Обобщение опыта работы
материал

Старыгина Мария Николаевна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx178.39 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\юзер\Desktop\Фоны\Фон с персонажами\фон3.jpeg

               

                           

                     

«Получить знания – это непросто, современные особенно, но это все-таки вторичное по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, и к семье, и к Родине. Это абсолютно фундаментальные вещи!»

В.В. Путин

Введение

Наше будущее всецело зависит от того, какие основы мы заложим в сознание детей сегодня. От этих основ зависит духовное и нравственное благосостояние общества. Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: « Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра». Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей. Одним из главных средств нравственного воспитания является книга, а именно «Книга сказок» - первый «учебник жизни» человека. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно-здоровой личности дошкольника. «Цель сказочника – воспитать в ребенке человечность, эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою» - писал К.И. Чуковский.

Актуальность. К сожалению, на сегодняшний день, во многом сложилась такая ситуация, что сказка стала сдавать свои позиции обучения, так как на смену книге пришли компьютерные игры, зарубежные мультфильмы, в которых зачастую отсутствует нравственное и воспитательное содержание. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Намного проще посадить его возле компьютера или телевизора. Но всегда ли родитель знает, что откладывается в голове у ребёнка в это время. Какие основные нравственные ценности может нести в себе полученная информация? Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Как ребенок  может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. Проблема сохранения интереса к книге, к чтению в наше время требует повышенного внимания. Техника (аудио, видео, компьютерная) ослабила интерес к книге. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков и, самое главное, искажение представлений о добре и зле. И поэтому проблема нравственного воспитания через художественную литературу, а именно сказок, никогда не представлялась такой острой, актуальной и значимой, как сегодня!

Новизна состоит в том, чтобы кроме традиционных методов и приемов работы со сказкой, подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. То есть экспериментировать со сказками - придумывать свое развитие событий в уже знакомой сказке; вводить нового героя в сказку; изменять место, время, события; заменять частично или всех персонажей; изменять сюжет сказки; перепутывать сказочные сюжеты и героев в сказках; а также создавать предпосылки для придумывания детьми собственных сказок. Нельзя не учитывать, что мы живем в век информационных технологий, и я стараюсь идти в ногу со временем. Чтобы подкреплять интерес детей к сказкам, я систематически использую на занятиях видеосвязь со сказочными героями.

Одним из современных методов работы со сказкой является сказкотерапия. Это процесс воспитания, развития души, приобретения знаний о законах жизни и моделях социально-приемлемого поведения. Этот метод имеет два направления, кроме воспитательного - он также служит и психотерапевтическим, помогая решать психологические проблемы. Современному педагогу сказкотерапия дает массу дополнительных возможностей. Именно этот метод я решила использовать в своей работе.

Целью я определила: развитие нравственных качеств дошкольников посредством сказкотерапии.

Задачи поставила перед собой следующие -

Обучающие:

1. Формировать  нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения;

2. Знакомить детей с художественной литературой – сказками;

3. Расширять представления об окружающем мире;

4. Учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.

Развивающие:

1. Содействовать развитию речи детей;

2. Развивать способность детей отличать «хорошее» от «плохого» в сказке и в жизни, уметь делать нравственный выбор;

3. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную со сказками.

Воспитательные:

1. Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову;

2. Приобщать детей к истокам народной культуры;

3. Воспитывать эстетический и художественный вкус;

4. Способствовать формированию нравственных качеств.

В начале своей деятельности по данной теме  я изучила нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми строится педагогическая деятельность в ДОУ. В Законе РФ «Об образовании», отмечается «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей», это актуализирует проблему нравственного воспитания молодежи, в том числе и дошкольников. В основной образовательной программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Веракса, принцип воспитания гуманистической направленности через приобщение к общечеловеческим ценностям, во всех видах его деятельности, выдвинут как ведущий. Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в нравственном воспитании ребенка играет художественная литература, в том числе – сказка. Об этом пишут Ш.А. Амонашвили, В.П. Аникин, К.И. Чуковский и др. Ученые, которые исследовали сказки, показали, что она представляет собой сложный и важный для детского  развития элемент культуры. Яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память и могут навести на глубокое размышление. Например: чем с утра до вечера твердить маленькой девочке, как плохо быть неряхой, лучше прочитать «Федорино горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок. Сказка - это могучее, действенное средство в нравственном воспитании дошкольников.

После реализации плана по самообразованию: «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников», свою работу я продолжила с того, что провела анкетирование среди родителей (Приложение №1). Результаты показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формирует поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Я разработала Рабочую программу, перспективный план и календарно-тематическое планирование (Приложение №2). Провела родительское собрание на тему: «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников». Среди детей я провела диагностическое исследование. Результаты, которого показали, что многие ребята не проявляют чувства сострадания к другим людям, неохотно делятся своими игрушками, не уверены в себе. После чего я подготовила План проектной деятельности: «Воспитание Сказкой» (Приложение №3).

Свою работу через погружение в сказку я продолжила с создания развивающей предметно-пространственной среды в группе. Это разнообразные уголки развития детей, атрибуты для проведения  образовательной деятельности и организации досуга, фонотека музыкальных произведений, сборники сказок с аудио сопровождением, загадки и пословицы о сказках, сценарии сказок, картотеки театрализованных игр и аудиозаписи театральных шумов. Сформировала «Книжный центр любимых сказок» и «Театральную студию», с возможностью самостоятельных театрализованных игр и драматизаций. Родители приняли активное участие в наполнении развивающей предметно-пространственной среды в группе: подарили книги со сказками, раскраски, изготовленные своими руками декорации, различные виды театров и костюмов, изготовили подставки для театра бибабо и ширму для кукольного театра  (Приложение №4).

Для реализации поставленных задач, в своей работе я использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Используя технологию разно-уровневого обучения, для одаренных детей я разработала индивидуальный образовательный маршрут (Приложение №5). Чтобы более широко раскрыть индивидуальные способности и углубить знания детей, я использую информационно-коммуникационные технологии. Они, благодаря своей наглядности, красочности позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий, систематизации знаний. Я использую ЭОРы: https://nsportal.ru; www.maam.ru; www.firo.ru; http://ped-kopilka.ru; www.dohcolonoc.ru; http://doshvozrast.ru; http://allforchildren.ru (Приложение №6). Имея в группе интерактивную доску, я подготавливаю для ребят интерактивные игры и викторины по сказкам (Приложение №7).

        Учитывая, что в дошкольном образовании игра является ведущим видом деятельности, я активно использую игровые технологии. Это различные дидактические игры: «Угадай сказку», «Узнай сказочного героя по описанию», «Разложи по порядку», «Найди ошибку», «Плохо – хорошо» и т.п.; настольно-печатные игры по мотивам сказок; игры-инсценировки; сюжетно-ролевые игры: «Книжкина больница», «Библиотека», «Театр» и другие (Приложение №8).

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются: словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. Для этого я использую современные технологии развития речи дошкольников, такие как: мнемотехника, диалогическое общение, «Азбука общения», использование моделирования (карты Проппа), составление диалогических сказок, а также одну из инновационных технологий – Синквейн (Приложение №9).

        Работу со сказкой я связываю со всеми видами деятельности. Например, используя здоровьесберегающие технологии: подвижные игры, видео-физминутки со сказочным героем, гимнастика пробуждения после дневного сна и т.п. (Приложение №10). Мы рисуем сказочных героев или отдельные сюжеты из сказок. В лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений. Я проводила выставки рисунков в группе: «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой», а также конкурсы, викторины, развлечения: «В гостях у сказки», «Сундучок со сказками», «По дорогам сказок» и другие (Приложение №11). Часто даю задания на дом, тем самым привлекаю родителей активно учувствовать в эмоциональном становлении своих детей.

