Психолого-педагогический консилиум в МБДОУ "Детский сад №8 "Салют"
календарно-тематическое планирование

- Положение о работе ППк

- Приказ о ППк

- План работы ППк

- Роль социального педагога в ППк

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon documentsviewer.pdf2.92 МБ
Файл rol_sotsialnogo_pedagoga_v_ppk.pptx2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рол ь социального педагога в ППК Макаренкова Юлия Александровна , социальный педагог МБДОУ «Детский сад №8 «Салют», г. Смоленск

Слайд 2

Социальный педагог обобщает информацию о микросреде ребенка, обратившегося в ППК, фиксирует наличие влияния депривационных условий, таким образом, уточняет наличие потребности в особых образовательных условиях . Рекомендации этого специалиста направлены на коррекцию детско - родительских взаимоотношений, преодоление отклоняющегося поведения, обучение навыкам бесконфликтного общения и т . п . Социальный педагог ППК выясняет проблемы межличностного характера : межличностные, социальные, семейные проблемы детей и родителей .

Слайд 3

Примерные формулировки зак лючений социа льного пе дагога:

Слайд 4

Структура заключения социального педагога ППК во время диагностического обследования 1 . Алгоритм социально - педагогического обследования: • ознакомление с клиентом , постановка задач, выделение предмета диагностики, выбор основных показателей или критериев ; • анализ ситуации ; • уточнение социальной ситуации развития ; • определение путей решения проблемы ; • формулирование и оформление выводов, заключения социального педагога ППК ; • составление рекомендации социально - педагогической помощи ; • построение плана консультации для специалистов, родителей, законны х представителей по результатам обследования ребенка .

Слайд 5

2. Анамнестический критерий Семейный анамнез, социальные условия развития: • динамика семьи ; • структура семьи ; социо - культ урный статус, профессиональные статус, образовательный уровень родителей, других лиц, непосредственно общающихся с ребенком и влияющих на его развитие ; • возможная смена привычных этнических, социально - экономических, климатических и др . условий ; • бытовые условия жизни ребенка (питание, одежда, наличие индивидуального места для сна, наличие условий для учебных и игровых занятий) ; • образовательный маршрут ребенка ; • обеспеченность социально - правовой защищенности ребенка в семье .

Слайд 6

3 . Критерии для формирования выводов социального педагога ППК в заключении Влияни е депривационных условий • риск психосоциальной дезадаптации средового происхождения - отсутствует ; • риск психосоциальной дезадаптации средового происхождения - незначительный ; • средний уровень риска психосоциальной дезадаптации средового происхождения ; • выраженный риск психосоциальной дезадаптации средового происхождения

Слайд 7

Социопсихологическ а\ адаптированность • нормальный уровень социопсихологической адаптированности • средний уровень социопсихологической адаптированности • низкий уровень социопсихологической адаптированности • социопсихологическая адаптированность отсутствует . Социально - эмоциональная адаптированность • навыки самообслуживания ; • сформированность социально - коммуникативных норм Степени выраженности: сформированы, сформированы недостаточно, не сформированы, специфичны Критерий «Необходимая помощь» • Виды помощи (техническая помощь): в передвижении, в получении информации, в самообслуживании • Виды помощи: стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая

Слайд 8

4. Классификации для формирования заключений социального педагога ППК учитывают : • клинические параметры психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка с ОВЗ и инвалидностью ; • психолого - педагогические параметры психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка с ОВЗ и инвалидностью ; • социально - абилитационные и реабилитационные параметры психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка с ОВЗ и инвалидностью .

Слайд 9

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся : • способность к самообслуживанию ; • способность к самостоятельному передвижению ; • способность к ориентации ; • способность к общению ; • способность контролировать свое поведение ; • способность к обучению ; • способность к трудовой деятельности .

Слайд 10

6. Примерные формулировки заключений социального педагога: Социальный статус ребенка • ребенок - инвалид ; • ребенок - сирота (родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах ) ; • ребенок совершает правонарушения .

Слайд 11

Социальный статус семьи • семья полная/неполная ; • приемная семья ; • опекаемая семья ; • многодетная ; • малообеспеченная ; • семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации ; • социально благополучная/неблагополучная .

Слайд 12

Социально - бытовые условия жизни и воспитания ребенка Жилищные условия семьи (отдельная квартира ; комната в общежитии, коммунальной квартире ; снимают жилье), условия проживания соответствуют /не соответствуют санитарным нормам, жизненным потребностям ребенка

Слайд 13

Если у обследуемого имеются нарушения в социально - личностной сфере , то социальный педагог отмечает следующие критерии: Нарушения Критерии При наличии тревожных Недостаточная сформированность аффективно - регуляторного проявлений с трудно стями компонента общения ; ситуативная тревожность ; личностная во взаимодействии и общении тревожность ; трудно сти социальной адаптации . Наличие невротических состояний, астено - невротических реакций, неврозоподобных Низкая сформированность аффективно - волевой регуляции ; стойкие нарушения аффективно - волевой регуляции . состояний, невротического развития личности Тенденции к формированию акцентуации характера ; дисгармоничное развитие личностной сферы ; дисгармоничное развитие личностной и познавательной сфер ; искаженное развитие личностной и познавательной сфер преимущественно когнитивной сферы ; искаженное развитие личностной и познавательной сфер преимущественно эмоционально - аффективной сферы . Нарушения поведения

Слайд 14

Преобладающее настроение ребенка (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка), резкие колебания настроения . Степень эмоциональной возбудимости, раздражительность, вялость, заторможенность, инертность . Наличие аффективных вспышек, внушаемость, негативизм, снижение критики . Способность к волевому усилию, настойчивость при встречающихся трудно стях . Соблюдение правил поведения в школе, дома, на улице . Взаимоотношения со сверстниками, взрослыми . Проявление инициативы в играх, заданиях, занятиях или следование примеру других . Интересы и склонности (в каких видах деятельности они проявляются) . Отношение к критическим замечаниям, поощрению похвале . Характер эмоциональных реакций во время выполнения заданий . Стойкость и выраженность интересов . Особенности эмоционально - волевой сферы, поведения, личностно - характерологические, типологические Контактность (как вступает в контакт - легко, охотно, медленно, с трудом, контакт формальный) . Активность речевого общения (соответствует норме, повышена, снижена, отмечаются замкнутость, негативное отношение к речевому общению, проявление аутизма) . Отношение к своему дефекту (индифферентное, фиксация на дефекте, стремление к его преодолению) . Знание и умение применять бытовые навыки ; адаптированность к изменяющимся условиям ; посещение дополнительных занятий, секций, кружков ; участие в конкурсах, соревнованиях и др .; умение преодолевать трудно сти . Социально - бытовая адаптация, установки

Слайд 15

ПРИМЕРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Выявленные нарушения Формулировки примерных рекомендаций о направлениях коррекционно - развивающей работы Проблемы, связанные с положением ребенка (подростка) в семье: - психологическое неблагополучие в семье; Коррекционно - развивающая работа, направленная на: - формирование и развитие ценностных ориентаций у ребенка (подростка) в той социальной системе, в - агрессия, насилие в отношении ребенка которую он включен, с учетом того, какие (подростка); социальные роли он выполняет и как переживает свои социальные позиции; - создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности ребенка (подростка); - нарушение прав ребенка(подростка); - тяжелое материальное положение, безработица родителей; - алкоголизм (или наркомания) родителей; - оказание помощи в организации досуга; - проблемы, сопутствующие опеке (попечительству); - беспризорность, безнадзорность детей (подростка) - оказание помощи (содействия) обучающемуся в решении актуальных задач обучения, развития и социализации.

Слайд 16

Выявленные нарушения Формулировки примерных рекомендаций о направлениях коррекционно - развивающей работы Проблемы, связанные с Коррекционно - развивающая работа, дезадаптацией ребенка (подростка) направленная на: в социальной среде: - оказание поддержки ребенку в его - невозможность реализовать свои способности в социальной среде; - психологическая дезадаптация (тревожность, страхи); начинаниях; - оказание помощи в установлении адекватных взаимоотношений с одноклассниками и педагогами; - проблемы, связанные с адаптацией - предупреждение возникновения проблем к новой среде ( группе , к оллективу ); - одиночество, дефицит общения в коллективе и пр. развития обучающегося; - мотивирование и стимулирование обучающегося к саморазвитию и саморегуляции ; - активизацию и мотивирование обучающегося на самостоятельное решение возникающих проблем.

Слайд 17

Выявленные нарушения Формулировки примерных рекомендаций о направлениях коррекционно - развивающей работы Проблемы, связанные с конфликтами и нездоровым морально - этическим климатом в школе, классе: - агрессивное поведение педагогов (придираются, кричат и пр.); - конфликты с педагогами ДОО ; - отказ воспитателя работать с ребенком ; - угнетенность из - за непонятого учебного материала; Коррекционно - развивающая работа, направленная на: - обучение навыкам установления эффективного взаимодействия со взрослыми (педагогами, родителями); - формирование и развитие нравственного поведения ребенка : нравственных ориентаций, нравственного сознания, нравственных чувств, социально значимых установок в жизненном самоопределении; - низкая успеваемость и как результат – уклонение от учения; - отсутствие интереса к дошкольной жизни; - работу по установлению гуманных, нравственно - здоровых отношений в социальной среде; - мотивирование и стимулирование обучающегося к - неумение выстраивать отношения, общение проявлениям нормативной и социальной жизненной с педагогами и воспитанниками активности; - создание условий для профилактики дезадаптивных форм социализации; - формирование положительной до школьной мотивации.

Слайд 18

Выявленные нарушения Формулировки примерных рекомендаций о направлениях коррекционно - развивающей работы Проблемы, связанные с девиантным Коррекционно - развивающая работа, поведением ребенка (подростка): - «трудные дети»: неуправляемые, педагогически запущенные, ведущие себя вызывающе, агрессивно направленная на: - осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности ребенк а; - «социальное закаливание»: развитие способности не сломаться, найти способы преодоления трудностей, оставаясь достойным человеком; - на формирование социальной активности; - подготовку к самостоятельной жизни, т.е. интеграции в окружающий социум; - на профилактику девиантного поведения.

Слайд 19

Примерные рекомендации социального педагога по нозологиям Глухие обучающиеся Направления коррекционно - развивающей со слуховыми аппаратами или имплантами , работы и психолого - педагогической помощи : которые к моменту поступления в школу достигают уровня развития (в т.ч. и речевого), близкого к возрастной норме - помощь социального педагога, направленная на преодоление сенсорной и социальной депривации ; развитие социальных контактов ; общественно - полезную формирование межличностных включение обучающегося в деятельность ; отношений ; формирование у детей умений и навыков общения и сотрудниче ства . Глухие обучающиеся, которые не достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в т.ч. и речевого), близкого к возрастной норме - помощь социального педагога, направленная на преодоление сенсорной и социальной депривации ; развитие социальных контактов ; общественно - полезную формирование межличностных включение обучающегося в деятельность ; отношений ; формирование у детей умений и навыков общения и сотрудниче ства .

Слайд 20

Глухие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - помощь социального педагога, направленная на преодоление сенсорной и социальной депривации ; включение обучающегося в общественно - полезную деятельность ; формирование у детей умений и навыков общения . Глухие обучающиеся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) - помощь социального педагога, направленная на формирование у детей умений и навыков общения .

Слайд 21

Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся (со слуховыми аппаратами и (или) имплантами), которые достигли к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме. - помощь социального педагога, направленная на преодоление сенсорной и социальной депривации ; формирование активной жизненной позиции ; формирование у детей умений и навыков общения . Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся - помощь социального педагога, направленная на преодоление сенсорной и социальной депривации ; формирование (со слуховыми аппаратами и (или) имплантами), которые не достигли к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме. активной жизненной позиции ; формирование у детей умений и навыков общения . Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся - помощь социального педагога, направленная на преодоление сенсорной и социальной депривации ; формирование у детей умений и навыков общения ; формирование навыков правильного поведения . (со слуховыми аппаратами и (или) имплантами) с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Слайд 22

Слепые обучающиеся, которые достигают к - моменту поступления в школу уровня развития (в том числе компенсаторных способов), соответствующий возрастной норме помощь социального педагога, направленная на обучение ориентировке в пространстве ; целостное формирование личности ; формирование активной жизненной позиции ; формирование у детей умений и навыков общения . Слепые обучающиеся, которые не достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе - помощь социального педагога, направленная на обучение ориентировке в пространстве ; целостное формирование личности ; формирование у детей умений и навыков общения . компенсаторных способов), соответствующий возрастной норме Слепые обучающиеся - помощь социального педагога, с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направленная на обучение ориентировке в пространстве ; формирование у детей умений и навыков общения . Слепые обучающиеся - помощь социального педагога, с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) направленная на консультирование родителей по вопросам социальной адаптации и реабилитации семьи .

Слайд 23

Слабовидящие обучающиеся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе компенсаторных способов деятельности), соответствующий возрастной норме - помощь социального педагога, направленная на обучение ориентировке в пространстве ; целостное формирование личности ; формирование активной жизненной позиции ; формирование у детей умений и навыков общения . Слабовидящие обучающиеся, которые не достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе компенсаторных способов деятельности), соответствующий возрастной норме Слабовидящие обучающиеся - помощь социального педагога, направленная на обучение ориентировке в пространстве ; целостное формирование личности ; формирование у детей умений и навыков общения . - помощь социального педагога, с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направленная на обучение ориентировке в пространстве ; формирование у детей умений и навыков общения .

