Семинар-практикум Тема: «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

 
 

 

 

 

 

 

Семинар-практикум

Тема: «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ»

 

 

 

 

 

                                                                   Составила:

                                                              Старший воспитатель 

Нестерова Е.Е.

Первая квалификационная категория

 Пед. стаж 15 лет                                         

 

 

 

                                                                 2020 г.

 

 Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района Челябинской области

 

Семинар-практикум

Тема: «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ»

                                                                   Составила:

                                                              Старший воспитатель  

Нестерова Е.Е.

Первая квалификационная категория

 Пед. стаж 15 лет                                        

                                                                 2020 г.

 Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Приветствие «Комплимент»: педагоги по кругу говорят друг другу комплименты, стараясь подчеркнуть в человеке что-то особенное, найти «изюминку».

Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают.

                                                          А. Г. Асмолов, А. В. Петровский

Игровое упражнение «Я считаю, что индивидуализация…» (каждый педагог в кругу продолжает фразу).

Тема нашего семинара «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ» (слайд №1). Вы поделились своими точками зрения о понятии индивидуализации. Рассмотрим, какие определения понятия «индивидуализация» даны в научной литературе:

Индивидуализация –  это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию  этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы, и что он приобрёл в индивидуальном опыте.

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия

Далее разграничим понятия «индивидуализация образования» и «индивидуальный подход».

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.). Чаще всего предметом индивидуального подхода становятся какие-либо проблемы, дефицитарные состояния в развитии ребенка. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы.

Индивидуализация образования — построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Индивидуализация - важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.

  Индивидуализация образования исходит, во-первых, из того, что каждый ребенок развивается в своем темпе, «по своей программе» и, следовательно, не может быть подвергнут сравнению с другим ребенком (или детьми); во-вторых, из принципов безоценочности, безусловного принятия ребенка таким, каков он есть; в-третьих, из понимания того, что не только и не столько обучение, сколько учение ведет за собой развитие.

Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. От педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего. Индивидуализация распространяется на каждого ребенка.

Задание № 1. Давайте сравним эти два понятия и найдем признаки сходства и отличия? (работа в подгруппах)

 

индивидуальный подход в образовании и Индивидуализация образования (слайд 5)

задание: выбрать параметры характеризующие подход в образовании и обосновать свой выбор. (задание приложение 1)

Ответы:

индивидуальный подход в образовании

*От педагога

Цель: Организация учебно-воспитательного процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии

*Распространяется на небольшую часть детей группы

*Ребенок объект образования

*Ребенок – это «пустая корзина», которую надо наполнить ЗУН, для всех детей одинаковый набор ЗУН, они должны все прийти к одинаковому результату их освоения в заданное программой время.

*прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата

*диктат и опека

*следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия

*ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития

*от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы, подготовить для занятия разноуровневые задания.

*Мониторинг освоения программы

 

Индивидуализация образования

*От ребенка

*Цель: Процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности

*Распространяется на каждого ребенка

*Ребенок субъект собственной деятельности

*Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – у них разный темп развития, личностные особенности, интересы и потребности, возможности т. д.

*признание права выбора, поддержка инициативы; совместное обсуждение целей и плана деятельности, акцент на достоинствах и сильных сторонах личности

*сотрудничество и партнерские отношения

*инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий

*ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта

*от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализма

*Карта развития ребенка

 

Подводя итог нашей работы можно выделить основные характеристики индивидуального подхода и индивидуализации образования (слайд 5)

Индивидуальный подход

1.     Есть норма

2.     Поиск индивидуального «ключика» -особенности

3.     Результат- достижение каждым  нормы

Индивидуализация

1.      Интерес, вопрос, намерения, устремление

2.     Среда

3.     Результат - расширение границ, построение новых возможностей

 

ФГОС ДО сохраняя индивидуальный подход, смещается акцент образования на индивидуализацию. Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы (примера, модели, образца, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребенка»

Кем же является ребенок в нашем педагогическом пространстве - объектом или с Хочется отметить, что в любой деятельности, в которой предоставляется ребенку свобода выбора, возможность действовать по собственному убеждению, возможность творить и проявлять свою уникальность, активность, развивать свою сознательность и ответственность.

     Знание индивидуальных особенностей детей позволяет воспитателю коррегировать свою ежедневную работу, определять задачи обучения, развития и воспитания. Для одного ребенка – это прежде всего развитие коммуникативных умений и навыков, у другого важно развивать чувство сопереживания к другим и т.д. Учитывая эти особенности педагог может внести необходимые изменения в план работы. При определении индивидуальных задач важно охватить все образовательные области. В этом воспитателю может помочь дневник индивидуальных наблюдений за детьми в различных видах деятельности и степенью их активности и любознательности в течение дня. Важно также взаимодействие в плоскости «ребенок-воспитатель-развивающая предметно-пространственная среда». Чтобы реализовать принцип индивидуализации, необходимо использовать потенциал развивающей среды ДО. Это может быть выражено в индивидуальном подходе при ее формировании (например, учет гендерных особенностей, учет интересов детей). Для планирования и оказания педагогической поддержки воспитаннику можно использовать некоторые варианты наблюдений. Кроме дневника индивидуальных наблюдений за детьми в различных видах деятельности, это могут быть: карта индивидуального маршрута дошкольника, дневники наблюдений «Проявление инициативности ребенка в различных культурных практиках», «Проявление индивидуальных особенностей ребенка при формировании предпосылок учебной деятельности». Таким образом, индивидуализация – необходимая составляющая образовательного процесса в современных ДО.    

       Но реализуя ее на практике, необходимо помнить, что для ребенка важно, чтобы его услышали и поняли, приняли таким, какой он есть, с его особенностями и интересами. Поэтому, чтобы помочь дошкольнику вырасти творческим, инициативным и самостоятельным человеком, взрослым членам семьи и педагогам нужно поощрять его за инициативность, создавать условия для проявления ребенком своей индивидуальности.

Все виды детской деятельности нам известны, надо только определиться при каких условиях ребенок в них станет субъектом деятельности, перестав быть объектом нашей с вами педагогической деятельности.

 

Задание 2. Предлагаю Вам разделиться на 7 групп (по количеству видов детской деятельности) и ответив на вопросы для внутри групповой дискуссии, прийти к единой точке зрения и заполнить предложенную Вам таблицу. Каждая из групп представит свой вид деятельности в разных ее формах. (приложение 2)

Механизмы организация воспитателем индивидуализации детей:

•        мониторинг развития ребенка (на основе примерных показателей по возрасту), его способностей и склонностей;

•        составление траектории развития ребенка (индивидуальный образовательный маршрут);

•        наполнение развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей развитие ребенка;

•        создание педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца ребенком;

•        расширение форм взаимодействия, способов деятельности, использование метода проб и ошибок;

•        определение технологии помощи и поддержки сопровождения развития ребенка в детском саду (разные специалисты) и в семье;

•        совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-педагог-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети)».

Слайд №11.

Одним из важнейших методов индивидуализации обучения является метод реагирования. Он включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, процесс повторяется. Если не достигнуты – условия и методы поддержки пересматриваются. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; в других случаях он требует больших усилий и длительного времени.

В методе реагирования главное – стимулирование и поддержка инициативы, активности и самостоятельности детей.

Примером обучения на основе метода реагирования является использование модели трех вопросов.

Что знают? Что хотят узнать? Как хотят узнать?

Обеспечение взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности.

Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать или выполнить отдельные операции. Одному он поможет словесными указаниями, другому предложит схему, модель или рисунок, третьего подбодрит, четвертому окажет практическую помощь. Конечно, этот метод наиболее эффективен, когда педагог работает с малой группой.

