Деловая игра "Использование кейс-технологии в педагогической деятельности в ДОУ"
презентация
Презентация содержит материалы для проведения деловой игры с педагогами ДОУ по теме: "использование кейс-технологий в педагогической деятельности в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 924.14 КБ |
![]() | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кейс- технология – интерактивная технология, направленная на формирование у дошкольников практических умений и навыков через актуализацию знаний, полученных в результате анализа реальных и гипотетических ситуаций.
Этапы создания кейса: Определение темы и вопроса исследования; Выбор объекта исследования; Определение контекста; Планирование кейс-исследования : сбор материала и анализ; Поиск решений; Описание и редактирование кейса.
Критерии оценки кейса: Соответствует поставленной цели. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. Является актуальным и интересным детям. Имеет несколько вариантов решений проблемы, провоцирует дискуссию.
Этапы работы с кейсом: Подготовительный этап. Знакомство с кейсом. Фиксация внимания детей. Формирование личностного отношения к ситуации. Мотивационный этап. Выделение основной проблемы, спектра проблем, целевой установки. «Мозговой штурм». Вовлекает детей в дискуссию для поиска решения проблемы. Активизация мышления детей. Поисковая деятельность детей. Анализ принятия решений. Защита решений кейса группой детей. Презентация решений кейса. Оценочно-рефлексивный этап. Окончательное принятие решения по данному кейсу.
Виды кейсов Печатный кейс (может содержать иллюстрации , фото - иллюстрации, что делает его более наглядным ). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы).
Методы кейс-технологии в ДОУ. Игровое проектирование; Ролевое проектирование; Метод ситуационного анализа: Анализ конкретных ситуаций; Кейс-стади ; Фото-кейсы; Кейс-иллюстрации .
ИГРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Цель: процесс создания и совершенствования проектов в игровом режиме. Это интерактивный метод, т.е. проект разрабатывается в рамках группового игрового взаимодействия, а результаты проекта защищаются на межгрупповой дискуссии.
РОЛЕВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ это метод кейс-технологии , способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания определённых ролей. Цель: на основе анализа выполненной роли оценить поступки и поведение участников ситуации.
РОЛЕВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Метод ситуационного анализа: Анализ конкретных ситуаций; Кейс-стади ; Фото-кейсы; Кейс-иллюстрации .
МЕТОД СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА: КЕЙС-СТАДИ. это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.
КЕЙС-ИЛЛЮСТРАЦИЯ Этапы работы с кейс-иллюстрацией : Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему. Дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему. Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками. Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса.
ФОТО-КЕЙС В «фото – кейс » входит : 1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему. 2. Текст к кейсу , который описывает совокупность событий. 3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
ФОТО-КЕЙС Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.
Задачи, решаемые в связи с применением кейс- технологии в ДОУ Развитие умственных, речевых способностей дошкольников: развитие диалогической речи, умения отстаивать своё мнение; Совершенствование аналитических способностей: умения анализировать, классифицировать, формирование собственной точки зрения по решаемой проблеме; Формирование коммуникативных способностей: умение взаимодействовать с собеседником, вступать в диалог, дискуссию.
Решение кейсов
Предварительный просмотр:
Деловая игра для воспитателей:
«Использование кейс – технологии в педагогической деятельности в ДОУ».
Цель: Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
1. Познакомить с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.
2. Формировать навыки практической работы над кейсом.
Участники: воспитатели
Дидактический материал: Презентация по теме, кейс для ролевой игры.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, презентация, портфель, карточки для игры.
Ожидаемые результаты:
Участники получат знания:
- что представляет собой кейс-технология;
- разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;
- правила разработки кейсов для обучения;
Выработают умения:
- применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;
План проведения:
1.Теоретическая часть –10- 15 мин
2. Практическая часть – 10 мин
Основная часть.
1. Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты.
Одной из актуальных на сегодняшний день задач является использование кейс-технологий в ДО. Работа с кейсами в рамках образовательного процесса известна в мире с начала 20 века, с 1908 г. её начали использовать в гарвардской школе бизнеса. В России данная технология стала внедряться лишь в последнее время.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Кейс – технология - интерактивная технология, направленная на формирование у дошкольников практических умений и навыков через актуализацию знаний, полученных в результате анализа реальных и гипотетических ситуаций. Главное ее предназначение – развивать способность у дошкольников выявлять и анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной или вымышленной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, выявить проблему в данной ситуации, разобраться в ней, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно с педагогом выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений и навыков есть результат активной самостоятельной деятельности дошкольников по разрешению проблемных ситуаций. В результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями.
- Прежде всего мы должны научиться создавать сами кейсы. Для этого необходимо:
1. Правильно выбрать тему и вопрос исследования – они должны быть интересны и актуальны для детей.
2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;
3. Определение контекста;
4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала;
5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;
6. Описание и редактирование кейса.
- После разработки кейса мы должны проанализировать разработанный кейс по следующим критериям:
- Соответствует ли данный кейс поставленной цели?
- Учитывает ли возрастные и индивидуальные особенности детей?
- Является ли данный кейс актуальным и интересным детям?
- Имеет ли разработанный кейс несколько вариантов решений проблемы, провоцирует ли дискуссию у дошкольников?
- Этапы работы с кейсом разных видов следующие:
- Первый этап: подготовительный. Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительный настрой у детей на анализ данного кейса.
- 2 этап – мотивационный. Воспитатель настраивает детей на дискуссию для поиска постановки проблемы. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
- На 3 этапе, «Мозговой штурм» воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, помогает разрешить проблемы, выявленные детьми в результате анализа кейса, поддерживает эмоциональный настрой детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
- 4 этап: (анализ принятия решения): воспитатель вовлекает детей в процесс дискуссии по выбору решения кейса, ребята демонстрируют умение логически рассуждать, вступают в диалог, дискуссию.
- На 5, оценочно-рефлексивном этапе, дошкольник выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания в других ситуациях.
- В дошкольном образовании используют следующие виды кейс-технологии:
- Печатный кейс- кейс, содержащий информацию в печатном виде с использованием фотографий, текста.
- Медиа кейс- кейс, актуальный в современное время, с использованием сочетания текстовой информации и интерактивного видео.
- Видео кейс- кейс, содержащий аудио, видео материалы, фильм.
- Методы кейс- технологии:
- Игровое проектирование -
Цель — процесс создания и совершенствования проектов. Это интерактивный метод, т.е. проект разрабатывается в рамках группового игрового взаимодействия, а результаты проекта защищаются на дискуссии. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий. Отличие метода игрового проектирования от метода проектов заключается в том, что И.П. осуществляется с «функционально-ролевых» позиций, воспроизводимых в ролевом взаимодействии.
Ролевое проектирование. Это метод кейс-технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания определённых ролей. Цель: на основе анализа выполненной роли оценить поступки и поведение участников ситуации. Особенность данного вида: умение дошкольников принять на себя заданную роль, т.е. развитие эмпатии – умения сопереживать другим, воспитание толерантности – умения принимать других, умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками и осуществлять ролевое взаимодействие. Например, обсуждение ситуации: «В детском саду в группе появились новые игрушки – машинки. Мальчики: Матвей, Гриша и Саша не могут никак поделить между собой новые игрушки. Ссорятся между собой и не играют дружно». 2 этап. Обсуждение ситуации: Что произошло? 3 этап: Ролевое проектирование: детям предлагается разбиться на тройки: 3 мальчика. При этом обыгрывание характеров героев д.б. различным: от воспитанных, спокойных мальчиков до взрывных, конфликтных. Дети в процессе ролевого проектирования и смены ролей должны найти самый оптимальный тип поведения и выход из этой ситуации. Таким образом, ролевое проектирование - это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей. Или, например, кейс ситуационно-ролевая игра «Настоящие друзья»
Ситуация: « Маше купили новый мячик. Она очень обрадовалась и начала с ним играть. Денис забрал у Маши игрушку. Маша заплакала».
Обсуждение ситуации: что произошло?
Обыгрывание ситуаций: Предлагается детям разбиться на пары: один ребенок– мальчик, который забрал мячик, другой ребенок – девочка, которая играла с мячиком. Детям предлагаются карточки с картинками, характеризующими героя.
Дети обыгрывают ситуации: как найти выход из конфликта? Почему?
- Следующий метод кейс-технологии
- Метод ситуационного анализа. Для педагогической работы с дошкольниками чаще всего используют:
- метод анализа конкретных ситуаций:
- кейс –стади;
- кейс- иллюстрации .
- фото-кейсы .
Рассмотрим некоторые методы ситуационного анализа подробнее на примерах.
- Технология кейс – стадии.
Технология кейс – стади (ситуация)- это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.
Технология кейс – стади направлена на:
- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.
- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.
- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.
- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.
Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому предмету, наличием в ней нестандартности, что повышает у детей исследовательскую мотивацию. Например, кейс-стади по социально-коммуникативному развитию, основанный на русской народной сказки «Заюшкина избушка». Цель: сформировать у детей дружеские взаимодействия в коллективе, взаимопомощь, взаимовыручку. Воспитание уважения друг к другу. Лисичка обидела зайчика, выгнала его из дома. Зайчик плачет. Более сильный персонаж обижает слабого персонажа. Вопросы для обсуждения у детей: Как можно помочь зайчику? Можно ли назвать лисичку воспитанным персонажем? О каких правилах поведения забыла лисичка? Проблема: Как помочь слабому зайчику? Поиск решения. Вывод: сильный должен слабого защищать. Обсуждение: применение решения в различных ситуациях.
- Кейс-иллюстрация
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.
Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Эта ситуация должна быть актуальна для ребёнка. В ситуации должно содержаться достаточно информации, она должна быть по силам обучающимся, не содержать подсказок относительно решения проблемы.
В начале педагог предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям, организует её обсуждение.
- Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему.
- Дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему.
- Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками.
- Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса.
Пример кейс-иллюстрации. У Даши заболела мама. Что Даше делать?
1. Она не знает, что делать? 2. Можно повеселить маму игрой на барабане. 3. Можно принести маме тёплый чай. 4. Можно пойти погулять с папой. Выбери верное решение.
Активно в работе с дошкольниками применяют технологию «Фото-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
В «фото – кейс» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Фотография вызывает у детей больший интерес, чем иллюстрация. Если использовать для создания кейса фотографии детей группы, то длительный интерес и масса эмоций у детей обязательно будет вызвана. Дети активно участвуют в обсуждении, рассматривают фотографии, находят пути решения данного кейса.
Важным достоинством технологии «фото-кейс» является появления у ребёнка активного взаимодействия со сверстниками в процессе поиска решения кейса, его воспитания в процессе общения с педагогом и группой.
Таким образом: в процессе совместной деятельности с дошкольниками инновационная технология «фото-кейс» объединяет:
- сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, и осваиваются в ходе изучения и анализа ситуаций;
- обеспечивает интеллектуальное, нравственное развитие, активизирует чувственную сферу и переживания в процессе принятия решений.
Пример фото-кейс «Знакомство»: Задачи: формировать культуру общения; способствовать приобретению опыта этикетного поведения; обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.
Вопросы:
• Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?
• Что они должны были сделать?
• Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?
• Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?
Таким образом, применение кейс-технологии в педагогической деятельности с детьми предполагает достижение следующих результатов:
- Развитие речевых способностей дошкольников: развитие монологической и диалогической речи, умения отстаивать своё мнение; развитие умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
- Совершенствование аналитических способностей: умения анализировать, классифицировать, формирование собственной точки зрения по решаемой проблеме;
- Формирование коммуникативных способностей: умение взаимодействовать с собеседником, вступать в диалог, дискуссию, умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты, умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности, овладение разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.
- Формирование положительного отношения к миру.
Практическая часть.
Решение практических ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-125953-1350407367.png)
Деловая игра на педагогическом совете "Что вы знаете о здоровье"
Эта игра позволяет выяснить знания воспитателей о методах оздоровления детей. Воспитывать умение решать педагогические ситуации. Совершенствовать навыки общения с коллегами....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-125953-1350407367.png)
Деловая игра на педагогическом совете "Что вы знаете о здоровье"
Тема игры: «Что вы знаете о здоровье»Цель игры: выяснить знания воспитателей методики физического воспитания, методов оздоровления детей. Воспитывать умение решать педагогические ситуации. Совершенств...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-334536-1386004179.jpg)
Деловая игра для педагогических работников "Своя игра"
На экране представлены темы и стоимость вопроса.Темы: Семья, документы, педагогические технологии, ИКТ, СаНПиН, ФГОС ДО, охрана труда....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-363596-1386521404.jpg)
Сценарий деловой игры на педагогическом совете «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач нравственно – патриотического воспитания».
Сценарий деловой игры на педагогическом совете «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач нравственно – патриотического воспитания»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/29/picture-734098-1669717079.jpg)
Сценарий педсовета с элементами деловой игры «Развитие педагогических компетенций в вопросах организации работы в условиях реализации ФГОС ДО»
Сценарий педсовета с элементами деловой игры«Развитие педагогических компетенций в вопросах организации работы в условиях реализации ФГОС ДО»Старший воспитатель: Козловская В.И.Повестка дня:1....
Соблюдение этических принципов делового общения в педагогическом коллективе
Для того, чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников, обязательное условие соблюдения общих этических принци...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-573929-1422296069.jpg)
Деловая игра "Педагогическое мастерство- высший уровень педагогической деятельности"
Педагогическое мастерство имеет огромное значение для становления специалиста, формирования его коммуникативных и управленческих умений и навыков.В связи с этим на первый план выдвигаются проблемы фор...