Работа с «неблагополучными семьями» 09 23
статья (старшая группа)

Панковец Марина Александрорвна

Граждане РФ – записано в статье Конституции – обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественному труду, растить достойными членами нашего общества. На современном этапе развития общества резко возрастает роль укрепления и развития тесной связи во взаимодействии детского сада, семьи и общественности.

Совместная работа воспитателей и родителей в формировании личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_neblogopoluch_sen.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с «неблагополучными семьями»

                                     

“Дети – это наше будущее! Оно должно быть хорошим

 вооружением для борьбы за наши идеалы”.

Н.К.Крупская

«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей –

 это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

В.А.Сухомлинский

 Граждане РФ – записано в статье Конституции – обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественному труду, растить достойными членами нашего общества. На современном этапе развития общества резко возрастает роль укрепления и развития тесной связи во взаимодействии детского сада, семьи и общественности.

Совместная работа воспитателей и родителей в формировании личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение.

Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общений и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, как и естественно возникающая трудовая деятельность – все это должно оказывать сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.

        Механизм выявления неблагополучных семей

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, методиста, воспитателей) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

ПРИЗНАКИ   НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Утомленный, сонный вид

Санитарно-гигиеническая запущенность

Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания

Неумеренный аппетит

Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии

Привлечение внимания любым способом

Чрезмерная потребность в ласке

Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием

Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками

Трудности в обучении

Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия:

В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ПРИЗНАКИ

ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

В боязливости ребенка

В выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков

В сосании пальца, раскачивании

В боязни идти домой

В жестоком обращении с животными

В стремлении скрыть причину травм

   С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями  ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, педагог-психолог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

Причины неблагополучия:

1. Злоупотребление алкоголем, где чаще всего формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества.

2. Конфликтные ситуации (открытые и скрытые).

3. Ориентация на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании и духовном развитии.

4. Начало периода распада неблагополучной семьи с переходом в неполный вид.

Важной задачей в работе с неблагополучными семьями,  является разъяснение правовых и медицинских вопросов. Проблема воспитания ребенка в неблагополучной семье – это проблема не только педагогики, медицины или правоохранительных органов, – это тема стала ведущей в кинематографии, художественной литературе. Жизнь открыто заставляет людей задуматься над своим поведением.

Дошкольники – как воск. Подогрев его, т.е. обласкав, от ребенка можно всего добиться и переделать его поведение тоже легче, чем в более в старшем возрасте. “На свете – бездна родителей, – писал В.Г.Белинский, – множество, но мало отцов и матерей”.

Проблема благополучной семьи занимает, пожалуй, центральное место в подготовке будущих семьянинов, а главным условием семейного благополучия выступают:

взаимоотношения между супругами;

отдельное жилье;

материальное благополучие;

дети в семье;

интересная работа.

Методы работы:

Посещение воспитателем  семей дома, наблюдение за малышами  в детском саду, анкетирование, составление воспитателями актов условий изучения семьи;  изучение записей посещений семей;

изучение  работы родителей в группе, на участке детского сада (родители были образцом для подражания детьми, привлекались к труду родители неблагополучных семей).

Учет структуры семьи необходим при планировании работы с родителями. Переход полной семьи в неполную сопровождается “бурями”, “драмами”, накладывающими отпечаток на душевное, психическое состояние детей, и требуют эти дети и родители особого подхода со стороны педагогов. Создание новой семьи значительно отвлекает родителей от воспитания детей. “Новый папа” ревниво относится к занятиям со “ своим” ребенком.

В семьях из 3-х поколений так же бывают конфликтные ситуации из-за противоположных взглядов на воспитание. В работе с такими семьями учитываем, что старшее поколение – дедушки и бабушки – в силу занятости родителей нередко становятся основными воспитателями. Позиция ребенка в семейном воспитании: он – кумир!

Сосредоточение родительской любви на единственном ребенке невольно ведет к прогнозированию типа личности. Может, он и будет толковым специалистом, но редко добро деятельный человек.

“Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение” (А.С.Макаренко).

Можно сделать вывод – структура семьи, характер семейных отношений, организация семейного хозяйства – главное условие, обеспечивающее успех. И необходимое условие – связь семьи с детским садом.

 Необходим дифференцированный подход в работе с родителями с учетом психологических особенностей родителей и детей в неблагополучных и неполных семьях.

Целенаправленное изучение семей, которое позволит нам найти, возможно, объективные показатели форм и методов, эффективность их применения, с особым акцентом на неполный вид семьи, на неблагополучные семьи;

установление тесной связи с общественными организациями, при необходимости с органами охраны общественного порядка.

Изучение семьи, как один из важнейших моментов выявления причин неблагополучия, тогда будет обоюдным, когда поведение педагогов при посещении семей будут убедительными в добрых намерениях педагога, в неформальных и малосодержательных беседах, когда родители убеждаются в добрых намерениях педагога.

Наши наблюдения показывают, что в неблагополучных семьях родители довольно часто захваливают ребенка, восхищаются его мнимыми талантами и преувеличенными способностями, демонстрируют “чудо-ребенка”. Подобным образом в этих семьях взращивается и культивируется с ранних лет эгоцентризм, стремление всегда и везде быть в центре внимания. Только в неблагополучной семье требование на внимание раздражает родителей: “Отойди, не мешай мне!”, “Займись чем-нибудь полезным”, “Читай книжку”, “Иди на улицу”. “А со мной дома не разговаривают” – часто можно услышать от детей.

Таким образом, чтобы оказать помощь родителям из неблагополучных и неполных семей конкретную помощь в воспитании детей, педагогу следует хорошо знать психологические особенности родителей, своевременно выявить недостатки, трудности в воспитании детей, которые возникают в этих семьях. Составленная своевременно психолого-педагогическая характеристика семьи, систематическое целенаправленное наблюдение семьи позволит педагогу четко определить имеющиеся недостатки в характере родителей, проследить наметившиеся изменения в их поведении, изменить стиль общения родителей с ребенком. Проведение индивидуальных бесед и консультаций помогут педагогам исправить типичные ошибки родителей в воспитании. Учет особенностей общения родителей с детьми в неблагополучных и неполных семьях дает возможность педагогу направить родительские интересы на более глубокое изучение собственных воспитательных действий.

Важную роль в развитии личности ребенка – дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Нередко дети не хотят принимать друг друга в игры, потому что он “долго думает, медленно передвигается, или наоборот, излишне возбужден, не соблюдает правил, наталкивается на всех или мешает неподвижностью, не умеет начатое доводить до конца”.

Наблюдения в игре за непопулярными детьми показывают, что такой ребенок выражает стремление к общению, но не хочет быть внимательным, требования детей и воспитателя не выполняет, и дети его изгоняют из игры. В общении такие дети отстают в сообразительности, иногда расстраивают игру, вызывают раздражение у сверстников; они попадают в число не принятых в игру. Капризули, плаксы, вредные, агрессивные, все те, кто не в состоянии доиграть до естественного конца сюжета. Они – источник конфликтов и напряжений в группе сверстников, они – источник эмоционального дискомфорта. Ребенок из неблагополучной семьи объяснительную речь часто подменяет ситуативной – ребенок затрудняется строить речь с объяснениями.

Дети из неблагополучных семей эгоцентричны, страдают “взрывом” эмоций, грубые, долго не поддаются уговорам, не терпят порицаний, реагируют на них, не соблюдая такта. В их общении со сверстниками наблюдается непостоянство, неумение начатое дело довести до конца.

     Конвенции о правах ребёнка (краткое содержание)

Конвенция — это международный документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. Принята  20 ноября 1989 года.

 Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека. Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля (Комитет ООН по правам ребенка) и наделяет его высокими полномочиями.

Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослого и ребенка, учителя и ученика. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

Идеи Конвенции должны внести много принципиально нового не только в наше законодательство, но прежде всего в наше сознание. Основная идея Конвекции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. ЕЁ положение сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвекция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей или опекунов. Согласно Конвекции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвекция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии , семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища. Кроме того, данные права должны предоставляться детям в первую очередь, всегда в приоритетном порядке.

 Поскольку 15 сентября 1990 года Конвенция о правах ребёнка вступила в законную силу на территории нашего государства, положения данной Конвенции должны соблюдаться.

Статья 1 Определение ребенка. Человек до 18 лет считается ребёнком и обладает всеми правами, заключёнными в данной Конвенции.

 Статья 2 Недопущение и предотвращение дискриминации. Каждый ребёнок, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии и социального происхождения обладает правами, предусмотренными данной Конвенцией и не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3 Соблюдение интересов ребёнка. При принятии решений государство должно обеспечивать интересы ребёнка и предоставлять ему защиту и заботу.

