Нравственное воспитание дошкольников
статья

Ковалёва Людмила Петровна

Опыт работы по нравственному воспитанию дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание дошкольников

Нравственное воспитание детей должно строиться на развитии в них определенной системы ценностей, привитии положительных поступков, что в целом создает правильную личность. Ребенок не будет испытывать трудностей в общении с другими людьми, если он будет понимать значение таких слов, как доброта, дружба, сопереживание, любовь и справедливость. Правильно воспитанные дошкольники более устойчивы к стрессам.

Нравственные нормы лучше усваиваются в дошкольном возрасте, поэтому их воспитание нужно начинать именно в этот период. Образцы поведения, которые устанавливаются обществом, в дальнейшем будут выступать регуляторами поступков детей. Правильно организованное нравственное воспитание позволяет развить в ребенке желание поступать хорошо не из-за одобрения взрослого, а потому что он хочет так поступить и знает — это правильно.

В наше время нравственное воспитание становится необходимостью, так как мир наполнен жестокостью. И педагог, и родители должны уделить внимание этому аспекту в развитии дошкольников. Чтобы оградить детей от грубого мира, необходимо знакомить их с положениями морали, рассказывать об этике, развивать правильные убеждения.

Центром всестороннего развития личности выступает не что иное, как нравственное воспитание. Оно направлено на формирование должного отношения к Родине, окружающим, обществу и самому себе. Оно учит существовать в коллективе и трудиться.  

Воспитание нравственности ребенка начинается с семьи. Это среда, в которую малыш попадает сразу после рождения. В ней формируются определенные взаимоотношения между родителями и детьми. Эти связи играют важную роль в нравственном воспитании ребенка.

Именно в семье закладывается первый опыт и накапливаются те знания, которыми владели предыдущие поколения. Взрослый является для ребенка образцом поведения. Глядя на поведение своих родителей, он строит отношения с окружающими. В семье у ребенка появляется чувство заботы о близких, умения уважать их позицию и интересы.

За свой тридцатилетний опыт работы я всегда старалась делать упор на нравственное воспитание детей, приобщая родителей.

Сейчас я работаю с детьми среднего возраста. Уже с младшей группы мы с родителями начали создавать альбомы: «Я и мамочка моя», «Мой папа -защитник Отечества», «Бабушкин Альбом», «Благодарность родителям».  Воспитывая, тем самым, в детях любовь и уважение к своему ближайшему окружению.

Рассматривая альбом о маме, говорим о том, что надо заботиться о ней, помогать, стараться не огорчать, радовать хорошими делами. Отмечаем, какого цвета у мамы глаза, волосы, какие мама любит цветы. При нашем быстром ритме жизни у родителей не хватает времени говорить о таких, казалось бы, мелочах. Ведь сейчас многие дети не знают даже простейших вещей: что любит мама, когда у неё день рождения, чем интересуется. Ведь мама – это целый мир, ( как , впрочем и любой другой человек, но для ребёнка мама- человек уникальный).Узнавая её вкусы, интересы, умения, ребёнок обогащает и свой внутренний мир, развивается более интенсивно и гармонично.

Создавая альбом «Мой папа защитник Отечества», замечаю, как дети идентифицируют  себя с папой:  – Я тоже буду служить в Армии,  как папа! Как важно быть сильным и храбрым, чтобы защищать Родину!

«Бабушкин альбом» - помогает нам раскрыть важность «Института семьи». Знать свою родословную. Понимать то, что надо ценить и беречь старшее поколение. Уважение к старшим нужно прививать с раннего возраста.

В альбоме «Благодарность родителям» - дети видят прямой пример своих родителей, которые участвуют в различных конкурсах,  помогают облагораживать участок, улучшают развивающую среду в группе, и в дальнейшем будут брать с родителей пример.  

Развивая связную речь детей, составляем рассказы о маме, папе, бабушке, опираясь на наши альбомы. В младшей группе небольшие - из двух - трёх предложений, в средней - наполняем рассказы деталями,  вносим уточнения: где мама  (папа) работает,  что делает на работе?  Где служил папа? Детям легче рассказывать, опираясь на фотографии родителей.  Затем дети спрашивают у родителей о их профессии, а потом рассказывают своим сверстникам. И так с усложнением.  Отмечаем важность гендерного воспитания. Мальчики - мужественные, значит какие? (сильные, смелые, отважные – как папа). Девочки – женственные (нежные, ласковые, заботливые, как мама).

Бывает, что мама или папа в длительных командировках, замечаю, что ребёнок загрустил, подхожу, спрашиваю: - Что случилось?

 –Я хочу к маме! Обращаю внимание ребёнка на альбом:

- Вот, посмотри, мамочка на тебя смотрит, она тебе улыбается, совсем скоро придёт! Подбадриваю его. И у ребёнка поднимается настроение. Вечером, когда мама пришла, он рассказал ей об этом.

 А когда рисовали мамин портрет, к восьмому марта, Артём сказал:

 - Я не помню, каким цветом у моей мамы волосы! – А мы сейчас посмотрим! И опять нам помог наш альбом!

В старшем возрасте планируем оформить альбомы «Моя семья» и «Мой любимый детский сад».

Когда выпускаем детей в школу, виден результат проведённой работы: дети становятся более чуткими, внимательными, добрыми, отзывчивыми.

 В завершение хотелось бы пожелать всем коллегам терпения и понимания.  Нравственное воспитание подрастающего поколения – дело непростое, но воспитанный, любящий и уважающий окружающих ребёнок будет достойным человеком в жизни. Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...