Речевая культура педагогов
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Абдукадырова Елена Владимировна

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействияи, одновременно, образец для воспитанников. Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова, грамматически правильно строить предложения, логически    последовательно излагать мысль. Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов

«Речевая культура педагогов»

Цель: повышение общей культуры педагогов, педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. 

Игра приветствие «Ладошки»
Поднимите все ладошки 
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять:
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший-
Я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора.
Дню приветствия дружное: Ура!

В какой бы сфере человек ни трудился, что бы он ни делал, он, так или иначе, общается с другими людьми. Общение необходимо в трудовой, общественной и повседневной бытовой деятельности.

ВИДЕО

Еще в 1968 году в фильме «Доживем до понедельника» имел место эпизод, посвященный культуре речи педагога. Был показан диалог молодой учительницы с коллегой: «Я им говорю: не ложите зеркало на парту, а они все ложат,  ложат и смотрятся в него». Прошло время, а проблема осталась. И речь современных педагогов бывает не всегда правильной. А ведь речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и, одновременно, образец для воспитанников. По роду своей деятельности мы много говорим, общаемся. Поэтому сегодня мы поговорим о речевой культуре педагога.

Одно из главных качеств в деятельности педагога — его правильная речь. Речь педагога оказывает большое влияние на то, как говорят дети в группе. Образность, внятность, правильность расстановки ударений, богатство словаря — вот лишь некоторые составляющие красивой речи. 

 Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова, грамматически правильно строить предложения, логически    последовательно излагать мысль. Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами, а не громоздкими и витиеватыми; правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий, диалектизмов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слайд «Неправильные ударения»

Слайд «Нелитературная просторечная конструкция»

Слайд «Надеть – одеть»

Слайд «Диалектизмы»

Слайд «Просторечия»

        Человек, не овладевший в детстве элементарным речевым этикетом и грамотной речью, в дальнейшем будет испытывать трудности при общении с окружающими.

   Слайд «Слова –паразиты»

Многих раздражает, когда речь собеседника кишит словами-паразитами. С другой стороны, если все вокруг начнут говорить внятно и гладко, простые граждане рискуют сойти с ума от торжества перфекционизма. Поэтому — улыбнитесь и попробуйте с помощью нашей статьи получше узнать знакомого вам человека по словам-паразитам, которые он произносит.

Кто говорит слово КСТАТИ — в большинстве его любят те, кому не достаёт внимания окружающих, и интроверты. Они ощущают дискомфорт и неловкость в новой среде или при встрече с новым собеседником и пытаются компенсировать смущение словом-паразитом. Вслушайтесь в беседу, и вы увидите, как невыгодно выделяется человек, начинающий фразы словом «кстати».

Кто говорит слово-паразит КОРОЧЕ — прямой показатель спешки, нервозности и даже агрессии. Как правило, человек, кто говорит слово «короче» — холерик. Такие люди обладают неуравновешенной психикой. Встречается это слово и в лексиконе у не в меру болтливых индивидов.

Ещё одним паразитом, характерным для болтунов, является ТАК СКАЗАТЬ. Это помогает людям с чрезмерно быстрой и несвязной речью делать паузы в словах, облегчая собеседникам понимание произносимого. Поток сознания таких людей иногда оказывается разобщён с тем, что они говорят, и связки позволяют им на время соединить слова и мысли. Люди, которые часто говорят «так сказать» экспрессивны, подвижны, вспыльчивы, много жестикулируют и обладают богатой мимикой.

Говорливым экстравертам нравятся слова-связки на букву Ё. Эти люди часто говорят слова-паразиты Ё-МОЁ, ЁЖКИН КОТ, ЁКАРНЫЙ БАБАЙ и т.п. По сути все они являются эвфемизмом матерных слов на ту же букву.

Выражение-паразит ЭТО САМОЕ говорят люди ленивые и не слишком ответственные. Они ненадежны и чрезмерно импульсивны. На них не стоит полагаться. Они изобретательно сваливают собственную вину на всех, кто попался под руку. Обычно эти люди считают себя несправедливо обделенными, и все на свете им «должны».

НА САМОМ ДЕЛЕ — говорят люди эгоистичные и самоуверенные, среди них много сангвиников-экстравертов. Они доверяют лишь себе и своему мнению, с пренебрежением относясь к опыту и позиции окружающих. Чужой авторитет для них ничто. Человеку-«на самом деле» подчас бывает непросто завести друзей и единомышленников. В споре им важно не найти истину, а заставить оппонента замолчать. Окружающие часто не принимают их точку зрения и предпочитают больше с ними не связываться.

Слово паразит ТИПА и ЗНАЧИТ употребляют консерваторы. Они противники всего нового, а свое мнение предпочитают навязывать (как и предыдущая категория) с помощью агрессивного стиля разговора. Однако, в плане интеллекта и образованности человек-«типа» уступает человеку-«на самом деле».

Если человек часто говорит КАК БЫ — то часто так говорят творческие люди. Они проводят большую часть времени в собственном придуманном мире. Сочетанием как бы они бессознательно подчеркивают свою изоляцию от общества и сюрреалистическое видение жизни. Хотя, иногда как бы — просто универсальное междометие.

Слово ПРОСТО говорит человек, не имеющий самостоятельного мнения или не уверенный в нём. Обычно такой человек полностью зависит от окружающих, всё время опасаясь взять на себя ответственность и ляпнуть что-нибудь не то. Для этих людей характерно всё время оправдываться.

У вас наверняка есть знакомый человек, который часто говорит «ДЕТСКИЙ САД». Обычно это выражение произносится со снисходительной усмешкой или с сожалением. Любители говорить «детский сад», как правило, считают себя гораздо умнее, взрослее собеседника — именно это они и пытаются ему показать, восклицая: «Ну, что за детский сад!». Иногда этим выражением хотят подчеркнуть детское поведение взрослого человека — например, когда кто-то обижается на очевидную ерунду или ведет себя глупо, чересчур сентиментально и по-детски. Реже выражение «детский сад» применяется, чтобы предостеречь человека, который собирается совершить очевидную глупость или нелепость.

Словом ВОТ часто заканчивают фразы те, кто хочет продолжать разговор, но не знает, о чём ещё поговорить. Обычно такие люди растягивают это слово — «вооот…» и после него следует пауза. В любом случае это «вооот» сигнализирует о том, что разговор человеку наскучил. Иногда вот в конце фразы заменяется выражением вот так вот.

Некоторые люди часто говорят «НУ Я НЕ ЗНАЮ...». На самом деле они всё знают и имеют очень чёткое мнение обо всём. И этим «я не знаю» они наоборот всячески подчеркивают свою единственно верную (как они думают) точку зрения, приводя в разговоре примеры не в пользу оппонента.

Гораздо реже «я не знаю» говорят люди не уверенные в правильности своих действий, точнее — не желающие брать на себя ответственность и принять какое-то решение. Либо они боятся ошибиться и этим словом-паразитом стараются морально обезопасить себя. Им гораздо проще сказать «ну я не знаю» и устраниться от решения проблем, оставив их решение оппоненту.

Когда человек часто говорит СМОТРИ (или смотрите), это значит, что ваш собеседник — визуал и ему очень хочется, чтобы вы его получше поняли. Поэтому он подсознательно призывает вас воспринимать мир его собственным способом — то есть, смотреть. Это совсем не обязательно означает, что он хочет вам что-то конкретное показать.

Точно так же ведет себя собеседник-аудиал, кто часто говорит слово СЛУШАЙ или СЛУШАЙТЕ. Такому человеку проще воспринимать и усваивать информацию при помощи слуха, поэтому он неосознанно переносит это и на вас . А вовсе не для того, чтобы подчеркнуть, что вы к нему не достаточно внимательны, и призвать вас активнее его слушать.

Как избавиться от слов паразитов? Если вы хотите избавиться от слов-паразитов в собственной речи, то всё в ваших руках. Для начала нужно научиться снимать внутреннее напряжение.

Слайд «Чтобы голос был бодрым, уверенным, мелодичным, следите за своим психологическим состоянием»

 

Слайд «Тренируем интонацию»

                              Произнесите фразу « Иди сюда»

  1. громко,
  2. возмущенно,
  3. радостно,
  4. таинственно,
  5. тихо.

                             Скажите « Молодец»

  1. тихо,
  2. громко,
  3. ласково,
  4. удивленно,
  5. радостно.

