Статья: «Индивидуальный подход к особенному ребенку, как средство его успешной социализации»
статья
Статья: «Индивидуальный подход к особенному ребенку, как средство его успешной социализации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_podhod_k_osobennomu_rebenku_kak_sredstvo_ego_uspeshnoy_sotsializatsii.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Индивидуальный подход к особенному ребенку, как средство его успешной социализации»
Воспитатель: Лебедева Ирина Владимировна
Как понять что ребёнок особенный?
Особые дети таким термином принято называть детей, чье развитие сильно отличается от нормы. И от появления в семье особого ребенка не застрахована ни одна семья. Сейчас масс-медиа все чаще привлекают внимание общества к жизни людей с ограниченными возможностями.
Какая главная задача педагога с особенными детьми?
Задачи:
- способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
- проводить психолого-педагогическую коррекцию отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, поведенческом, мотивационном, эмоциональном, волевом, двигательном и пр.)
Почему рождаются больные дети?
Как показывает статистика в большинстве случаев рождаются здоровые дети. Но как всегда во всех правилах есть исключения и иногда могут родиться дети с самыми разными патологиями, что конечно же вызывает сильное волнение у родителей.
Патологий на сегодняшний день есть очень много и перечислить их все просто нереально, но стоит вспомнить о тех, которые встречаются чаще всего.
Различия между родовыми травмами и патологиями. Родовыми травмами называют проблемы со здоровьем у ребенка, которые произошли из-за тяжелых родов, ошибок медицинского персонала или самой мамы. Повреждения могут быть любыми и разной тяжести, от гематом до вывиха плеча. Патологией новорожденных считаются более глубокие повреждения, которые диагностируются не сразу.
Причинами таковых могут быть совершенно разные факторы. Одними из таких можно отметить проблемы с центральной нервной системой, с развитием органов и систем, хромосомные мутации. Если рассматривать классификацию подобных патологий, то можно выделить те, которые произошли из-за генетических нарушений, и те, которые были приобретены.
- Хромосомная патология плода.
- Одним из самых распространенных патологий считается синдром Дауна.
- Случаев рождения больных детей в последнее время становится все больше и больше.
- К сожалению, профилактических мер от этой болезни нет.
- Нередко у здоровых родителей рождаются больные дети, и ученые до сих пор не могут точно сказать, почему такое происходит.
Важность социализации детей.
Социальное развитие - это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.
Что влияет на социализацию ребёнка?
Семья, детский сад, окружение ребёнка, телевидение, детская литература, музыка, природа - всё это составляет социальную среду ребёнка.
Этапы социального развития ребёнка.
- Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.
- От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете. Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.
- От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они - образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.
Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. Среда, окружающая малыша, также влияет на его развитие.
Среда - прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам, принятым в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка, привносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом.
Жизнь книги в семье.
Я считаю, как и все живое, начинается с ее появления. И чем больше места будет уделено общению с книгой, тем лучше – для самого ребенка. К тому же, с ранних лет дети любят слушать детские книжки и рассматривать яркие картинки в них. Все многообразие и красота окружающей жизни с ранних лет раскрывается перед ребенком в книгах. Общение с книгой всегда радостное событие для ребенка. Поэтому в семье не должно быть случайных книг. Тщательный отбор произведений, интересных по содержанию и доступных пониманию детей, способствуют тому, что дети хорошо усваивают содержание книг, знают автора, с удовольствием пересказывают знакомый текст. Чем больше дети читают и слушают литературные произведения, тем легче и с большей выдумкой создают сами веселые и серьезные сказки, рисунки. Книга в немалой степени помогают взаимоотношениям взрослых с детьми. У каждого ребенка есть любимые книжки, которые дети берут чаще других. От этого книги быстро изнашиваются, нам взрослым, нужно научить детей бережному отношению к книгам.
Методы воспитания.
Для коррекции поведения используют методы:
- наблюдения,
- беседы с родителями; для выявления особенностей воспитания в семье
- индивидуальные консультации для родителей о конструктивных взаимоотношениях с детьми.
Доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, прослушивание и обсуждение сказок, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребенку – помогают ему принять себя и мир, который его окружает. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.
Содержание работы:
- Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских, и др. видов творческих игр):
- побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов;
- учить распределять роли между партнерами по игре, отбирать необходимые для игры атрибуты, предметы, игрушки использовать их в соответствии с ролью;
- устанавливать положительные взаимоотношения в игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации;
- в театрализованных и режиссерских играх - разыгрывать ситуации по несложным сюжетам, используя игрушки, предметы, средства выразительности - жесты, мимику, интонацию.
- Приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам поведения, в т. ч. моральным:
- развивать эмоциональную отзывчивость - проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживать с ними, радоваться;
- развивать адекватный отклик на прошедшие, текущие и будущие радостные и печальные события в семье, детском саду (болезнь, праздник и др.);
- развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат»);
- формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь», «взаимовыручка» – «себялюбие»; «жадность» - «щедрость» и др.)
Пожалуйста, прислушайтесь к нашим советам. Вместе мы добьемся хороших результатов!
Иногда люди слишком жестоки,
Равнодушные к бедам других,
Не приемлют чужие пороки,
Совершенно не видя своих.
Но давайте мы будем добрее,
Милосердие - вот наш девиз!
Доброты ничего нет добрее,
Без неё так безрадостна жизнь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Индивидуальный подход в воспитании ребенка"
Рассказано об индивидуальном подходе в воспитаниии ребенка...
Статья "Индивидуальный подход, как средство коррекции гиперактивности детей 4 - 5 лет в ДОУ"
* Сущность понятия гиперактивность* Возрастные особенности детей 4 -5 лет* Основные проявления гиперактивного поведения детей 4 - 5 лет* Возможности индивдуального подхода в коррекцонной работе с деть...
Индивидуальный подход в воспитании ребенка.
В статье описаны взгляды известных педагогов на индивидуальный подход в воспитании.Раскрывается особенности индивидуального подхода в различных видах деятельности....
Индивидуальный подход в воспитании ребенка
Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Все начинается с детства....
Статья "Индивидуальный подход к детскому голосу"
На основе общих рекомендаций каждый педагог, варьируя методы, по-разному их сочетая, в зависимости от учебных задач, разрабатывает своюметодику обучения пению. ...
Статья:«Гендерный подход и особенности воспитания мальчиков»
Статья на тему:«Гендерный подход и особенности воспитания мальчиков»...
Статья "Индивидуальный подход в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Двигательная активность - естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие. Развитие детей с ДЦП существенно о...