Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по Жигулевскому заповеднику"
методическая разработка (старшая группа)

Бирюкова Наталья Петровна

В последнее время в дошколтных образовательных учреждениях возрос интерес  к изучению родного края. Дошкольники проявляют желание познать мир, в котором живут. И педагоги, ориентируясь на личностный подход к развитию подрастающего поколения, ищут новые средства и приемыдля воспитания дошкольника. Именно поэтому важно с детства прививать любовь к истории родного края. И лучше всего в этом помогут игровые приемы воспитания. Данная игра-квест рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и направлена на формирование условий для приобщения дошкольников к культурному наследию народов Самарской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_zhigulevskomu_zapovedniku_kvest-igra.docx489.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад  № 282» городского округа Самара

    Россия, 443051 Самара, ул. Елизарова,5   ~   ds282sa@mail.ru   ~   Тел.996-84-32. факс  9544043

        

Квест-игра 

«Прогулка по Жигулевскому заповеднику»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Бирюкова Н.П.

        Цель: формирование условий для приобщения дошкольников к культурному наследию народов Самарской области.                                                                         Обоснование выбора: в последнее время в дошкольных образовательных учреждениях возрос интерес к изучению родного края. Дошкольники проявляют желание познать мир, в котором живут. И педагоги, ориентируясь на личностный подход к развитию подрастающего поколения, ищут новые средства и приемы воспитания дошкольника. Именно поэтому важно с детства прививать любовь к истории родного края, И лучше всего в этом помогут игровые приемы воспитания.        Игра-квест рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.                                Задачи:                                                                                         Образовательные: дать детям первоначальное представление о Жигулевском заповеднике, расположенном на территории Самарской области; расширять представление детей о лесе; закреплять умение различать деревья по коре, по листьям; называть цветы, ягоды; познакомить  детей с Красной книгой.                        Развивающие: развивать интересы детей, их любознательность и познавательную мотивацию, формировать первичные представления об объектах окружающего мира и о малой Родине; развивать навыки работы в группе.                        Воспитательные: воспитывать гордость за свой край, формировать навыки у детей культурного поведения в лесу, формировать желание  беречь и охранять окружающую среду.                                                                                                1. Подготовительный этап:                                                                                - разработка заданий;                                                                                        - подготовка маршрутных листов

        Предварительная работа:                                                                                 1. Беседы: «Как вести себя в лесу», «Птицы нашего леса», «Дикие животные»        2. Игры: «Круглый год», лото и домино «Деревья», «Птицы», «С какой ветки эти детки»,  «Станем другом природы»,  « Угадай правило», «Живая и неживая природа»           3. Чтение произведений  В. Бианки.                                                                 4. Наблюдение за птицами  во время прогулки, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций.

        Материал и оборудование: интерактивная доска ( фото – слайды природных ландшафтов  Жигулевского заповедника; фото деревьев : сосна, ель; птица  малиновка, рыбы обитающие в реке Волге, животные нашего края. « Красная книга»); аудиозапись (пение птиц); коврограф с макетами деревьев ( береза, дуб, рябина), цветов ( лесной колокольчик, папоротник , ромашка,  пижма, медуница),  грибов (опята, маслята, сыроежки, подберезовики, мухомор,  птиц (ласточка.  соловей, полевые воробьи, пестрый  дятел, коршун).; игрушки животных (волк,  медведь, лиса, крот, еж; жирафа, верблюда, тигра), голубая ткань (имитация реки), нарисованные половинки  рыб  (сом, сазан, окунь, щука);  две удочки, пакет, пустая бутылка.

        2. Сценарий игры:                                                                                Воспитатель: Ребята, послушайте, какое красивое стихотворение написал поэт Петр Петрищев про нашу Самару                                                                                                В вечернем зареве                                                                                        САМАРА красовалась.                                                                                        Мерцали окна, крыши, купола.                                                                        Она по-новому                                                                                                Пред нами открывалась.                                                                                Она жар-птицей над рекой плыла.                                                                        Наш город сказочный,                                                                                        Наш город дивно-алый                                                                                        На берегах         красавицы – реки.                                                                        Его проспекты, улицы, кварталы                                                                        Ласкают вольные степные ветерки.                                                                        Горит заря,                                                                                                        Румянит Волги волны,                                                                                        Румянит пляжи,                                                                                                Кудри тополей.                                                                                                О, как красивы                                                                                                Золотые склоны                                                                                                Сокольих гор                                                                                                И вольных ЖИГУЛЕЙ!                                                                        Воспитатель: Вам понравилось? Да, в нашем Самарском крае много замечательных мест, куда хочется приходить хоть каждый день. А вам, ребята, какие красивые места в нашей Самаре особенно нравятся. (Ответы детей)                        

        Ребята, а вы знаете, сегодня утром нам принесли письмо. Я его не открывала, ждала, когда все ребята придут. Но теперь мы все вместе и можно открыть конверт. Согласны? Это письмо прислала нам Берегиня Поволжская. Здесь есть даже ее фотография (на фото девушка в русском народном костюме).                                «Дорогие ребята! Посылаю вам волшебную карту-маршрут одной замечательной земли. Кто отправиться по ней путешествовать, тот попадет в удивительный мир, узнает много нового об истории родного края, об особенностях природы своих предков. Однако, чтобы дойти до конца маршрута, нужно приложить старание, упорство, смекалку и дружелюбие – все те качества, которыми должны обладать потомки великого волжского народа. В конце путешествия вас ждет сюрприз от меня! С уважением Берегиня Поволжская.»                                                                         Хотите отправиться по ней путешествовать.  Тогда отправляемся в путь и в этом нам поможет наша карта. В карте написаны задания,  выполнив которые, мы получим сюрприз от Берегини Поволжской.                                                                                 1 задание: «Решить кроссворд» (ключевое слово ЗАПОВЕДНИК).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

З

А

П

О

В

Е

Д

Н

И

К

                                                                                                                                1. Что это за зверь лесной,                                                                                Встал, как столбик, под сосной,                                                                        И стоит среди травы,                                                                                        Уши больше головы?        (Заяц)                                                                                                                                                                                        2. Этот зверь с двумя клыками,                                                                        С очень мощными ногами                                                                                И с лепешкой на носу.                                                                                        Роет землю он в лесу.        (Кабан)                                                                                                                                                                                        3. Это дерево цветет,                                                                                        Аромат и мед дает.                                                                                        И спасает нас от гриппа,                                                                                От простуд царевна - …    (Липа)                                                                                                                                                                                        4. У меня длинней иголки, чем у елки.                                                                Очень прямо я расту, в высоту.                                                                        Если я не на опушке, ветки только на макушке.     (Сосна)                                                                                                                                                        5. По родным полям кочуя,                                                                                Кто, когда  метет        метель?                                                                                В снег ныряет и ночует,                                                                                Хвалит снежную постель.     (Тетерев)                                                                                                                                                                                6. Что же этот за девица:                                                                                Не швея, не мастерица,                                                                                        Ничего сама не шьет,                                                                                        А в иголках круглый год.      (Ель)                                                                                                                                                                                        7. Темной он покрыт корой                                                                                Лист красивый, вырезной.                                                                                А на кончике ветвей                                                                                        Много-много желудей.        (Дуб)                                                                                                                                                                                        8. Снег чернеет на полянке,                                                                                С каждым днем теплей погода.                                                                        Время класть в кладовку санки.                                                                        Это, что за время года?        (Весна)                                                                                                                                                                                        9. Бусы красные висят,                                                                                        Из кустов на нас глядят.                                                                                Очень любят бусы эти                                                                                        Дети, птицы и медведи.        (Малина)                                                                                                                                                                                10. Роет норы он умело.                                                                                Знает, любит это дело.                                                                                        Потому кроту и друг,                                                                                        А зовут его…                          (Барсук)                                                                                                                                                                                                                                                                                        Итак, мы отгадали слово. Это «Заповедник». А кто знает, что такое заповедник? (Ответы детей)                                                                                                         Да, ребята, заповедник - это такое заповедное место, в котором живет много различных животных, птиц, насекомых, рыб, где их охраняют. У нас в Самаре есть Жигулевский заповедник, названный в честь Жигулевских гор, где он и расположен.        Показ слайда 1 (природных ландшафтов  Жигулевского заповедника)         Жигулевский государственный природный заповедник один из старейших природных заповедников России. С каждым годом на Земле остается все меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей и пустынь. Чтобы сохранить редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Территория заповедника навсегда останется в своем естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте и богатстве.

        2 задание «Знатоки природы».                                                                         На коврографе выставлены  макеты деревьев:  береза, дуб, рябина.

        Ребята, посмотрите, куда это мы с вами попали? Вокруг  деревья? А это что за дерево без листьев? Посмотрите, да здесь на всех деревьях нет листьев. Ну-ка давайте с вами создадим наши деревья, создадим настоящий лес. Вы уже догадались,  что это за деревья? (Дети называют названия деревьев) Итак,  вам осталось только нарядить их в листву. Но будьте внимательны: на каждое дерево нужно одеть только его листочки, не перепутайте. Вот вам разные  листочки, начинайте (Дети прикрепляют листья на деревья). Молодцы, все листочки повесили на деревья. А теперь  скажите мне, пожалуйста, как называются деревья, которые вы создали? (Дуб, береза,  рябина). А как вы узнали, что это береза, рябина, дуб? (Ответы детей)

        Ребята, а в Жигулевском заповеднике  есть еще и такие деревья, посмотрите на экран  

        Показ слайда 2 (на слайде деревья ель и сосна).  Ребята, как называются эти деревья?  А кто мне скажет, что общего между елкой и сосной? Чем они похожи? (Вместо листьев иголки) Чем они отличаются? (У сосны иголки большие, у елки маленькие). Правильно, молодцы!

        3 задание «Угадай, что растет в лесу?»                                                         Итак, в нашем лесу заповедном растут прекрасные деревья.  А как вы думаете, что еще растет в лесу, чего у нас тут не хватает? (Цветов, ягод, грибов)

Давайте их тоже  посадим. (Дети прикрепляют на коврограф  макеты грибов, цветов. По ходу задаются вопросы: Что ты сажаешь, как называется? Какой гриб ядовитый или съедобный? Почему так называется гриб? Где любят расти грибы? Можно ли ходить по цветам, ягодам? Зачем мухомор посадили, нужен ли он?

        Показ слайда 3. (показ толокнянки, папоротника, можжевельника, астры альпийской) Удивителен и разнообразен растительный мир Жигулевского заповедника- 832 вида растений. Рядом с типичными представителями лесостепи средней полосы России растут таежные и пустынные растения, обитатели теплого Средиземноморья, суровой Сибири и Урала. Есть растения, которые растут только в Жигулевских горах (солнцецвет жигулевский, качим жигулевский, молочай жигулевский).                                                                                                Итак, лес мы с вами создали: деревья зеленые стоят, цветы, ягоды, грибы кругом.  Послушайте, а что это за звуки?  (Пение птиц)

        Ребята давайте поселим и птиц в наш заповедник, расселим их на ветках деревьев. Вот и птицы. (Дети прикрепляют птиц на ветки деревьев).                                 По ходу задают вопросы: Как твоя птица называется? Чем питаются птицы? Какую пользу приносят? Кого называют лесным доктором? Кого называют певцом?

Ребята, в Жигулевском заповеднике живет еще одна птичка, посмотрите на экран.

        Показ слайда 4  (птица малиновка)

        Это удивительная, красивая  птичка  малиновка,  в народе ее называют Зарянка. У  нее малиновое горлышко, и поэтому ее называют МАЛИНОВКОЙ.  У малиновки стройные длинные ножки, аккуратная головка с большими, умными, черными глазами и тонким клювиком, довольно длинный хвостик, который птичка так грациозно вздергивает кверху, выделывая свои отрывистые поклоны, а еще она прекрасная певунья.

        Давайте ее тоже  поселим на дерево в нашем заповеднике (ребенок прикрепляет малиновку на дерево).

        Хорошо у нас стало в лесу, птицы в нем живут, но все-таки еще кого-то не хватает, как вы думаете, кого? (Животных)

        4 задание (Игра «Собери животное»)                                                                 Посмотрите, к  нашей карте прикреплены конверты. Давайте посмотрим, что в них. В конвертах находятся разрезные картинки животных. Дети делятся на группы и собирают из частей целое животное. Молодцы, все справились с заданием! А теперь возьмите и поселите животных  в нашем лесу, но будьте внимательны. (Дети  прикрепляют животных,  а  воспитатель  задает вопросы : Кого ты селишь? Чем питается? Почему волка называют «Лесным санитаром» Чем любит полакомиться медведь? Какую пользу приносят лисы? Почему крот живет под землей? Почему не поселили жирафа, верблюда, тигра?)

        Ребята, а  теперь посмотрите на экран и скажите,  какие животные еще живут у нас в Самарском  крае?  

        Показ слайда 5  (Дети перечисляют и называют животных: лось, кабан, рысь, барсук, заяц – беляк).                                                                                                 5 задание «Дорисуй предмет»                                                                 Ребята, посмотрите,  в нашем Жигулевском заповеднике есть река (на ковре  расстелена голубая ткань - макет реки). Кто знает, как она называется? (Волга) Давайте посмотрим, какие рыбы в ней обитают?

        Показ слайда  6 (Дети называют рыб, обитающих в реке Волга)  

        А сейчас пройдите все за столы, наша карта-маршрут приготовила вам последнее задание. Воспитатель просит  детей дорисовать силуэты  рыб (По ходу рисования дети рассказывают какую рыбу они дорисовывают: щука, сом, сазан, окунь)

        Хорошо, а кто из животных любит жить рядом с водой (Бобер) Почему? Еще кто? (Лягушка) Давайте поселим лягушку около реки.

        Ой, посмотрите, здесь кто-то оставил удочки. Наверное, рыбаки. Давайте и мы с вами порыбачим. Максим  и Артем берите удочки, а мы посмотрим,  кого вы поймаете. Клюет: Тащите. (Дети вытаскивают пакет и пустую бутылку) Вот так рыба, вот так улов. Что это? Откуда они взялись в реке? Да, это наверное рыбаки выбросили. Хорошо они поступили? Почему?

        Ребята, а что еще приносит вред природе? (Браконьеры, заводы) Что они делают? (Загрязняют реку, убивают животных, вылавливают рыбу)                                 Да все вы правильно сказали и поэтому по всей стране специально создаются такие заповедные места как наш Жигулевский заповедник, где живут животные, птицы, растут растения, протекают реки и все это  охраняют лесники, егеря, не дают браконьерам убивать, истреблять, ловить. Кто запомнил, как называются такие места? (Заповедники)

        Ну-ка давайте еще раз закинем удочки. (Вытаскивают ключ). Этот ключ по-видимому от коробки, которую принесли вместе с письмом. Вот она. Воспитатель открывает коробку, в ней лежит Красная книга. Ребята, да это тот самый сюрприз от Берегини Поволжской.                                                                                         Итак, наш маршрут подошел к концу. Вы все большие молодцы, прошли достойно все испытания. Сегодня мы с вами побывали в Жигулевском заповеднике, названном в честь Жигулевских гор. Но еще в нашей стране создана  КРАСНАЯ КНИГА.

        Показ Слайда 7 (Красная Книга)   В ней записаны все животные, птицы, растения, рыбы, насекомые, которых надо охранять и беречь.                                        Теперь и у нас в группе есть своя Красная книга.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Морской заповедник»

Цель: Формировать бережное отношение к природе через экологическое воспитание дошкольников. Задачи:-Познакомить с понятием «Заповедник», подчеркнуть богатство и многообразие животного...

Конспект квест-игры по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения «Незнайка в стране ПДД».

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых ...

Квест-игра «Птицы» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ТНР

ЗадачиОбразовательные:Активизация словаря по теме «Птицы».Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.Совершенствование грамматического строя речи.Автоматизация правильного произ...

Сценарий патриотической квест-игры «Зарница» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: сформировать у детей чувство гордости за подвиг нашего народа во время Великой Отечественной войны; воспитать уважение к старшему поколению, ветеранам.Задачи:- создать условия для «по...

Квест – игра (развлечение)для детей старшего дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни «В поисках сокровищ острова Здоровья».

Итоговый квест-игра, по закреплению у детей страшего дошкольного возраста навыков здорового образа жизни. Именно с детства мы начинаем формировать привычки правильного питания, пользе закаливания и за...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Что такое заповедник"

Знакомсво с Окским государственным биосферным заповедником детей старшего дошкольного возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Тайны Воронежского заповедника"

Представленный конспект в виде квест-игры – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:• Принцип непрерывности (заняти...