Консультация для воспитателей "Современные технологии, как способ саморазвития педагогов в ДОУ",
консультация

Мартюшова Алина Витальевна

Использование современных образовательных технологий, как способ саморазвития педагогов ДОУ и всестороннего развития ребенка-дошкольника  в контексте ФГОС ДО.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий как способ саморазвития педагогов ДОУ и всестороннего развития ребенка-дошкольника  в контексте ФГОС ДО

Мартюшова А.В.,

воспитатель муниципального бюджетного                                       общеобразовательного учреждения                                                                       начальная общеобразовательная школа                                                   «Образовательный холдинг «Детство без границ»                                   муниципального образования Усть-Лабинский район

Современная школа в свете меняющихся федеральных государственных образовательных стандартов предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. В этой связи необходимо особое внимание воспитателя ДОУ к подбору такого содержания, методов и приемов взаимодействия с детьми дошкольного возраста, которое обеспечивало бы сохранение самоценности данного периода развития и отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.

Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность - основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности: творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии - как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения речи, чувств, состояний, способностей).

Что же такое – педагогическая технология?

        Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Ядро любой технологии: это – цель - средства - правила их использования – результат.

       Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!         Актуальными для обогащения действующих и создания новых методик и технологий всестороннего развития ребенка в свете современных требований представляются направления, связанные с адаптированием к специфике детского возраста личностно-ориентированные технологии, технологии развивающего обучения, игровые технологии в ДОУ, технология проектной деятельности  , технология проблемного обучения, ТРИЗ (теория развития изобретательных задач) - технологии,  информационно-коммуникационные технологии и т.д.

      Представленные направления определяют педагогу сопровождающую позицию, т.е. предполагают возможность выбора детьми собственного пути решения образовательных и воспитательных задач и продвижения по нему в соответствии со своими особенностями, ведут к сохранению уникальности, разноуровневости и разноплановости дошкольников в сфере знания.

        Остановимся более подробно на отдельных современных педагогических технологиях.

Личностно-ориентированная  технология

 Личностно-ориентированная технология – это организация воспитательно – образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

        Способы общения:

- понимание, принятие, признание личности ребенка, содействовие становлению личности ребенка;

-   положения «не рядом, не над, а вместе, основанные  на способности взрослого встать  на  позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения:

- личная  позиция педагога: исходить из интересов   ребенка  и перспектив его дальнейшего развития;

- в течение дня необходимо общаться не только с детским коллективом, но и с каждым ребенком, чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в поддержке взрослого;

- относиться к детям с уважением, общаясь  с детьми, выбирать позицию «на уровне глаз» - присаживаться  рядом или брать ребенка его на руки.

Технология проблемного обучения

         Основная идея данной технологии - построение учебной деятельности через решение познавательных задач, имеющих недостаточные условия для получения ответа.

        Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку воспитателем учебно-проблемной задачи, создание для детей проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

        Существуют различные уровни проблемности в обучении:

- воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение (частично-поисковый метод);

-  ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить;

- ребёнок сам ставит проблему и сам её решает - воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения (Исследовательский метод).

        Создавая проблемные ситуации, воспитатель побуждает детей к выдвижению гипотезы, умению делать выводы, учит не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

        После того, как решение проблемы найдено, необходимо провести рефлексию: что мы делали, как мы нашли решение, о чем мы можем рассказать друзьям, родителям, как может это пригодиться в дальнейшем?

Игровые технологии в ДОУ.

Назначение игровой образовательной технологии - это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания. Целью игровых технологий является решение ряда задач: дидактических, развивающих, воспитывающих, социализирующих.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. В развитии детей дошкольного возраста используются развивающие игровые технологии  Б.П. Никитина, В.В. Воскобовича, Кьюзенера, Дьенеша.

        Использование игровых технологий направлено на решение следующих задач:

- развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;

- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;

- развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);

- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал;

- формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений;

- построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

        В игре, незаметно для себя, малыш осваивает цифры и буквы, запоминает цвет и форму, учится считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику, совершенствует речь, внимание, память, воображение. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям и взрослым.

        Таким образом, игровые технологии опираются на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровые технологии в обучении призваны сочетать элементы игры и учения.

Технология проектной деятельности 

Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т. д.». Дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно. Долг взрослого — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов, как один из перспективных методов.                             Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

        В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт,  испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.  

Формы защиты проекта: презентация, развлечение по теме проекта, выпуск газеты, плаката, оформление выставки.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному образованию.

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:

-  стать для ребенка проводником  в мир новых технологий;

- сформировать основы информационной культуры его личности;

- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.        

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне. Сейчас  все педагоги ДОУ имеют свою электронную почту, что очень помогает в обмене информацией.

Наше дошкольное образовательное учреждение оснащено современным информационно-коммуникационным оборудованием: интерактивный стол, интерактивная доска, мультимедийный проектор, развивающий комплекс «Эдуплей», подключен Интернет. Для детей оборудована творческая лаборатория «Удивительный компьютер» с ноутбуками и планшетами для рисования.  Педагоги сами  подготавливают мультимедийные презентации для проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми, которые хранятся в методическом кабинете и доступны для использования в работе всем педагогам.

Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ  с использованием интерактивной доски, интерактивного стола, комплекса «Эдуплей» стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.  

Взаимодействуя с родителями, педагоги также используют ИКТ:   подготавливают  мультимедийные презентации для проведения общих родительских собраний, круглых столов. На сайте детского сада имеется страничка «Для Вас, родители!», а в холле детского сада установлен информационный киоск, где регулярно обновляется, дополняется материал.  Также имеется обратная связь: родители могут при помощи информационного киоска задать интересующие вопросы -  ответ найдут на сайте детского сада.                        Хочется отметить, что использование ИКТ ни в коем случае не заменяет работы самого педагога, а всего лишь помогает ему, работает на него, чтобы педагог смог добиться наилучших результатов в своей деятельности.

        Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании гарантирует всестороннее развитие дошкольников и, в дальнейшем, их успешное обучение в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг с педагогами ДОУ "Профессиональное саморазвитие педагога "Взрослый в мире детей"

Тренинг состоит из 12 встреч педагога-психолога с педагогами   ДОУ продолжительностью 60 мин. Направлен на активизацию стремления участников к познанию себя и самосовершенствованию, личностн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к саморазвитию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения...

Консультация для педагогов "Профессиональное саморазвитие педагога"

Профессиональное самосознание педагога – это осознание себя как профессионала, своих личностных особенностей, проявляющихся в деятельности и педагогическом общении. Профессиональное самосознание...

Программа саморазвития педагога по теме: «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через использование здоровьесберегающих технологий»

Пояснительная записка. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, а также эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, пр...

Семинар для педагогов по теме "Профессиональное совершенствование и саморазвитие педагога".

Семинар для педагогов по теме "Профессиональное совершенствование и саморазвитие педагога".Цель данного мероприятия : скоординировать деятельность педагогов на саморазвитие и самосовершенств...

Программа саморазвития педагога Тема: «Технология подготовки к трудовой деятельности в старшей группе» (организация хозяйственно-бытового труда старших дошкольников)

laquo;Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Высшая педагогическая мудрость трудо...