В рамках реализации Проекта, я организовала для детей экскурсию в Детскую библиотеку «В гости к сказке». Систематически  проводила с детьми театрализованные игры: «Зеркало», «Изобрази эмоцию», «Изобрази животное», «Разыгрывание ситуаций», «Пантомима» и другие (Приложение №12). К показам театрализаций сказок ребята подошли с особым восторгом и интересом, им нравилось быть и в роли актеров, и в роли зрителей. С помощью настольного кукольного театра ребята показывали друг другу театрализации сказок: «Снегурочка» (конусный театр), «Теремок» (пальчиковый театр), «Волк и семеро козлят» (театр Бибабо). При этом ребята придумывали свой сюжет и окончание сказки. Сочинять сказки самим, ребятам очень понравилось. Они самостоятельно придумали и показали театрализации «Два медведя» (театр на палочках), «Жили-были старик со старухой» (перчаточный театр) и другие. Для участия в районном фестивале творчества детей дошкольного возраста «Маленькая страна», я подготовила с ребятами театрализацию сказки «Госпожа Метелица». Впоследствии эта сказка была показана ребятам и родителям нашей группы. По данному направлению я разработала и провела ряд занятий с использованием сказок. На занятии по речевому развитию ребята показали театрализацию сказки «У страха глаза велики» (театр масок) и выяснили значение поговорки: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят» (Приложение №13). Также на занятии по речевому развитию ребята побывали героями сказки «Лисичка-сестричка и волк» и попробовали найти другой выход из ситуаций, в которые попали герои сказки (Приложение №14). Я провела ряд открытых мероприятий для сотрудников и родителей. На интегрированном занятии «Спешим на помощь к Красной шапочке» ребята с радостью согласились помочь, отлично справились со всеми заданиями волка, показав дружный сплоченный коллектив, и тем самым помогли осознать волку, что лучше быть добрым и иметь много друзей (Приложение №15). На интегрированном занятии «На Камчатке я живу, край свой очень я люблю!», ребята не испугались грозного вулкана и помогли Ворону Кутху навести порядок в родном краю (Приложение №16). Также я провела открытое занятие по речевому развитию с элементами театрализации «Раз, два, три, четыре, пять – пришли зайцы поиграть», по сказке «Заяц-хваста» (Приложение №17). За время реализации проекта все ребята побывали в роли актеров. Свою работу с детьми я строю таким образом, чтобы дети восприняли сказку как задачу для себя: например, искали решение проблемных ситуаций вместе с главным героем и анализировали взаимоотношения персонажей (технология проблемного обучения). Во-вторых, в ходе изучения каждой сказки, последние занятия были посвящены проигрыванию, рисованию и придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству. Я считаю, что самое  главное – дать ребенку почувствовать  радость решения задач, умного спора, восхищения от неожиданной идеи.  Мышление заработает, если дети поймут, что им  надо не отгадывать мысли взрослых, а действовать самостоятельно, не боясь ошибок. В-третьих, ребята решают проблемы в сказках при помощи схемы или  наглядной  модели, т.к. у детей дошкольного возраста мышление наглядно-образное, оно нуждается в некоторой  зримой опоре для решения задачи. Так, с помощью сказкотерапии, я развиваю у детей творческое мышление, умение самому находить ответы на проблемные вопросы. А в жизни у нас часто встречаются противоречивые, проблемные ситуации. И человек, у которого развиты логика, творчество, умение думать и решать задачу, всегда найдет ответ на, казалось бы, неразрешимую ситуацию.

В соответствии с ФГОС ДО, в условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов, перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.  Исходя из этого, я подготовила для родителей консультации: «Ребенок и книга», «Книжки в Вашем доме», «Воспитание сказкой», «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников», «Театр как средство развития и воспитания дошкольников», «Организация театрализованной деятельности в семье» и другие (Приложение №18). Организовала Семинар-практикум: «Взаимодействие ДОУ и семьи в развитии познавательной и речевой активности дошкольников посредством театрализованных игр и драматизации сказок» (Приложение №19). Также я подготовила и провела Мастер-класс для родителей с детьми: «Организация сюжетно-ролевой игры «Поход в театр»».  Для всех зрителей состоялся премьерный показ кукольного спектакля по русской народной сказке «Волк и семеро козлят». И, конечно же, наш спектакль закончился словами: «… жили они с тех пор все дружно и счастливо – и коза, и козлята, и волк. А как же иначе? Ведь миром правит доброта!». Организовала совместный с детьми и родителями досуг, где мы с родителями показали для ребят сказку «Теремок на новый лад». Родителям очень понравилось, и дети были в восторге (Приложение №20). В реализации проекта родители поддержали меня и приняли активное участие. Они стали больше проводить время со своими детьми дома: читать сказки, обсуждать их, играть совместно с детьми и показывать театральные постановки, придумывать свои собственные сказки (Приложение №21). На протяжении всего проекта работа с родителями осуществлялась в тесном сотрудничестве и взаимодействии.

В завершении проекта я провела итоговое интегрированное занятие «Поможем Буратино», в котором ребята продемонстрировали такие нравственные качества, как доброта, отзывчивость, взаимопомощь (Приложение №22). Для ребят младших групп был показан кукольный спектакль «Колобок на новый лад». В самостоятельной игровой деятельности ребята разыгрывают знакомые сказки, используя имеющиеся в группе игрушки, различные виды театров, костюмы (Приложение №23). Многие ребята придумывают свои сказки. Им была интересна и близка тематика проекта, поэтому они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. Кроме этого, мы с ребятами принимали активное участие в интернет-конкурсах различного уровня (Приложение №24). Проект очень сблизил детей, родителей и педагогов нашей группы. После заключительного диагностического исследования, как показали результаты, дети более твердо усвоили общественные нормы поведения и человеческие взаимоотношения. Нельзя не отметить появление у ребят чувства прекрасного, которое вызывает сказка. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в нравственном развитии детей. В ходе целенаправленного и системного использования сказкотерапии, у детей заметно повысилась самооценка, возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившегося героя, повысился интерес к слушанию книг, театрализации.  Дети научились различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей, стали дружнее, чаще приходят друг другу на помощь (Приложение №25). Все это, является решающим фактором, обеспечивающим нравственное воспитание дошкольников. Я, несомненно, горжусь своими воспитанниками и уверена, что в будущем они станут достойными гражданами нашей страны.

В 2019 году я приняла участие в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Педагог года» по направлению «Воспитатель года» и стала Победителем, а также победителем в номинации «Воспитатель детской души» (Приложение №26). Затем приняла участие в краевом конкурсе «Воспитатель года Камчатки» (Приложение №27). В мае 2021 года я приняла участие в конкурсном отборе лучших педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в Камчатском крае, реализующих программы дошкольного образования и стала Победителем (Приложение №28). В августе 2021 года я приняла участие в региональном этапе IX Всероссийского конкурса «Воспитатели России» в номинации «Успешный воспитатель» и стала Победителем (Приложение №29). В октябре 2021 года я приняла участие в IX Всероссийском конкурсе «Воспитатели России» и стала Лауреатом (Приложение №30). Накапливая педагогический опыт по данной теме, я принимаю участие в районных методических объединениях (Приложение №31), публикую свои методические разработки в Педагогическом калейдоскопе Управления образования АММР, на личном мини-сайте https://nsportal.ru/starygina-mariya-nikolaevna, на международном педагогическом портале «Солнечный свет». На достигнутом я не останавливаюсь, продолжаю работать в данном направлении. Ведь наше будущее всецело зависит от того, какие основы мы заложим в сознание детей сегодня!

«Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».

А.В. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме « Подвижные игры - важнейшее средство в процессе сохранения и укрепления здоровья детей» Работа с детьми младшего возраста.

Обоснование темы, общие принципы физического воспитания, методика проведения подвижных игр, программные задачи, перспективное и календарное планирование....

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».

В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...