Образовательный проект "Россия - родина моя!"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Копылова Инна Владимировна

Воспитание патриота и гражданина, любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня, когда мы растеряли свои национальные черты, стали забывать русскую народную культуру. Необходимо расширять представления детей о родной стране, воспитывать уважение к людям разных национальностей, объяснить смысл праздника "День народного единства".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада комбинированного вида №50 «Теремок»  г.Тамбова


Образовательный проект


Копылова И.В.

Тамбов -  2012г.


Проект «Россия – родина моя!»


Вид проекта: творческо-информационный

Продолжительность проекта: 3 недели  (Октябрь – ноябрь)

Образовательная область: познание

Актуальность темы: Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей  является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны - данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Задача педагога -- отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему;  эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях и обычаях местных жителей.

 Цель проекта:

Приобщить детей к культуре и традициям народов России. Учить видеть историю вокруг себя. Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь к Родине, к родному краю и его истории.  Систематизировать знания  педагогов, родителей  и детей о родном городе.

Задачи:

  1. Дать представление о празднике «День народного единства
  2. пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям
  3. воспитывать уважение к культуре других народов

Участники проекта:   воспитатели, дети, родители, специалисты

Тема

Неделя

Социально-личностное

развитие

Познавательно – речевое

развитие

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие

Работа с родит.

День   народного   единства      (октябрь – ноябрь)

I     Моя семья, семейные традиции.

Мой город – моя малая Родина!

Экскурсия по фотовыставке «Моя семья» - рассказы детей о семье, доме, семейных традициях

Коммуникативная игра «С добрым утром!»

Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…»,

«Помирились» и др.

«Я горжусь своим городом!» -

домашнее задание узнать и рассказать, почему так названы улицы Тамбова.

С/р игры «В библиотеке», «Строители», «Дочки – матери», «Малыш заболел»

Трудовая деятельность – дежурство по столовой в д/с,

уборка своих игрушек дома.

Ознакомление с окружающим:

  1.  «Мама милая моя»
  2. «Семейные традиции»

Цель: Воспитывать любовь к родным людям, вызвать желание помогать им, заботиться о них;

воспитывать любовь к «малой Родине», вызвать желание узнать историю своего города.

Развитие речи:

  1. «Мой город родной»

Цель: Раскрыть историческое понятие – «город», познакомить с историей Тамбова, его памятными местами, развивать речь детей.

Грамота:

  1. «Предметы в моём доме»
  2. «Мои любимые игрушки»

Цель: Расширение словаря, закрепление навыков словообразования, формирование умения образовывать однокоренные слова, учить отгадывать загадки.

Математика:

  1. «Вера и Анфиса в детском саду»
  2. «Маша и медведь»

Цель: Закрепить знание цифр до 7, учить составлять множество из разных элементов, повторить геометрические фигуры.

Конструирование:

  1. «Дома на нашей улице»

Цель: развивать конструкторские способности детей

Решение проблемных ситуаций: «Бабушка заболела», «Чем я могу помочь (маме, папе, сестренке, братику и т.д.)», «Сломано дерево на участке» и другое..

Рассказывание р.н.сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,

Сказки Абрамцевой:

«Как Василиса премудрой стала»

Чтение:

  1.  И.Токмакова «Пироги»,
  2.  Глав из книги Т.Александровой «Домовёнок Кузька»
  3. Т.Я.Орлова «Красота ненаглядная»

Рисование: «Красивый дом на нашей улице»,

 «Дождь идет на улице»,

«Флаг России»

Прослушивание грамзаписи М.Матусовского «С чего начинается Родина!»

Народные игры:

  1.  «Гуси – лебеди»
  2. «У медведя во бору»

Хороводные игры:

  1.  «Шла коза по лесу»
  2. «Каравай»
  3. «Люб ли сосед, люба ли соседушка»,

Пальчиковая гимнастика:

«В гости к пальчику большому приходили на порог…»

Соревнования на прогулке:

«Кто всех быстрее, смелее, точнее, дружнее!»

Консультация:  «Мама, папа и я – счастливая семья или незабываемый выходной»

Развлечение:

«Мама, папа и я – спортивная семья!»

II      Природа нашего края.

Знаменитые люди Тамбова.

Составление фотовыставки «Мы гордимся своими земляками!»

Ситуативная беседа «Отдых на природе» (ОБЖ)

Игра-путешествие «В гости к бабушке Федоре».

Рассказы детей «Моё любимое животное» - по материалам фотовыставки «В зоопарке»

Беседа-размышление «А как бы ты поступил?» (о дружбе)

Решение проблемных ситуаций: «Ссора», «Мальчик обидел девочку», «Забрал игрушку»…

Трудовая деятельность:

Дежурство по природе – Зачем нужно поливать растения? Почему для растений вредна пыль на листьях?

Ознакомление с окружающим:

  1.  «Путешествие в прошлое профессий»

Цель: воспитывать уважение к людям разных профессий, познакомить с «прошлым» различных профессий.

  1. «Животный мир нашего края» - с использованием презентации

Цель: формировать бережное отношение детей к природе, воспитывать чувство гордости, сопричастности, уважения к природным достопримечательностям.

Развитие речи:

  1. «Труд человека»

Цель: учить аргументировать свои ответы, развивать навыки учебной деятельности, закрепить знания детей профессий.

Грамота:

  1. «Путешествие в зоопарк»
  2. «В гостях у бабушки – Загадушки»»

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, совершенствование умения определять первый звук в слове, учить отгадывать загадки.

Математика:

  1. «Заюшкина избушка»
  2. «В зоопарке у зверей…»

Цель: Закрепить умение составлять числовой ряд до 10, развивать пространственное воображение, продолжать учить находить предметы по «плану» комнаты.

Аппликация:

  1. «Медвежонок в лесу»

Цель: Учить вырезывать предметы овальной формы, развивать аккуратность, воспитывать самостоятельность.

Д/и «Загадки Самоделкина» - «Полезные вещи – молотки и клещи!»

Музыкальное развлечение «Осенние посиделки», разучивание р.н. песен, загадок, потешек, танцев

Литературная викторина «Равнодушным вход воспрещён!» - по рассказам В.Бианки

Изготовление поделки в подарок (маме, другу) из природного материала : «Ёжик с грибами»

Рисование:

* «Берёза около моего окна»

Цель: учить детей рисовать дерево, воспитывать аккуратность при работе с красками.

Чтение стихотворений о животных, рассказывание сказки: «Как животные к человеку пришли…»

П/и «Перетяни канат», «Совушка»,

«Рыбаки и рыбки»

Развлечение «Если бы парни всей Земли»

Хороводные игры

Обсуждение возможностей ЗОЖ  

(на основе образов  литературных и мультипликацион-ных героев).

Экскурсия в Державинский зоопарк.

Создание фотовыставки  «Мир профессий»

Составление коллекции: «Животные нашего края»

- игрушки, сувениры, значки, фотографии, открытки, рисунки, поделки из природного материала.

Викторина «Чей это голос, хвост и лапы?»

- с использованием презентации

Прослушивание и просмотр клипа: «Русская культура»

Прослушивание грамзаписей:

  1. Ю.Антонов «Родные места»
  2. Ю.Чичков «Здравствуй, родина моя!»

Разучивание песни «Настоящий друг»

Театрализация «Егорушка» - с применением рус. нар. потешек, песенок, загадок

Обсуждение  пословиц и поговорок, социальной значимости деятельности народных умельцев, отношения людей к результатам  народных  умельцев.

Рисование «Народная игрушка» - неваляшка

Цель: учить рисовать с натуры, продолжать знакомить с русской игрушкой.

Развлечение «Вместе весело играть!» (народные игры)

Соревнование «Дружеский турнир» (команда девочек и мальчиков

П/и «Ручеек», «Догони своего друга», «Гуси – лебеди»,

«Мы – весёлые ребята»

Игровые упражнения на развитие волевых и силовых качеств.

Разучивание физминутки:

«На тренировке»

Акция: «Давайте жить дружно!»

III   Наша Родина – Россия!

Беседы: «Доброго дня», «Веселого дня», «Когда мне скучно и грустно» и другие

Коммуникативная игра «Гости у ворот!»

Ситуативная беседа «Мы такие все разные – давайте же будем дружить!»

Ситуативные беседы:

- «Если будешь ссориться, если будешь драться»

-  «Житель села заблудился в шумном городе и не может найти дом, который ему нужен»,

- «Как найти нужную улицу?»,

- «Что нужно знать, чтобы не потеряться»

С/р игра «Путешествие на воздушном шаре», «На страже Родины»

Д/и: «»Цепочка добрых (ласковых, колючих) слов»

Обсуждение стихотворений Р. Сеф «Думающий человек», «Добрый человек»  

Ознакомление с окружающим:

  1.  «Семейные обычаи на Руси»
  2.  «Экскурсия в музей народной игрушки»» - с использованием презентации

Цель: Продолжать знакомить детей с народным промыслом, воспитывать чувство гордости, сопричастности, уважения к своей Родине,.

Развитие речи:

  1. «Ромашковая Русь»

Цель: Учить аргументировать свои ответы, развивать навыки учебной деятельности, обобщить  знания детей о России..

Грамота:

  1. «Самая любимая буква М!» - (Мама, мир, Москва)
  2. «В магазине игрушек»

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, совершенствование умения определять первый звук в слове, учить отгадывать загадки.

Математика:

  1. «Любопытная Варвара»
  2. «Про богатыря Добрыню»

Цель: Учить решать задачи в стихах,  развивать пространственное воображение, продолжать учить находить предметы по «плану» комнаты.

Лепка:

  1. «Дымковская игрушка - петушок»

Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным промыслом, развивать аккуратность, воспитывать самостоятельность.

Решение проблемной ситуации:

«А как бы ты поступил? Дай совет другу»

Праздник:

День народного единства

- воспитывать уважение к людям разных национальностей, поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране

М. Исаковский

***Поезжай за моря – океаны,    Надо всею землей пролети:      Есть на свете различные страны,                                       Но такой, как у нас не найти.  




4 НОЯБРЯ



ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА





Этот государственный праздник был установлен в честь освобождения Москвы от поляков в 1612г. народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского.



 В 2005г. центром празднования стал Нижний Новгород, где состоялось открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.





 В церемонии открытия участвовал Патриарх Алексий II.




Глубоки наши светлые воды,   Широка и привольна земля,          И гремят, не смолкая, заводы,       И шумят, расцветая, поля.            Каждый день –                         как подарок нежданный,                                   Каждый день –                             и хорош, и пригож…                                           Поезжай за моря – океаны,           Но богаче страны не найдешь…

***   Наша Родина

Как велика моя земля,            Как широки просторы!     Озера, реки и поля,             Леса, и степь, и горы. Раскинулась моя страна       От севера до юга:              Когда в одном краю весна,                                      В другом – снега и вьюга.                                                Н. Забила.





«Люблю березку русскую»


Цели:

-  Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы.

-  Воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие.

-  Учить передавать в рисунке характерные особенности изображения березы.

Оборудование и материалы – аудиокассета с записями русских народных песен и звуков природы; репродукции картин русских художников; стихи русских поэтов; березовые веник, сок, веточки; краски (гуашь); раздаточный материал для аппликации, платочки.

- Ребята, сегодня мы будем говорить о красоте русской природы.

Послушайте стихотворение В. Степанова «Родина».

Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы).

- У каждого жителя земли есть своя Родина. Это место, где родился человек.

- А вы знаете, как называется наша Родина? (Ответы).

(Использование слайдов презентации «Наша Родина»)

 - Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что они представляют? (Ответы).

- А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине? (Ответы).

- Что представляете вы, когда говорят о России? (Ответы).

- Жители других стран, говоря о России, представляют снег, медведей, матрешек.

         

Многие представляют и вспоминают ее неповторимую природу, особенно русскую березку.

Как вы думаете почему? Почему именно березку? (Ответы).

- Послушайте, какие красивые слова можно сказать о березке:

«Словно девица русская, приумолкнув, стоит….»

- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка.

Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов.

На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка.

Но у всех берез очень необычная кора.

Чем необычна кора березы? (Ответы). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.

Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.

- А теперь подойдем в нашу картинную галерею и увидим, с какой любовью русские художники изображали уголки своей родной природы.

Видите, на всех картинах здесь изображена красавица – березка. (Рассматривают).

Ярослав Зяблов «Дорога домой»

Исаак Левитан «Берёзовая роща»

- Давайте подойдем к березке, станем вокруг её и заведем хоровод:    «Во поле берёза стояла…»

- Про березку говорят: белоствольная, кудрявая, стройная. Березка – не только красивое дерево. Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березы.

- Посмотрите, вот веточка с почками, листочками и сережками. Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека.

А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу (показывает).

 Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху. Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.

- Березовые дрова в деревне, где есть печки, или камины, зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат.

- Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.

На земле мы живем с тобой.
Нет прекрасней земли родной.
Так давайте беречь и любить.
Не губить её, не губить.

Физкультминутка.

- Давайте сядем за столы, где приготовлены кисти и краски. Я предлагаю вам нарисовать нашу русскую красавицу - березку.

(Рассматривает картину, отмечает особенности рисования, под звучание мелодии дети выполняют задание).

В заключение занятия рассматриваются и анализируются выполненные работы.

Мне сегодня очень понравилось заниматься с вами. Вы замечательно справились со всеми заданиями, и я хочу угостить вас за это березовым соком, попробуйте, какой он вкусный, а главное – полезный.


Березовая роща.                     И.Левитан


  Художник Исаак Левитан любил изображать русскую природу.     Она является главной темой многих его картин. "Березовая роща" – одно из лучших произведений этого великого живописца.

   Береза – необычайно красивое дерево, ему посвящено много песен и стихотворений. Неудивительно, что и Левитан, залюбовавшись живописным уголком березовой рощи, решил перенести на холст белые стволы берез, зеленую листву, лучезарную траву под деревьями. Картина, изображающая березовую рощу в солнечный летний день, насыщена обилием цветов. Мы видим переливы солнечных бликов, игру света и тени. Зеленый цвет, характерный для лета, является основным в картине. Но художник, изображая деревья и траву под ними, использовал множество цветов и оттенков. Мы видим на березах и на земле голубоватые, сиреневые, коричневые, розовато-желтые оттенки.

Сочные краски Левитан использовал для того, чтобы подчеркнуть красоту лиственного леса, великолепие ковра из трав и цветков. "Березовая роща" – гимн лету, яркому солнцу и русской березе. Художник не изобразил небо, но можно не сомневаться, что оно голубое, и по нему плывут белые облака. Глядя на картину, мне хочется порадоваться теплому летнему дню, солнечному свету, прозрачному лесному воздуху.    Умело используя яркие краски, Левитан смог создать чудесный образ родной милой всем нам природы. "Березовая роща" поднимает настроение, вселяет оптимизм. Неудивительно, что эта картина любима нашими соотечественниками многие десятилетия.         

 http://сезоны-года.рф/%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D1%89%D0%B0.html


Памятник Минину и Пожарскому


Даже те, кто ни разу не был в Москве, без труда узнают бронзовую скульптуру на гранитном постаменте, стоящую перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Это памятник Минину и Пожарскому. Он посвящен нижегородцам Кузьме Миничу Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому и возглавленному ими народному ополчению, победившему польских интервентов в 1612 году, в период смутного времени на Руси.


Примерная беседа воспитателя с детьми


Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем,

И березки, вдоль которых

рядом с мамой мы идем...

- 4 ноября вся наша страна будет отмечать День народного единства. Хотите узнать, что это за праздник?  Во все времена русские люди любили свою родину. Слагали о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной стороны совершали подвиги.

- Постарайтесь подобрать красивые нужные слова к слову Родина  (славная, сильная, богатая, любимая, чудесная).

- Этот памятник стоит в Москве на Красной площади (показать на фотографию памятника Минину и Пожарскому.

- На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Эти люди спасли свою страну от врагов, которые захватили ее.

- Не всегда народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. 400 лет назад вражеские нашествия разорили страну дотла. Русская земля была занята врагами-поляками.  Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

 Осенью в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать войско для борьбы с врагами.

- Друзья и братья! Русь святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, родине святой!

Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени - известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

- Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?

- Какими словами можно назвать Кузьму Минина и князя Пожарского? Правильно, смелыми, мужественными, стойкими, храбрыми, сильными.

- Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Битва за столицу была упорной и кровопролитной.

С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы и победили. Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября.

- Вот герои - избавители России: простой человек Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский (показать на портреты Минина и Пожарского).

Они сумели собрать на битву народ и освободили Москву от врагов. Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

- Теперь мы празднуем День народного ополчения как свой заслуженный праздник. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее.

- Помните: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды, - подытоживает урок патриотизма воспитатель.

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушных в жизни не нужно!

Злобу, обиду из детсада гони!

Мудрость веков о войне и мире

Худой мир лучше доброй брани.

Войной да огнем не шутят.

Вражда не делает добра.

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Кому мир недорог, тот нам и ворог.

Мир - дело великое.

Без смелости не возьмешь крепости.

Бой красен мужеством, а приятель дружеством.

Не пуля, а человек человека из ружья убивает.

Честь солдата береги свято.

Авось да небось на фронте брось.

В бою побывать - цену жизни узнать.

Врага в слезах не утопишь.

Для русского солдата граница свята.

ПРИЗЫВНАЯ

В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!

Наталья Майданик


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ детский сад комбинированного вида №50 г.Тамбова Воспитатель: Копылова И.В. 2012 год Россия - Родина моя!

Слайд 2

Россия - самое большое государство в мире!

Слайд 3

В России – более 130 различных народов. У каждого народа свои традиции, обычаи, культура. Наша страна- многонациональное государство

Слайд 4

Столица России- город-герой Москва

Слайд 5

белый цвет — благородство и откровенность; синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие; красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь. Флаг России

Слайд 6

Красный щит с золотым двуглавым орлом. В правой лапе орла— скипетр, в левой—держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на коне, поражающий копьём чёрного опрокинутого навзничь конём змея. Герб России

Слайд 7

Государственные праздники

Слайд 8

Самая длинная река России - Лена

Слайд 9

Самая высокая гора России - гора Эльбрус

Слайд 10

Самое глубокое в мире озеро - озеро Байкал

Слайд 11

Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. Самый «русский» музыкальный инструмент Неофициальные символы России

Слайд 12

Любимое дерево россиян



Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете


Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания детей


                                                                                                             

Игра – практическая форма размышления ребенка об окружающем мире.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.

Игра возникает, как разрешение противоречия между желанием ребенка быть «как взрослый» (участвовать в событиях взрослой жизни) и возрастной неспособностью реально в них участвовать.

Основные темы для старшего дошкольного возраста с последующим их обыгрыванием в сюжетно-ролевых играх:

Земля русская в старину далекую

Просторы и богатства земли русской, городища, города и крепости. Понятия «столица», столица Руси.

Князья-государи, купцы да бояре, да мужик-лапотник

Князья и богатыри – защитники русской земли. Геральдика.  Сословная принадлежность жителей Руси (использовать для объяснения произведения А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о царе Салтане…»).

Одежда древних русичей

История древнего костюма. Русские народные промыслы - создание элементов одежды детьми.

Дома-терема тесовые, ставенки узорчатые

Деревянное зодчество на Руси. Мастерство плотников, столяров, резчиков по дереву - рисование, аппликация, конструирование из бумаги.

Русская изба углами красна

Убранство жилища россиян, утварь. Эстетика быта и ее истоки. Народные промыслы – принятие детьми участия в создании макета горницы.

Изба красна не только углами, но и пирогами

Отношение россиян к хлебу. Профессии людей, создающих хлеб. Традиции хлебопечения лепка, аппликация.

Книгопечатание на Руси

История  книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров. Способы хранения книг. Культура чтения (сюж/рол игра «Библиотека»).

Древние церковные храмы

Архитектура, убранство. Величие церковных обрядов. Колокольный звон – музыка радости и беды.

Наши столицы красотой и историей славны

Достопримечательности и архитектурные памятники .

История транспорта («Сказки стали былью»)

Транспорт в старину. О каком транспорте мечтали люди много лет назад? Как эти мечты отражены в сказках? Виды современного транспорта – сюж/рол игра «Водители».

Русский человек здоровьем славился

Понятие «здоровый человек». Факторы здоровья. Ценность здоровья для человека. Былинный богатырь – символ несгибаемого духа. Народные средства сохранения здоровья. Физкультура и спорт. Народные виды спорта -  спортивные соревнования, развлечения.

Русский солдат славу Отечества  достойно защищал

Русские солдаты – славные защитники родной земли. Одежда и оружие русских воинов. Армия в наши дни сюж/рол игра «Мы – защитники».

Темы игр патриотического содержания

Строим город, крепость (ограда-городить-городище, город).

Объединить с сюжетом игры «Семья» - уклад, оказание помощи строителям (медицинской). Предполагаемое нападение врагов (сюжет сказки «Финист – ясный сокол»)

Злые враги сожгли крепость, город, но жители спаслись.

Строительство терема, дворца (плотники). Объединить с играми «Семья», «Ярмарка»

Богатыри защищают русскую землю от врагов.

Князь собирает дружину, освобождают плененного богатыря из царства злого волшебника (Кощея) -по мотивам русских народных сказок

Изготовление одежды для детей, взрослых, богатырей, воинов.

Мотив – одежда износилась  (на охоте, в работе, на поле, готовим к свадьбе старшую дочь, царевну). Постройка терема, подготовка к пиру.

Семья

Дети готовятся отмечать Рождество, шьют праздничную одежду, ухаживают за домашними животными, строят горку для уличных гуляний, снежную бабу,  играют в снежки, сказка «Снегурочка», «Маша и медведь», «Репка».

Богатыри в быту

Готовятся к посеву пшеницы, на мельницу везут ее запасы, чтобы смолоть муку, встречают на дороге медведя, который требует отдать урожай. Обращаются за помощью к русским богатырям. В итоге медведь переходит на сторону россиян, помогает в воспитании маленьких детей, приводит в семью медвежат.

Библиотека

Злой колдун забирает все книги, но выручают богатыри. Злые силы требуют выкуп в виде домашних животных, пищи, книг – но помогает  Александр Невский .

Враги злого Кощея планируют нападение на Русь

Организовать отражение врага. Строят корабли. Подвиг великих полководцев, русских солдат. В тылу помощь в обороне: готовят провизию, шьют одежду, помогают раненым.

Игры планируются в течении года, сюжет может продолжаться по желанию детей.

Можно переносить содержание игры на прогулку, способствовать придумыванию сюжета детьми, учитывая их пожелания, не исключая из режима дня игры по современным событиям.



Предварительный просмотр:


Сценарий спортивного праздника
«День независимости России»


Музыкальная заставка «С чего начинается Родина»

Ведущий:

Мы встречаем праздник лета,

Праздник солнца, праздник света.

Приходите в гости к нам,

Рады мы всегда гостям.

 

Очень добрым, очень светлым

Золотистым ясным днем

Мы поедем в гости к лету,

В гости к солнышку пойдем.

 

Мы встречаем праздник лета,

Праздник солнца, праздник света,

Солнце, солнце, жарче грей,

Будет праздник веселей!

Здравствуйте, люди добрые да ребятишки славные! Собрались мы с вами разговоры вести, играть, соревноваться и шутки шутить! Вы готовы к испытаниям? Чтобы силы нам набраться, нужно дружно всем размяться! Выходите, становитесь в большой круг и повторяйте движения за нами.

Разминка «Буги – вуги»

А в какой день, да в какой месяц мы с вами встретились? А время года какое? (ответы детей)

А еще ребята знают стихотворения о лете. (стихи, читают дети старшей и средней групп)

А летние месяцы назвать сможете? Какой первый, а второй, а третий?

Знаете ли вы, ребята, что июнь в народе называют “румянцем лета”, июль – вершиной лета, а август – щедрым месяцем или запасом лета?

О лете в народе сложено много пословиц, например:

Летом всякий кустик ночевать пустит.

Худо лето, когда солнца нету.

Дождливое лето хуже осени.

Зимой морозы, а летом грозы.

Летом дома сидеть – зимой хлеба не иметь.

Что летом родится, то зимой пригодится.

А ещё я припасла для вас летние загадки.

Всем оно нравится, без него мы плачемся,

А едва появится – взгляд отводим, прячемся:

Уж больно оно яркое и светлое, и жаркое (солнце).

 

Пробежал горошек тропкой, чуть посыпал на кусток,

Тропка сразу стала топкой, а кусток насквозь промок. .. (дождь)

 

Стоит солнцу в тучах скрыться, а дождю заморосить,

Как спешит он весь раскрыться и собою нас укрыть (зонт)

 

Денечки очень длинные, а ночки коротки.

И припекает солнышко, кругом растут цветы.

Кто из вас, ребята, знает, это все когда бывает?. .(летом)

Ребята, а знаете ли вы какие праздники мы празднуем летом? (Ответы детей)

Музыка. Вход Карлсона.

Карлсон: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки!

Как вас много! А что вы здесь делаете? А варенье будет? А конфеты? Я так запыхалса, когда летел к вам!

Ведущий: Здравствуй, здравствуй, дорогой Карлсон! Видно летел ты издалека. Ты, наверное, очень устал?

Карлсон: Конечно, ещё спрашиваете! Я живу очень далеко, в другой стране, в очень большом городе, на самой высокой крыше!

Ведущий: Уважаемый Карлсон, а как же называется страна, в которой ты живешь? Какой главный город твоей страны?

Карлсон: А я не знаю как называется страна и город! Зачем мне знать? Я живу на крыше, оттуда все и всех видно. Я летаю везде, где захочу. А разве вы знаете, как называется ваша страна?!

Ведущий: Конечно, Карлсон, наши ребята знают и как называется наша страна, и как называется главный город страны! Правда, ребята?

Карлсон: (спрашивает у детей) Что-то мне не очень верится! Ну-ка ответьте мне в какой стране вы живете?! (ответы детей)

Ведущий: Вот видишь, я же говорила, что наши ребята все знают! Россия – самая большая страна в мире! Она занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики. В нашей стране живет очень много народов, и у каждого народа есть свои песни, музыка, культура, обычаи и обряды. Мы, например, живем в благодатном краю, на Кубани! Ребята. Что вы знаете о Кубани, о Краснодарском крае? И все это наша Россия!

Россия Родина Это край, где вы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия Какое красивое слово! Прислушайтесь – РОССИЯ! Здесь и роса, и сила, и синие просторы

А еще ребята старшей группы расскажут стихотворения о России. Выходите, ребята.

Стихи о России.

- Россия Как из песни слово,

Березок юная листва

Кругом леса, поля и реки

Раздолье – русская душа.

- Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.


- Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть

Люблю все то, что называю

Одним широким словом – Русь!

Ведущий: Кстати, дорогой Карлсон, у нашей страны завтра день рождения! Этот праздник называется День независимости России. Он празднуется 12 июня.

Как и все страны мира, все государства, существующие на земле, Россия имеет свои флаги герб. Государственный флаг означает единство страны и его независимость от других государств, красоту и справедливость, победу добра над злом. На фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России. Цвету флага придается особый смысл.

Белый цвет означает мир и чистоту совести;

Синий – небо, верность и правду;

Красный – огонь и отвагу.

Эти цвета издревле почитались на Руси народом, ими украшали свои жилища, вышивали затейливые узоры на одеждах и одевали их по праздникам. Видимо все же не случайно стали они цветами государственного флага России. И герб сочетает эти же цвета.

Белый – Святой Георгий Победоносец,

Синий – развевающийся плащ всадника,

Красный – фон, щит герба.

Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу справедливости, добра над злом. Вглядитесь внимательно в российский герб. Разве не напоминает золотой орел на красном фоне солнце, сияющее своими лучами – перьями? Вот он, флаг нашей Российской Федерации, символ единства и независимости нашего народа (показывает флаг России)

Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации.

Сегодня праздник нашего государства, давайте и мы послушаем торжественный гимн нашей России стоя!

Звучит «Гимн Российской Федерации»

Ведущий: Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее.

Много сложил о ней пословиц и поговорок. Послушай, Карлсон, какие пословицы и поговорки о Родине знают ребята!

Дети:

Родина любимая – что мать родимая.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить – Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина мать, умей за нее постоять.

Человек без Родины – что соловей без песни.

Ведущий: Молодцы! Берегли родную землю русские люди, воспевали о ней песни, трудились во славу богатства Родины, защищали ее во все времена. Народ российский испокон веков славился силою, удалью, ловкостью молодецкой. И были всегда на Руси богатыри – эдакие силачи с добром сердцем и чистою душою.

Ребята, а давайте и мы покажем Карлсону, какие крепкие, сильные, ловкие и удалые дети живут в России!

Ведущий: Уважаемый Карлсон, а ты не хочешь с нами посоревноваться, поиграть, свою силу, удаль показать?

Карлсон: Конечно хочу. Я ведь мужчина в самом расцвете сил, я все могу, я сильнее всех, быстрее всех, ловчее всех, .

Ведущий: Подожди, подожди, Карлсон, не хвались заранее. Ребята, я предлагаю для начала проверить себя на быстроту. Выходите и стройтесь в две команды. (по 10 человек).

Наше первое задание называется «Самый быстрый» . Нужно будет по сигналу свистка взять мяч в руки, добежать змейкой до ориентира и вернуться к команде.

Приготовились! На старт, внимание, марш. (музыка)

Ведущий: Следующее задание - Эстафета «Преодолей препятствия».

Участвуют 2 команды. Нужно по сигналу свистка добежать до обруча, пролезть в него, перепрыгнуть через кубик, добежать до ориентира, вернуться бегом к команде и передать эстафету следующему участнику.

Приготовились! На старт, внимание, марш. (музыка)

Карлсон: Не может быть, чтобы все так легко справлялись с заданием. Вы ребятам даете очень легкие задание. Я вот сейчас придумал такое трудное испытание, с ним ваши дети точно не справятся! Вот так!

Ведущий: Ребята, давайте покажем Карлсону, что мы со всеми, даже самыми трудными задачами справимся. Пусть он увидит в нашем детском саду самых быстрых, ловких и умелых детей. Вы согласны? Карлсон, задавай свое задание!

