Семинар-практикум для педагогов "Модель образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ"
методическая разработка по теме

Крюкова Ирина Константиновна

Прежде чем говорить о модели образовательного процесса необходимо определить составляющие образовательного процесса, которые создают в целом образовательную среду, в которой находится ребенок во время дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum.doc50 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_model_obrazovatelnogo_protsessa.ppt962.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Семинар-практикум для педагогов

«Модель образовательного

процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ»

Прежде чем говорить о модели образовательного процесса необходимо определить составляющие образовательного процесса, которые создают в целом образовательную среду, в которой находится ребенок во время дошкольного возраста.  Это

  • Отношение взрослого к ребенку
  • Содержание образования
  • Организация предметно-развивающей среды

В настоящее время в практике дошкольного образования выделяют три модели построения образовательного процесса.

- Учебная модель

- Предметно-средовая модель

- Комплексно-тематическая модель

Рассмотрим по подробнее каждую из моделей

Учебная модель характеризуется организацией содержаний образования по принципу раздельных предметов, каждый из которых имеет свою логику построения. Такая структура содержания образования определяет  функцию взрослого как  учительскую: инициатива и направление деятельности принадлежит всецело взрослому.

 Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме, удерживающей детей в рамках учебного предмета, и не может быть иным. Предметная среда обслуживает урок и приобретает вид «учебных пособий».

 Жесткость учебных содержаний, предметной среды и функциональной позиции взрослого в идеале направлены на стимуляцию учебной активности ребенка. Все незапланированные «выбросы» активности, инициативности детей обрубаются (в худшем случае) или игнорируются (в лучшем случае) взрослым. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью.

Суть предметно-средовой модели заключается в том, что содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый –  организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.

        Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

        Однако, (по ФГТ) свободная самостоятельная  деятельность
детей осуществляется только в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Комплексно-тематическая модель – В основу организации содержаний образования ставится «тема», которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в комплексе разных видов детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

             Полноценная реализация «темы» невозможна без интеграции (взаимопроникновения и взаимодействия) отдельных образовательных областей, форм работы с детьми и различных видов детской деятельности.

        Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.

             Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу, однако они должны вызывать и личностный интерес детей , обеспечивающих мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».

Однако А.П.Усова отметила недостатки:

  •  тематическая узость (знакомили с лошадью и наблюдали, пели песни, беседовали, рассматривали картины, лепили, делали макет, играли в лошадки и т.п.),
  •  поглощение темой всего образовательного процесса, заслонение ею остальных значимых общественных явлений,
  •  эпизодичность темы в жизни ребенка: после прохождения тема считалась «отработанной» и к ней больше не возвращались.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому потенциалу взрослого.

Как вы думаете, какая из рассмотренных нами моделей могла бы лечь в основу  модели образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ? (ответы педагогов)

Учебная модель не может лежать в основе модели образовательного процесса потому что

  • Учебная деятельность не является не только ведущей, но даже адекватной деятельностью детей в дошкольном возрасте
  • «Предметный» принцип построения образовательного процесса не соответствует возрастным особенностям дошкольников
  • Организация специальных занятий по предметам не тождественна организации различных видов детской деятельности
  • Главная составляющая занятия – воздействие, а совместной деятельности - взаимодействие

Для создания  модели образовательного процесса возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей, а именно:

- ненавязчивая позиция взрослого;

- разнообразие детской активности;

- свободный выбор предметного материала.

Итак, относительно составляющих образовательного процесса мы с вами выделили те, которые легли в основу модели образовательного процесса в соответствии с ФГТ.

Однако, модель образовательного процесса так же включает в себя и формы образовательного процесса.

Какие формы дошкольного образования в соответствии с ФГТ вам знакомы? (ответы педагогов)

На основе выделенных вами форм дошкольного образования выделите блоки, на которые можно разделить образовательный процесс в ДОУ, исходя из наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций взрослого как непосредственного партнера?

 ( ответы педагогов)

Таким образом, образовательный процесс в соответствии с ФГТ включает в себя 2 основных составляющих блока:

  1. Совместная деятельность взрослого с детьми – это НОД и ОДРМ
  2. Свободная самостоятельная деятельность детей.

Мы с вами определили, в какой форме может быть построен образовательный процесс в соответствии с ФГТ

Но если образовательный процесс нацелен на детей, как вы думаете, чего не хватает в модели образовательного процесса. (форм работы с детьми)

Согласно ФГТ к структуре ООПДО образовательный процесс в ДОУ должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми (каких?)

В целом, модель образовательного процесса в соответствии с ФГТ, открывает возможность для реализации возрастных развивающих задач, создает пространство гибкого проектирования образовательного процесса под детские интересы, а к концу старшего дошкольного возраста обеспечивает психологическую подготовку к школьной ступени образования.

Преимущество данной модели в том что при осуществлении образовательного процесса между взрослым и ребенком развиваются партнерские взаимоотношения, обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса, их интересы встречаются, а не противопоставляются.

 

Таким образом, модель образовательного процесса в ДОУ определяет Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

В данном документе смоделирован образовательный процесс на год для каждой возрастной группы, который построен (согласно ФГТ) на комплексно-тематическом принципе планирования образовательного процесса.

Предполагается выделение ведущей темы дня, недели, месяца

 Разработанная модель должна соответствовать принципу цикличности, т.е.

повторяемость содержания темы на протяжении учебного года при освоении других тем, а также повторяемость и усложнение тем в разновозрастных группах.

В основу  комплексно-тематического планирования в группах детей дошкольного возраста положен примерный календарь праздников. Тематика праздников ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия: явлениям нравственной жизни ребенка, окружающей природе, миру искусства и литературы, традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям, наиболее важным профессиям, событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка.

Завершением темы является итоговое мероприятие – это может быть представлено в разных формах

Образовательное мероприятие

- развлечения

- досуги

-праздники

- викторины

- КВН

-спортивные соревнования и т.д.

Проекты

Создание продуктов детской деятельности

- выставки работ детского творчества

- коллажи

- оформление альбомов

- оформление стенгазеты

- создание макетов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного поведения".

Цель формирование у педагогов  представлений о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулиров...

План семинара-практикума "Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Проведение данного мероприятия позволит повысить уровень компетенции воспитателей в вопросах использования игровых технологий в работе с дошкольниками....

семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)

Семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)...

Семинар - практикум на тему: "Организация образовательного процесса в ДОУ на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей "

Главным показателем качества работы ДОУ является «модель-выпускника»милосердный, трудолюбивый, добрый, активный ,самостоятельный, эмоционально-отзывчивый, любящий близких, свою Родину, сво...

Выступление на семинаре-практикуме «Применение ИКТ в образовательном процессе» Тема «Телеграмм – как инструмент взаимодействия с родителями воспитанников»

Выступление на семинаре-практикуме «Применение ИКТ в образовательном процессе» Тема «Телеграмм – как инструмент взаимодействия с родителями воспитанников»...

Семинар-практикум "Инновационные технологии в образовательном процессе детского сада как условие повышения качества образования"

Семинар-практикум разработан и реализован с целью формирования у воспитателей принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования, на методологические треб...