ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию «Финансовая культура» в старшей группе
проект (старшая группа)

Пугавьева Мария Александровна
 Программа разработана для детей 5-6 лет и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю 25- 30 минут (4 занятия в месяц) по подгруппам, индивидуально, коллективно.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_kultura.docx67.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 52 «Аленький цветочек» города Смоленска

Принята на заседании

педагогического совета

от «»  2023 г.

Протокол №

Утверждаю:

МБДОУ «Детский  сад №52

«Аленький цветочек»

__________ О.С. Куликова

Приказ № .

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

по познавательному развитию

 

«Финансовая культура»

  Уровень: базовый

Возраст воспитанников: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель

Пугавьева М.А.

воспитатель

Смоленск

2023г.

Паспорт программы дополнительного образования

Наименование программы

Программа дополнительного образования «Финансовая культура» для детей старшей группы

МБДОУ «Детский сад №52 «Аленький цветочек» г. Смоленск

Основание для разработки программы

  • Федеральный закон от 29декабря2012г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» ( глава 10, ст.75).

  • Приказ Минобрнауки России

от17.10.2013N1155″Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013N30384)

  • Приказ Минобрнауки России

от 29.08.2013N 1008 ″Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  • Программа воспитания МБДОУ «Детский сад №52 «Аленький цветочек»

Заказчики программы

Родители (законные представители)

Разработчики программы

Воспитатель  Пугавьева М.А.

Исполнители программы

Воспитанники старшей группы «Ягодки», родители (законные представители)

Срок реализации программы

1 год

Форма организации

Очная

Условия реализации Программы

групповое помещение

Объем Программы

 Программа разработана для детей 5-6 лет и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю 25- 30 минут (4 занятия в месяц) по подгруппам, индивидуально, коллективно.

Цель

Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей   старшей группы детского сада.  

Задачи

Образовательные:

• познакомить дошкольников с первичными экономическими и финансовыми категориями;

• научить осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

• рассказать о деньгах как жизненно необходимом, но ограниченном ресурсе;

• сформировать начальные навыки обращения с деньгами;

• способствовать формированию разумного потребительского поведения при походе в магазин, совершении покупок (соотношение понятий надо, хочу и могу);

• заложить основы финансового планирования, понимания источников доходов и расходов семьи;

• обогатить словарный запас дошкольников основными финансово экономическими понятиями, соответствующими возрасту.

Воспитательные:

 • мотивировать детей к изучению мира финансов;

      • научить понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как 5 результат труда людей);

      • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

      • признавать авторитетными человеческие качества: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость;

      • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

      • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;

      • обеспечить педагогическую поддержку семьи и способствовать повышению финансовой грамотности родителей воспитанников. 

 

Планируемые результаты

реализации программы

Личностные результаты:

• грамотно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);

• любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

• бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

• следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

• проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

• замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

• проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

• с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

Практические навыки:

• знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

• знают российские деньги;

• знают денежные единицы некоторых иностранных государств;

• знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

• знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия.

 

                                   Пояснительная записка

     Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги,  товары,  продукты,  цены,  дёшево, дорого,  экономить  и  т.  п.  Поэтому  проблема  финансового  воспитания  становится  актуальной применительно  уже  к  дошкольному  возрасту,  так  как  это  время,  когда  закладываются  азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических  особенностей  личности,  как ответственность,  бережливость,  сила  воли,  которые  необходимы  для  формирования  в дальнейшем финансово-грамотного человека.  

    При включении Программы в дошкольное образование следует понимать,  что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т.е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.

Актуальность

      Актуальность программы по формированию финансовой культуры  дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием  правильной  ориентации  ребёнка  в  экономических  явлениях,  необходимостью преемственности  в  знакомстве  с  экономикой  между  первыми  ступенями  образовательной системы - детским садом и школой.

