"Всемогущий воздух"
методическая разработка (средняя группа)

Цель: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

Речевое развитие:

  • Развитие связной речи.
  • Развитие словаря.
  • Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.

Познавательное развитие:

  • Воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию.
  • Дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, прозрачен, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер это движение воздуха)
  • Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.                
  • Подвести к понимаю того, что воздух есть вокруг и внутри нас

Социально-коммуникативное развитие:

  • Формирование взаимопонимания, доброжелательности.

Художественно-эстетическое:

  • Развитие зрительного внимания

Физическое развитие:

  • Развитие общей моторики, координации речи с движениями.

Оборудование и материалы:

  • Полиэтиленовые пакеты по количеству детей
  • Трубочки по количеству детей
  • Веера бумажные по количеству детей

 

Непосредственно образовательная деятельность

Воспитатель:

Все в сборе,

Взрослые и дети,

Мы можем начинать,

Но сначала нужно нам дружно

«Здравствуйте!» друг друга сказать.

 

Воспитатель: Дети, мы с вами находимся в лаборатории, лаборатория-это помещение, где работают учёные, они проводят в лабораториях свои опыты и эксперименты. Мы тоже сегодня с вами немного поэкспериментируем, хотите?

Ответы детей.

Хорошо, но, прежде, чем мы начнем давайте вспомним правила поведения при проведении экспериментов: нужно вести себя тихо, не вертеться, руками без разрешения ничего не трогать. Готовы, тогда отгадайте мою загадку и вы узнаете чем мы с вами будем сегодня работать

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь,

Он невидимый, но все же,

Без него мы жить не можем. (Воздух)

 

-Ну, молодцы, правильно, мы с вами на нашем занятии поговорим о воздухе.

 

Опыт 1 «Не дышите»

Воспитатель: Давайте сделаем глубокий вдох и выдох. Что мы с вами сделали.

Дети: Вдохнули и выдохнули воздух.

Воспитатель: А теперь давайте просто вдохнем, а выдыхать не будем, готовы?

Набираем воздух и не выпускаем его. Теперь выдыхайте. Ребята, сложно вам было удерживать воздух?

 Ответы детей (да)

А знаете почему сложно?  Потому что человеческий организм без воздуха не может, каждая клеточка вашего организма должна дышать, иначе ей будет так же сложно, как и вам, когда вы задерживали воздух.

Вывод: Человеку нужно дышать, чтобы жить!

 

Воспитатель: А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? А вы, ребята, видите воздух?

Ответы детей

Мы воздух не видим, но вокруг нас он существует! Хотите на него посмотреть?

Ответы детей

Опыт 2. «Поймай воздух в пакет»

Воспитатель: Возьмём полиэтиленовый пакет. Посмотрите на него внимательней, в нем что-то есть?

 Дети: Он пустой.

Правильно, пакет пустой, в нем ничего нет.

Воспитатель: Пакет можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. А теперь, давайте раскроем пакеты, и попробуем сделать вот так (воспитатель показывает, как нужно провести пакетом), посмотрите теперь пакет уже не тоненький, в нем что-то появилось!! Попробуйте повторить за мной. Дети повторяют движение воспитателя, закручивают свои пакетики.

Смотрите, ребята, ваших пакетиках что-то появилось, это и есть воздух. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А мы его видим?

Дети: Нет.

Мы просто видим, что пакет раздулся и чем-то наполнился

Воспитатель: Значит, какой воздух?

Дети: Невидимый.

Воспитатель: А какого цвета воздух?

Дети: Бесцветный, прозрачный.

Воспитатель: Теперь пакет раскрутим и выпустим из него воздух.

Воспитатель: Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха, но теперь мы с вами его обнаружили, нам удалось его поймать

 Вывод: Ребята, на этом опыте мы поняли, что воздух прозрачный, бесцветный.

 Мы смогли поймать воздух и закрыть его в пакете, а потом выпустили.

Ребята, мы с вами хорошо поработали, и нам пора отдохнуть.

Физкульт-минутка

Воздух

Руки к солнцу поднимаю

И вдыхаю, и вдыхаю.

 Ну, а руки опускаю,

Воздух тихо выдыхаю.

