2022-2023 Консультация для воспитателей :" Театр танца- это интересно!"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Панина Валентина Сергеевна

Увлекательно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tetar_tantsa_eto_interesno.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад «Радуга» р.п. Базарный Карабулак Саратовской  области»

Консультация для воспитателей:

«Театр танца- это интересно!»»

Подготовила

Музыкальный руководитель

Панина В.С.

2022-2023

  Детский Театр танца – это особый вид детского хореографического творчества. В нём танец не дивертисмент, он наполнен содержанием и образностью. В каждой хореографической миниатюре танцевальная лексика, музыка, костюм, художественное и световое оформление объединяются единым творческим замыслом педагога и работают на раскрытие сюжета или образа. Детский театр танца – это ещё и особая художественно-эстетическая среда с атмосферой любви к общему делу, которая воспитывает в детях культуру общения, чувство ответственности, дружбы и товарищества. Коллективная форма учебных занятий, концертные номера, в которых режиссёрский замысел объединяет в работе  детей, дают возможность продуктивно влиять на выработку у них норм и правил высоконравственного поведения, добиваться сплочённости коллектива, налаживать добрые и уважительные отношения между детьми, ощущать взаимовыручку и поддержку друзей. Культура общения детей на занятиях постепенно становится нормой их поведения и за пределами детского сада.
    
Главная цель – сделать жизнь ребёнка яркой и интересной, открыть ему удивительный мир танца, в котором танец рассматривается не как набор разнообразных движений тела, а как потребность души наглядно выражать такие высокие понятия как красота, доброта, чистота, искренность, через радость творчества привить воспитанникам любовь к танцу.
  Театр танца имеет свои особенности. В нем в качестве главного средства создания художественных образов используются движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный выразительный язык. Истоки этого языка коренятся в характерных движениях и пластических интонациях, рожденных в реальной жизни. Это и позволяет понимать содержание танца в системе присущего ему языка, бессловесных пояснений. В целостной композиции танца в качестве выразительной лексики используются как специфические танцевальные, так и актерскую игру и действия. Оба вида движений имеют общую первооснову – реальные жизненные движения.
   Например, такое плясовое движение, как притоп, имеет свой «прообраз» в бытовой  пластике. Бывает, человек, настаивая на своем, для большей убедительности ногой топнет: «Нет, будет по-моему!» а как часто капризные дети пытаются добиться желаемого, воздействуя на взрослых испытанным приемом: громко плача,  топают ногами.
Внешняя форма ударов ногами об пол в пляске видоизменяется. Притопы могут многократно повторяться с  каким-либо ритмическим рисунком, дополняться другими плясовыми элементами и прочее.
   Итак, мы коротко рассмотрели некоторые определяющие свойства театра танца в целом, которые могут быть характерны для разных форм танца, как сложных, так и простых. Очевидно, и детскому танцу могут быть присущи: образность с элементами драматургии, воплощенными в сюжете, взаимоотношениях разнохарактерных персонажей. Эти свойства в наиболее полной мере встречаются в детском сюжетном танце. В танце становление творческих способностей у детей может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием деятельности музыки, движения и игры (драматургии)- трех характеристик танца, каждая их которых способствует развитию у детей творчества и воображения.
В процессе обучения в качестве основных используются несколько методов.  Выразительный 
показ движений, танцевальных композиций педагогом задает наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений. Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать свое исполнение.
  Образный рассказ побуждает детей представлять какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии, воображения. Вслушивание в музыку и простейший анализ ее выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения и  на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных  выразительных танцевальных средств.

  Знакомство детей с каждым жестом или танцевальным движением начинается с того, что детям сообщается его значение. При этом чаще всего сопоставляются два движения, противоположные по значениям. Сравнение контрастных движений помогает детям лучше осознать их смысл и различие в выполнении.
На следующей стадии обучения дети учатся музыкально отвечать жестом на жест, движением на движение. С этой целью изучаемое движение включается в игровую актерскую ситуацию, построенную на 
взаимодействии партнеров. Первоначально партнером детей в упражнении может выступить педагог (или кукла в руках педагога).
Впоследствии изучаемое движение включается в небольшую композицию этюда или танца на новом музыкальном материале. Эта композиция имеет, как правило, сюжетную основу, а изучаемое движение в ней может  быть усложнено или по-новому сочетаться с другими движениями.
 Словесный 
анализ движения, выявления зависимости его выразительности от способа выполнения, помогает детям осознанно овладеть языком движений.
Необходимо побуждать детей не только повторять показанные педагогом движения, но и самостоятельно придумывать новые их варианты и сочетания. Этому способствует так же включение движения в игровое взаимодействие с партнером: использование движения в качестве средства живого общения активизирует двигательный опыт и фантазию детей.
На этой основе дети учатся импровизировать в плясках. Причем первые попытки могут проводиться в «
сотворчестве» с педагогом, а потом  как самостоятельные пробы.
Подобные импровизации могут вводиться в сюжетный танец в качестве «свободных», творческих фрагментов, передающих  определенное   эмоциональное состояние.
   И вот дети готовы к танцевальной постановке. Театр танца - это последовательность событий , происходящих в определенной ситуации. Под этим подразумевается не только изображение внешних движений, поступков персонажей, но и внутренние действия: развития характеров, переживаний, взаимоотношений действующих лиц. В основе сюжета лежит конфликт, дающий импульс к развертыванию драматического действия. Породить такой конфликт может столкновение разнохарактерных персонажей, их несовпадающих и даже противоположных интересов, побуждении, стремлении.
   Следовательно, чтобы дети могли исполнять сюжетные танцы, необходимо, по крайней мере, два условия:
- с одной стороны, дети должны владеть приемами актерского взаимодействия;
- с другой стороны, они должны уметь 
перевоплощаться в образ того или иного персонажа.  Образное перевоплощение в танце предполагает исполнение движений и действий какого-либо персонажа с характерными для него особенностями пластики. Этому необходимо учить детей специально.
   Первоначальное обучение детей приемам образного перевоплощения проводится на материале этюдов, каждый из которых предназначен для работы над каким-нибудь одним образом. В методике работы с разными этюдами есть некоторые общие моменты. Знакомство с любым из них начинается с восприятия музыки. Вслушиваясь в музыку, ее выразительные особенности, дети пытаются определить,  про кого она «рассказывает», каков характер этого персонажа, что он может делать, как двигаться и т.п. На основании такой короткой беседы педагога с детьми составляется образный рассказ, в котором действует названный персонаж.
   Первая попытка исполнения этюда, как правило, предоставляется детям для самостоятельного 
поиска выразительных средств воплощения заданного образа. После этого хореограф начинает направлять этот поиск, используя различные методы: наводящие вопросы о характере и обстоятельствах действия персонажа; объяснение особенности его пластики  ( в крайних случаях, когда не помогают другие методы)  прямой показ движения или отдельных его фрагментов. На завершающем этапе работы над этюдом дети стараются исполнить его выразительно, по очереди «выступая» друг перед другом.
   Какова позиция педагога в процессе развития детского творчества? Пока ребёнок не вполне готов, недостаточно инициативен для самостоятельного решения творческих заданий, педагог помогает ему, направляет его. Это выражается в разъяснениях, вопросах, показе движений,  чтобы побудить его задуматься над решением, сравнить между собой предложенные варианты выбрать один из них. Самостоятельный выбор варианта решения становится 
преддверием творчества (а возможно, и закладывает первые «кирпичики» творческого опыта). В этот период педагог «ведет ребенка за собой».
   Но наступает момент, когда детская фантазия, подкрепленная опытам обучения, начинает заявлять о себе. И тогда, приходится удивляться оригинальности детских «решений», которые оказываются не менее, а порой, и более удачными и органичными, чем «заготовки» педагога. В такие моменты педагог «идет за детьми» и даже – в определенном смысле – может поучиться у них творчеству. И тут очень важно «не отстать, не оторваться» от ребят, чтобы не тормозить работу детской фантазии. Потому что у взрослого может появиться искушение вернуть детей к собственному, ожидаемому варианту решения, так как оно кажется ему «более правильным».  Важно  помнить, в подобном случае, что творческое задание в театре танца – это «открытая актерская задача», и здесь возможен достаточно широкий спектр танцевальных и актерских решений при условии их соответствия образу и его музыкальным характеристикам. 
   На занятиях всегда доброжелательная обстановка. Детей радует искренний  и чуткий интерес к малейшим их находкам, к их успехам, поддержка и поощрение их самостоятельности; осторожность и мягкость в исправлении ошибок, при этом следует избегать оценок «плохо» или «неправильно», но обращать внимание ребенка на несоответствие его движений заданному образному содержанию, характеру музыки.
Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей.
Все это создает действительно творческую атмосферу на занятиях, без которой невозможно становление творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Театр скороговорок ".

 Скороговорки - эффективное средство для развития дикции, фонематического слуха, речевого дыхания, выразительных средств голоса....

Консультация для воспитателей: "Театр в детском саду"

Использование элементов кукольного театра        в театрализованных развлечениях старших дошкольников....

консультация для воспитателей "Коммуникативные танцы в детском саду"

консультация для воспитателей "Коммуникативные танцы в детском саду"...

Консультация для воспитателей «Оригами — полезное занятие, интересная игра»

Влияние занятий оригами на всестороннее развитие ребёнка или зачем детей обучать оригами в детском саду.В дошкольном возрасте продолжается формирование и развитие речи детей. Всем известно, что хорошо...

Консультация для воспитателей "Как сделать праздник интересным"

Полезные консультации и методические разработки для воспитателей по музыкальному воспитению...

2022-2023 План работы с воспитателями

Планирование  работы  музыкального руководителя с педагогами ДОУ на 2022-2023 учебный год...

Годовой отчет-презентация о проделанной работе во второй младшей группе за 2022–2023 учебный год. (подготовила воспитатель Кулиш А.Н.)

Дети развивались согласно своему возрасту, удалось добиться определенных успехов. Соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования в детском учреждении....