Слайд 24

Обучающиеся - помощь социального педагога, направленная на развитие социальных контактов ; формирование активной жизненной позиции ; формирование с фонетико - фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (сложная дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия, дети с общим межличностных отношений ; формирование умений и навыков общения и сотрудничества . недоразвитием речи III-IV уровней Обучающиеся - помощь социального педагога, находящиеся на II- III уровнях речевого направленная на развитие социальных контактов ; формирование активной жизненной позиции ; формирование развития, являющихся следствием алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикания; обучающиеся, имеющие тяжелые нарушения чтения и письма межличностных отношений ; формирование умений и навыков общения и сотрудничества .

Слайд 25

Обучающиеся с нарушениями опорно - двигательного аппарата, - помощь социального педагога, направленная на целостное формирование личности ; развитие активной жизненной позиции ; развитие компенсаторных возможностей организма . достигшие к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, и имеющие положительный опыт общения со сверстниками Обучающиеся - помощь социального педагога, с нарушениями опорно - двигательного аппарата, имеющие негрубую задержку психического развития направленная на целостное формирование личности ; развитие активной жизненной позиции ; развитие компенсаторных возможностей организма . Обучающиеся - помощь социального педагога, с нарушениями опорно - двигательного аппарата, направленная на развитие компенсаторных возможностей организма . имеющие легкую умственную отсталость Обучающиеся - помощь социального педагога, с нарушениями опорно - двигательного аппарата, имеющие тяжелые множественны нарушения развития направленная на консультирование родителей по вопросам социальной адаптации и реабилитации семьи .

Слайд 26

Обучающиеся - помощь социального педагога, с задержкой психического развития, у которых отмечаются трудности произвольной саморегуляции , направленная на формирование активной жизненной позиции ; целостное формирование личности ; формирование межличностных отношений ; формирование умений и навыков общения и сотрудничества . проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, а также устойчивые признаки общей социально - эмоциональной незрелости Обучающиеся - помощь социального педагога, с задержкой психического развития, которые характеризуются уровнем развития ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях направленная на формирование активной жизненной позиции ; целостное формирование личности ; формирование межличностных отношений ; формирование умений и навыков общения и сотрудничества .

Слайд 27

Обучающиеся - помощь социального педагога, направленная на развитие коммуникативной деятельности ; развитие умения общаться с разными людьми в разных ситуациях и на разных уровнях социума . с расстройствами аутистического спектра, имеющие формально сопоставимый уровень психоречевого развития, когда до поступления в школу ребенок имел опыт подготовки к ней в группе детей Обучающиеся - помощь социального педагога, направленная на развитие коммуникативной деятельности ; развитие умения общаться с разными людьми в разных ситуациях и на разных уровнях социума . с расстройствами аутистического спектра, имеющие менее высокие интеллектуальные способности или отсутствие опыта подготовки к школьному обучению в группе сверстников Обучающиеся - помощь социального педагога, направленная на развитие умения общаться с разными людьми в разных ситуациях . с расстройствами аутистического спектра, имеющие легкую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра, - помощь социального педагога, направленная на формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения ; развитие коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений . имеющие умственную отсталость (умеренную, тяжелую, глубокую, тяжелые множественные нарушения развития)

Слайд 28

Обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости готовых к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию со сверстниками в условиях Д ОО - помощь социального педагога, направленная на формирование навыков правильного поведения ; формирование навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно - бытового труда . Обучающиеся с умеренной, тяжелой - помощь социального педагога, или глубокой умственной отсталостью направленная на формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения ; развитие коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений ; формирование предметно - практической, игровой, бытовой и доступной трудовой деятельности .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы медико-психолого-педагогического консилиума ДОУ

В плане отражены основные совещания, отражающие деятельность консилиума ДОУ...

Положение о психолого-педагогическом консилиуме

  Настоящее положение определяет деятельность психолого-педагогического консилиума дошкольного отделения как совещательный, систематически действующий орган, оказывающий помощь всем участн...

Положение о психолого-педагогическом консилиуме

     Настоящее положение определяет деятельность психолого-педагогического консилиума дошкольного отделения как совещательный, систематически действующий орган, оказывающий помощ...

Выявление и психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска как важнейшая задача специалистов консилиума дошкольного учреждения

Казалось бы, о девиантном поведении ребенка имеет смысл говорить лишь по достижении им 8-9 лет, поскольку, маленький ребенок еще не может достаточно осознавать свое поведение, контролировать его и соо...

Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности Психолого-педагогического консилиума ДОУ"

Детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим МДОАУ «Детский сад №171», оказывается психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью такого сопровождения является помощь в решении пробле...

Психолого-педагогического сопровождение воспитанников в ДОУ в рамках работы психолого-педагогического консилиума.

Психолого-педагогический консилиум (ППк) является одной из форм  взаимодействия руководящих и педагогических    работников, объединяющихся для оказания диагностической, консультати...