Отбор материалов. Гибкость и разноуровневость.

Метод строительных лесов. В основе этого метода – идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития – границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Сущность этого метода не в опережающем обучении ребенка тем знаниям или умениям, которые, с точки зрения педагогов, должны быть сформированы в соответствии с возрастом, но в том, чтобы, создавая условия, помочь ребенку самому сделать следующий шаг.

Иррадиирующее обучение (от слова «иррадиация» - распространение, увеличение) как метод индивидуализации обучения основано на признании различий интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая интересное дело тем детям, кто хочет им заниматься, можно достичь больших успехов в обучении. Все, что вводится в развивающую среду группы, предлагается как новое знание или новое умение. Это может быть новая игра, новый материал для рисования, новое для детей этой группы математическое действие, новое стихотворение, новый предмет, т.е. нечто, чего в опыте детей еще не было. Например: воспитатель предлагает новую настольную игру-лото «Животный и растительный мир». Это своего рода презентация нового взрослым. Затем те, кто хочет научиться в неё играть присоединяются к воспитателю. Остальные занимаются другими видами деятельности. Далее дети, которые уже умеют играть в эту игру, учат других. Таким образом они представляют продукт своей деятельности другим и самостоятельно презентуют собственный опыт.

Слайд №14.

Для обеспечения индивидуализации учения необходимо, чтобы ребенок, во-первых, имел возможность выбора (содержания, вида деятельности, материалов, места и способов действий, партнерства); во-вторых, получал опыт осознания того, что его личная свобода – в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность; в-третьих, получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывались в «могу»; в-четвертых, имел опыт кооперации с другими людьми.

Создание условий для индивидуализации в РППС

Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация также предполагает, что воспитатель придумывает такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому ребенку добиться успеха. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.

Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе.

С целью индивидуализации педагогического процесса используются компоненты детской субкультуры. В группе может работать стенд или уголок «Мое настроение», «Уголок именинника».

В центре «Мои достижения» или «Я научился» воспитатель совместно с ребенком фиксируют его достижения.

Иными словами, группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.

Маленькие творческие мастерские наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.

В каждой группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.

Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Распорядок дня должен включать различные виды занятий: совместные в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно. Должно быть отведено время на занятия по выбору - так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели - вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.

Формы работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы является групповой сбор.

Групповой сбор - это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Задачи группового сбора

формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;

обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;

решение некоторых обучающих задач: расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и др.;

формирование мотивации к предстоящей деятельности;

представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;

Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Групповой сбор проводиться в круге, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались. Групповой сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей. Нежелательно использовать групповой сбор для обучения детей каким-то практическим навыкам или превращать его в занятие.

В течение дня групповых сборов может быть несколько:

-1-ый сбор (утренний) - после завтрака, перед занятиями в центрах активности;

-2-ой сбор - после деятельности в центрах активности для подведения итогов;

-3-ий сбор - после дневного сна.

В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня и др. - все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки, чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.

Приемы для приглашения детей на групповой сбор:

звуковые сигналы (колокольчик, музыкальный инструмент, использование аудиокассет);

любимая песня группы: 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают и постепенно собираются все дети;

сюрпризный момент: внесение новой игрушки, приход взрослого в сказочном костюме;

д/игра из серии «Пазлы», «Собери целое из частей»: это может быть любая картинка, связанная с темой, которая на данный момент интересует детей;

п/игра "Паровозик", "Поезд": дети и воспитатель едут паровозиком по группе , собирают детей и приезжают на место группового сбора;

любимая детьми игра, затеянная на месте сбора;

ребенок-дежурный по сбору детей на круг друзей.

Есть дети - непоседы, которые не могут усидеть на месте, поэтому для них на время г. с. надо приготовить спокойное занятия с небольшими передвижениями (мозаика)- это не поощрение или наказание, а проявление инд. подхода к ребенку. При этом другим детям надо объяснить, как прекрасно, что они могут сидеть спокойно и внимательно слушать.