        Формирование  финансовой  культуры  официально  признано  одной  из  важнейших  задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих  ошибок  по  мере  взросления  и  приобретения  финансовой  самостоятельности,  а  также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

         Финансовая  культура  формируется  в  течение  продолжительного  периода  на  основе принципа  «от  простого  к  сложному»,  в  процессе  многократного  повторения  и  закрепления, направленного  на  практическое  применение  знаний  и  навыков.  Финансовая  культура  и финансовые  навыки  прививаются  так  же,  как  нравственность  и  правила  этикета,  следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но  и  стимулы  к  познанию  и  образованию  на  протяжении  всей  жизни.  Важно  помнить,  что сегодняшние  дети  -  это  будущие  налогоплательщики,  вкладчики  и  заёмщики,  участники финансового рынка.

        Поэтому  формирование  финансовой  культуры  и  обучение  финансовой  грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Новизна программы заключается в заложении основ финансовой  культуры  в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения  ребёнка  со  взрослыми  и  сверстниками  при  реализации  интереса  к  материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.

Адресат программы: дети 5-6 лет, посещающие старшую группу МБДОУ «Детский сад №52 «Аленький цветочек» г. Смоленск.

        Срок реализации программы: 1 год

        Объем программы: 36 часов. 

        Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю 25- 30 минут (4 занятия в месяц) по подгруппам, индивидуально, коллективно.

        Формы организации учебного процесса – очная. 

        Виды занятий:  

 - игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);

 - словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.)

 - наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

- практические (исследование, моделирование и др.).

 

          Цель программы: Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшей группы детского сада.  

  Задачи: 

Образовательные:

• познакомить дошкольников с первичными экономическими и финансовыми категориями;

• научить осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

• рассказать о деньгах как жизненно необходимом, но ограниченном ресурсе;

• сформировать начальные навыки обращения с деньгами;

• способствовать формированию разумного потребительского поведения при походе в магазин, совершении покупок (соотношение понятий надо, хочу и могу);

• заложить основы финансового планирования, понимания источников доходов и расходов семьи;

• обогатить словарный запас дошкольников основными финансово экономическими понятиями, соответствующими возрасту.

Воспитательные:

 • мотивировать детей к изучению мира финансов;

 • научить понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как 5 результат труда людей);

         • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

         • признавать авторитетными человеческие качества: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость;

 • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

 • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;

 • обеспечить педагогическую поддержку семьи и способствовать повышению финансовой грамотности родителей воспитанников. 

 

 Планируемые результаты

Личностные результаты:

• грамотно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);

• любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

• бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

• следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

• проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

• замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

• проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

• с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

Предметные:

• знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

• знают российские деньги;

• знают денежные единицы некоторых иностранных государств;

• знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

• знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия.

       Условия реализации  программы 

     

       Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. Программа рассчитана на 36 учебных занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей. Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, интерактивная театрализованная мини-постановка, выставка, презентация проектов, игра-испытание, КВН, викторина и др. Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:

• активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;

• использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям;

• поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

• предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

• уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

 

Виды и формы контроля воспитанников

  Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. В связи с этим, проводится диагностика уровня развития познавательных способностей. Данные фиксируются в таблице педагогической диагностики.

  1. Задание № 1. Воспитатель предлагает детям выполнить задание.

– На карточках изображены различные предметы (одежда, книги, канцтовары, игрушки, еда и т. д.), вам необходимо объединить их в группы по признаку: предметы, удовлетворяющие одну и ту же потребность, и объяснить свои действия.

Воспитатель загадывает детям загадку.

И врачу, и акробату

 Выдают за труд… (зарплату).

  1. Воспитатель организует беседу о товарно-денежных отношениях. (Беседа 1.) – Что необходимо, чтобы купить товары в магазине? (Деньги.) – Как вы думаете, зачем нужны деньги? (Покупать продукты, одежду.)

– А как можно определить, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена.)

  1. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Магазин».

