Проект «Россия – Родина моя»
проект (средняя группа)
Воспитание чувства патриотизма у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Россия – Родина моя»
Разработала: Голышкина Галина Викторовна
воспитатели
д.Торгашино
2020 год.
I. Введение.
1.1. Обоснование актуальности.
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Воспитание патриотизма – это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства.
Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Воспитание чувства патриотизма у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.
1.2. Паспорт проекта.
Педагогический проект.
Тема: «Россия – Родина моя»
Тип проекта: творческий, долгосрочный .
Актуальность проекта. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Теперь же одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.
Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям, поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, семья, детский сад, город, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота.
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, чтобы дать новый импульс духовному возрождению народа, поэтому сейчас так важно формирование духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Ведь становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, городу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.
Масштаб проекта:
· Долгосрочный – с 02.09.2020 г. по 30.11.2020 г.
· Территориальный – МБДОУ – детский сад № 50
· Количество детей – 21 ребёнок
Участники проекта:
Воспитатели группы: Голышкина Г.В., Бухарова Л.В.
Целевая группа:
· Дети средней группы «Ромашка»
· Родители детей
Цель проекта:
Становление национального самосознания и развитие гражданско-патриотических чувств на основе воспитания любви к своему ближайшему окружению и своему Отечеству.
Задачи:
Обучающие:
Знакомить детей с элементами народного быта, русскими народными игрушками, народным творчеством.
Закрепить понятия «Родина», «Малая Родина», «Россия», «Россияне»;
Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России;
Развивать представления о том, что Российская Федерация – огромная, многонациональная страна;
Расширять представления о Москве – главном городе, столице России;
Изучать героическое прошлое нашей страны;
Формировать экологическую культуру у детей.
Развивающие:
Развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;
Развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни (достопримечательностям, культуре, природе);
Развивать инициативу ребёнка, его творческие способности.
Воспитательные:
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, малой родине;
Воспитывать у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма, толерантности;
Воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
Воспитывать дружеские взаимоотношения, сотрудничество детей в совместной деятельности.
Педагогический проект «Россия – Родна моя» для детей среднего дошкольного возраста определяет цели, задачи, основные направления, конкретные мероприятия патриотического воспитания воспитанников на 2020-2021 учебный год и направлен на приобщение детей к традициям и ценностям отечественной культуры, воспитание гражданско-патриотических чувств, а также ознакомление с достопримечательностями, природой и историей родного края.
Проект представляет собой комплекс организационных, методических и воспитательных мероприятий, направленных на решение основных задач в области культурно-патриотического воспитания.
Проект предусматривает содержание работы по блокам:
1 блок – «Моя семья»
2 блок – «Родная деревня»
3 блок – «Родная страна»
4 блок – «Родная культура»
На современном этапе развития нашего общества одним из главных направлений деятельности педагогов является формирование и развитие патриотического сознания средствами нравственных и эстетических ценностей родной культуры, культуры народов той местности, в которой в данный момент проживает ребенок. Так как именно традиционная культура в течение тысячелетий отбирала в свое базисное ядро те ценности, что способствовали наиболее успешной жизнедеятельности общества и природы, в лоне которых проходит жизнь человека и только в ней заложены возможности целенаправленно создавать условия для нравственно-патриотического воспитания детей.
Начинать патриотическое воспитание детей нужно еще в дошкольном возрасте. Ведь именно в этот период происходит основное формирование личности ребенка. Складывается духовная и нравственная основа, способ мышления, процесс осознания окружающего мира и себя в нем.
Именно этот возрастной этап, когда уровень восприятия особенно высок, а образы сильны и ярки, является наиболее благоприятным для патриотического воспитания детей.
Для ребенка дошкольного возраста патриотизм проявляется в таких моментах как потребность участвовать в делах на благо окружающих людей (к примеру, помогать охранять окружающую среду), появлении таких качеств, как сочувствие, сострадание, находчивость, любознательность, привязанности к окружающим.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д.С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».
Приоритетные направления:
Создание условий для систематического, постепенно усложнявшегося освоения детьми знаний и умений.
Совместная деятельность педагога и воспитанников.
Просвещение и педагогическое сотрудничество с родителями.
Методическое обеспечение проекта:
Материально – техническое:
Развивающая предметно-пространственная среда, дидактические материалы, дидактические игры, познавательная литература.
Методическое обеспечение.
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. Сценарии занятий. –– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64 с.
Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. Сценарии занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64 с.
Мамаева О.А. Мастерим с детьми 3-4 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 48 с.
Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Сценарии занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с..
Технологии:
· Здоровьесберегающие педагогические технологии;
· Информационно-коммуникативные технологии;
· Игровые технологии.
· Технология проектной деятельности.
Ожидаемый результат:
Знание детей символов страны и их значении.
Знание детей русского уклада и быта, основных видов народного декоративно-прикладного творчества и их особенностей, русских народных закличек, потешек.
Умение детей называть основные виды животных и растений, характерных для нашей страны.
II. Разработка проекта.
Этапы реализации проекта
№п/п | Мероприятия | Сроки | ||
Подготовительный этап | ||||
1. | Подбор и изучение необходимой литературы: Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности; Изучение передового педагогического опыта работы по развитию патриотического воспитания детей дошкольного возраста; Подбор методов педагогической диагностики воспитанников; Анализ результатов педагогической диагностики. | 02.09.20-09.09.20 | ||
2. | Планирование работы: Разработка циклов занятий по темам блоков педагогического проекта; Разработка и планирование мероприятий в рамках проекта. | 09.09.20-15.09.20г | ||
3. | Пополнение предметно-развивающей среды: Подбор и изготовление наглядного и дидактического материала по темам блоков проекта; Организация в группе центров познавательной активности. | Постоянно | ||
4. | Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников: Подготовка наглядных консультаций для родителей. | 16.09.19-23.10.20г. | ||
Основной этап | ||||
1. | Беседы и консультации для родителей; | Постоянно | ||
2. | Цикл занятий и бесед в рамках проектной деятельности. | 16.09.20-30.11.20г. | ||
3. | Посещение музея «Русская изба» | В течение периода | ||
Завершающий этап | ||||
1. | Выставка детских рисунков, аппликаций и лепных работ. | В течение всего периода | ||
2. | Презентация проекта родителям, коллегам. | 30.11. 2020 |
III. Содержание работы в рамках реализации педагогического проекта «Россия – Родина моя».
Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.
Блок «Моя семья»
Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества.
Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра III своему сыну Николаю: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке.
В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.
Цель: Укрепление связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения.
Задачи:
Развивать интерес к своим близким, друзьям.
Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.
Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.
Темы:
1. «Я и моя семья»
Беседа о взаимоотношениях в семье. У каждого человека есть семья: папа, мама, брат, сестра. Папа и дедушка – мужчины, брат – мальчик; они носят мужские имена. Мама и бабушка – женщины, сестра – девочка; они носят женские имена. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают.
Чтобы в семье все было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, просят прощения за предоставленные неудобства, благодарят за заботу. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире), тети, дяди, дедушки, бабушки могут жить в других домах и даже городах.
2. «Я и мои друзья»
Рассказ воспитателя о каждом ласковым и доброжелательным тоном. Дети делятся на мальчиков и девочек. Они во многом похожи: любят играть, слушать интересные истории, петь, танцевать, любят своих родителей, ходят в детский сад. Вместе с тем они отличаются друг от друга: у них разная одежда, разные прически, разные игрушки. Девочки слабее мальчиков – им нужно во всем помогать, уступать место, пропускать вперед. Составление детьми рассказов о своих друзьях.
3. «Наш детский сад»
Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома одни, их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых. Всем им хорошо, когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу, замечают плохое настроение других. В детском саду есть добрые, умные, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, читают книги, играют с детьми. Есть няня – она наводит чистоту, кормит детей. Есть повар – он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли.
В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться одним дома, но еще и потому, что в детском саду много интересных занятий, многому можно научиться.
Деятельность воспитателя, детей и родителей
Беседы «Я и моя семья», «Учимся дружить», «Детский сад – большая семья», «Кто о нас заботится в детском саду».
Чтение художественной литературы З. Александрова «Посидим в тишине», ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога», русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, дружбу.
Просмотр мультфильмов «Гуси-лебеди», «Подарок для слона», «Волк и теленок», «Мешок яблок».
Рассматривание альбома «Моя родная деревня».
Составление рассказов о своей семье, о профессиях мамы и папы, друзьях и общих играх с ними.
Рисование «Моя семья», «Я рисую маму».
Аппликация «Дом, в котором я живу», «Российский флаг».
Лепка «Мои любимые игрушки».
Ожидаемые результаты:
- Уважение и почитание людей старшего поколения.
- Установление контакта со старшими членами семьи, укрепление семейных традиций, духовное общение детей с пожилыми людьми.
- Освоение понятий «дружба», «забота», «взаимопонимание».
- Формирование положительных эмоций и чувств от прихода в детский сад.
Блок «Родная деревня»
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на благо, беречь ее богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своей деревне, приобщение к миру её культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях. В этой связи успешность развития ребенка при знакомстве с родной деревней станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родной деревне, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи:
Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Развивать бережное отношение к своей деревне, её достопримечательностям.
Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Местоположение деревни, её экономическое значение. История возникновения деревни. Люди, живущие в деревне. Деревня, где человек родился, называется родной. Все любят свой родной край, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждой деревне, как и у человека, есть имя, день рождения. Достопримечательности деревни в фотографиях.
«Малая родина – мой дом, двор, улица». Дорога от дома к детскому саду.
Деятельность воспитателя, детей и родителей
Беседа «Малая Родина».
Совместная деятельность с родителями «Мой домашний адрес».
Чтение художественной литературы С. Михалков «Моя улица».
Знакомство с березой, хоровод «Во поле берёза стояла»
Рисование «Берёза»
Ожидаемые результаты:
- Становление чувства гордости за свою деревню, за людей, живущих рядом.
- Расширение и систематизация знаний детей о родной деревне.
Блок «Родная страна»
Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.
Знакомство детей с родной страной, родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родной страны, родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Цель: Сформировать целостное представление о своей стране, выделить основные символы России и ее столицы.
Задачи:
Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
Воспитать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
Формировать чувства привязанности к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Воспитывать чувство гордости за свою страну, ее историю и народа.
Темы:
1. «Моя страна»
Моя страна – моя Россия. Государственные символы России, знакомство с гербом, флагом и гимном. Россия – многонациональная страна, где разные народы проживают в мире и согласии. Москва – столица России, главные город государства. Достопримечательности Москвы.
Российская Армия, защитники государства, военные профессии. Армия создана для защиты страны. Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание защищать тех, кто нуждается в помощи. Поддерживать в мальчиках желание быть похожими на русских воинов – защитников. Способствовать развитию духовно-православного отношения к миру, пониманию защиты малых и слабых как долга.
Великая Отечественная война в истории страны.
Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.
2. «Природа»
Разнообразие животного и растительного мира страны. Познакомить с природными богатствами России.
Деятельность воспитателя, детей и родителей
Беседы «Россия – страна, в которой я живу», «Москва – столица России», «Государственная символика Российской Федерации», «Природа России».
Чтение художественной литературы и прослушивание песен о родной стране.
Ожидаемые результаты:
- Формирование интереса к историческому прошлому нашего города и к неповторимой природе родного края;
- Приобретение детьми исследовательских навыков;
- Формирование разносторонних знаний о родной стране, любви и бережного отношения к Родине.
Блок «Родная культура»
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни – его история и культура. Этнос адаптирует ребенка к реальному миру. Колыбельные песни, пестушки, потешки должны дать ребенку некую систему координат, помогающую самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром.
Традиционная культура – идеальная среда для воспитания и развития ребенка. У каждого народа накоплен большой опыт включающий общие черты и традиции воспитания.
Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи:
Закреплять знания детей о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах.
Учить детей различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для игрушек различных промыслов.
Воспитывать у детей любовь к своей Родине – России, вызвать у них интерес к народному искусству.
Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.
Знакомить детей с обычаями и историей народных праздников.
Познакомить детей с «русской избой», с предметами старинного русского быта.
Темы:
1. «Народное искусство»
Познакомить с народным искусством России – фольклор, декоративно-прикладное творчество. Дать представление о промыслах и основных элементах узоров и росписей. Познакомить с особенностями быта в старину, русским народным костюмом.
Знакомство с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества.
2. «Народные праздники и обычаи»
Познакомить с народными традициями и культурой России – обрядовые народные праздники, русские народные игры и состязания.
Деятельность воспитателя, детей и родителей
Беседы «Обычаи и традиции на Руси», «Рождество Христово», «Пасха – светлое Воскресение», «Масленичная неделя».
Праздники и мероприятия в русских народных традициях.
Экскурсия в музей русской избы.
Чтение художественной литературы и прослушивание народных песен.
Ожидаемые результаты:
- Углубление знаний о народном искусстве и творчестве.
- Формирование чувств гордости и радости от знакомства с народными традициями и обычаями.
- Проявление у детей любви к своей Родине, интереса к ее истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/07/picture-93590-1515358640.jpg)
Образовательный проект "Россия - родина моя!"
Воспитание патриота и гражданина, любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня, когда мы растеряли свои национальные черты, стали забывать русскую народную культуру. Необходимо расширять...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/22/picture-320780-1393055561.jpg)
Презентация к проекту: "Россия Родина Моя"
Проект по презентации - средне -срочный ( на 3 месяца), подготовлен для подготовительной к школе гуппы. В презентацию включены название городов. Их достопримечательности, памятники и т.д. велики...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/27/picture-1389476-1645974635.jpg)
Праздник «В единстве народов – единство России» Защита проекта «Россия –родина моя»
Данный материал может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям детского сада. Сценарий представляет собой финал совместной работы над проектом, участниками которого являются дети, воспитат...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/17/picture-1189376-1573992357.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации проекта «Россия – Родина моя»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации прое...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/27/picture-1389476-1645974635.jpg)
Патриотический праздник «В единстве народов – единство России» Защита проекта «Россия –родина моя»
Данный материал может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям и педагогам детского сада. Проект проводился в рамках задачи по патриотическому воспитанию дошкольников. Участники воспитанни...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/26/picture-753019-1606398046.jpg)
Проект « РОССИЯ - РОДИНА МОЯ !» Тема: Какие народы живут в России. Дружба народов мира.
РОССИЯ – самая многонациональная страна. На её территории проживает более 180 народов. При этом русские составляют около 80 % населения (около 111,0 млн из 142,9 млн в 2010 г...