Предупреждение нежелательного поведения во время группового сбора

обозначение места каждого ребенка в круге каким-то предметом: подушечкой, карточкой-символом, звездочкой, цветочком и т.д.

специальные не вербальные сигналы «Тишина», «Внимание»;

обращение к правилам группы «Один говорит - все слушают»;

игра-считалка или предмет, передаваемый по кругу и определяющий очередность выступлений.

Приемы по организации выбора центров активности на групповой сбор

П/игра "Поезд": воспитатель и дети - "вагончики" двигаются по центрам активности, рассматривают материалы, дети постепенно выбирают центры и остаются в них;

Дорожка выбора: рулон бумаги (обоев), разделенный на части по количеству центров в группе. Центры, количество одновременно работающих там детей четко обозначены. Ребенок может просто встать на дорожку в том центре, который выбрал, или обвести свою руку, или поставить свою игрушку.

Выставка: Воспитатель на месте г.с. или недалеко от него устраивает выставку предметов и материалов из различных центров активности. Дети рассматривают выставку и делают выбор.

Доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми - карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.

Цветок выбора: разновидность доски выбора. Каждый лепесток имеет обозначение определенного центра. Дети обозначают свой выбор, выкладывая свои карточки на лепестки. Разноцветные лепестки могут быть разрезаны на такое количество частей, сколько детей могут играть в данном центре одновременно. Дети разбирают части лепестков по своему выбору.

Картограф с обозначенными центрами: еще один вариант доски выбора. Дети обрисовывают свою руку в том центре, который выбрали или пишут свое имя на листочке и приклеивают его на выбранный центр.

Индивидуальные маршрутные листы с план-схемой группы, на которой обозначены центры активности. Ребенок рисует план своего перемещения по группе и центрам.

Индивидуальные листы выбора: эти листы составлены на несколько дней (недель). Центры обозначены, около каждого обозначения расчерчены клеточки. Ребенок, выбрав центр, закрашивает клеточку.

После того, как дети выбрали центры и спланировали работу в них, групповой сбор заканчивается, и дети от планирования постепенно переходят к реализации своих планов

К групповому сбору привлекаются родители, которые являются помощниками для воспитателей.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Обсуждение результатов работы групп.

Никто не будет спорить, что современные условия требуют изменения к подходу организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Давайте с помощью шести шляп (шесть групп). Ответим для себя на вопрос: сможем ли мы организовать образовательный процесс в нашем детском саду по принципу индивидуализации уже завтра?

Упражнение "Шесть шляп".

Педагоги делятся на шесть групп. Каждая группа представляет свои выводы в соответствии с задачей. (приложение 3)

«Белая шляпа» нам изложит факты из своего опыта или опыта коллег по введению ФГОС ДО, которые помогут нам положительно или отрицательно ответить на вопрос.

«Черная шляпа» нам постарается доказать, что это невозможно.

«Желтая шляпа» попробует доказать возможность этого, предложив свои аргументы в поддержку положительного решения вопроса.

«Красная шляпа» расскажет об эмоциях педагогов и детей.

«Зеленая шляпа» постарается найти компромисс и успокоить всех, настроить на внутренний покой и педагогическое творчество.

«Синяя шляпа» обобщит мнения всех «шляп» и сделает резюме на тему «Что же нам надо еще сделать, чтобы принцип индивидуализации был успешно реализован в работе каждого педагога?»

Тогда модель индивидуализации образования может выглядеть так (слайд 10)

1. Диагностика

2.Планирование

3. Реализация индивидуальных маршрутов развития

4. Развивающая среда

5. Работа с родителями.

 

 III Заключительная часть.

Рефлексия.   Упражнение «Градусник»

Всем участникам раздаются градусники, на котором, нужно отметить температуру

34 – не интересно, не нужно

36 – понятно, использую в работе

38 – сложно, не понятно, страшно

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуализация образовательного процесса в условиях ФГОС 2018 г. МОУ «Ульяновская СОШ» Гаджимагомедова К.С.

Слайд 2

Существует немало подходов к определению данного понятия А. А . Кирсанов определяет индивидуализацию образовательного процесса как набор педагогического инструментария, соответствующего «…целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющим обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учётом целей обучения» И. М. Осмоловская , напротив, утверждает, что индивидуализация является «крайней фор-мой дифференциации обучения, при которой учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельного взятого ученика » И. Э. Унт разделяет понятия «индивидуалиация» и «дифференциация»: «Индивидуали-ация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитыва-ются. Под дифференциацией подразумевается учет индивидуальных особенностей уча-щихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенно-стей для отдельного обучения Т. М. Ковалева , анализируя сущность индивидуализации в образовании, подчеркивает принципиальное различие между процессом индивидуализации и индивидуальным подходом в образовании.

Слайд 3

Одним из основных принципов школьного образования, провозглашенных в ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, т. е. становится субъектом образования .

Слайд 4

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития . Попробуем сравнить индивидуализацию и индивидуальный подход. Неправильно отождествлять индивидуализацию с индивидуальным подходом. Рассмотрим различия индивидуализации образования и индивидуального подхода в образовании

Слайд 5

Индивидуализация образования. Индивидуальный подход в образовании Цель: содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии Способы общения: признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата Тактика: сотрудничество и партнерские отношения диктат и опека Убеждение ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития

Слайд 6

Вывод: индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт,требование программы) индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.

Слайд 7

Кроме того, при индивидуализации учебной работы необходимо учитывать особенности обучающихся – обучаемость, как общие умственные спо-собности, а также специальные способности; – учебные умения; – обученность, которая состоит как из про-граммных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков; – познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации) .

Слайд 8

Задача индивидуализации – это, прежде всего, научить ученика самостоятельно управлять своей образовательной траекторией. Только при соблюдении данных принципов можно утверждать, что ученик, самостоятельно продвигаясь в своем образовании, не остается один на один с проблемами, возникающими в процессе обучения.. Принцип обеспечения субъектной позиции ученика обеспечивает привлечение обучающегося к активному участию в целеполагании… Принцип смещения акцента с обучения на учение предполагает активизацию самостоятельной работы ученика – ее организацию, самостоятельное овладение учебной информацией, экспериментирование и решение задач, выполнение творческих заданий. Принцип ориентации на творческую переработку новой информации требует и от учителя, и от ученика решения специфических задач, способствующих развитию мыслительной деятельности, обогащения и сследовательского опыта учащегося и т. д.

Слайд 9

Формы индивидуализации Индивидуальная работа Парная работа Групповая работа -единая -дифференцированная Коллективная (фронтальная) работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Модель образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ"

Прежде чем говорить о модели образовательного процесса необходимо определить составляющие образовательного процесса, которые создают в целом образовательную среду, в которой находится ребенок во время...

Семинар - практикум "Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного поведения".

Цель формирование у педагогов  представлений о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулиров...

План семинара-практикума "Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Проведение данного мероприятия позволит повысить уровень компетенции воспитателей в вопросах использования игровых технологий в работе с дошкольниками....

Семинар - практикум на тему: "Организация образовательного процесса в ДОУ на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей "

Главным показателем качества работы ДОУ является «модель-выпускника»милосердный, трудолюбивый, добрый, активный ,самостоятельный, эмоционально-отзывчивый, любящий близких, свою Родину, сво...

Выступление на семинаре-практикуме «Применение ИКТ в образовательном процессе» Тема «Телеграмм – как инструмент взаимодействия с родителями воспитанников»

Выступление на семинаре-практикуме «Применение ИКТ в образовательном процессе» Тема «Телеграмм – как инструмент взаимодействия с родителями воспитанников»...

Семинар – практикум на тему: «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО....