Главные вкладки

    Соблюдение этических принципов делового общения в педагогическом коллективе
    консультация на тему

    Для того, чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников, обязательное условие соблюдения общих этических принципов делового общения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Зоя Васильевна Прокаева, воспитатель

    Соблюдение  этических  принципов  делового  общения  в  педагогическом  коллективе.

    Уважаемые  коллеги! Известно, что педагогический коллектив – сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников,  а  так  же  обязательно  соблюдение общих этических принципов  делового общения в педагогическом коллективе.

    ЭТИКА  ДЕЛОВОГО  ОБЩЕНИЯ -   это  совокупность  нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их профессиональной деятельности. Этика делового общения затрагивает в большинстве случаев все сферы и уровни человеческих отношений. В педагогической области она является одной из важнейших сторон профессиональной деятельности педагогических работников. Этика делового общения может проявляться в отношениях:

     - между  образовательным  учреждением  и  социальной  средой  в  целом

    (контакты с другими предприятиями и учреждениями),

    - между самими образовательными учреждениями,

    - внутри данного образовательного учреждения

    - между руководителем и педагогическим коллективом,

    -  между  учителями  (членами  данного  педагогического  сообщества).

      В отношениях между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения,  но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей и обществе. Деловое общение всегда должно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него.  При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело не совсем простое.  Однако,  несмотря  на  всю  проблематичность  и  трудность  выбора нравственной позиции,  в деловом общении имеется ряд положений,  соблюдение которых позволяет избежать ряда ошибок :  

    • в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей,

    • когда идет речь об этических ошибках других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда идет речь о своих ошибках, следует поступать наоборот:

    • в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе,

    • нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих,

    • когда идет речь о практическом утверждении норм морали,  основной императив поведения - «начни с себя».

    В деловом общении можно выделить три основных вида отношений.

    Этика делового общения «сверху вниз» (руководитель — подчиненный). Правило данного контакта гласит:  «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения,  во многом определяет нравственно-психологический климат коллектива.  На этом уровне формируются нравственные эталоны и образцы поведения всех членов данного сообщества. Отметим некоторые из них:

    • стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными принципами общения,

    • замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам,

    • укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства,

    • доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки,

    • привилегии,  которые вы делаете себе,  должны распространяться и на

    других членов коллектива.

    Этика делового общения «снизу вверх» (подчиненный - руководитель).

    Правило данного контакта гласит:  «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные». Используя те или иные этические нормы,  можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить против себя, сделать своим недоброжелателем. Ниже приведены некоторые этические принципы и нормы, которые можно использовать в деловом общении с руководителем:

    • не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо,

    • не разговаривайте с начальником категорическим тоном,  не говорите всегда только «да» или «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает, а тот, кто всегда говорит « нет», служит постоянным раздражителем.

    • будьте преданны и надежны,  но не будьте подхалимом.  Имейте свой характер и принципы,

    • не стоит обращаться за советом, с предложением и т. д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя. Ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.

    Этика  делового  общения  «по  горизонтали»  (между  руководителями одного ранга или рядовыми членами коллектива). Общий этический принцип данной формы общения:  «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Некоторые принципы общения «по горизонтали» приведены ниже:

    • не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого,

    • попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы,

    • не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить,

    • рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей,

    • не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах,

    • не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.

     

    Одной  из  главных предпосылок успешного выполнения педагогом его профессиональных функций является личная педагогическая культура. Современные исследователи (В.Л. Бенин, К.М. Левитан Н.В. Седова и др.) рассматривают педагогическую культуру человека как интеграцию, синтез природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности педагога  


        Общая культура педагога служит точкой отсчета его квалификации и профессионального роста. Что же входит в содержание общей культуры педагога? Это, прежде всего, жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей - истины, любви, добра, красоты, свободы и т.д. Ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве. Показателем общего развития педагога является уровень его познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения. Результативность профессиональной педагогической деятельности во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и "дисциплиной" чувств, т.е. умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума.

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АУТОТРЕНИНГА

    Рекомендуем взять за правило регулярно проделывать следующие упражнения, которые помогут Вам преодолеть барьеры и овладеть некоторыми сторонами культуры общения, стать более коммуникабельными, что так необходимо педагогу. И помните, что сказал Демокрит: "Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы". Тем более, что и Конфуций утверждал, что "побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра".
    Упражнение 1 "Улыбка", вырабатывающее привычку "носить" приветливое выражение лица. Сначала проведите своеобразный тест: обратите внимание, часто ли к Вам обращаются посторонние люди с какой-нибудь просьбой или вопросом. Если нет, то у Вас, возможно, бывает угрюмое, неприветливое, слишком самоуглубленное выражение лица. Вы не располагаете людей к себе, а отпугиваете их. Надо срочно "менять лицо"!
    Для этого каждое утро, как только встанете с постели, сразу же отправляйтесь к зеркалу и покажите себе язык. Это забавное зрелище вызовет у Вас улыбку. Постарайтесь сохранить такое улыбчивое выражение лица на весь день. А если не получается, то доставайте время от времени карманное зеркальце и незаметно показывайте себе язык. Честное слово, помогает! И помните, что сказал барон Мюнхгаузен: "Умное лицо это еще не признак ума. Самые большие глупости в мире делались именно с этим выражением лица. Поэтому улыбайтесь, господа, улыбайтесь!"
    Упражнение 2 "Чужая судьба", позволяющее развивать способность быстро входить в положение другого. Проверьте себя: замечаете ли Вы, запоминаете ли лица людей на улицах? Скорее всего нет: слишком поглощены своими проблемами и поэтому в общении склонны больше рассматривать все "с собственной колокольни", не вдаваясь в проблемы собеседника. 
    Способность входить в положение другого развивается следующим упражнением. В очереди, в транспорте, на улице "выберите" какого-либо человека, внимательно, но незаметно вглядитесь в него и начните придумывать его судьбу: кто, откуда, чем занимается и т. д. Придумайте, как Ваш "избранник" повел бы себя в той или иной ситуации. Иными словами, привыкайте думать не только о себе и своих близких, но и о "дальних", чужих людях.

    Упражнение 3 "Комплимент", помогающее овладеть искусством эмоционально "согреть" собеседника, воздействовать на него через положительные эмоции, похвалу. Ведь заслуженная похвала - потребность каждого человека, в том числе и Вашего ученика, побуждающая его браться за все более сложные задачи.

    Научиться этому можно. Понаблюдайте несколько минут за работающим человеком - продавцом в магазине, почтальоном на почте, землекопом на улице - а затем скажите ему что-нибудь приятное, похвалите его. Повторяйте это упражнение, пока не почувствуете, что оно не вызывает у вас смущения и затруднений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование деловых игр в работе с педагогическим коллективом

    Метод деловых игр известен с 17-18 века и история его возникновения описана в литературе. Деловая игра этого времени определяется как “военная или предпринимательская”. Первое упоминание деловой...

    РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ, ОСВОЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ И ПРИНЦИПОВ

    В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе это...

    « Об организации разъяснительной работы с родителями о соблюдении этических норм и правил дорожного движения».

    Работа по формированию безопасного поведения детей на улицах города может быть эффективной только при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Дети дошкольного возраста - особая категория пешеходо...

    Педсовет в форме деловой игры «Аукцион педагогических идей» Тема: «Речь и речевое общение посредством дидактических игр»

    Разработка педагогического совета в нетрадиционной форме по развитию речи дошкольников посредством дидактических игр....

    Психологическая гостиная для педагогического коллектива «Стремимся к бесконфликтному общению»

    Психологическая гостиная для педагогического коллектива "Стремимся к бесконфликтному общению"...

    «Соблюдение этических условий при направлении детей на ТПМПК»

       Одним из важнейших условий приема ребенка на ПМПК является предоставление родителям (законным представителям) информации об этических нормах обследования ребенка на ПМПК и гарантии...