Слайд «Скороговорки»

Для развития речи и дикции можно использовать скороговорки. Они помогают сделать речь правильной и чистой. При помощи скороговорок детей с раннего детства учат без ошибок, четко выговаривать слова. Также эти усложненные предложения помогают детям с логопедическими проблемами научиться произносить определенный звук.

Благодаря скороговоркам могут научиться красиво говорить не только дети, но и взрослые. Скороговорками постоянно тренируют свою дикцию журналисты и телеведущие, несмотря на то, что их речь и без этого хорошо развита. Многие скороговорки дошли до нас с давних времен, поэтому они помогают не только оттачивать дикцию, но и знакомят с народным творчеством наших предков.

Оказывается, детские стихотворные скороговорки самые эффективные для улучшения дикции взрослых. Они замечательно тренируют дикцию, и в результате произношение становится правильным и чистым. Хотя, безусловно, вряд ли все получится сразу, так что главное, дать себе время на тренировку и не отступать при первых же неудачах.

Слайд «Как отрабатывать скороговорку»

  1. Не пытайтесь сразу же быстро произнести скороговорку. Сначала прочитайте её вслух как можно медленнее и запомните каждое слово.
  2. Затем несколько раз произнесите скороговорку, преувеличенно артикулируя звуки. Делать это можно и про себя: на данном этапе ваши губы должны просто запомнить каждое движение. Если скороговорка длинная, разбейте её на части.
  3. Как только вы отработаете артикуляцию, начинайте проговаривать скороговорку шёпотом. Старайтесь, чтобы при этом был слышен каждый звук. Шёпот должен быть тихим, но разборчивым.
  4. Начинайте медленно произносить скороговорку в полный голос. Не спешите, скорость со временем увеличится.
  5. Определите, какие части скороговорки даются вам труднее всего, и отработайте их.
  6. Не забывайте, что вы повторяете не просто набор слов, а предложение, в котором есть какой-никакой смысл. Постарайтесь произнести его с соответствующей интонацией. Можно попробовать разные варианты: проговорите скороговорку нараспев, речитативом, с выражением.
  7. Постепенно ускоряйте темп.

Слайд «У дяди Абрама»

У дяди Абрама 17 сыновей

Они не ели, они не пили

И не гуляли никогда.

1 Повторять хором

2. «Правая рука» говорим вытягиваем руку вперед, хлопаем по колену и повторяем

3.Правая рука, левая рука. Хлопаем двумя руками и повторяем

4. Правая рука, левая рука, правая нога…..

5. Права рука, левая рука, правая нога, левая нога…       темп увеличивается

6. Права рука, левая рука, правая нога, левая нога, правое плечо…

7.     Права рука, левая рука, правая нога, левая нога, правое плечо, левое плечо…

8.   Права рука, левая рука, правая нога, левая нога, правое плечо, левое плечо, голова…

Конец.

          Мы — педагоги и поэтому в любой жизненной ситуации должны помнить: с нас строже спрос за поведение, слова и образ мыслей. Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении. Никогда не выясняйте ни с кем отношения в присутствии детей. Будьте тактичны, терпимы, доброжелательны. Говорите с детьми спокойно, располагающим к себе голосом.

А вот повышать голос и тем более срываться на визг нельзя ни в коем случае: это сделает вас совсем неубедительным. Вот такая несправедливость:
Чем больше мы стараемся докричаться, тем меньше нас слышат!

Только в таком случае дети ответят вам своей любовью и вниманием; родители уважением и пониманием; коллеги – признанием.

«Учительница русского языка, когда первый раз прыгала с парашютом, была сильно потрясена, весьма удивлена и крайне обескуражена, но вслух почему-то кричала по-другому»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация практикум Речевая культура педагога

Консультация-практикумТема: «Речевая культура педагога»Цель: Расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в диалоге с родителями воспитанниковЗадачи: Активизировать словарный...

Педагогический совет "Речевая культура педагога"

Сценарий педагогического совета "Речевая культура педагога"Презентация по теме, практический материал....

Речевая культура педагога

Консультация для педагогического коллектива...

Речевая культура педагога

Речевая культура педагога...

Речевая культура педагога

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит ...

Буклет для педагогов "Речевая культура педагога"

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...