Деловая игра "Использование кейс-технологии в педагогической деятельности в ДОУ"
презентация

Сагдиева Ольга Александровна

Презентация содержит материалы для проведения деловой игры с педагогами  ДОУ по теме:  "использование кейс-технологий в педагогической деятельности в  ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-tehnologiya.pptx924.14 КБ
Файл keys.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ. Выполнила: воспитатель высшей категории Сагдиева О.А.

Слайд 2

Кейс- технология – интерактивная технология, направленная на формирование у дошкольников практических умений и навыков через актуализацию знаний, полученных в результате анализа реальных и гипотетических ситуаций.

Слайд 3

Этапы создания кейса: Определение темы и вопроса исследования; Выбор объекта исследования; Определение контекста; Планирование кейс-исследования : сбор материала и анализ; Поиск решений; Описание и редактирование кейса.

Слайд 4

Критерии оценки кейса: Соответствует поставленной цели. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. Является актуальным и интересным детям. Имеет несколько вариантов решений проблемы, провоцирует дискуссию.

Слайд 5

Этапы работы с кейсом: Подготовительный этап. Знакомство с кейсом. Фиксация внимания детей. Формирование личностного отношения к ситуации. Мотивационный этап. Выделение основной проблемы, спектра проблем, целевой установки. «Мозговой штурм». Вовлекает детей в дискуссию для поиска решения проблемы. Активизация мышления детей. Поисковая деятельность детей. Анализ принятия решений. Защита решений кейса группой детей. Презентация решений кейса. Оценочно-рефлексивный этап. Окончательное принятие решения по данному кейсу.

Слайд 6

Виды кейсов Печатный кейс (может содержать иллюстрации , фото - иллюстрации, что делает его более наглядным ). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы).

Слайд 7

Методы кейс-технологии в ДОУ. Игровое проектирование; Ролевое проектирование; Метод ситуационного анализа: Анализ конкретных ситуаций; Кейс-стади ; Фото-кейсы; Кейс-иллюстрации .

Слайд 8

ИГРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Цель: процесс создания и совершенствования проектов в игровом режиме. Это интерактивный метод, т.е. проект разрабатывается в рамках группового игрового взаимодействия, а результаты проекта защищаются на межгрупповой дискуссии.

Слайд 9

РОЛЕВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ это метод кейс-технологии , способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания определённых ролей. Цель: на основе анализа выполненной роли оценить поступки и поведение участников ситуации.

Слайд 10

РОЛЕВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Слайд 11

Метод ситуационного анализа: Анализ конкретных ситуаций; Кейс-стади ; Фото-кейсы; Кейс-иллюстрации .

Слайд 12

МЕТОД СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА: КЕЙС-СТАДИ. это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

Слайд 13

КЕЙС-ИЛЛЮСТРАЦИЯ Этапы работы с кейс-иллюстрацией : Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему. Дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему. Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками. Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса.

Слайд 15

ФОТО-КЕЙС В «фото – кейс » входит : 1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему. 2. Текст к кейсу , который описывает совокупность событий. 3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Слайд 16

ФОТО-КЕЙС Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

Слайд 17

Задачи, решаемые в связи с применением кейс- технологии в ДОУ Развитие умственных, речевых способностей дошкольников: развитие диалогической речи, умения отстаивать своё мнение; Совершенствование аналитических способностей: умения анализировать, классифицировать, формирование собственной точки зрения по решаемой проблеме; Формирование коммуникативных способностей: умение взаимодействовать с собеседником, вступать в диалог, дискуссию.

Слайд 18

Решение кейсов



Предварительный просмотр:

Деловая игра  для воспитателей:

«Использование кейс – технологии в педагогической деятельности в ДОУ».

Цель: Знакомство педагогов с применением  метода кейсов в учебно-воспитательном процессе.
Задачи
1. Познакомить с  кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.
2. Формировать навыки практической работы над кейсом.
Участники: воспитатели

Дидактический материал: Презентация по теме, кейс для ролевой игры.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран,  презентация, портфель, карточки для игры.
Ожидаемые результаты:
Участники получат  знания:

  • что представляет собой кейс-технология;
  • разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;
  • правила разработки кейсов для обучения;

Выработают умения:

  • применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;

План проведения:
1.Теоретическая часть –10- 15 мин
2. Практическая часть – 10 мин

                                                              Основная часть.

1. Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты.

Одной из актуальных на сегодняшний день задач  является использование кейс-технологий в ДО.     Работа с кейсами в рамках образовательного  процесса известна в мире с начала 20 века, с 1908 г. её начали использовать в гарвардской школе бизнеса.  В России данная технология стала внедряться лишь в последнее время.

