Внедрение проекта "Воспитание толерантности"
проект (старшая группа)

Жаппарова Альбина Заквановна

Из опыта работы А.З.Жаппаровой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnedrenie_proekta.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Центр развития ребенка – детский сад №15 «Семицветик»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внедрение проекта

 «Развитие терпимости к особенностям и традициям людей разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста» разработанного И. П. Шелухиной

 

 

 

 

 

 

     

                                                                      Из опыта работы воспитателя

                                                             Жаппаровой Альбины Заквановны

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        г. Озёрск

                                                            2021г.    

 

Содержание.      

 

Введение

 

1.Задачи воспитания толерантного поведения.

 

2.Организация и содержание работы по развитию терпимости к особенностям и традициям людей разных национальностей:  

2.1  Этапы внедрения проекта

2.2  Содержание работы

 

3.Результативность.

 

Приложения.

Библиография.

 

 

 

Введение.

 

 В мире миллионы людей. Они разные. У них разный пол, разный возраст, разный социальный статус, разная внешность, разные права, разные расы, разные национальности. Мы разные, но мы все живем на одной планете - Земля. Мы каждый день сталкиваемся с большим количеством людей, которые не такие как мы, они не похожи на нас, они другие. Но эти люди нужны нам для дальнейшего развития мира, для жизни на Земле. Мы должны принимать их индивидуальность, уважать их права, выслушать их мнение. Мужчина должен уважать женщину, а женщина мужчину, взрослый - ребенка, а ребенок - взрослого, физически и психически здоровый человек должен уважать больного человека, представитель одной национальности должен уважать представителя другой национальности.  

 Исторически сложилось так, что наш  Южный  Урал - многонациональный. На нашей территории сложилось множество национальностей, культур, традиций и обрядов. Каждая национальная культура уникальна, каждая несет в себе, что-то особенное не похожее на другие.

 Жизнь в условиях этнического многообразия является одним из источников серьезных проблем для любого общества, где подрастают дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам «жизни сообща» стало первоочередной задачей воспитания.  

 Но в этом веке живут наши дети. Неужели мы хотим, чтобы они жили в постоянной вражде и в не понимании. Неужели хотим, чтобы каждый день по причинам этнических конфликтов погибали люди. Неужели мы не хотим мира, который прославляем в своих стихах и песнях. А как прийти к миру, как установить мир на всей Земле.

 

 Межнациональная толерантность – это терпимое, принимающее, уважительное, понимающее отношение как к собственной национальной и этнической культуре, так и к культуре иных наций и этносов.  Толерантность можно определить как терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, религиозной или культурной принадлежности, терпимое отношение к  иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность проявляется в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования различных точек зрения без применения насилия. Но быть толерантным v не значит быть равнодушным к другим людям. Толерантность предполагает взаимность и активное участие всех заинтересованных сторон.  Стать более толерантным человеком - значит научиться с уважением выслушивать любую точку зрения, перестать делить мир на два лагеря "свои" и "чужие". Просто необходимо научиться защищать свои убеждения без применения насилия, найти более конструктивные методы решения разногласия. Иногда достаточно просто выслушать и, главное, услышать другого человека для того, что бы и он, в свою очередь, прислушался к Вашему мнению.

 Конечно, совсем непросто научиться жить с непохожими людьми, но это одна из реальных возможностей уменьшить количество конфликтов вокруг нас. Для этого нужно просто оглянуться вокруг себя, восхититься многообразием мира и людей вокруг и не забывать о том, что сохранение этого разнообразия зависит от уважительного и терпимого отношения каждого из нас.

 Межкультурному взаимопониманию необходимо учить. Примирению необходимо учить. Следовательно, вопрос обучения ТОЛЕРАНТНОСТИ

становятся актуальным, является неотъемлемой составляющей прав человека 

  1. Задачи воспитания толерантного поведения: 

Исходя из вышесказанного можно определить следующие задачи:

  • расширить представления детей о жизни народов Российской федерации и Урала;
  • установить связь с семьёй в работе по межнациональному общению;
  • воспитывать и учить детей быть открытыми, относится с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учить их основам человеческого общежития;
  • учить тому, насколько важно отказаться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов;
  • воспитывать в детях альтруизм, открытость и уважение к другим, прививать им способность понимать других, сохраняя при этом свою индивидуальность.   

 

  1. Организация и содержание работы по развитию терпимости к особенностям и традициям людей разных национальностей у детей подготовительной группы. 

2.1 Этапы внедрения проекта.

         

                 Внедрение педагогического проекта проходило в несколько этапов:

1. Изучение опыта работы;

        2.Создание         условий         для         углубленного         изучения         анной         темы

  1. Анкетирование родителей;

        4.Проведение         диагностического         обследования         уровня         знаний         детей;

5. Организация работы на базе проекта  И.П.Шелухиной.

 Внимательно изучив проект И.П.Шелухиной, и получив подробную консультацию по данной теме, я подобрала соответствующую литературу, проанализировала предметно - развивающую среду. Мною были изготовлены макеты национальных жилищ (юрта и русская изба), был создан мини – музей «Куклы в национальных костюмах». Была подобрана картотека народных игр Южного Урала, был оформлен альбом с рассказами о путешествиях по городам России «Широка страна моя родная.»,оформлена папка с легендами Южного Урала, подобраны записи национальных песен и мелодий, были приобретены наборы открыток с видами достопримечательностей г.Челябинска, г.Москвы, г.Санкт – Петербурга, Пейзажами Южного Урала, «Искусство мастеров Златоуста», «Каслинское художественное литьё», набор раскрасок

        «Национальные         костюмы»

 

 С целью установления отношения  к межнациональному общению родителям  была предложена анкета (Приложение №1)

  При анализе ответов письменного анкетирования было установлено:  1.Родители ограничиваются рассказами о стране, Москве и родном городе, но не рассказывают детям о разных национальностях, об обычаях и традициях разных наций.

  1. Не имеют дома книги национальных авторов, читают только русские народные и украинские народные сказки.

3.Дети знают свою национальную принадлежность, но плохо знают свою родословную.

 

 Для выявления представления детей о жизни народов нашей страны и края, с целью  правильного  планирования  работы  с детьми была проведена диагностика (Приложение №2), анализ которой позволил сделать следующие выводы:

1.Дети путают понятия «страна», «столица», «Родина», «главные города Урала».

2.Имеют неглубокие представления об Урале.

3.Знают свою национальную принадлежность, но не могут назвать кукол в национальных костюмах.

 

2.2 Содержание работы.

 

 Проведенная работа позволила выстроить дальнейшие шаги  по внедрению проекта. Система педагогической деятельности строилась на основе перспективного плана внерения педагогического проекта (Приложение №3).  На родительских собраниях была освещена тема «Толерантности». Были предложены консультации: «Что такое толерантность?» и «Роль родителей и педагогов в воспитании толерантности».  Мною были составлены конспекты НОД и проведены следующие познавательные занятия: «Россия – Родина моя», «Москва – столица нашей Родины», «Путешествие по Озерску». Также имели место рассказы воспитателя о национальностях, проживающих на Урале, о национальных праздниках и обычаях разных народов, о подвигах людей разных национальностей в годы Великой отечественной войны. Дети были ознакомлены с легендами Южного Урала, с татарскими, башкирскими, русскими народными сказками.

Узнать об особенностях костюмов разных народов, рассмотреть узоры и различные элементы одежды дети могли в мини - музее «Куклы в национальных костюмах».

     В самостоятельной деятельности дети имели возможность наряжаться в тот или иной костюм. Также закрепляли знания через раскрашивание по образцу раскраски «Национальные костюмы».

     В совместной деятельности рассматривали границы России на карте мира и на глобусе, учились находить Уральские горы на карте России.  В свободной деятельности дети с удовольствием рассматривали наборы открыток с видами достопримечательностей г.Москвы, г.Санкт-Петербурга, г.Челябинска. Особенную гордость вызывали открытки с видами  г.Озерска.

 

Результативность.

 

 Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы, что углубленная работа по данной теме дала положительные результаты. Анализ проведенной диагностики показал, что у детей систематизировались знания о людях разных национальностей, их культуре и быте (Приложение№4). Расширились знания о городах Урала, столице нашей Родины, крае, стране. Дети стали доброжелательнее относиться друг к другу, проявляют любознательность к народным костюмам, сказкам, подвижным играм. Проект И.П.Шелухиной, в процессе внедрения, был творчески дополнен педагогическими наработками: конспектами занятий, картотекой народных игр, содержанием мини-музея, сборниками башкирских и татарских народных сказок. Мы уверены, что выпускники нашей группы никогда не унизят, не оскорбят детей других национальностей.

 

Приложение № 1

Анкета для родителей

Цель: установить отношение родителей к межнациональному общению

  1. Рассказываете ли Вы своему ребенку: о Москве, о нашем городе, об обычаях и традициях людей различных национальностей?
  2. Какие книги национальных писателей и поэтов имеются у Вас дома? Читаете ли Вы их детям?
  3. Знает ли Ваш ребенок родословную семьи?

 

 

 


 

 

         Приложение № 2

 

Вопросы для беседы с детьми

 

Цель: выявить представления детей старшего дошкольного возраста о жизни народов нашей страны

  1. Как называется страна, где мы живем?
  2. Назови столицу нашей Родины?
  3. Кто Президент нашей страны?
  4. Народы каких национальностей живут на Урале?
  5. Какие уральские города, кроме Озерска, ты знаешь?
  6. Я башкирка, а ты кто по национальности?
  7. Какие сказки других народов ты знаешь?
  8. Назови кукол в национальных костюмах?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся.

Воспитание гумманых чувств к людм другой  национальности...

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС

Творческой группой нашего дошкольного учреждения, в соответствии с современными требованиями ФГОС, активно внедряется проект «Музейная педагогика», задачами которой является интеграция музейной и обра...

О Толерантности. Час общения в 7 классе на тему: "Толерантность и мы"

О толерантности. Час общения в 7 классе на тему:   ...

«Развитие коммуникативных навыков и толерантности через реализацию проекта «Дружба и толерантность»

Основная цель проекта  - рививать зачатки толерантности, вызывать желание дружить с детьми  с разными физическими возможностями...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ Пётр Алексеевич Кропоткин – толерантность в действии

Сравнивая двух русских гениев, французский писатель Ромен Роллан писал:«Я очень люблю Толстого, но мне часто казалось, что Кропоткин был тем, о чем Толстой только писал. Он просто и естественно воплот...

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Статья о нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...