В ходе игры проводится диагностика представлений детей о границах экономических возможностей семьи, ее достатке и примерном уровне потребностей соответственно семейным доходам. Воспитатель предлагает детям (индивидуально) представить себе семейную ситуацию. – Ты будешь исполнять роль папы (мамы), и сегодня у тебя день зарплаты. Ты заработал 10 рублей. Надо пойти в магазин и купить все, что нужно твоей семье. Ты можешь купить от 7 до 10 товаров. Любой товар в нашем магазине сегодня стоит 1 рубль. Все, что нарисовано на этих картинках, как бы настоящее. Выбери, что ты купишь на полученные деньги? Что необходимо твоей семье в первую очередь?

Среди предметов первой необходимости на картинках нарисованы овощи, фрукты, колбасные и кондитерские изделия, игрушки, книги, мебель, также картинки, изображающие предметы роскоши: разные марки машин, драгоценности, велосипеды и несколько провоцирующих, явно не требуемых  семье объектов (тигр, трактор, самолет). Всего 45 картинок. Все картинки разложены по полкам, имитирующим настоящий магазин.

– Объясни, почему ты выбрал именно эти товары.

Сколько денег у тебя осталось? Воспитатель анализирует покупательское поведение ребенка, оценивая такие качества, как правильность выбора (ребенок выбрал картинки с изображением предметов, относящихся к категории товаров первой необходимости), планирование расходов, рациональность, бережливость.

4. Дидактическая игра «Кто что делает». Детям выдаются карточки с изображением профессий (продавец, повар, кассир, художник) и карточки с изображением атрибутов, соответствующих данной профессии (деньги, пластиковая карточка, сковорода, овощи, фрукты, кисти, краски, мольберт и т. д.). – Вам нужно найти и составить пары карточек так, чтобы каждой карточке с изображением профессии соответствовала картинка с изображением атрибутов профессии, и обосновать свой выбор. Дети подбирают картинки с атрибутами и инструментами, необходимыми для работы людей различных профессий.

5. Задание № 2.

 Воспитатель обращается к группе. – Ребята! Вам уже известно, что такое товар и что такое услуга. Сейчас я буду называть действия, а вы определять, к какому из этих двух понятий они имеют отношение, то есть о чем говорится в отрывке: о товаре или услуге? Я прививки не боюсь: Если надо уколюсь. (Услуга.)

Три девочки – три школьницы –

Купили эту вазу. (Товар.)

Шел трамвай десятый номер

По бульварному кольцу.

В нем сидело и стояло

Сто пятнадцать человек. (Услуга.)

Папа к зеркалу садится:

– Мне постричься и побриться! (Услуга.)

В магазине, как в лесу:

Можно тут купить лису,

Лопоухого зайчонка,

Снежно-белого мышонка,

Попугайчиков зеленых –

Неразлучников влюбленных. (Товар.)

В магазине папа с Настей

Покупают к чаю сласти. (Товар.)

Чтение отрывков из произведений воспитатель сопровождает демонстрацией слайдов. В завершение воспитатель организует обсуждение.

6. Задание № 3. Воспитатель дает детям следующее задание. – Раскрась то, что нельзя купить за деньги. Картинки: куртка, дружба, здоровье, талант, образование, дом, услуги.

7. Задание № 4. – Составьте рассказ по картинкам (семья в магазине, семья на отдыхе, человек в банке у кассы, машина, дом, собака, одежда, кошелек, банковская карта, игрушки, и т. д.).При составлении истории обязательно используйте хотя бы три слова из списка: «товар», «деньги», «профессия», «доходы», «расходы», «потребности», «бюджет», «зарплата». После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со следующими показателями и критериями оценивания.

Высокий уровень (13-15 баллов): дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к занятию, свободно оперируют экономическими терминами; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх и упражнениях; самостоятельно  устанавливают взаимосвязи между экономическими категориями, готовы к общению со взрослыми и сверстниками, активно участвуют в обсуждении, рассуждают, делают выводы, задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, адекватно оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень (9-12 баллов): дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; при этом проявляют интерес к занятию, употребляют в речи экономические слова и словосочетания, хотя и не всегда в нужном контексте, имеющиеся у них знания нечеткие; имеют достаточно представлений о мире экономики, но не умеют использовать имеющиеся знания в практической деятельности самостоятельно; с помощью взрослого умеют организовывать свою деятельность, способны установить взаимосвязь между экономическими категориями, своевременно выполняют поручения также только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий уровень (8 и менее баллов): дети не могут объяснить смысла экономических понятий, практически не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели. Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех заданий.

Успешность выполнения заданий оценивается по трехбалльной шкале.

 3 балла – правильно отвечает на вопросы, самостоятельно справляется с заданиями.

2 балла – правильно отвечает на большинство вопросов, с заданиями справляется с помощью педагога.

1 балл – на вопросы отвечает неправильно, с заданием не справляется. Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе Для того, чтобы определить уровень финансовых представлений каждого ребенка в отдельности, необходимо сначала вычислить средний  балл по каждой категории (потребности, труд, товар, деньги, семейный бюджет). Для этого необходимо сложить баллы, полученные за выполнение каждого задания, и разделить на количество заданий по данной категории. Итоговый балл ребенка получается путем сложения средних баллов по каждой категории. Уровни финансовых представлений ребенка в соответствии с полученными в ходе диагностики баллами: 13–15 баллов – высокий уровень; 9–12 баллов – средний уровень; 8 и менее баллов – низкий уровень. Уровень финансовых представлений группы в целом определяется с учетом средних показателей по каждому разделу (категории). Средние показатели уровня финансовых представлений по разделам высчитываются путем сложения баллов, полученных каждым ребенком (от 1 до 3 баллов) по отдельной категории («Потребности», «Труд», «Товар», «Деньги», «Семейный бюджет») и деления этой суммы на количество детей. Таким образом, получается средний балл по каждому разделу.

№ п\п

ФИ ребенка

Категории

Потребности

Труд

Товар

Деньги

Семейный бюджет

Задание №1

Игра «Магазин»

Задание  №4

Иигра «Кто что делает?»

Задание  №4

Задание  №1

Задание  №2

Задание  №3

Задание  №4

Задание  №1

Игра «Магазин»

Задание  №3

Задание  №4

Игра «Магазин»

Задание  №4

УЧЕБНЫЙ ПЛАН  

Название раздела (темы)

Количество часов

Формы контроля/аттестации

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

2

1

1

Опрос

Деньги и цена (стоимость)

5

2

3

Игра- путешествие

Банк

2

1

1

Деловая игра

Семейный бюджет.

      10

5

5

Опрос

Реклама

3

2

1

Деловая игра

Труд и профессии

6

2

4

Сюжетно-ролевая игра

Полезные экономические навыки

6

2

4

Квест-игра

Итоговая диагностика

2

1

1

Опрос

Итого:

36

16

 20

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

 

Раздел 1.  «Деньги и цена (стоимость)»

Теория: «Откуда пришли деньги?» (виртуальное путешествие в прошлое денег с использованием ИКТ).  Беседы «Что такое деньги? Зачем они нужны? Какие деньги бывают», «Понятие цены, стоимости». Виды денег (Интерактивное занятие). 

Практика: Игра «Современный вид денег – пластиковая карта». Игра-путешествие «Что такое валюта. Какая бывает валюта?».

Раздел 2.  «Банк»

Теория: Виртуальная экскурсия «Банк - дом, где живут деньги».

Практика: Деловая игра «Раз не найден клад- беги в банке делать вклад».

Раздел 3.  «Семейный бюджет»

Теория: Беседы «Что такое бюджет? Какие виды бюджетов бывают?», «Семейный  бюджет:  доходы семьи», «Что такое налоги и зачем их платить», «Что такое долг? Долг платежом красен», «Что за деньги купить нельзя».

Практика:  Деловые игры «Семейный бюджет: расходы  семьи», «Правильный выбор: куда тратить деньги?», «Семейная копилка. Учимся экономить», игра «Карманные деньги»

Раздел 4. «Реклама»

Теория: Беседа «Рекламы разные нужны».

Практика: Деловая игра «Рекламное агентство». 

Раздел 5. «Труд и профессии»

Теория: Беседы «Благотворительная деятельность», «Чем пахнут ремесла?»

Практика: Игра «Путешествие в страну профессий», «Любой труд – оплачиваем». Ролевые игры в профессии. 

Раздел 6. «Полезные экономические навыки»

Теория: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в народной мудрости). «Мы умеем считать деньги». Решение проблемных ситуаций.

Практика: Игра «Свой бизнес». Деловая настольная игра «Монополия». Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей). Ярмарка. Квест –игра «Путешествие в страну финансовой грамотности»

 

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

п/п

Месяц

Форма занятия

Количество

часов

Тема

занятия

Место проведения

Форма

контроля

Сентябрь

 Виртуальное путешествие

презентация

1

«Откуда пришли деньги?»

 

Групповая комната

Наблюдение.

Опрос  

Сентябрь

 Беседа.

1

Что такое деньги? Зачем они  нужны?

Групповая комната

Опрос  

Октябрь

 Интерактивное занятие.

1

  Какие деньги бывают. Виды денег.

Групповая комната

 Наблюдение. Опрос  

Октябрь

 Беседа

1

Понятие цены, стоимости.

Групповая комната

 Опрос

Октябрь

 Игра.

1

«Современный вид денег – пластиковая карта».

 

Групповая комната

 Практическая работа

Октябрь

Игра-путешествие

1

Что такое валюта. Какая бывает валюта?

.

 

Групповая комната

Практическая работа

Ноябрь

 Виртуальная

экскурсия.

1

 Банк «Дом, где живут деньги» 

Зачем они нужны?

Групповая комната

 Наблюдение. Опрос.

Ноябрь

 Деловая игра

1

Раз не найден  клад - беги в  банке делать вклад.

Групповая комната

 Практическая работа

Ноябрь

 Беседа

1

Что такое  бюджет? Какие виды бюджетов бывают?  .

Групповая комната

 Опрос.

Ноябрь

 Беседа.

1

Семейный бюджет.

Групповая комната

Опрос.

Декабрь

Беседа

1

Семейный  бюджет:  доходы семьи.

Групповая комната

 Опрос.

Декабрь

 Деловая игра

1

Семейный  бюджет: расходы  семьи.

Групповая комната

Практическая работа

Декабрь

 Деловая игра

1

Правильный выбор: куда тратить деньги?.

Групповая комната

Практическая работа

Январь

 Беседа.

1

Что такое налоги и зачем их платить.

Групповая комната

Опрос.

Январь

 Деловая игра

1

Семейная копилка. Учимся экономить.

Групповая комната

Практическая работа

Январь

 Беседа.

1

Что такое долг? Долг платежом красен.

Групповая комната

 Опрос.

Февраль

 Игра.

1

Карманные деньги.

Групповая комната

 Практическая работа

Февраль

 Беседа.

1

Что за деньги купить нельзя.

Групповая комната

 Опрос.

Февраль

 Беседа.

1

Рекламы разные нужны.

 

Групповая комната

 Опрос.

Февраль

 Деловая игра

1

 «Рекламное

агентство».

 

Групповая комната

Практическая работа

Март

 Беседа.

1

«Благотворительная деятельность».

Групповая комната

  Опрос.

Март

 Беседа

1

 «Чем пахнут ремесла?»

Групповая комната

 Опрос.

Март

 Игра

1

 «Путешествие в страну 

профессий». 

 

Групповая комната

Практическая работа

Март

 Игра

2

Ролевые игры в профессии

Групповая комната

Практическая работа

Апрель

 Игра.

1

Любой труд – оплачиваем.

Групповая комната

 Практическая работа

Апрель

 Беседа

1

«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в народной мудрости)

 

Групповая комната

 Опрос.

Апрель

 Игра

1

 «Свой бизнес»

Групповая комната

 Практическая работа

Апрель

 Решение проблемных ситуаций.

1

Мы умеем считать деньги.

Групповая комната

  Практическая работа

Май

 Деловая настольная игра

1

 «Монополия».

Площадка на улице

Практическая работа

Май

Продуктивная деятельность

1

«Изготовление поделок для ярмарки»

Групповая комната

Практическая работа

Май

 

1

Ярмарка.

Групповая комната

Практическая работа

Май

 Квест –игра.

2

 «Путешествие в страну финансовой грамотности»

Групповая комната

Практическая работа

Май

Диагностика по итогам изучения  курса

Групповая комната

Опрос

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Информационное обеспечение программы: презентации, интернет сайты, литература.

Дидактический   материал: демонстрационные и раздаточные материалы (карточки, картон разного цвета и размера, бумага белая, цветная, картон, клей, пластилин, краски, карандаши, фломастеры);  

Наглядный материал: лепбук, иллюстрации денег, книжка-раскладушка, набор пластиковых карт, альбом с купюрами и монетами разных стран.

Контрольно-измерительные материалы

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. В связи с этим, в конце года проводится диагностика уровня развития  познавательных способностей. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений и выполнения заданий по карточкам. Данные фиксируются в таблице педагогической диагностики.

 

Описание общей методики работы

Для реализации воспитательно-образовательной деятельности в рамках реализации  дополнительной   общеразвивающей программы «Юнный финансист» нужны условия, позволяющие педагогически целесообразно и качественно выполнить намеченные разделы темы программы. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете раздела. Практические работы включают изготовление, оформление работ, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.  В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Используемые педагогические технологии

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др., так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников. (совместно с педагогом или самостоятельно) и реализуют индивидуальную образовательную траекторию в рамках данной программы; 

Информационные технологии (различные способы, механизмы и устройства обработки и передачи информации) позволяют визуально представить замысел будущего проекта. 

Игра - одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Мы идём в магазин», «Шаги к успеху», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», «Выбираем самое важное», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет» и пр. 

Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы, художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: труд – основа жизни, работать и зарабатывать, как придумали деньги, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом, как складывается стоимость товара, реклама, долги, тратим разумно, экономим, все по плану, жадность и пр.

Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дети осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов.

Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 1. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.

2. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений,

обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и

дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

4. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ

СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

5. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические

рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

6. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.

7. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект

Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.

8. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения:

международный опыт и российская практика. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.

9. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.

10. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.

11. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006 – 88 с.

12. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019

Обучающий видеоконтент:

Видео

Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»:

- Азбука денег тётушки Совы - Что такое деньги?

- Азбука денег тётушки Совы - Умение экономить.

- Азбука денег тётушки Совы - Карманные деньги.

- Азбука денег тётушки Совы - Потребности и возможности.

- Азбука денег тётушки Совы - Домашние питомцы.

Фиксики - Деньги

Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977.

«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей).

Союзмультфильм «Так сойдёт».

Союзмультфильм «Пятачок».

«Вершки и корешки».

Союзмультфильм «Сказка про лень».

Мультсериал «Навигатум»:

- Профессия «Ветеринар»

- «Детский стоматолог»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...

Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?” (опыты и эксперименты с веществами и материалами)

Дополнительная образовательная программапо познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности   «Почему, зачем и как?&rdquo...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Гном - Эконом»

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспит...

Дополнительная общеразвивающая программа по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) подготовительной группы «Солнышко» «Тропинка к школе» на 2022-2023 учебный год

Дополнительная общеразвивающая программапо познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) подготовительной группы «Солнышко»«Тропинка к школе»н...