Статья 4 Реализация прав. Государство должно осуществлять все права ребёнка, признанные данной Конвенцией.

 Статья 5 Воспитание в семье и развитие способностей ребёнка. Государство должно учитывать права, обязанности и ответственность родителей при воспитании ребёнка.

Статья 6 Право на жизнь и развитие. Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать его здоровое психическое, эмоциональное, умственное, социальное и культурное развитие.

Статья 7 Имя и гражданство. Каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на них.

Статья 8 Сохранение индивидуальности. Государство должно уважать право ребёнка на сохранение индивидуальности и должно помогать ребёнку в случае их лишения.

Статья 9 Разлучение с родителями. Ребёнок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах. В случаях государственного решения о разлучении с одним или обоими родителями, государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребёнку).

Статья 10 Воссоединение семьи. Если ребёнок и родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран, чтобы поддерживать личные отношения.

Статья 11 Незаконное перемещение. Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.

Статья 12 Взгляды ребёнка. Ребёнок, в соответствии со своим возрастом имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам.

Статья 13 Свобода мнения. Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

Статья 14 Свобода мысли, совести и религии. Государство должно уважать право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Статья 15 Свобода Ассоциаций. Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.

Статья 16 Защита права на личную жизнь. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения.

Статья 17 Доступ к необходимой информации. Каждый ребёнок имеет право на доступ к инфор- мации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать доступ к информации, наносящей вред ребёнку.

Статья 18 Ответственность родителей. Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей и обеспечивать развитие сети детских учреждений.

Статья 19 Защита от злоупотреблений. Государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия, отсутствия заботы и от плохого обращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.

Статья 20 Защита ребёнка, лишённого семьи. Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту со стороны государства. Государство может передать ребёнка на воспитание тем людям, которые уважают его родной язык, религию и культуру.

Статья 21 Усыновление. Государство должно следить за тем, чтобы при усыновлении ребёнка неукоснительно соблюдались его интересы и гарантии его законных прав.

 Статья 22 Дети-беженцы. Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам, в том числе оказывать им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать воссоединению с семьей.

Статья 23 Дети-инвалиды. Каждый ребёнок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь.

Статья 24 Здравоохранение. Каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

Статья 25 Оценка при попечении. Государство должно регулярно проверять условия жизни ребёнка, находящегося на попечении.

Статья 26 Социальное обеспечение. Каждый ребёнок имеет право пользоваться социальными благами, в том числе социальным страхованием.

Статья 27 Уровень жизни. Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.

Статья 28 Образование. Каждый ребёнок имеет право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.

 Статья 29 Цель образования. Образовательные учреждения должны развивать личность ребёнка, его таланты, умственные и физические способности, воспитывать его в духе уважения к своим родителям, понимания, мира, терпимости, культурных традиций.

 Статья 30 Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению. Если ребёнок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать религию.

Статья 31 Отдых и досуг. Каждый ребёнок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.

Статья 32 Детский труд. Государство должно защищать ребёнка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому развитию ребенка.

Статья 33 Незаконное употребление наркотических средств. Государство должно сделать всё возможное, чтобы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей в производстве и торговле наркотиками.

 Статья 34 Сексуальная эксплуатация. Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.

Статья 35 Торговля, контрабанда и похищение. Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей.

Статья 36 Иные формы эксплуатации. Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.

Статья 37 Пытки и лишение свободы. Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.

Статья 38 Вооруженные конфликты. Государство не должно позволять детям до 15 лет вступать в армию или напрямую участвовать в военных действиях. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту.

Статья 39 Восстановительный уход. Если ребёнок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство собственного достоинства.

 Статья 40 Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних. Каждый ребёнок, обвиняемый в нарушении закона, имеет право на основные гарантии, правовую и другую помощь.

 Статья 41 Применение наивысших норм. Если законодательство отдельной страны защищает права ребёнка лучше, чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.

Статья 42 Соблюдение и вступление в силу. Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.

 Статьи 43-54 включает нормы того, что взрослые и государство должны сообща обеспечивать все права детей.

Домашнее насилие над детьми.

Для того, чтоб будущее поколение окружало здоровое общество, необходимо полностью исключить насилие из повседневной жизни человека. Понятно, что это, к сожалению, утопия и разного рода насилие присутствует в жизни даже обычного человека ежедневно: мы смотрим телевизор, где показывают насилие, мы ежедневно проводим на улице некоторое время, где с легкостью сами можем подвергнуться насилию со стороны граждан из другой социальной категории. А как же быть, если это самое насилие совершается над самой беззащитной категорией населения – детьми?

бюрократия. домашнее насилие над детьми

К сожалению, неумолимая статистика сообщает нам о том, что это не такая уж и редкость во всех странах мира. В 70-е годы ХХ столетия этой проблеме уделили особое внимание. Проведенные исследования показали, что из тысячи детей пятеро подвергаются домашнему насилию. Согласно исследованиям стран Евросоюза ежегодно около 60000 детей подвергается насилию. Эта цифра шокирует ум адекватного человека. По данным российского исследователя доктора психологических наук Н. Ю. Синягина в России примерно 45 процентов семей используют в своих методах воспитания детей жестокость. Страшно даже представить, что из ста жертв физического насилия погибают двое. Остальные жертвы становятся морально искалеченными и еще с детства неполноценными членами общества.

Стоит отметить тот факт, что число случаев насилия над детьми заметно увеличилось за последние годы. При этом, выявленные случаи это только верхушка ужасного айсберга, ведь часто о случаях насилия в семье над детьми никто из посторонних не знает и пресечь действия взрослых никто не может. Поэтому с учетом того, что на руках у исследователей нет точных данных о том, сколько детей страдают от жестокого обращения в семье, мы не можем даже представить глобальность данной проблемы.

Если собрать все определения термина насилие воедино, то получится что насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов. В настоящее время ученые и юристы используют два термина применимые к этому понятию – насилие и жестокость. По сути, это два разных слова отображающих одну и ту же действительность.

бюрократия. домашнее насилие над детьми

Существует 4 формы насилия или жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.

Сексуальное насилие — вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.

Психическое насилие – открытая критика ребенка неприятие его мнения. Родители оскорбляют ребенка и угрожают ему физической расправой. Грубое психическое воздействие взрослых на ребенка и предъявления ему требований, которые он не может выполнить в силу возраста. При этом, родители могут полностью изолировать ребенка от общества как физически так и социально.

Моральное насилие (пренебрежение родителями нуждами ребенка) — отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Отказ в удовлетворении нужд ребенка в медицинской помощи, в том числе, отказ лечить его, а также неудовлетворение нужд ребенка в одежде питании образовании и жилья. Часто родители из такой семьи вовлекают ребенка в употребление алкоголя и наркотиков.

бюрократия. домашнее насилие над детьми

Вообще термин «жестокое обращение» включает в себя много аспектов. Это не только физическое воздействие на здоровье ребенка или нарушение его половой неприкосновенности, но и ущемление его достоинства, запугивание угрозы, использование обидных прозвищ, использование ребенка как средство экономического торга при разводе и игнорирование мнения малыша. Если разобраться в данной ситуации, то практически во всех семьях есть так называемое «жестокое обращение» с детьми. Однако существует грань между воспитанием и жестоким обращением. И адекватные любящи родители, вполне в состоянии разделить эти два понятия.

Давайте проанализируем откуда берут начало такие методы воспитания. Помните пословицы, которые указывают на методы воспитания детей: «Воспитывать кнутом и пряником», «Больше тумаков – меньше дураков» и тд? Так вот, многовековые традиции, сохранившиеся и по сей день в некоторых патриархальных семьях, вынуждают родителей лупить свое чадо. Кроме того, в связи с распространением открытого доступа к информации разного рода посредством интернета, это влечет за собой культ жестокости в современном обществе, который, к сожалению, на спад не идет. Низкий уровень культурного развития общества тоже является немаловажной причиной жестокого обращения с детьми, так как в семьях пропагандируются ценности далекие от ценностей идеальной семьи. Ну и конечно существуют семьи, члены которых имеют неустойчивую психику или психологическую травму, это является угрозой для более слабого члена семьи.

