ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "ГОТОВИМСЯ В ШКОЛУ ВМЕСТЕ"
материал (подготовительная группа)

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность в его дальнейшем обучении.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Анцирский детский сад»

        УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ «Анцирский детский сад»

_________ О.В. Долингер

«____»___________2023г.

План работы по самообразованию

воспитателя

Бородиной Елены Сергеевны

на 2023/2024  учебный год

Тема: «Готовимся в школу вместе»

с. Анцирь

2023 г.

Тема: «Готовимся в школу вместе»

Актуальность:

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность в его дальнейшем обучении.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

Работа воспитателя по формированию готовности к школе включает в себя:

• Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);

• Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность появляется в стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

• Воспитания у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);

• Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенно влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

Итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся, прежде всего, желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Такое желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с тем, что ребенок начинает сознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника вступает для него как ступенька к взрослости, а учеба как ответственное дело, к которому все относятся с уважением. Опросы детей, неоднократно проводившиеся в подготовительных группах детского сада, показали, что дети, за редким исключением, стремятся пойти в школу, не хотят оставаться в детском саду. Обосновывают это желание дети по-разному. Большая часть ссылается на учебу как на привлекательную сторону школы. Конечно, не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой привлекательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: сидение за партой, звонки, перемена, отметки, владение портфелем, пеналом и т.п. Интерес такого рода к внешним моментам менее важен, чем желание учиться.

Цель: организация совместной работы ДОУ и родителей по подготовке детей к обучению в школе.

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме, подобрать диагностические методики, установить связь со школой.

2. Определить факторы умственной, эмоционально-волевой, мотивационной готовности к обучению в школе.

3.Выявить роль родителей к формированию у детей желания учиться в школе.

4. Составить систему консультаций и рекомендаций в помощь родителям будущих первоклассников.

План по самообразованию

Сроки

Формы работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытые просмотры, выставки работ и т.д.)

Сентябрь

Выбор темы самообразования. Постановка целей и задач. Подбор методической литературы.

Составление плана самообразования.

Анализ методической литературы: Модестова Т.В. «Скоро в школу». Санкт-Петербург, 2005г. Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. «Готов ли ваш ребенок к школе?» Москва, Просвещение, 1992г.

Разработка плана  работы по самообразованию на тему: «Готовимся в школу вместе»

Октябрь

Диагностика детей подготовительной группы.

Оформление сюжетно- ролевой игры «Школа». Оснащение уголка юного школьника.

Сюжетно - ролевая игра «Школа», уголок юного школьника.

Закупка рабочих тетрадей по подготовке детей к школе. ХОЛОДОВА «За три месяца до школы»

Ноябрь

Подготовка к родительскому собранию.

Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?».

Родительское собрание на тему: «Начало учебного года – новый этап в жизни воспитанников».

Консультации для родителей: «Роль семьи в подготовке детей к школе»

Декабрь

Работа над материалами рекомендаций для родителей

Выступление с презентацией: «Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе»

Январь

Оформление материалов папки - передвижки

Папка - передвижка «Готовим будущего первоклассника»

Февраль

Работа над материалами консультации для родителей

Консультация для родителей на тему: «Как подготовить руку ребенка к письму».

Март

Работа над материалами консультации для родителей

Консультация «В чем причина трудностей первоклассника»

Апрель

Организация экскурсии в «Анцирская СОШ»

 (в школьный класс, в школьную библиотеку).

Экскурсия в «Анцирская СОШ»

Консультация для родителей «Адаптация к школе»

Май

Подготовка праздника «Выпуск в школу»

Подготовка к родительскому собранию.

Анализ работы по теме самообразования.

Праздник «Выпуск в школу»

Итоговое родительское собрание «До свидания, детский сад!».

Творческий отчет по теме самообразования.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Модестова Т.В. «Скоро в школу». Санкт-Петербург, 2005г. Виноградова Н.Ф., 2. Журова Л.Е. «Готов ли ваш ребенок к школе?» Москва, Просвещение, 1992г.2.

3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005.

5. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.

6. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003.

7. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1.

8. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

9. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9.

10. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11.

11. Шукейло В.А. 90 упражнений для развития речи дошкольников // Готовимся к школе. – Литера, 2009.

12. Л. Е. Журова Обучение дошкольников грамоте. – М. :Школьная пресса,2001

13. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

Консультация для родителей

«Как подготовить руку ребёнка к письму»

Развитая моторика необходима для усвоения школьной программы. Год от года увеличивается количество первоклассников, которые испытывают большие трудности при овладении письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; не укладывается в общий темп работы. Движения их рук недостаточно точны и целенаправленны.Развитые детские руки нужно не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Отсюда следует, что прежде чем ребёнка учить писать, необходимо подготовить его руку к письму, тренировать мелкие мышцы кисти, укрепить их.К организации процесса письма предъявляются определённые требования, которые должны соблюдаться в обязательном порядке.

Требования к организации процесса письма.

1. Ручка шариковая без автоматической защёлки, цвет фиолетовый или синий. Желательно, с тонким наконечником стержня. Необходимо следить за правильным положением ручки в руке.

Как правильно держать ручку?

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.

2. Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

  • Стол, за которым ребёнок будет делать уроки подобран по росту ребёнка;
  • Свет при письме падает слева;
  • Сидим прямо;
  • Ноги вместе;
  • Между грудью и столом расстояние 1,5-2 см;
  • Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову;
  • Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди;
  • Оба локтя лежат на столе.

Можно заучить маленький стишок и повторять каждый раз перед началом письма (помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника):

Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.

Ну что ж, начинаем писать. Рука при письме опирается на основание запястья и на внешнее ребро ладони и мизинец. По мере письма потихоньку передвигаем ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание запястья. Через какое-то время, когда "проделали" достаточно большое расстояние (примерно длину слова в 6-10 букв), передвигаем запястье.Среди разнообразных заданий, направленных на подготовку руки ребенка к письму, наиболее эффективными считают: упражнения на укрепление мышц руки

Упражнения на укрепление мышц руки

  • Упражнения с мелким материалом.

Можно во время занятий с ребенком нанизывать бусы, застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючочки, завязывать и развязывать ленточки; перекладывать тремя пальцами, которыми держат ручку во время письма, мелкие игрушки; работать с пипеткой и стаканчиком (выбирать и наливать воду), плести из ниток (например, закладки) и так далее.

  • Различные виды продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация, вырезание по контуру фигурок из бумаги, вышивание. Помимо хорошей тренировки руки, рисование даёт ощущение «творца», является ключом к эмоциональному пониманию искусства.
  • Закрашивание

Это достаточно приятное занятие бывает сначала детям в тягость, но в дальнейшем они выполняют его с удовольствием.Условие задания: закрашивать надо только цветными карандашами, не выходить за пределы контура рисунка, делать закрашивание сплошным, без полос, можно изменять нажим одного карандаша и закрасить рисунок тремя тонами – совсем светлым, более густым и очень густым.

  • Штриховка - эта работа достаточно трудная, но очень полезная для развития мелкой моторики, однако у детей это занятие не вызывает интереса.

Дети учатся контролировать себя, выполнять задания в очерченном пространстве, вырабатывают глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движений. Штриховку орнаментов иногда делаем цветными ручками. Это тоже необходимый этап подготовки к письму. Для того, чтобы интерес ребёнка не угасал, можно включать игровые моменты, например: «Наступила ночь. Надо поскорее закрасить небо, закрыть окна в домике.

  • Срисовывание различных графических образов.

При выполнении подобных упражнений необходимо обратить внимание детей на клетку: дети узнают, что клетка делится на четыре части, что у неё есть середина, углы, верхняя, нижняя, правая и левая стороны. Срисовывая, дети должны точно срисовать детали картинки.

  • Выполнение пальчиковой гимнастики. По мнению ученых, пальчиковая гимнастика активизирует работу речевых зон в коре головного мозга.

Увлекательные задания, сопровождающиеся с ритмом приговорки, готовят руку ребёнка к письму, развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что в свою очередь способствует развитию речи. Предлагаем Вам несколько вариантов пальчиковой гимнастики.

«Кошка». Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.

Шубка мягкая у кошки,
Ты погладь ее немножко.

«Веер»Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.

Мы купили новый веер,
Он работает, как ветер.

«Щелчки». Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок.

Раз щелчок, два щелчок.
Каждый пальчик прыгнуть смог.

  • Обводка по контуру фигур различной сложности.

Это задание развивает не только моторику руки, но и фантазию, т.к. можно усложнить задание и предложить ребёнку нарисовать звезду, ромашку или тропинку к лесу, при этом необходимо обращать повышенное внимание не на количество выполненного задания, а на его качество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Программа (фрагмент) психолого-педагогического сотрудничества детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе «Вместе в школу мы пойдем!»

Цель программы сотрудничества  – организация совместной работы детского сада, ребенка и его семьи в процессе подготовки к обучению в школе. Программа состоит из пяти блоков.Первый  блок...

Школа будущего первоклассника. Готовимся к школе ВМЕСТЕ.

Ребенок идет в школу – в первый раз в первый класс. Он радуется, что уже большой, и собирается учиться только на одни пятерки. А вот родители испытывают смешанные чувства.Конечно, они гордятся с...

Ежедневное планирование в старшей группе по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы на тему «Вся семья вместе и душа на месте».

Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми, разработанный в соответствии с ФГОС ДО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2018-2019г.

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательных...