Работа с одаренными детьми в ДОУ
методическая разработка

Петращук Татьяна Викторовна

В статье предложены формы, методы и приемы, которые будут полезны педагогам в работе по развитию одаренности у дошкольников. Даны рекомендации по взаимодействию с родителями по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrashchuk_t.v.statya.rabota_s_odarennymi_detmi.28.07.23.docx141.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Петращук Татьна Викторовна

                                                            воспитатель высшей кв. категории,

 МОУ Удельнинская гимназия. Дошкольное отделение

                                                            Пос. Удельная Московской области,

                                                      E-mail: petrashuk_tatiana@mail.ru

Работа с одаренными детьми в ДОУ


   Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач государства и общества, современного образования, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей в доу.

     Какой же одаренный ребенок?

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
  4. Склонен к рискованным действиям.
  5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
  6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
  7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
  8. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

          Хочется заметить, что без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной  работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.

             Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным?

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Для этой категории детей предпочтительны  вот такие методы работы:

-исследовательский; 
-частично-поисковый; 
-проблемный; 
-проективный;

Формы работы: 

  • работа в парах,
  • в малых группах,
  • разноуровневые задания,
  • творческие задания; 
  • консультирование по возникшей проблеме; 
  • дискуссия; 
  • игры.

Очень важны предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны;                                                                                                  
различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; 
проекты по различной тематике; ролевые игры; индивидуальные творческие задания.

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;
  • развитие их творческих способностей (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Работу с одарёнными учащимися педагог начинает  с диагностики одарённости.  Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы воспитанников.

 Педагог должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого -  способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Одно из ведущих качеств, свойственных одаренному ребенку,- сверхчувствительность к проблемам.

Учитывая психологические особенности одаренных детей, очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения,  при которой  школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Данная технология позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями,  навыками, при этом  развиваются мыслительные способности.  

 Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для  обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает   у обучающихся стремление  к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми  оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

Одаренный ребенок – это педагогическая проблема.

Все дело в том, что к детям с разным типом одаренности нужен разный подход, у них разные проблемы и отсюда необходимы разные системы работы. Воспитатель должен знать типы одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценить возможности ребенка.

Во-вторых, проблема заключается еще и в том, что, не зная типов одаренности, некоторые из них можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности.

Тот факт, что практически у всех творческих детей отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен - именно так называемая не комфортность этих детей, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти "в ногу" со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности.

Еще одна проблема - одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя.

Работа с семьей одаренных детей.

Роль семьи в этом отношении невозможно переоценить, потому что именно родители создают климат семьи, а это так важно одаренному ребенку.

Что же касается олимпиад и различных конкурсов, то стремиться участвовать во всех мероприятиях одаренный ребенок не должен, поэтому воспитатели должны тщательно подбирать только те, которые позволят ребенку наилучшим образом себя проявить, раскрыть свой творческий потенциал, свои возможности. Заставлять и вводить в обязанность участвовать ребенка в каких-либо мероприятиях не целесообразно, так как это должно приносить ребенку, в первую очередь, радость и удовлетворение.

А польза от участия в любого вида состязаниях - несомненно, есть. Первое - ребенок учится выигрывать и проигрывать, формируется интерес к тому, чем он занимается, развивается самооценка, коммуникативные умения, определяются профессиональные предпочтения.

Используемая литература:

1. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: М.: Издательский центр «Академия», 2000.-320 с.

2.Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. «Учитель для одаренных», м., 1991.

3. Одаренные дети: пер. с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого - М.: Прогресс, 1991. — 376 с.

4. Одаренный ребенок /под ред. О.М. Дьяченко — М; 1997 г.

5. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др; — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 336 с. 5.

6.Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 2. Музыкальность как признак одаренности

1. Музыкальные способности, их характеристика2. Основные музыкальные способности детей дошкольного возраста3. Условия развития музыкальных способностей в дошкольном возрастеПрактическое зада...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...