Карлсон: Сейчас, сейчас! Мое задание самое трудное, даже я с ним не могу справиться! Нужно будет по сигналу взять мяч, зажать его между коленями и допрыгать с ним до ориентира, а затем взять мяч в руки, добежать к своей команде и передать эстафету следующему участнику.

Нам нужны будут две команды по 10 человек. Кто готов к испытанию? Выходи!

Приготовились! На старт, внимание, марш. (музыка)

Ведущий: Ну что, Карлсон, убедился! Наши ребята все трудности могут преодолеть, ведь они каждый день делают зарядку, занимаются физкультурой, бегают, прыгают.

Карлсон: Бегают, прыгают, скачут они у вас хорошо, а вот как они мячи бросают в цель, а?!

Ведущий: Карлсон, а давай проверим ребят, зададим им новую задачу. Ребята, нам нужны две команды по 10 человек. А теперь послушайте внимательно задание. По сигналу первый и последующий участники добегают до обручей, прыгают из обруча в обруч, берут мяч из лотка, бросают его в корзину, возвращаются к команде и передают эстафету следующему участнику.

Приготовились! На старт, внимание, марш. (музыка)

Карлсон: Ты посмотри, какие меткие ребятишки сегодня попались! И все они могут, все умеют! А давайте силою будем меряться! Кто кого перетянет. Выходите самые сильные ребята. Я сейчас вас мигом одолею, быстро к себе перетяну. Ну-ка взялись! Приготовились! На старт, внимание, марш. (Перетягивание каната, Карлсон проигрывает) Что то здесь не так. Вы, наверное, мне своих самых сильных богатырей показали, они, наверное, уже в школу ходят давно. Так не честно, пусть выйдут ребята помладше, тогда посмотрим, кто сильнее! (Перетягивание каната, Карлсон проигрывает) Да что же это такое. Вы опять мне школьников поставили. Где у вас самые маленькие. Пусть они померяются со мною силами. (Перетягивание каната, Карлсон проигрывает).

Ведущий: Карлсон, не расстраивайся ты так сильно! Ты просто почаще к нам прилетай в гости в Россию. У нас в каждом детском саду, в каждой школе дети занимаются физкультурой и поэтому они такие сильные и здоровые! Ты прилетай к нам на занятия, позанимайся с ребятами, тогда и ты станешь сильным, ловким, быстрым!

Карлсон: Да! Это какие же должны быть сильными и быстрыми ваши папы и мамы, если маленькие дошколята так хорошо справляются с самыми трудными заданиями! Наверное, в России народ самый спортивный, самый сильный! Правда, ребята?

Ведущий: Но все же нам хотелось узнать, в какой стране ты живешь. Ведь мы тебе сегодня рассказали про свою страну – Россию, и мы просим тебя узнать о своей стране все самое интересное и следующий раз рассказать нам о своей родине.

Карлсон: Я хочу вам преподнести подарок. Сначала думал подарить вам банку малинового варенья, но увидел, какие здоровые и закаленные и решил подарить вам сок, ведь он прибавляет всем детям и взрослым только здоровье! (раздает сок детям).

Ведущий: Спасибо, Карлсон!

Карлсон: А теперь мне пора домой. Я обещаю узнать все о своей стране и рассказать вам о своей Родине в следующий раз. Договорились? До свидания. Ребята!

Музыкальная заставка «Мы дети России» - дет.коллектив «Волшебники двора»

http://doshvozrast.ru/prazdniki/detscenarii21.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Россия - Родина моя!" с детьми старшего дошкольного возраста

В методической разработке представлен материал по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Проект очень заинтересовал детей и был реализован в полном объеме....

Образовательный проект «Наша Родина - Россия»

Образовательный проект «Наша Родина - Россия»...

Образовательный проект Россия - Родина моя

Образовательный проект Россия - Родина моя...

Образовательный проект «Россия – Родина моя» для детей дошкольного возраста.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Наши д...

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: «Россия –Родина моя».

Содержание проекта: Глава 1. Значение патриотического воспитания в современных условиях ………….…..1.1.Аннотация……&hell...

Образовательный проект "Россия-Родина моя!" ст. гр.

Образовательный проект "Россия-Родина моя!" ст. гр....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации проекта «Россия – Родина моя»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому  воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации прое...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо! Очень интересная работа, возьму в свою копилку, но и вы загляните на мою страничку и оставьте свой комментарий.