Сценарий «Путешествие по страницам сказок».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Милкина Марина Валериевна

Чтение сказки считается самым древним методом познания и воспитания. Общаясь с нашими детьми через сказку, мы передаём им знания о духовном мире, о предназначении человека в обществе, воспитываем их, развиваем внутренний мир, излечиваем от страхов, переживаний. Сказка даёт знания о жизни, законах бытия, пробуждает творчество, фантазию, воспитывает любовь к Родине, труду, учит уважать старших, защищать слабых, помогать больным и немощным. 

После прочтения нескольких сказок знание и понимание их содержания  важно закреплять. Это позволит детям делать умозаключения, оценивать поступки героев, делать выводы. Предлагаю вам небольшую разработку, которая поможет вам закрепить знания по прочитанным сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_stranitsam_skazok.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий «Путешествие по страницам сказок».

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».

 Программное содержание:

 -Расширить представления детей о видах  сказочного жанра;

 -Продолжать учить детей  давать оценку поступкам персонажей сказок;

 -Развивать умение делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы;

— Развивать  способности творческого самовыражения;

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость, эмпатию.

  Предварительная работа:

Чтение  сказок  о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игровое упражнение: «Объясни пословицу», беседы: «Что такое волшебство и колдовство», «Волшебные предметы».

  Материал и оборудование:

 Диск с записью песен: «Приходи сказка»,  «В мире много сказок», иллюстрации к сказкам: «Каша из топора», «Мужик и медведь», «Дурак и береза», «Как дурак дверь стерег», «Как мужик гусей делил», магнитная доска, магниты, проектор, ноутбук, экран, слайды с изображением волшебных предметов,  пластелин,  дощечки  для лепки, салфетки.

  Ход занятия.

Прослушивание  песни  «Приходи сказка». 

Поэт Юрий Энтин,  композитор Евгений Крылатов.

Воспитатель.  Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

  Дети отвечают.  О сказках.

 Воспитатель: Что такое сказка?  Откуда к нам пришли сказки?     Какие бывают сказки?

 Дети отвечают. 

Воспитатель:  Сказка —  это  рассказ о вымышленных событиях, о том, чего  на свете не бывает.

   Сказки к нам пришли из глубины веков.  Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали  собирать и записывать.  Так сказочные  истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства.  Существует три  вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных.

 Ребята,  приглашаю вас совершить  увлекательное путешествие в этот волшебный  сказочный мир.   

Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете сказки.

Игра: «Угадай и назови»

Воспитатель загадывает  загадку, а дети называют  сказку.

 Воспитатель: Если б Петя-простота не выглянул в окошко,

                               Не унесла б его лиса  за темные леса.

                                  («Кот, лиса и петух»)

 Девочка зашла в избушку,

Видит, стоит стол, три стула.

На каждом стуле посидела,

Мишуткину похлебку съела.

(«Три медведя»)

 Хитрая плутовка отправила его  ловить рыбу хвостом.

Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.

(«Лисичка-сестричка  и волк»)

Мама деточек учила,

дверь чужим не открывать,

не послушались детишки и попали к волку в пасть.

 («Волк и семеро козлят»)
На болоте оба жили,

Друг к другу свататься ходили,

Но не смогли договориться,

Упрямство свойственно и птицам.

(«Журавль и цапля»)

 Воспитатель: Кто  герои этих сказок? 

 Дети отвечают

Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются  сказками  о животных.

 Чем отличаются  сказочные персонажи  от настоящих животных?

Дети отвечают

Воспитатель:     Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью. 

Какие вы еще знаете сказки о животных?

Дети отвечают.

ВоспитательКакая  в сказках лиса (медведь, заяц, волк)?

 Дети отвечают.

Воспитатель: Лиса хитрая, волк глупый и жадный, медведь доверчивый, заяц трусливый.

 Какие дурные качества  характера высмеиваются и осуждаются в этих сказках?   Какие положительные черты характера прославляются?

   Дети отвечают

  Воспитатель:  В сказках высмеивается лень, глупость, трусливость, хитрость, жадность, ложь, а дружба, доброта, трудолюбие, честность помогают героям выйти из самых сложных ситуаций.

 Воспитатель:  О забавных случаях из жизни сейчас сочиняют анекдоты, а наши предки сочиняли сказки и назывались эти сказки бытовыми.  Бытовые сказки похожи на сказки о животных.

В них  также рассказывалось  о каких-то ситуациях  только из жизни людей, их каждодневных занятиях, о горе и о радости.   Бедных людей  часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости,  главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость.  В этих сказках  злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора.   Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.

Игра: « Найди иллюстрацию  сказки, к которой подходит пословица».

 «Дурака пошли,  да сам следом иди»! («Как Иван-дурак  дверь стерег», «Дурак и береза»).

«Крупу жалеть — и каши не сварить»  («Каша из топора»).

«Глупый киснет, а умный всё промыслит»  («Как мужик гусей делил»).

 «На вид простак, а в душе хитряк»   («Мужик и медведь»).

 Каким показан в сказке богатый, а каким бедный?

Дети отвечают.

Воспитатель:  Богатый – скупой, глупый и жадный, а бедный трудолюбивый, честный, добрый.

 Физкультминутка.

  Девочка по лесу шла,              дети шагают на месте

 И на домик набрела,                соединяют руки над головой домиком

 Видит, что хозяев нет.             Потянуться на носочках, головку вытянуть вперед

 На столе стоит обед.                Левую руку сжать в кулачок, сверху положить                                                                     правую ладонь)

 Из трёх чашек похлебала,      показать, как кушают

 В трёх постелях полежала.     Ладошки сложить вместе под щечку

 Воспитатель:   Самые древние сказки – это волшебные сказки.   Они начинаются словами: « В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…».   В  волшебных сказках происходит  превращение.

Назовите сказки с элементами превращения.

Дети отвечают.

Воспитатель:   С какими нечистыми силами там сражается герой?  

  Дети отвечают. 

Воспитатель:  С Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным герой  сражается  не в одиночку, на помощь герою приходят чудесные помощники  и волшебные предметы.  

Какие животные выступают в роли чудесных помощников?

 Дети отвечают.

Воспитатель: В роли чудесных помощников могут выступать животные – конь, волк, птицы, рыбы.

  Просмотр слайдов.

Игра: «Из какой сказки волшебный предмет?»

   Воспитатель:   В конце волшебных  сказок  герой одерживает победу над нечистыми силами. Почему?  

Дети отвечают.

Воспитатель:  Главный герой — сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания.  Добро вознаграждается, а зло наказывается.   Герой  волшебной сказки должен пройти через  испытания,  которые каждый раз все становятся труднее и труднее.

 Чему учат сказки?  Что может  произойти с человеком, если он поступает плохо?

           Дети отвечают.

Воспитатель: Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести.  Из сказок мы узнаем,  что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки.  Помните, ребята, недавно мы с вами читали сказки «Царевна-лягушка», «Терешечка» и «Жар-птица», а теперь давайте представим, что было, если бы главные герои этих сказок повели себя по-другому.

Проблемная ситуация.

«А если бы  Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым,  и не сжег лягушечью шкуру то…….».

 «А если бы Терешечка не был таким находчивым, то….».

 «А если бы Иван-Царевич из сказки «Жар-птица»  был более осторожным и слушался  серого волка то….».

Эстафета «Сказочный ларчик». 
Напротив каждой команды стоит ларец и расположены изображения героев сказок. В сказочном ларчике лежат предметы, которые потеряли герои сказок – «потеряшки». Нужно добежать до ларчика, открыть его, взять предмет, определить, чья это вещь и вернуть «владельцу»- положить около изображения. Помогите любимым героям вернуть свои вещи. 
(Сапоги, шляпа – Кот в сапогах; зеркальце, яблоко – Царица; ключик, колпак – Буратино; аленький цветочек – Аленушка, стрела – Иван; пропеллер, банка варенья – Карлсон; красная шапочка, корзинка с пирожками – Красная шапочка; игрушечная карета, хрустальная туфелька – Золушка; грязные тарелки, кастрюли – Федора; мыло, мочалка - Мойдодыр и т.п.) 

Игра «Угадай-ка». 
А сейчас очень сложное задание. Вам необходимо по силуэту определить героя сказки. (Царевна-лягушка, Буратино, Чиполино, Незнайка, Кот в сапогах) 
Детям показывают силуэты (проецированные на экране или вырезанные). Сначала на экран проецируется силуэт, после ответа детей – герой сказки. Слайды 31-46

Игровое упражнение «Кто я?»
Сейчас вы услышите голоса героев сказок. Угадайте, кто из главных героев сказал эти слова.
-Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою (Колобок)
-Ловись рыбка, большая и маленькая! (Волк)
-Слышим, слышим! Да не матушкин это голос. Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитывает! (Козлята)
-Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы. Котик - братик, спаси меня! (Петушок)
-Молочная река - кисельные берега! Куда гуси – лебеди полетели? (Аленушка)
-Ах, братец мой, Иванушка! Тяжел камень на дно тянет, шелкова трава ноги спутала, желтые пески на грудь легли. (сестрица Аленушка)
-Сяду на пенек, съем пирожок! (Медведь)
-Высоко сижу, далеко гляжу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! (Машенька) 
-Битый не битого везёт (Лиса)

  Воспитатель: В волшебных сказках у героев были  предметы, которые помогали им в трудную минуту. Сейчас каждый из вас вылепит свой волшебный предмет и расскажет, что он хотел бы у него попросить.

 Звучит песня: «В мире много сказок»  поэт  Ю.Энтин,,  композитор А.Рыбников.

Лепка: «Вылепи свой волшебный предмет».

Рассказы детей о том, что они попросили бы у волшебного предмета.

 Воспитатель:   Вот мы и побывали с вами в сказочной в стране.  

Сказки учат нас добру. Кто слушает сказки, становится умным, добрым и справедливым.

Ребята, любите сказки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие по страницам сказок»

Конспект занятия по художественному чтению с элементами сенсорного развития в средней группе...

ООД "Путешествие по страницам сказок"

Конспект театрализованной организованной образовательной деятельности в старшей группе   «Путешествие по страницам сказок» Цель: Формирование познавательных интересов по средствам...

Путешествие по страницам сказок.

Развлечение в старшей группе с участием родителей....

 НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Путешествие по страницам сказок»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 26 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга       НЕПРЕРЫВН...

Игра-путешествие "По страницам сказок А.С.Пушкина"

Закрепить и обобщить знания детей о творчестве А.С. Пушкина, о его сказках....

Итоговое мероприятие в средней группе по тематической неделе: «Неделя сказок» - «Путешествие по страницам сказок». Ивановская Светлана Степановна, воспитатель

Цель: Закрепить и расширить представление детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев).Задачи: Формировать чувства близости между родителями и детьми. Активизировать творческий потенциал...

Комплексное занятие по развитию речи детей в средней группе. Тема: « Путешествие по страницам сказок К.И. Чуковского»

Комплексное занятие по развитию речи детей в средней группе.Тема: « Путешествие по страницам сказок К.И. Чуковского»Цель: - Закрепить и расширить знания детей о творчестве К.И. Чуковского...