Методы работы с неблагополучными семьями
методическая разработка по теме
При подготовке консультации для педагогов "Методы работы с неблагополучными семьями" я составила "шпаргалку" - подсказку, в которой рассматриваются наиболее типичные проблемы при взаимодействии с семьями воспитанников. Эта "шпаргалка" подсказывает, какие основные действия должен предпринять педагог в той или иной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы работы с неблагополучными семьями | 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы работы с неблагополучными семьями
Проблема: Педагогическая безграмотность родителей
Действия ДОУ: наблюдение и консультации воспитателя, психолога, координатора по работе с семьей. Проведение с родителями семинаров, консультаций, бесед на темы воспитания, просмотр специальных видеофильмов, кинофильмов. Вовлечение детей в кружки и секции.
Проблема: жестокое обращение с ребёнком
Действия ДОУ: наблюдения воспитателей, психолога, координатора по работе с семьей, медперсонала. Консультации психолога, координатора по работе с семьей, врача, юриста для родителей. Привлечение к занятиям в детско-родительской группе. Постановка на учет в КДН. Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье. Ходатайство о возбуждении дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).
Проблема: семья алкоголиков(оба родителя).
Действия ДОУ: наблюдения и консультации специалистов ДОУ. Дополнительные занятия с ребёнком по оказанию помощи в подготовке к школе. Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.) Консультация ребёнка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения. Обращение в специальные службы. Ходатайство о возбуждении дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).
Проблема: семья в состоянии развода или после развода.
Действия ДОУ: наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, координатора по работе с семьей, воспитателей. Привлечение к деятельности группы родителей ребенка. Помощь ребёнку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму. Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия разводов).
Проблема: неполная семья
Действия ДОУ: привлечение полной семьи для общения и работы с ребёнком и его семьей. Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка. Привлечение неполной семьи к занятиям в детско-родительском клубе. Наблюдения и консультации психолога, координатора по работе с семьей, воспитателей. Активная деятельность воспитателей по вовлечению ребёнка в систему дополнительного образования. Проведение родительского просвещения (обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя). Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты. Привлечение общественных организаций к воспитанию (в случае необходимости).
Проблема: отчуждённость родителей из-за занятости
Действия ДОУ: сопровождение ребёнка координатором по работе с семьей, воспитателями. Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения. Привлечение ребёнка к посещению круглосуточной группы (в случае необходимости, через специальные службы). Привлечение родителей к занятиям по психологии.
Проблема: полная семья, один из родителей пьёт.
Действия ДОУ: наблюдения и консультация психолога. Беседа психолога, координатора по работе с семьей, врача с непьющим родителем. Вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования. Дополнительная помощь в занятиях со стороны воспитателей. Привлечение здорового члена семьи и ребёнка к занятиям в детско-родительском клубе. Работа воспитателя, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. Индивидуальная работа психолога, координатора по работе с семьей с каждым из родителей по изменению отношений в семье. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т. п.) рекомендовать обследование у детского психиатра. При хроническом неусвоении программы ДОУ направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения.
Проблема: неполная семья, родитель алкоголик.
Действия ДОУ: беседы воспитателя, координатора по работе с семьей, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. Наблюдения и консультации психолога. Вовлечение ребенка в кружки, секции. Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав. Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения.
Проблема: опекунские семьи (престарелые, употребляющие алкоголь, педагогически-несостоятельные).
Действия ДОУ: Вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования. Консультации психолога ОУ для опекунов. Индивидуальная работа психолога с ребенком. Помощь воспитателей ребёнку в усвоении образовательной программы ДОУ. Консультация психиатра (по рекомендации специалистов ДОУ). Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приемная семья, детский дом и т. д.) Направление образовательным учреждением ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения. Консультация у невропатолога или психиатра (по рекомендации ДОУ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
работа с неблагополучными семьями
Акт обследования жилищно - бытовых условий дошкольника...
Формы и методы работы с неблагополучными семьями
Совместная работа воспитателей и родителей в формировании личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение. Неповто...
Тренинг: «Психологическая готовность педагога к работе с неблагополучными семьями»
Чтобы эффективно общаться с людьми, нужно побуждать их к общению на основе вербальных и невербальных реакций. Вербальные реакции – то, что мы говорим. Невербальные – то, что сопровождает нашу ре...
план работы с неблагополучными семьями
перспективное планирование по работе с неблагополучными родителями...
Современные методы работы с неблагополучными семьями
Чаще всего неблагополучие встречается именно в неполных, семьях (семьях группы риска). Семья “социального риска” - это семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности в с...
Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ
Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ...
Консультация – презентация "Психологический аспект работы с неблагополучными семьями и семьями СОП "
В данном выступлении-презентации раскрываются вопросы о работе с неблагополучными семьями и семьями СОП, даются критерии, с помощью которых можно определить данную семью, указываются эффективные меру ...