Чаще всего домашнему насилию подвергаются малыши, родители которых не являются им родными. Так же под угрозой испытать домашнее насилие дети, родители которых импульсивные и имеют психические расстройства. Родители, которые сами подвергались в детстве насилию. Родители, которые обладают низким уровнем образования и социальным статусом. Родители, которые воспитывают ребенка без супруга или супруги. Родители склонные к употребления алкоголя или наркотиков. Родители, имеющие большое количество детей или являющиеся молодыми и неопытными родителями и в силу этого не интересуются ребенком. В свою очередь есть и определенные категории детей, которые наиболее часто подвергаются насилию со стороны родителей или опекунов. К таким категориям относятся нежеланные дети, дети которые рождены с осложнениями и первый год были разлучены с матерью, дети-погодки из многодетных семей, дети имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, гиперактивные дети. Часто дети из семей с низким социальным статусом более подвержены насилию, в силу того, что родители, которые лишены определенных благ цивилизации, вымещают зло на детях, при этом, в большинстве случаев, в таких семьях присутствует употребление алкоголя или наркотических средств.

К сожалению, последствия насилия над ребенком могут быть самыми разнообразными, вплоть до самоубийства жертвы. Кроме того, что травмированный ребенок страдает от своей ущербности и часто проявляет агрессию в поведении, существует более глобальный ущерб, который нанесен не конкретному малышу, а целому обществу, в котором этот маленький искалеченный человек будет расти и развиваться. Ведь часто, из-за того, что человек в детстве испытал жестокость и, в следствии этого, получил травму, происходит так, что он решает все свои жизненные вопросы только посредством противоправных действий и агрессии. Сначала ребенок получивший травму «благодаря» неуравновешенным родителям вымещает свою обиду на детях помладше или животных, а потом превращается в такого же неуравновешенного взрослого, который терроризирует свою семью или нарушает другие нормы поведения. И, к сожалению, это замкнутый порочный круг.

Кроме того, дети, которые испытали на себе домашний террор, имеют трудности в дальнейшем с социализацией. Ребенок замыкается в себе и, либо проявляет агрессию, либо становится апатичным ко всему. Низкая самооценка, неспособность к развитию приводят к тому, что вновь образуется та самая низко-социальная прослойка населения, из-за которой чаще всего и происходят такие явления, как жестокое обращение с детьми в семье.

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, которые допускают жестокое обращение с детьми:

Административная ответственность предусмотрена в случае допущения пренебрежения основными потребностями ребенка, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, влечет наказание в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5. 35 КОАП РФ);

А также в случае вовлечения несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, влечет административное наказание в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 6.10 КОАП РФ);

В случае ненадлежащего исполнения родительских обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего ребенка, которое сопряжено с жестоким обращением -  предусмотрена уголовная ответственность. Родители, а также лица, их заменяющие могут быть привлечены к уголовной ответственности за деяния, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации:

ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства)
ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью),
ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью),
ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта),
ст. 115УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью),
ст. 116 УК РФ (побои), ст. 117 УК РФ (истязание),
ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности),
ст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью),
ст. 131 УК РФ (изнасилование);
ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера);
ст. 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера),
ст. 134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста);
ст. 135 УК РФ (развратные действия)
ст. 125 УК РФ (оставление в опасности);
ст.124 УК РФ (неоказание помощи больному);
ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления),
ст. 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий),
ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),
ст. 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

Установление факта осуществления родительских прав в ущерб правам и интересам детей может при различных обстоятельствах повлечь негативные последствия для родителей в виде: лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ), ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ).

Если вы стали свидетелем жестокого обращения с несовершеннолетними, то нужно незамедлительно сообщить данный факт в правоохранительные органы, возможно, вы станете спасителем жизни маленького человека.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа с неблагополучными семьями

Акт обследования жилищно - бытовых условий дошкольника...

Формы и методы работы с неблагополучными семьями

 Совместная работа воспитателей и родителей в формировании личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение. Неповто...

Тренинг: «Психологическая готовность педагога к работе с неблагополучными семьями»

Чтобы эффективно общаться с людьми, нужно побуждать их к общению на основе вербальных и невербальных реакций. Вербальные реакции – то, что мы говорим. Невербальные – то, что сопровождает нашу ре...

Методы работы с неблагополучными семьями

При подготовке  консультации для педагогов "Методы работы с неблагополучными семьями" я  составила  "шпаргалку" - подсказку, в которой рассматриваются наиболее типичные проблемы при вза...

план работы с неблагополучными семьями

перспективное планирование по работе с неблагополучными родителями...

Формы работы с неблагополучными семьями

В помощь социальному педагогу....

Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ

Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ...