство со строительным материалом,д Построим теремок, Стол и т.д.

Сенсорное воспитание:  , Цветные фоны, Дидактическая игра «Найди такой же», Дидактическая игра «Спрячь мышку», Сложи в коробочку шарики, игровые упражнения с прищепками «Коробочки».«Прятки» и т.д.

Элементы театрализованной деятельности: Показ театрализованной игры

«репка»«Давайте познакомимся», Показ настольного театра

«курочка ряба», Драматизация сказки «Как собака друга искала»,

  Инсценировка

стихотворения «Зайчик»«Ветер дует нам в лицо», Инсценировка

стихотворения «Мама спит, она устала», Инсценировка сказки «Курочка

Ряба», Игра- инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп» и т.д.

Речевое развитие: «Кого как зовут»«Да или нет», Звук [а] «Баюкание

куклы», «Угадай, что звучит», Игры на подражание «Бьем в барабан»,

«Ехали-ехали», Звук [у] «Паровозик» и т.д.

Дидактические игры: «Узнай и назови»«Поручения»«Комната для кукол»,

«Потерялись»«Дай, что звучит»«Кто что делает»«Какой?», «Узнай и

назови овощи», «Помоги найти маму»«Чудесный мешочек»«Кто позвал»,

«Разложи по цвету» и т.д.

Физическое развитие: «По длинной извилистой дорожке»«Кто тише» Игра

«Зеркало»«Перешагни через палку»«По камушкам через ручеек»,

«Принеси игрушку»«К куклам в гости»«Догони мяч» «Перелезь через

бревно», «Доползи до погремушки».

Работа с родителями

1. Групповое и индивидуальное консультирование родителей — повышение

психолого — педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания,

обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2.   родительские собрания  

3. Подбор специальной психолого — педагогической литературы по

вопросу адаптации детей к условиям детского сада.

4. Анкетирование родителей – изучение уровня адаптации и

удовлетворенности родителями работой.

5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях

данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

  1. Экскурсия родителей в группе, день открытых дверей

Заключение

Невозможно предложить единый для всех метод адаптации — каждый

ребёнок нуждается в особом подходе. Единственным общим моментом

является завоевание доверия и расположение малыша. Без такого доверия к

новому взрослому нормальное эмоциональное самочувствие ребёнка

невозможно.

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей

детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими

воспринята, что положительно повлияло на различные виды

деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую,

музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный

отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая

активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую

деятельность детей.

В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду

прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра

помогла детям успокоится, развить коммуникативные способности. Дети

стали общаться друг с другом. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут

на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко

расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.

Использованные информационные источники

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое

пособие / Авт. -сост. Белкина JI. В. – Воронеж, Учитель, 2006. — 236 с.

2. Адаптация ребёнка к детскому салу, Советы педагогам и родителям:

Сборник. СПб.. Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера 2010. — 128 с.

(илл.)

3. Еpмaкoвa И. A. Paзвивaем мелкую моторику у малышей. — CПб.:

Издaтельский дoм, 2008. — З2 с.: ИЛ. — (Сepия «Первые шаги»).

4. Колдина Д.Н. Игровые занятая с детьми 1—2 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2010.

— 112 с. — (Ранний возраст).

5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к

дошкольному учреждению. — М.: Книголюб, 2003 (Домодедово: ДПК). — 72 с.;

60х90/16. — (Психологическая служба). — ISBN 5-93927-079-4 (В обл.), 5 000

экз.

6. Игры для развитии мелкой моторики рук с использованием

нестандартного оборудования. – Автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

в детский сад без слез

ребенка, который очень сильно привязан к матери, следует приучать к детскому саду постепенно....

Проект "В детский сад без слез!"

С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требова...

Проектная деятельность в детском саду "В детский сад без слез"

В материале описана работа педагога - психолога по сопроводждению семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ...

Проектная деятельность в детском саду "В детский сад без слез"

В материале описана работа педагога - психолога по сопроводждению семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ...

"В детский сад с улыбкой, в детский сад без слез!"

Проект в группе раннего возраста...