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

     Кейс – технология - интерактивная технология, направленная на формирование у дошкольников практических умений и навыков  через актуализацию знаний, полученных в результате анализа  реальных и гипотетических ситуаций. Главное ее предназначение – развивать способность у дошкольников выявлять и анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной или вымышленной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, выявить проблему в данной ситуации, разобраться в ней, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно с педагогом выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.  Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений и навыков есть результат активной самостоятельной деятельности дошкольников по разрешению проблемных ситуаций. В результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями.

  1. Прежде всего мы должны научиться создавать сами кейсы.  Для этого необходимо:

1.  Правильно выбрать тему и вопрос исследования – они должны быть интересны  и актуальны для детей.

2.  Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;

3.  Определение контекста;

4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала;

5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;

6. Описание и редактирование кейса.

  1. После разработки кейса мы должны проанализировать разработанный кейс по следующим критериям:
  • Соответствует ли данный кейс поставленной цели?
  • Учитывает ли возрастные и индивидуальные особенности детей?
  • Является ли данный кейс актуальным и интересным детям?
  • Имеет ли разработанный кейс несколько вариантов решений проблемы, провоцирует ли дискуссию у дошкольников?
  1. Этапы работы с кейсом разных видов следующие:
  • Первый этап: подготовительный. Знакомство детей с ситуацией. Фиксация  их внимания. Создается положительный настрой у детей на анализ данного кейса.
  • 2 этап – мотивационный.  Воспитатель настраивает детей на дискуссию для поиска постановки проблемы. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
  • На 3 этапе, «Мозговой штурм» воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, помогает разрешить проблемы, выявленные детьми в результате анализа кейса, поддерживает эмоциональный настрой детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
  • 4 этап: (анализ принятия решения): воспитатель вовлекает детей в процесс дискуссии по выбору решения   кейса, ребята демонстрируют умение логически рассуждать, вступают в диалог, дискуссию.
  • На 5, оценочно-рефлексивном этапе, дошкольник выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания в других ситуациях.
  1. В дошкольном образовании используют следующие виды кейс-технологии:  
  1. Печатный кейс- кейс, содержащий информацию в печатном виде с использованием фотографий, текста.
  2. Медиа кейс- кейс, актуальный в современное время, с использованием сочетания текстовой информации и интерактивного видео.
  3. Видео кейс- кейс, содержащий аудио, видео материалы, фильм.

  1. Методы кейс- технологии:
  • Игровое проектирование -

Цель — процесс создания и совершенствования проектов. Это интерактивный метод, т.е. проект разрабатывается в рамках группового игрового взаимодействия, а результаты проекта защищаются на дискуссии. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий. Отличие метода игрового проектирования от метода проектов заключается в том, что И.П. осуществляется с «функционально-ролевых» позиций, воспроизводимых в ролевом взаимодействии.

Ролевое проектирование. Это метод  кейс-технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания определённых ролей. Цель: на основе анализа выполненной роли оценить поступки и поведение участников ситуации. Особенность данного вида: умение дошкольников принять на себя заданную роль, т.е. развитие эмпатии – умения сопереживать другим, воспитание толерантности – умения  принимать других, умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками и осуществлять ролевое взаимодействие. Например, обсуждение ситуации: «В детском саду в группе появились новые игрушки – машинки. Мальчики: Матвей, Гриша и Саша не могут никак поделить между собой новые игрушки. Ссорятся между собой и не играют дружно». 2 этап. Обсуждение ситуации: Что произошло? 3 этап: Ролевое проектирование: детям предлагается разбиться на тройки: 3 мальчика. При этом обыгрывание характеров героев д.б. различным: от воспитанных, спокойных мальчиков до взрывных, конфликтных. Дети в процессе ролевого проектирования и смены ролей должны найти самый оптимальный тип поведения и выход из этой ситуации.  Таким образом, ролевое проектирование - это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.  Или, например, кейс ситуационно-ролевая игра  «Настоящие друзья»

Ситуация: « Маше купили новый мячик. Она очень обрадовалась и начала с ним играть. Денис забрал у Маши игрушку. Маша заплакала».

Обсуждение ситуации: что произошло?

Обыгрывание ситуаций: Предлагается детям  разбиться на пары:  один  ребенок– мальчик, который забрал мячик, другой ребенок – девочка, которая играла с мячиком.  Детям  предлагаются карточки с картинками, характеризующими героя.

Дети   обыгрывают ситуации: как найти выход из конфликта? Почему?

  1. Следующий метод кейс-технологии

  • Метод ситуационного анализа. Для педагогической работы с дошкольниками чаще всего используют:

- метод анализа конкретных ситуаций:

 - кейс –стади;

- кейс- иллюстрации .

- фото-кейсы .

Рассмотрим некоторые методы ситуационного анализа подробнее на примерах.

  1. Технология кейс – стадии.

Технология кейс – стади (ситуация)- это кейс, в котором  описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

Технология кейс – стади направлена на:

- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.

- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.

-  Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.

- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому предмету, наличием в ней нестандартности, что повышает у детей исследовательскую мотивацию. Например, кейс-стади по социально-коммуникативному развитию, основанный на  русской народной сказки «Заюшкина избушка». Цель: сформировать у детей дружеские взаимодействия в коллективе, взаимопомощь, взаимовыручку. Воспитание уважения  друг к другу. Лисичка обидела зайчика, выгнала его из дома. Зайчик плачет. Более сильный персонаж обижает слабого персонажа. Вопросы для обсуждения у детей: Как можно помочь зайчику? Можно ли назвать лисичку воспитанным персонажем? О каких правилах поведения забыла лисичка?  Проблема: Как помочь слабому зайчику? Поиск решения. Вывод: сильный должен слабого защищать. Обсуждение: применение решения в различных ситуациях.

  1. Кейс-иллюстрация

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема.  Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.

 Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Эта ситуация должна быть актуальна для  ребёнка. В ситуации должно содержаться достаточно информации, она должна быть по силам обучающимся, не содержать подсказок относительно решения проблемы.

В начале педагог предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям, организует  её обсуждение.

  1. Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему.
  2. Дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию,  диагностируют проблему.
  3. Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками.
  4.  Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса.

Пример кейс-иллюстрации. У Даши заболела мама. Что Даше делать?

1. Она не знает, что делать? 2. Можно повеселить маму игрой на барабане. 3. Можно принести маме тёплый чай. 4. Можно пойти погулять с папой. Выбери верное решение.

  Активно  в работе с дошкольниками  применяют технологию «Фото-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

В «фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Фотография  вызывает у детей больший интерес, чем иллюстрация. Если  использовать для создания кейса фотографии детей группы, то длительный интерес и масса эмоций у детей обязательно будет вызвана. Дети активно участвуют в обсуждении, рассматривают фотографии, находят пути решения данного кейса.

Важным достоинством технологии «фото-кейс» является появления у ребёнка активного взаимодействия со сверстниками в процессе поиска решения кейса, его воспитания в процессе общения с педагогом и группой.

Таким образом: в процессе совместной деятельности с дошкольниками инновационная технология «фото-кейс» объединяет:

  • сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, и осваиваются  в ходе изучения и анализа ситуаций;
  • обеспечивает интеллектуальное, нравственное развитие, активизирует чувственную сферу и переживания в процессе  принятия решений.

  Пример фото-кейс «Знакомство»: Задачи: формировать культуру общения; способствовать приобретению опыта этикетного поведения; обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

 Вопросы:

• Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?

• Что они должны были сделать?

• Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?

• Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

     Таким образом, применение кейс-технологии в педагогической деятельности с детьми предполагает достижение следующих результатов:

  1. Развитие речевых способностей дошкольников: развитие монологической и диалогической речи, умения отстаивать своё мнение; развитие  умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
  2. Совершенствование аналитических способностей: умения анализировать, классифицировать, формирование собственной  точки зрения по решаемой проблеме;
  3. Формирование коммуникативных способностей: умение взаимодействовать с собеседником, вступать в диалог, дискуссию, умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты, умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности, овладение разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.
  4. Формирование положительного отношения к миру.

    Практическая часть.

 Решение практических ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра на педагогическом совете "Что вы знаете о здоровье"

Эта игра позволяет выяснить знания воспитателей о методах оздоровления детей. Воспитывать умение решать педагогические ситуации. Совершенствовать навыки общения с коллегами....

Деловая игра на педагогическом совете "Что вы знаете о здоровье"

Тема игры: «Что вы знаете о здоровье»Цель игры: выяснить знания воспитателей методики физического воспитания, методов оздоровления детей. Воспитывать умение решать педагогические ситуации. Совершенств...

Деловая игра для педагогических работников "Своя игра"

На экране представлены темы и стоимость вопроса.Темы: Семья, документы, педагогические технологии, ИКТ, СаНПиН, ФГОС ДО, охрана труда....

Сценарий деловой игры на педагогическом совете «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач нравственно – патриотического воспитания».

Сценарий  деловой игры  на педагогическом совете  «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач  нравственно – патриотического воспитания»....

Сценарий педсовета с элементами деловой игры «Развитие педагогических компетенций в вопросах организации работы в условиях реализации ФГОС ДО»

Сценарий педсовета с элементами деловой игры«Развитие педагогических компетенций в вопросах организации работы в условиях реализации ФГОС ДО»Старший воспитатель: Козловская В.И.Повестка дня:1....

Соблюдение этических принципов делового общения в педагогическом коллективе

Для того, чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников, обязательное условие соблюдения общих этических принци...

Деловая игра "Педагогическое мастерство- высший уровень педагогической деятельности"

Педагогическое мастерство имеет огромное значение для становления специалиста, формирования его коммуникативных и управленческих умений и навыков.В связи с этим на первый план выдвигаются проблемы фор...