Воспитатель: Ребята на прошлом опыте мы обнаружили воздух, мы поняли, что воздух вокруг нас. А теперь давайте познакомимся с еще одним свойством воздуха.

Опыт 3 «Танцующая гречка»

Воспитатель: Перед нами стаканы с водой, нужно глубоко вдохнуть и подуть в трубочку. Что происходит? Выходят пузыри, пузыри, это и есть воздух.

А теперь усложним задачу. Насыплем в стакан гречку и посмотрим. Ребята дуют в трубочку.

Воспитатель: Что происходит с гречкой. Правильно гречка поднимается со дна. Чем сильнее вы будете дуть в трубочку, тем больше гречка будет подниматься, она прямо пляшет.

Вывод: Мы с вами дули трубочку, помогали воздуху перемещаться. Воздух может перемещаться.

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, а вы тоже можете перемещаться.

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно можете, вы можете ходить, бегать, вы можете перемещаться по –разному. Так может и воздух.

 Давайте сделаем еще один опыт.

 

 Опыт 4 «Цветные кораблики»

Перед нами тазики с водой, мы на воду спустим бумажные кораблики.

Когда воздух не двигается, корабли стоят на месте, а когда он двигается, превращается в ветер. Давайте превратимся в ветер, подуем на кораблики. Они начали плыть по воде.

Вывод: Воздух может перемещать предметы с разной силой, если вы подуете слабо, кораблик поплывет очень медленно, или вообще останется на месте, а если вы наберете много воздуха и дунете со всей силы, он поплывет быстро.

Получается, воздух, как и мы с вами ребята, может перемещаться, и может перемещаться с разной силой.

Опыт 5 «Дул холодный ветерок»

А теперь, Ребята подойдите, пожалуйста, снова к столам и возьмите в руки веера.

Помашите ими на себя. Смотрите, теперь и на вас подул воздух

Воспитатель: Получается мы можем ощутить воздух на себе?

Воспитатель: А что такое ветер, давайте вспомним еще раз с вами. Ветер-движение воздуха, и мы с помощью вееров ощутили его!

Вывод: Следовательно, воздух можно почувствовать на себе.

 

Воспитатель: Как вы думайте, у воздуха есть свой запах?

Воздух не пахнет, но мы чувствуем запахи, которые витают в воздухе. Во время обеда у нас в группе пахнет едой, в лесу пахнет деревьями и цветами, в булочной пахнет хлебом. Закройте глаза и почувствуйте, чем будет пахнуть воздух в группе. Воздух пахнет предметами, которые находятся в группе. У воздуха нет своего запаха.

Опыт 6.

Воспитатель. дети, закройте глаза.

Воспитатель разрезает апельсин, и дети с закрытыми глазами пытаются угадать какой запах.

Воспитатель. Чем пахнет

Ответы детей.

 

Воспитатель: Ребята, занимательно и весело мы с вами провели время, узнали очень многое о воздухе.

Итог занятия

Воспитатель:

О чем мы с вами сегодня говорили?

Что нового узнали про воздух?

Какой опыт вам больше понравился?

Ответы детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер семейного отдыха "ШОУ всемогущих мужчин".

В детском саду в группе "Солнышко" состоялось "ШОУ всемогущих мужчин", где принимали участие папы вместе со своими доченьками и сыночками.Две команды соревновались, показывая свою ловкость, силу и пре...

Комплексное развлечение «Шоу всемогущих пап»

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства...

конспект музыкального развлечения "Всемогущие папы"

Музыкальное развлечение "Всемогущие папы"  для детей старшего дошкольного возраста, посвященное 23 февраля. Цель праздника привлечь родителей к совместным творческим мероприятиям; развивать взаим...

Всемогущя йога

В данном материале описаны позы для эффективного занятия йогой....

10 ВСЕМОГУЩИХ СЛОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Консультация для родителей, база для родительского собрания нетрадиционной формы....

10 всемогущих слов для родителей

Почему ребёнок не слушается, не слышит вас? А может быть дело в нашем поведении,как мы общаемся с детьми?  Давайте подумаем....

НОД:тема«Всемогущий воздух!»

Цель: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования....