Мастер-класс для педагогов ДОУ "Ментальная арифметика,как нетрадиционная технология обучения устному счету дошкольников"
методическая разработка

Чикова Ольга Витальевна

Умение быстро считать в уме – отличный навык, который не только пригодится в дальнейшей учебе, но и способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга, повышению способности воспринимать, усваивать и обрабатывать большое количество информации. В процессе занятий ментальной арифметикой возникают и укрепляются новые нейронные связи в головном мозге, что является благоприятной базой для развития креативных способностей, усвоения всего нового. Благодаря дополнительному обучению по ментальной арифметике, дети учатся решать более сложные задачи в уме, тренируют память, воображение и логические способности, концентрацию внимания, упорство и сосредоточенность – качества, необходимые для успешного достижения многих целей.

Цель данного мастер-класса -  повышение  профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_mentalnaya_arifmetika_2023.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад» №1 «Родничок» п.Новоорск Новоорского района Оренбургской области

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Ментальная арифметика,как нетрадиционная технология обучения устному счету  дошкольников»

                                                          Воспитатель: Чикова О.В.

                                                         

п.Новоорск

2023 г.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их на практике.

Задачи:

  • познакомить педагогов с понятием «Ментальная арифметика»;
  • рассказать об уникальной методике развития интеллектуальных способностей детей через обучение их ментальному счёту;
  • познакомить с абакусом и способами работы на нём;
  • создать условия для активного взаимодействия участников.

Ход мероприятия:

1.Теоретическая часть. 

-Добрый день, уважаемые коллеги! Рада вас всех видеть на мастер-классе. Хочу познакомить вас с темой: «Ментальная арифметика», которая мне давно была интересна и желаю поделится своим пока небольшим багажом знаний. Я просматриваю вебинары и материал в интернете по данной теме.. Конечно, в данной науке я новичок и готовясь к каждому занятию я сама буду изучать заново и практиковаться в ментальном счёте.

Своё выступление хочу начать словами американского писателя и публициста Дейва Барри:

Не бойтесь делать то, что не умеете.

Помните, ковчег построил любитель, -

Профессионалы построили Титаник.

Сегодняшний мастер-класс будет состоять из двух частей: теоретической и практической.

Итак, сначала рассмотрим понятие «Ментальная арифметика».  Почему арифметика? Чем арифметика отличается от математики?

 Арифметика - это раздел математики, изучающих простейшие свойства чисел, выраженных цифрами и действиями над ними (сложение, вычитание, умножение и деление).

Ментальность – это мыслительная способность человека.

Ментальная арифметика – это программа развития мыслительных способностей и творческих задатков благодаря арифметическим вычислениям на счётах. Ментальная арифметика помогает детишкам развивать оба полушария мозга.

Кто и когда придумал ментальную арифметику?

 Ментальная арифметика основана на особом принципе математических вычислений, который был известен в древнем мире еще 5000 лет назад. Все расчеты в ней проводятся с помощью специального счетного инструмента древнегреческого происхождения: абакуса,  известного также в Древнем Китае как суаньпань и в Древней Японии как соробан. Известно, что в России в конце XV столетия были придуманы так называемые «русские счеты». Их особенностью было то, что в них применялась десятичная система счисления. В XVI веке китайской счетной доской суаньпань заинтересовались в Японии. Японские счеты использовали пятеричную систему счисления и назывались соробан, поэтому на каждой спице абакуса только 5 косточек.

 Прообразом абакуса (соробан) является абак. Это дощечка, на которую сверху насыпали песок, разлиновывали бороздки и наносили на них специальные символы. Такое простейшее счетное устройство стало настоящим открытием.

              Историки уверены, что именно соробан стал причиной бурного развития месопотамской цивилизации. Ведь расцвет географии в Древнем Риме в 5 веке до нашей эры также совпал с появлением первых дощечек, найденных археологами при раскопках.  Сюда по морю и по суше отовсюду стекались торговцы.  Они по достоинству оценили широкие возможности для счета, которые предоставлял абак. Таким же образом он распространился в Грецию, Египет и Индию.

 

 Абакус (соробан) - это своеобразный калькулятор, не только помогающий в вычислениях, но также тренирующий мозг и развивающий межполушарные нейронные связи, а они в свою очередь благотворно влияют на творческие и когнитивные способности.

Ментальная арифметика в ее современном понимании возникла в Турции, автором методики стал исследователь Халит Шен. В школах обучение этой дисциплине началось в 1993 году, а сегодня по всему миру функционирует почти пяти тысяч классов, профильных школ, образовательных центров по обучению этому предмету. Его изучают в 50 странах мира, а наиболее распространена ментальная арифметика в Китае, государствах Ближнего Востока, Таиланде, Австралии, США, Канаде. В Европе она более всего распространена в Австрии, Великобритании, Германии. Есть специализированные организации в странах постсоветского пространства: Киргизии, Казахстане.  В России первые школы, в которых дети могли изучать абакус под руководством преподавателей, появились лишь в 2013-м году. Несмотря на это методика получила широкое распространение. Сейчас в нашей стране в зарегистрированных школах развития обучается более пяти тысяч детей в возрасте от 5 до 17 лет. В наше время проводятся олимпиады и турниры разных уровней (региональные, федеральные, международные). Существуют различные онлайн-тренажёры и онлайн-курсы для детей по изучению ментальной арифметике в домашних условиях.

Основные принципы ментального счёта:

Обучающая программа по ментальной арифметике состоит из двух этапов. Сначала дети овладевают техникой счета на абакусе, передвигая косточки пальцами. При этом они работают одновременно двумя руками, потому в процессе задействованы сразу оба полушария головного мозга. На абакусе можно моментально выполнять любые арифметические операции – от простого сложения и вычитания до более сложных умножения и деления, а также возведения в нужную степень и извлечения квадратного и кубического корня.

Второй этап обучения – это постепенное замещение использования абакуса вычислениями в уме. И здесь также задействованы оба полушария: левое воспринимает цифры, а правое – их образ в виде косточек счетного инструмента. Ребенок представляет воображаемые счеты, на которых он мысленно выполняет вычисления.

 Польза ментальной арифметики:

Целью занятий ментальной математикой является развитие одновременно обоих полушарий головного мозга. При этом ребенок учится быстро проводить в уме сложные арифметические вычисления примеры. Наше правое полушарие отвечает за фантазию, интуицию, воображение, творческие способности, а левое ответственно за память, логическое и аналитическое мышление, скорость реакции, концентрацию вниманию, интеллект. Полноценное развитие обоих полушарий позволяет человеку лучше работать, легче учиться, проще, эффективнее и быстрее запоминать информацию. Регулярные занятия ментальной арифметикой – это гарантия, что у ребенка, кроме заметных улучшений памяти и концентрации внимания, улучшится успеваемость в школе, проявится творческий потенциал, будут развиваться такие полезные социальные навыки, как организованность, ответственность, самостоятельность. Это отмечают все родители, чьи дети умеют считать по правилам устного ментального счета.

 

2. Практическая часть.

Итак, переходим к практической части.

 

Как работать на абакусе?

Абакус кладут на ровную поверхность, отступив от края стола на ладонь. Левой рукой придерживаем абакус, а правой слева направо производим вычисления - китайская методика. Метод счёта при работе двух рук – индийская методика. Карточки и примеры располагаются над абакусом.

Косточки двигаем двумя пальцами: указательным опускаем косточки, большим пальцем подминаем. В кулачке дети обычно зажимают карандаш для записи ответа.

 Итак, наберём на абакусе числа: 0, 1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10, 13, 15, 28,56, 178, 958, 2825 и т. д.

Теперь попробуем решать примеры на абакусе. Начнём с простых примеров:

21+13, складываем сначала десятки, потом единицы.

44-32, вычитаем десятки, потом единицы.

А сейчас решим пример: 4+1. Мы знаем, что будет 5, но как это решить на абакусе, ведь косточек всего 4? Просим помощи у брата, у небесной косточки. Вспомним состав числа 5 – 1 и 4. Значит, прибавить 1 – это 5-4. Двигаем косточки.

Решим примеры: 3+2; 4+4

Затем решим примеры на вычитание: 7-4; 6-3.

А сейчас, уважаемые коллеги попробуйте самостоятельно поработать на абакусе: с помощью флеш-карт набрать числа, а с помощью правил решить примеры. Разделимся на подгруппы, чтобы каждый смог попробовать.

Вот такая работа предстоит нашим детям на занятиях по ментальной арифметике.

Спасибо за внимание!

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на конкурс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО.

В представленном материале автор  рассказывает  о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно эффективно решать задачи по физическому развитию детей в дошкольном учреждении, кото...

МАСТЕР КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ ПО ТЕМЕ: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками»

Основной принцип мастер класса:«Я знаю, как это сделать, и покажу вам»...

Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов).

Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов)....

Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников

Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников....

Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...

«Ментальная арифметика как нетрадиционная технология обучения устному счету дошкольников»

Одной из наиболее эффективных техник устного счёта является ментальная арифметика. Приступать к занятиям можно с четырёхлетнего возраста, когда ребенок научится считать до десяти.МЕНАР или ментальная ...